Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естествознания 5 страница




Животные – подвижные эукариоты, состоящие в основном из бел-

ков (неподвижные – кораллы, ведущие сидячий образ жизни). Раз-

дел биологии, появившийся в ХХ веке и изучающий поведенческие

механизмы животных, называется этологией. Ее основоположник –

австрийский ученый К. Лоренц. Этологи считают, что в основе пове-

дения животных, живущих в свободных условиях, лежат четыре ин-

стинкта, направленных на сохранение вида: голода, половой, агрес-

сии и страха.

Химический состав живой клетки

Живые организмы состоят из неорганических (вода и минераль-

ные соли) и органических веществ, подразделяющихся на 4 группы:

белки, углеводы, нуклеиновые кислоты и жиры. Первые три группы

имеют полимерную структуру и поэтому называются биополимера-

ми. Многие их свойства аналогичны свойствам синтетических поли-

меров, только состав элементарного звена существенно сложнее.

Белки – это азотсодержащие биополимеры, имеющие четыре уров-

ня структуры. Элементарным звеном их первичной структуры явля-

ются полипептиды, состоящие из 20-ти аминокислот, называемых

«золотыми». Свойства белка прежде всего определяются последова-

тельностью этих аминокислот, что и обуславливает колоссальное

разнообразие белков: число сочетаний из 20 по 20 – это огромная ве-

личина (лишний раз подтверждается верность структурной теории

А.М Бутлерова!). Число повторяющихся звеньев в цепи может дости-

гать нескольких тысяч, поэтому молекулярные массы белков столь

велики. Вторичная структура белков – это полипептидная цепочка,

закрученная в спираль; некоторые белки (коллаген, фибриноген)

функционируют в виде такой закрученной спирали. Третичная

Разумова Е.Р.

структура – это спираль, упакованная в глобулу (шарик), она «сши-

вается» дисульфидными связями и характерна для большинства

белков (альбумины, глобулины и др.). Некоторые белки (гемоглобин)

имеют четвертичную структуру – несколько связанных друг с другом

глобул, между которыми находится, например, металл (в гемоглоби-

не это атом железа).

Белки являются основным строительным материалом животных

организмов. Многие ферменты (катализаторы биохимических реак-

ций) также являются белками. Кроме того, белки выполняют транс-

портную, защитную, двигательную и энергетическую функции.

Углеводы – это биополимеры, в которых элементарным звеном яв-

ляется глюкоза. Одна из разновидностей углеводов – клетчатка –

является строительным материалом растительных организмов, дру-

гая – крахмал – запасается в виде питательного вещества.

Важнейшими из биополимеров являются нуклеиновые кислоты.

Их название обусловлено тем, что они находятся в клеточном ядре

(латинский корень «нуклео» означает ядро). Элементарным звеном в

нуклеиновых кислотах являются нуклеотиды, состоящие из фосфата,

азотистого основания и пятиуглеродного моносахарида – рибозы или

дезоксирибозы. Различают два вида нуклеиновых кислот: РНК (ри-

бонуклеиновая кислота, содержит рибозу) и ДНК (дезоксирибонук-

леиновая кислота, содержит дезоксирибозу).

Молекула РНК контролирует биосинтез белков в клетке (в лабора-

тории такой синтез занимает несколько месяцев, в живой клетке –

несколько минут; природа еще намного умнее нас). Молекула ДНК

выполняет две жизненно важных для клетки функции: она обуслав-

ливает размножение, а также хранит и передает потомству наслед-

ственную информацию. Вторичная структура молекулы ДНК была

впервые расшифрована английскими учеными Дж. Уотсоном и Ф.

Криком и представляет собой сплетенную из двух ветвей двойную

спираль полинуклеотидов. Под действием ферментов двойная спи-

раль может расплетаться, и каждая из ветвей достраивает себе пару

из имеющегося в клетке материала. Это свойство называется редуп-

ликацией ДНК, и именно с этого процесса начинается функциониро-

вание любого живого организма. За открытие структуры ДНК Дж.

Уотсон и Ф. Крик были удостоены Нобелевской премии.

