Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы диагностики речи




Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 МИН.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 2 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

 

 

Задание 1. Изучение понимания значений слов.

Подготовка исследования. Подобрать слова по 2 категориям:

1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка, 2) обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр.

К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр — зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д. Гак внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов.

Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-5 лет и состоит из 2 серий.

Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу, и задают вопросы, например:

«Найди и дай мне куклу. Где ты еще ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на... (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.

Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием предметных картинок.

Обработка данных. Ответы ребенка относят к какой-либо группе: I группа — правильно показывает все предметы; II группа — наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними; III группа — отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним. На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уровень понимания слов: I уровень - слово фактически лишено содержания, в основе понимания лежит простая связь «слово -предмет»; II уровень — содержание слова определяется внешними несущественными признаками предметов; III уровень - при определении значения слова дети ориентируются на существенные и несущественные признаки предметов; IV уровень — содержание слова определяется только по существенным признакам.

Данные представляют в таблицах 14 и 15, составленных для каждой категории слов отдельно.

Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры.

Таблица 14

ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ»

Возраст де­тей   Группы детей
I   II III
  Предме­ты   Картин­ки   Пред­меты   Картин­ки   Предме­ты   Картин­ки
             

 

ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ ЗНА ЧЕН ИЯ СЛОВ Таблица 15

    Возраст детей   Уровни
I II III IV
Предметы Кар­тин­ки Предметы Кар­тин­ки Предметы Кар­ тин­ ки Пред меты Кар­ тин­ ки
3-4 года 4-5 лет                

 

Задание 2. Определение активного словарного запаса ре­бенка

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рисунках. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает другие картинки. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

 

 

 

 

 

 

 

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.