Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция международных отношений до XX века




Выделение международных отношений в особую группу взаимоотношений людей происходило практически одновременно с формированием этносов (народов) и появлением у них самосознания. По мере развития человеческого общества усложнились и связи между народами. Качественный рубеж был пройден при возникновении государств, что привело к разделению этих отношений на внешние и внутригосударственные. По устоявшейся традиции, в понятие международные отношения не включают внутригосударственные аспекты, именуемые обычно «положение нацменьшинств», «этнические проблемы и т. д.

На стадии традиционного общества (рабовладельческого, феодального и др.) внешняя политика воспринималась как исключительная прерогатива верховной власти, сфера деятельности властителя или относительно узкой группы лиц, приобщённых к таинству управления.

При отсутствии предпосылок для гегемонии одной из держав противостояние могло приобретать затяжной характер (Рим и Карфаген, Афины и Спарта и т. д.). Это вынуждало государственных мужей разрабатывать стратегию действий на перспективу, чётко определять иерархию целей, рассчитывать силы и средства, вести непрерывное изучение ситуации, продумывать методы влияния на противника, организовывать союзы и т. д.

Одновременно с этим персонификация власти в лице конкретных посланцев способствовала постепенной выработке дипломатической неприкосновенности, уважительных форм общения и правил поведения в международных отношениях, по крайней мере, среди «равных держав». Таким образом, был разработан современный дипломатический протокол, во внешнеполитической сфере были найдены цивилизованные решения и созданы прецеденты для политики в целом.

Абсолютная независимость державы с признанием её суверенитета и невмешательством во внутренние дела была целью любого государства. Оно рассматривалось в дальнейшем как цельная политическая единица, в которой лишь суверен или правительство обладают верховной легитимной властью и вправе выступать от имени государства.

Международная политика сводилась к взаимодействию государств (редким исключением было влияние католической церкви в Средние Века). Страны стремились оказывать влияние через межгосударственные связи, предлагая союзнические отношения или протекторат (покровительство), стравливали народы (по принципу «разделяй и властвуй»), пытались манипулировать более скрытыми средствами (подкуп, шантаж, шпионаж). Державы с долговременной стратегией (Древний Рим и т. д.) постоянно воздействовали на ситуацию у слабых партнёров, на их систему ценностей через распространение своего языка и миссионерскую работу, навязывая свою культуру права, государственного или военного устройства.

Стремление к распространению власти своей страны на новые районы, с которыми она входила в соприкосновение, казалось естественным. Экспансию освящали мессианские воззрения о «богоизбранности» того или иного народа (например, японцев), тезис о культурном превосходстве над «варварами» (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай), религиозные учения, концепции государственной преемственности с ранее распавшимися империями (Священная Римская Империя). При столкновении с другой державой отношения выяснялись силой, и лишь затем велись поиски компромисса.

Преимущественно аграрный характер экономики предопределял традиционное восприятие земли, пригодной к хозяйственному освоению, как главной ценности, за обладание которой велась борьба.

Споры и конфликты между государствами перерастали в войны. Из 56 веков человеческой цивилизации, по которым есть данные, менее трёх (294 года) можно считать мирными. В истории зафиксировано более 8 000 мирных договоров, многие из которых заключались на «вечные времена», но средний срок их действия не превышал 10 лет.

После великих географических открытий XV века по мере развития капитализма в Европе и растущей интернационализации экономических связей происходят важные изменения в международной политике: она приобретает глобальный характер. Это наглядно продемонстрировали уже договоры Испании и Португалии в 1494-1529 гг., по которым эти две крупнейшие на тот момент колониальные державы разделили весь неевропейский мир.

По мере появления новых колониальных держав (Нидерланды, Англия, Франция и др.) развернулась борьба за передел мира. В XIX веке власть Британской империи распространялась на четверть земных территорий (без Антарктиды), России – на одну шестую, Франции – на одну десятую. Три государства контролировали свыше половины поверхности планеты. Практически вся Земля была разделена на империи и колониальные владения.

Не менее интересные сдвиги происходили в Европе после Наполеоновских войн. В результате Венского конгресса 1815 г. на континенте складывается система международных отношений, получившая позднее название «европейский концерт». Пять монархий (Россия, Англия, Австрия, Пруссия и Франция) попытались создать «регулируемую модель» европейской политики, исключающую возможность резкого перераспределения могущества в пользу любого государства. Усиление одной державы вызывало сближение остальных, требование «компенсирующих уступок».

На практике наибольшую выгоду из этой системы извлекла Англия, которая сумела сыграть роль главного «балансира» и добилась наибольшего успеха в мировых делах. А наиболее пострадавшей оказалась Россия, ставшая после победы над Наполеоном сильнейшей военной державой на континенте. Её попытки решить противоречия с Турцией силовым путём приводили к столкновению с участниками «европейского концерта». Так в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Россия вела неравную борьбу против Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства, которая окончилась для неё тяжёлым поражением. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. была для России победной, но под давлением Великобритании и Австро-Венгрии был созван Берлинский конгресс, вынудивший Россию пойти на значительные уступки. Характерно, что выставлявшие себя защитниками Турции державы без боя отторгли у неё ряд территорий. Так Англия в 1878 г. превратила в свою колонию Кипр, а Австро-Венгрия, оккупировав во время войны Боснию и Герцеговину, в 1908 г. её окончательно аннексировала, что стало одним из этапов развязывания Первой мировой войны.

Тем не менее при всех недостатках «европейского концерта» это была фактически первая попытка создания континентальной системы международной безопасности. Основным достижением этой системы стало отсутствие общеевропейских войн в течение века (1815-1914).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.