Концепции современного естествознания

Уровни организации живых систем

Живые организмы являются открытыми, неравновесными, само-

воспроизводящимися и саморегулирующимися системами, проходя-

щими путь необратимого развития. Эти системы имеют восемь уров-

ней организации. Первый и второй мы уже рассмотрели – это моле-

кулярный и клеточный уровни. На этих уровнях все живые организ-

мы удивительно сходны по строению и функционированию. Третий

уровень – тканевый. Ткань – это совокупность сходных по строению

клеток, выполняющих общую функцию. На этом уровне также со-

храняется сходство всего живого: всего пять основных тканей обра-

зуют организмы многоклеточных животных и шесть – органы расте-

ний. Следующий уровень – системно-органный. Системы органов

образуются совместно функционирующими клетками, относящимися

к разным тканям (примеры – системы органов пищеварения, выде-

ления, размножения и т.д.). Организменный уровень связан с дея-

тельностью всего организма как целого. Эта деятельность у живот-

ных управляется двумя системами – нервной и гуморальной (по-

следняя – это совокупность гормонов, растворимых органических

веществ, являющихся, как правило, специфическими белками). Еди-

ницей этого уровня является особь – живая система с момента ее

зарождения до смерти. На организменном уровне проявляется уди-

вительное разнообразие всего живого.

Шестой уровень организации – популяционно-видовой – связан с

совокупностью организмов одного вида, объединенных общим местом

обитания и составляющих популяцию. Несколько популяций обра-

зуют вид. Видом называют совокупность особей, сходных по строе-

нию, физиологическим и биохимическим свойствам, имеющих общее

происхождение, способных свободно скрещиваться и давать плодови-

тое потомство. Седьмой уровень – экосистемный. Экосистемой назы-

вается совокупность всех живых организмов, населяющих однород-

ный участок земной поверхности и связанных трофическими (пище-

выми) цепями, вместе со средой их обитания.

Любая экосистема (лес, река, луг, болото) является единым при-

родным комплексом. Характерными свойствами экосистем являются

их устойчивость и способность к самовоспроизведению.

Последний – восьмой уровень – биосферный. Биосфера – это сово-

купность всех экосистем Земли, система высшего порядка, зани-

мающая все геосферные земные оболочки. Учение о биосфере было

разработано выдающимся русским ученым В.И. Вернадским, о нем

Разумова Е.Р.

будет сказано отдельно. Только при комплексном изучении жизнен-

ных явлений на всех уровнях можно получить целостное представ-

ление о биологической форме существования материи.

Таким образом, биология прошла путь от терминологической, опи-

сательной науки, какой она была в XVIII веке, до подлинного лидера

в естествознании, каким она стала к концу ХХ века.

Контрольные вопросы по Теме 12:

1. Что такое прокариоты и эукариоты?

2. Кто был основоположником микробиологии?

3. Кто создал клеточную теорию и в чем ее суть?

Литература: 2, 5, 9, 21, 24.

Тема 13.

Биологическая эволюция и генетика

Эволюция – это любой длительный процесс изменения каких-либо

параметров (происходит от латинского слова, обозначающего «раз-

вертывание»). Например, первый миллиард лет, до появления жиз-

ни, на Земле шла химическая эволюция. Идею биологической эво-

люции, т.е. мысль о том, что сложные организмы произошли от более

простых, примитивных впервые предложил в начале XIX века

французский биолог Ж.Б. Ламарк. К этому времени в разных облас-

тях естествознания – геологии, палеонтологии, эмбриологии – нако-

пились данные, указывающие на изменяемость органического мира.

Тем не менее, многие натуралисты и философы того времени не при-

знавали идею эволюции, их аргументы сводились к тому, что никто

экспериментально не наблюдал превращения одних видов в другие.

Между видами, как правило, отсутствуют промежуточные формы.

Ламарк правильно заметил, что живым организмам свойственна на-

следственность и изменчивость, но неверно указал механизм, дви-

жущую пружину эволюции. Согласно его представлениям, любые

качества, приобретенные организмом при жизни, он передает своим

потомкам, поскольку всему живому свойственно стремление к само-

усовершенствованию. А конкретным воплощением этого стремления

является упражнение (или неупражнение) органов: если организм

Концепции современного естествознания

тренирует, упражняет свой орган, то он развивается, если нет – ат-

рофируется и исчезает. Пример с жирафами.

