Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в дисциплину 2 страница




правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

Под обязанностью участника информационного правоотношения понимается установленная законом мера должного или требуемого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное право другого лица. Юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:

необходимостью совершить определённые действия или воздержаться от них;

необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

Правовые режимы информации. Понятие информация [47] многозначно: от наиболее общего философского (информация – отражённое разнообразие объективного мира) до наиболее частного, прикладного (информация – сведения, осведомляющие о состоянии чего-нибудь), а закономерности получения и преобразования информации ещё мало изучены (отсутствует универсальный формально-логический аппарат для их описания). Поэтому под информацией в «широком» смысле понимается особое свойство объектов (процессов) окружающего материального мира порождать разнообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому (пассивная форма), и средство ограничения разнообразия, т.е. организации, управления, регулирования, дезорганизации и др. (активная форма).

Использование данного методологического определения информации как одного из основных свойств (атрибутов) объективного мира, связанного с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными, позволяет на практике, во-первых, осознать наличие и, отсюда, необходимость учёта в эргасистеме объективных информационных характеристик (ограничений) обслуживающих и обслуживаемых объектов (процессов) любой физической природы – как разнообразия состояний последних и разнообразия их влияния на информационные характеристики субъективных сведений (знаний), циркулирующих между субъектами, способными их осмыслить. Такой учёт, в частности, обеспечит формализацию объективной и субъективной части информационного ресурса эргасистемы с целью его рационального употребления (расходования) для более полного использования целевых возможностей объектов регулирования (управления). Во-вторых, согласно данному определению можно и следует применять информацию как средство ограничить разнообразие состояний объектов (процессов), осуществляя тем самым, активное воздействие на их информационные характеристики в соответствии с поставленными целями.

Согласно атрибутивно-функциональному подходу (частично объединяющему идеи философско-методологического и кибернетического подходов) в эргасистеме можно рассматривать два рода информации (объективную и субъективную), которые представляют собой:

внутреннюю структурную (преобразующую) информацию, заключенную в структурах эргасистемы, структурах её элементов управления (регулирования), структурах алгоритмов и программ переработки информации и являющуюся физической величиной;

внешнюю содержательную (специальную, главным образом осведомляющую, измерительную и управляющую, а также научно-техническую, технологическую, планово-экономическую и др.), извлекаемую из информационных массивов (сообщений, команд и др.) относительно индивидуальной модели предметной области (тезауруса) субъекта-получателя (человека, подсистемы, эргасистемы).

Первая связана с качеством информационных процессов в системе, с внутренними технологическими эффектами (получаемыми в информационном процессе в результате применения определённой совокупности подсистем, элементов, алгоритмов и программ по сравнению с другой), с затратами на переработку информации. Вторая связана, главным образом, с внешним целевым (материальным) эффектом, получаемым в управляемом (регулируемом) объекте (процессе).

Структурная информация – это отражённая в знаковой форме организованность (сложность, разнообразие) материальных объектов, являющаяся универсальной физической величиной, используемой для модельного описания процессов функционирования объектов; имеет объективный характер.

Структурная информация, содержащаяся в системе, представляет собой её структурно-информационный ресурс и, в конечном счёте, – модель этой системы как информационной. Учёт используемого (употребляемого) количества структурной информации в системе (объекте) может способствовать получению от неё различных технологических эффектов: так, количество структурной информации фактически характеризует затраты (информационные, вещественные и энергетические) в эргасистеме на переработку содержательной информации.

Содержательная информация – это совокупность сведений (знаний) о конкретном материальном объекте-системе или процессе (семантический аспект), содержащаяся в информационных массивах (массивах данных, массивах программ, сообщениях, фактах), воспринимаемая получателем (человеком-оператором, системой и др.) и используемая им для выработки (с учётом его индивидуального или общесистемного тезауруса – накопленных знаний, целей и задач) и принятия управляющего решения (прагматический аспект); имеет субъективный характер.

Наличие (получение) содержательной информации в эргасистеме (элементе принятия решений) – её содержательно-информационного ресурса позволяет получателю уменьшить имеющуюся неопределённость (разнообразие) истинной ситуации и на основе этого сделать выбор одного или нескольких вариантов из множества возможных равноправных альтернатив.

В правовой сфере под информацией понимается в настоящее время, главным образом, содержательная информация.

Правовая дефиниция соответствующего понятия дана в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация – это сведения [48] (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Следует различать общие (атрибутивные и ассоциативные) и специальные (правовые) свойства информации, выделяющие информацию среди других объектов правоотношений и определяющие особенность правового регулирования информационных отношений. К атрибутивным свойствам информации, общим для всех её видов, в частности, относятся: связанность, осмысленность, иерархичность, идеальность, неисчерпаемость, ценность, субъективность, непотребляемость (при использовании), избирательность, релевантность, полнота, гомоморфизм (последние четыре свойства определяют прагматическую (юридически значимую) существенность и кумулятивность информации, а также – возможность одновременного нахождения у неограниченного круга лиц, отсутствие неразрывной связи с её материальным носителем и др.

