Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития политической мысли в России




Тема 3. Политическая мысль России

Темы рефератов и докладов

1. Политическая мысль Востока.

2. Политическая мысль Античности.

3. Политическая мысль Средневековья.

4. Политическая мысль Возрождения.

5. Истоки идеи правового государства.

6. Эволюция идеи разделения властей.

7. Общественный договор и гражданское общество.

8. Политическая мысль Нового времени.

9. Политическая мысль XX века.

 

Литература:

Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. М., 1981.

Антология мировой политической мысли: в 5 томах. М., 1997.

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1998.

Политология / под общ. ред. Д. С. Клементьева. М., 1997.

Мельник, В.А. Политология: учебник. Минск, 1997.

Гаджиев, К. С. Введение в политическую науку: учебник для высших учебных заведений. М., 2000.

Алексеев, Д. Ю. Российский солидаризм: теория, история и современность. / Д.Ю. Алексеев, В.Ф. Печерица. Уссурийск, 2000.

Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для вузов. М., 2001.

Пляйс, Я. А. Отечественная политология на рубеже XX и XXI в. // Полис. 2002. № 2.

Соловьёв, А. И. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2005.

Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для вузов. М., 2005.

Алексеев Д. Ю. Основы политологии демократического общества. Владивосток: ТГЭУ, 2008.

Алексеев Д. Ю. Российский солидаризм: теория, практика, люди. Владивосток: ТГЭУ, 2010.

 

 

Зарождение политических идей в России относится к периоду объединения восточнославянских племён под властью киевского князя. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества.

Политическая традиция России весьма противоречива. В ней изначально сосуществовали авторитарные и демократические начала.

С одной стороны большая территория требовала сильной власти, способной мобилизовать население и организовать его на защиту границ, проведение хозяйственных работ, заселение новых земель. Сильная власть требовала поддержания в общественном сознании высокого авторитета её носителей: князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая её благоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования самодержавной традиции.

В то же время в России с самого начала существовала мощная демократическая (вечевая) традиция. Основой социальной организации общества выступала община, породившая традицию совместно (сообща, всем миром) решать все дела. Наибольшее распространение эта традиция получила в Новгородской Республике просуществовавшей более трёх с половиной веков (1136-1478).

Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера, что стало одной из причин принятия христианства, оказавшего огромное влияние на всю последующую политическую мысль России. В то же время вечевые традиции продолжали играть важную роль, а божественный характер княжеской власти органически переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Так Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 гг. в своих «Поучениях» наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, обладать мудростью и соблюдать законы.

Начальный период развития политической мысли в России (XI-XV века) имел общие черты с процессом становления западных политических учений:

1. Первоначально политическая мысль была растворена в религиозных и обыденных представлениях.

2. После принятия христианства в 988 г. политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения. (В западных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI веке).

3. И на Западе, и в России политическая мысль выполняла чётко выраженную политическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

В то же время содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, было различным, что объясняется спецификой местных условий (размер территории, плотность населения, климат, географическое положение и др.) и, как следствие, социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений) в которых развивались политические идеи.

На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет, прежде всего, государства, общины, а не личности.

В период Московского государства происходила концентрация политического могущества, утверждалась неограниченная власть монарха, уничтожались остатки феодальной вольницы и вечевой традиции. Пик этого процесса пришёлся на правление Ивана Грозного (1533-1584), который, выбирая между сословно-представительной монархией и абсолютизмом, сделал выбор в пользу последнего.

Политические идеи того времени обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер. Так, писатель публицист Иван Пересветов (XVI век) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны (вину за все беды он возлагал на бояр). Условие величия государства, по И. Пересветову, - неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство.

Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным. Однако это не привело ни к обогащению государства, ни к военным победам. Более того, Ливонская война, длившаяся 25 лет и принёсшая огромные жертвы, окончилась безрезультатно, а опричный террор укрепил режим личной власти, но разорил страну и поставил Россию на грань катастрофы.

Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был бывший советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI век). Следует отметить, что первый российский диссидент решился на открытую критику лишь после бегства в Литву. «Царь должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек», - считал Андрей Курбский.

Самодержавная тирания Ивана Грозного стала прологом к тяжелейшему морально-политическому и социально-экономическому кризису, вошедшему в историю как Смутное время (конец XVI века - начало XVII века). Фактически произошёл распад российской государственности. Важно подчеркнуть, что воссоздана эта государственность была народом (1612-1613 гг.), причём ещё до создания на Западе знаменитой теории общественного договора. Необходимо отметить, что в современной России это событие объявлено национальным праздником «Днём народного единства» (4 ноября). Итак, источником восстановленной государственности был народ, а формой правления – сословно-представительная монархия.

Однако впоследствии Россия вновь склоняется к абсолютизму. Это можно объяснить особым видением мира сложившимся в рамках русской культуры, тесно связанной с православием. Согласно православной традиции, государству и власти князя (впоследствии царя, императора, вождя, президента) приписывались высокие моральные добродетели: добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Всевластие князя (впоследствии царя, императора, вождя, президента)на долгие века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха.

В силу географического положения (расположенности России между Западом и Востоком) русская политическая мысль развивалась в значительной мере путём заимствования идей, испытывая влияние и восточной, и в большей степени западной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а, начиная с XVII века усилилось влияние Запада, что выразилось в появлении идейно-политического движения западников, заимствовавших либеральные ценности европейской цивилизации.

Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.

Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относилось к идеократическому типу. В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берёт на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: «Москва – третий Рим», «православие, самодержавие, народность», «коммунизм» и т. д.

Процесс реформации, модернизировавший западную ветвь христианства, не затронул Русскую Православную Церковь, а отделение церкви от государства произошло лишь в 1917 г., поэтому политическая мысль России развивалась внутри религиозной традиции, что обусловило её определённое отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.