Многие биологи стали ревностными последователями Ламарка и

ожесточенно критиковали появившееся в середине XIX века эволю-

ционное учение английского ученого Ч. Дарвина. Проведя пять лет в

кругосветном плавании и сделав многочисленные наблюдения, он

пришел к выводу, что движущей пружиной биологической эволюции

является борьба за существование (внутривидовая, межвидовая и

борьба с неблагоприятными природными условиями). Результатом

этой борьбы является естественный отбор. На Земле рождается го-

раздо больше различных живых организмов, чем может выжить; в

результате естественного отбора выживают наиболее приспособлен-

ные к конкретным, сегодняшним условиям существования. Если из-

менятся условия, будут выживать другие виды, наиболее приспособ-

ленные уже к новым условиям. Результатом многолетних исследо-

ваний Ч. Дарвина явилась его книга «Происхождение видов путем

естественного отбора». Из основных четырех идей Дарвина две сов-

падают с положениями Ламарка о наследственности и изменчиво-

сти. Третья идея – это мысль об общности происхождения живых су-

ществ (Ламарк считал, что каждый организм или вид имеет незави-

симую эволюционную линию). Наконец, четвертый краеугольный

камень дарвиновского учения – это теория естественного отбора.

Как уже было сказано, у Дарвина оказалось много научных оппо-

нентов. Одним из них был английский инженер и математик Джен-

кин, выдвинувший очень серьезное возражение против дарвинов-

ской эволюции. Суть его заключалась в том, что при скрещивании

двух особей их свойства усредняются, и внутри вида все особи

примерно одинаковы по своим признакам, вследствие чего

естественный отбор оказывается невозможным. Ответить на это

возражение Ч. Дарвин так и не смог до конца своей жизни. Ответ

содержался в недрах другого раздела биологии, прошедшего

мучительный путь развития – генетике. Но прежде, чем мы

перейдем к этой новой науке, родившейся в XIX, а стремительно

развившейся в ХХ веке, науке, как локомотив вытащившей всю

биологию из описательно-терминологических рамок на лидирующие

позиции в естествознании, необходимо отметить, что учение Ч.

Дарвина, о котором шла речь выше, следует рассматривать все же

как научную гипотезу, а не как теорию: оно основано на косвенных

доказательствах и ничего не предсказывает.

Разумова Е.Р.

Основателем генетики был чешский монах-августинец Г. Мендель.

Получив физико-математическое образование в Венском универси-

тете, он провел на монастырском огороде в городе Брно блестящие

опыты по искусственному скрещиванию чистых линий цветов деко-

ративного душистого горошка и на основании статистической обра-

ботки результатов более 6 тысяч скрещиваний сформулировал три

закона генетики:

1. В первом поколении гибридов проявляются только доминантные

(подавляющие) признаки (красный цвет цветков, желтый цвет горо-

шинок). Рецессивные (подавляемые) признаки исчезают (белые

цветки, зеленые горошины).

2. Во втором поколении гибридов наблюдается расщепление при-

знаков в соотношении 3:1 (75% доминантных и 25% рецессивных),

т.е. рецессивные признаки проявляются через поколение.

3. Расщепление признаков в указанном соотношении идет незави-

симо по каждому признаку (цвет цветков, цвет и форма горошин).

Но главный вывод, к которому пришел Г. Мендель – это мысль о

существовании дискретной единицы наследственности, впоследствии

названной геном. При жизни Г. Менделя его труды были неизвестны

научному миру; вторым рождением генетики считается 1900 год, ко-

гда его работа, сделанная в 1865 г., была опубликована в журнале

«Natura».

Следующим этапом развития генетики были работы немецкого

зоолога А. Вейсмана, показавшего, что половые клетки обособлены

от остального организма и поэтому не подвержены влияниям, дейст-

вующим на остальные (соматические) клетки.