Информация никогда не бывает изолированной от материальных объектов (процессов), а всегда характеризуется связанностью с самоорганизующейся системой. Данное свойство позволяет использовать её для восстановления (реконструкции) описания соответствующих явлений, событий, процессов. Свойство осмысленности состоит в том, что смысл, или концепт, является инвариантом переработки (преобразования) информации и сохраняется независимо от формы её представления.

Иерархичность состоит в том, что информация «верхних» уровней определяется наличием общего, общесистемного, индивидуального и др. тезаурусов, необходимых для её рецепции (восприятия) и регенерации. Поэтому для восприятия (получения) новых сведений необходимо наличие и пополнение тезаурусов (хранилищ данных и знаний, библиотек, архивов и др.).

Идеальность информации не позволяет распространить на неё существующий в праве институт собственности, возможно лишь частично распространить институт интеллектуальной собственности [49]. Это, в частности, приводит к проблеме формулирования специального правового режима информации, основы которого содержатся в ст. 5 Закона об информации.

Свойство неисчерпаемости состоит в том, что информация не подвержена (в отличие от большинства вещей) физическому старению и с учётом свойства осмысленности обладает возможностью неограниченного разнообразного тиражирования (в результате осуществляется постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению, что обусловливает прогресс человечества). Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, нахождения их в полном объёме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). Свойства неисчерпаемости и ценности информации предопределяют конструирование в праве механизмов ограничения доступа и распространения информации, именуемых институтами тайн. С ними также связана проблема установления авторства.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Информация имеет потребителей и поэтому обладает определёнными ценностью и качеством в смысле тезауруса или цели.

Качество информации – совокупность таких её свойств, которые характеризуют степень её соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (субъекта, персонала, эргасистемы и др.)

Можно выделить внутреннее (атрибутивное) качество информации (присущее именно ей и сохраняющееся при её переносе в другую систему) и внешнее (ассоциативное,присущее информации, находящейся или используемой только в конкретной системе). Эти качества определяются, главным образом, следующими иерархиями свойств, соответственно:

< содержательность >:= < существенность (релевантность, полнота)>, < кумулятивность (гомоморфизм, избирательность)> и др.;

< защищённость >:= < достоверность (помехоустойчивость, помехозащищённость)>, < сохранность (целостность, готовность)>, < конфиденциальность (доступность, скрытность, имитостойкость)> и др.

Решение проблемы соответствия информации потребностям пользователей или, иначе, проблемы определения ценности информации представляется возможным, в частности, на основе комплексного учёта:

- качества информации, включая как внутренние свойства ин­формации (содержательность), так и внешние (защищённость);

- информационного ресурса систем и способа (информационной технологии) его использования для переработки информации.

В этом случае под ценностью информации можно понимать её значимость, определяемую способом динамического отображения множества её качественных свойств и количественных характеристик на множество возможных управляющих решений (воздействий, правовых предписаний), ведущих к достижению целей управления (регулирования) объектом.

Свойства субъективности и избирательности информации, связанные с различными способностью и подготовленностью субъектов воспринимать одну и ту же информацию в зависимости от различных обстоятельств (социокультурного уровня, физического и психического состояния субъекта и др.), определяют необходимость формулирования в законодательстве института документированной информации – зафиксированной путём документирования на материальном носителе с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или (в установленных законодательством России случаях) её материальный носитель. В ст. 11 Закона об информации содержатся основные положения, касающиеся документирования.

Особый правовой режим разработан в информационном праве для электронных документов. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (действует до 1 июля 2012 г.) определяет правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. При этом организационно-правовые механизмы (удостоверения, квитирования, архивирования), использующие соответствующие ЭЦП, должны обеспечить специальные (правовые) свойства информации – легитимность (юридическую значимость) циркулирующих в сети электронных документов, включающую их аутентичность (содержательная составляющая), легальность (формальная составляющая) и верифицируемость (процедурная составляющая).

Право на информацию находится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов международных соглашений.

Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализу­ется через право каждого свободно искать её и получать (ст. 7, 8, 9 Федерального за­кона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реали­зуется через право её передавать и распространять (ст. 10 Федерального за­кона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации»). В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и др.

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства – принадлежность каждому от рождения (естественный характер) и неотчуждаемость (невозможность и недопустимость лишения этого права без опоры на закон).

Таким образом, по итогам изучения данного учебного вопроса следует знать общий правовой режим информации, а также иметь представление об основных специальных режимах информации – режиме информации с ограниченным доступом, электронной и массовой информации и др.

Юридическая ответственность за информационные правонарушения. Юридическая ответственность является одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, нарушающие права и законные интересы других лиц. Исходя их общих положений теории государства и права, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения.

Юридическая ответственность как самостоятельный институт информационного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством информационные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, гражданском, административном, трудовом и информационном законодательстве.

Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение информационного правонарушения. Под информационным правонарушением понимается общественно опасное противоправное виновное деяние (действие или бездействие), направленное против информационных прав, свобод и законных интересов субъектов информационных отношений.

Формы юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием информационного правонарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объёмами и размерами причинённого ущерба, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.