Далее американский генетик Т. Морган в начале ХХ века создал

хромосомную теорию наследственности. Хромосомы, содержащиеся в

клеточных ядрах, как впоследствии выяснилось, состоят из молекул

ДНК, обернутых белком – ферментом. Число и конфигурация хромо-

сом в клетке определяют биологический вид.

На первых этапах развития генетики ее считали мощным аргу-

ментом против эволюционной теории: если существуют гены, носите-

ли наследственной информации, передающиеся из поколения в по-

коление, то эволюция невозможна.

Примирило идеи эволюции и генетики открытие голландским уче-

ным Г. де Фризом наследуемых мутаций, составляющих основу

дискретной изменчивости. Мутация – это передаваемое по наследст-

ву частичное изменение структуры гена. Понятие мутации в генети-

ке аналогично понятию флуктуации в синергетике. Это чрезвычайно

Концепции современного естествознания

редкое событие (у одной особи из тысячи под действием так назы-

ваемых мутагенных факторов (радиации, изменения температуры,

химических веществ, вирусов) может мутировать один ген). Но эти

мутации накапливаются в популяциях и в конечном итоге обуслав-

ливают изменение их генофонда (совокупности все генов популя-

ции).

В середине ХХ века на стыке классической генетики и дарвинов-

ского учения об эволюции возникла современная синтетическая тео-

рия эволюции. Элементарной единицей в ней является популяция,

именно в ее рамках происходят и накапливаются наследственные

изменения генофонда. Если данная мутация повышает приспособ-

ляемость организмов к определенной среде обитания, она будет под-

держиваться естественным отбором, если нет, то она ведет к выми-

ранию популяции и вида.

В середине ХХ века был открыт триплетный генетический код,

универсальный для всех живых организмов Земли, и стало очевид-

но, что клеточное ядро – орган управления, содержащий всю инфор-

мацию о клетке. Генетика свидетельствует о том, что мы несем в себе

информацию о наших умерших предках, обо всей природе.

В СССР в 20-е – 30-е годы ХХ века генетика развивалась очень ус-

пешно. Во главе ее стоял выдающийся ученый академик Н.И. Вави-

лов. В экспедициях по всему миру он собрал уникальную коллекцию

злаков (более 20 тысяч видов), его работы были широко известны в

научном мире. Однако, сторонники авантюриста Т.Д. Лысенко отри-

цали генетику, называли ее «буржуазной лженаукой». Советская

власть поддержала Лысенко, в результате Н.И. Вавилов и многие

другие генетики были репрессированы. Ныне трагедия отечествен-

ной генетики состоит в том, что был уничтожен не только сам Н.И.

Вавилов, но и его школа. Однако благодаря усилиям энтузиастов –

оставшихся в живых нескольких учеников Н.И Вавилова – сохрани-

лась его уникальная коллекция, пережившая репрессии генетиков,

блокаду Ленинграда, последующие гонения. Многие виды злаков

уже исчезли с лица Земли (см. далее раздел «Экология») и сохрани-

лись только в коллекции Н.И. Вавилова, и это – лучший памятник

репрессированному ученому.

Контрольные вопросы по Теме 13:

1. В чем главное различие эволюционных концепций Ж.Б. Ла-

марка и Ч. Дарвина?

Разумова Е.Р.

2. Что такое мутация?

3. Кто автор хромосомной теории и в чем ее суть?

Литература: 5, 8, 9, 21, 22, 23, 24.

Тема 14.

Гипотезы происхождения

органической жизни на Земле

Вопрос о происхождении жизни на Земле интересовал ученых с

древних времен. Самая ранняя из гипотез принадлежит Аристоте-

лю, который считал, что живые организмы могут спонтанно (само-

произвольно) возникать из неживого материала (черви – из почвы,

мухи – из гнилого мяса).

Опроверг точку зрения Аристотеля итальянский врач и естество-

испытатель Ф. Реди, в XVII веке провозгласив принцип «живое –

только из живого» (опыты Реди). Окончательное доказательство пра-

воты Ф. Реди принадлежит Л. Пастеру (золотая медаль Французской

Академии наук, описание колбы Пастера). Заслуга Ф. Реди состоит

еще и в том, что он поколебал незыблемые, казалось, основы креа-

ционизма – второй концепции, касающейся божественного создания

жизни, которой придерживалось большинство философов и естество-

испытателей того времени.