Главной особенностью гражданско-правовой ответственности является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя. Гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная (деликтная) ответственность возникает при причинении потерпевшему вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств. Например, меры по компенсации морального вреда вследствие распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100, 1101 ГК РФ).

Основаниями для наступления гражданско-правовой ответственности являются условия, которые в совокупности образуют состав гражданского информационного правонарушения: противоправность деяния (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального; наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего; наличие вины правонарушителя.

В инфосфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены в ст. 13.11 – 13.23 КоАП.

Другие административные правонарушения в инфосфере, встречаются практически во всей Особенной части КоАП:

· посягающие на права граждан (ст. 5.1, 5.3 – 5.5, 5.8 – 5.14, 5.17, 5.29, 5.36, 5.39, 5.53 – 5.56);

· в области охраны окружающей природной среды (8.5);

· в сельском хозяйстве (10.7);

· в области связи (13.1 – 3.10, 13.24);

· в области предпринимательской деятельности (14.3);

· в области финансов, налогов и сборов (15.6, 15.19, 15.21, 15.24);

· посягающие на институты государственной власти (17.6, 17.13);

· против порядка управления (19.7, 19.8, 19.10, 19.18, 19.23);

· посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (20.23);

· в области воинского учёта (21.4, 21.7).

Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Уголовное законодательство устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в инфосфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы содержатся в таких разделах УК РФ, как преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступления против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), преступления против государственной власти (гл. 30), преступления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34).

Раздел 1. Правовое регулирование в области информационной безопасности и электронного документооборота

Информационная безопасность – это свойство объекта (личности, общества, государства, системы, эргасистемы и др.), характеризующее защищённость его потребностей в качественной (ценной) информации, необходимой ему для нормальной жизнедеятельности (функционирования) и развития (обучения), включая защищённость его интересов от преднамеренных угроз в инфосфере.

Стратегия национальной безопасности РФ определяет место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. В Доктрине информационной безопасности РФ, определяющей информационную безопасность как защищённость интересов личности, общества и государства от угроз в информационной сфере, выделены четыре основные составляющие национальных интересов в инфосфере:

· соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей в обществе, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

· информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

· развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребности внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

· защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа и использования, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Стратегия и Доктрина информационной безопасности РФ определяют содержания интересов личности, общества и государства в информационной сфере; систему методов (правовые, организационно-технические и экономические) обеспечения информационной безопасности; содержание государственной политики в области обеспечения информационной безопасности (оценивая её современное состояние; формулируя её принципы и приоритетные направления, выявляя основные проблемы, требующие решения в ходе её дальнейшего развития).

Следует раскрыть понятие «деструктивной» (недоброкачественной, вредной) информации как не конфиденциальной информации, распространение которой может нанести вред законным интересам субъектов информационных правоотношений. Выделить основные виды деструктивной информации: информация, пропагандирующая любые виды неравенства, насилия, призывы к войне; информация, направленная на подрыв нравственности и морали; информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию; ненадлежащая реклама; недостоверная информация о свойствах и качестве товаров и производителе; информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей и др. Для каждого из перечисленных видов следует охарактеризовать состояние правового регулирования соответствующих информационных правоотношений.

Правовое регулирование отношений в области государственной тайны. Необходимость охраны государственной тайны закреплена в Конституции РФ (ст. 29), а затем развита и конкретизирована в Законе РФ «О государственной тайне».

При изучении темы необходимо усвоить, что госу­дарственную тайну составляют (находятся в режиме государственной тайны[50]) защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты гостайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названными органами и направленных на предотвращение утечки информации и НСД к ней.

К органам защиты гостайны относятся Межведомственная комиссия по защите государственной тайны(см. «ПоложениеоМежведомственной комиссии по защите государственной тайны», утв. Указом Президента РФ 6 октября 2004 г. № 1286), Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России.

В ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» сформулирован базовый перечень сведений, составляющих государственную тайну. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к гостайне (см. «Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», утв. распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп), разрабатывается «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» (см. «Правила разработки перечня сведений, отнесённых к государственной тайне», утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 443), в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделённые полномочиями по их распоряжению. Данный Перечень утверждается Президентом РФ. В настоящее время действует Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ 30 ноября 1995 г. № 1203.

Необходимо помнить, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к гостайне в соответствии с «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Согласно данным перечням и установленному в ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне» порядку проводится засекречивание сведений.

Рассекречивание сведений и их носителей может проводиться только по следующим основаниям: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Распоряжение сведениями, составляющими гостайну, возможно путём взаимной передачи сведений органами государственной вла­сти и организациями, передачи сведений в связи с выполнением совместных и дру­гих работ, передачи сведений другим государствам. Следует обратить внимание на особенности каждого из перечисленных способов.

Раскрывая вопросы защиты гостайны, необходимо охарактеризовать систему органов защиты государственной тайны и их полномочия; порядок и особенности допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан РФ; порядок и особенности допуска к государственной лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов («Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне», утв. Постановлением Правительства РФ 22 августа 1998 г. № 1003); основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к гостайне; условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к гостайне; ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне; ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны. Информация, составляющая коммерческую тайну (находящаяся в режиме коммерческой тайны) – это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства – ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим конфиденциальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.