В пользу третьей концепции – стационарного состояния – выска-

зываются противники эволюции (таковые имеются и в настоящее

время): жизнь существовала всегда, у нее не было начала, поэтому

нечего и обсуждать. Однако концепция биологической эволюции дос-

таточно серьезно аргументирована, и отрицать ее нелогично (см. Те-

му 13).

Четвертая концепция – панспермия – это идея внеземного, косми-

ческого происхождения жизни. Ее автором является шведский хи-

мик С. Аррениус, ее поддерживал и наш выдающийся соотечествен-

ник, основоположник геохимии и автор учения о биосфере В.И. Вер-

надский, принадлежавший к русским космистам. Аргументами в

пользу этой концепции являются обнаруженные в космических объ-

ектах – метеоритах – органические соединения, которые могли сыг-

рать роль «предшественников живого», а также найденные на глу-

бинах до 3000 м в литосфере и на высотах до 25 км в стратосфере

живые споры (об этих клетках см. в Теме 12). Правда, остается от-

Концепции современного естествознания

крытым вопрос о том, откуда эти споры появились в Космосе. Далее

сторонники данной концепции вступают уже в область фантастики:

существуют целые Галактики, планетные системы которых генери-

руют эти «семена жизни», разносящиеся затем по Вселенной, и там,

где они попадают в благоприятные условия, начинает развиваться

жизнь.

Наконец, пятая концепция – биохимическая: органическая жизнь

зародилась на Земле случайно, однократно, 3,5 млрд лет назад из

неорганического материала. В Теме 10 «Науки о Земле» уже было

сказано о блестящем опыте С. Миллера и Г. Юри, которые, пропус-

тив через смесь газов, соответствующую составу атмосфере перво-

зданной Земли, получили аминокислоты. Это говорит о том, что та-

кой путь возникновения органических соединений был возможен. В

связи с этим возникает следующий вопрос: как был подобран сущест-

вующий в настоящее время набор из 20 аминокислот? Возможно, су-

ществовали и другие генетические коды, определяющие другие на-

боры аминокислот, но соответствующие им эволюционные линии

оборвались, не выдержав конкуренции с другими линиями, которым

удалось выжить…

Биохимическую гипотезу выдвинули независимо русский биохи-

мик А.И. Опарин в 1924 г. и английский ученый Дж. Холдейн в 1929

г. Основным химическим элементом, лежащим в основе состава всех

живых организмов, является углерод. Оба автора предложили более

или менее вероятные механизмы, с помощью которых из углерода,

кислорода, водорода и азота могли синтезироваться почти все моно-

меры, необходимые живой клетке. Напомним, что в атмосфере пер-

возданной Земли не было свободного кислорода, и возникшие орга-

нические вещества могли накопиться в достаточных количествах в

первобытном океане. Идеи Опарина и Холдейна не были поддержа-

ны большинством ученых того времени, считавших, что Л. Пастер

раз и навсегда доказал невозможность самопроизвольного зарожде-

ния живого из неживого. Однако доказательство Пастера касается

современных условий с окислительной обстановкой, а в биохимиче-

ской концепции речь идет об условиях первозданной Земли с восста-

новительной обстановкой. В настоящее время биохимическая кон-

цепция А.И. Опарина и Г. Холдейна является общепринятой. В соот-

ветствии с этой гипотезой, процесс возникновения жизни можно раз-

делить на пять этапов:

Разумова Е.Р.

1. Образование планеты (примерно 4,5 млрд лет назад) с газовой

оболочкой, в которой было сырье для возникновения органических

соединений.

2. Синтез органических соединений (аминокислот, сахаров, ор-

ганических оснований, жиров) из неорганического сырья.

3. Полимеризация образовавшихся мономеров с получением бел-

ковых и полинуклеотидных цепей в водной среде.

4. Накопление органических биополимеров в Мировом океане и

образование «коацерватных капель» с собственной индивидуально-

стью, отделенных от водной среды оболочкой из жироподобных ве-

ществ.

5. Возникновение репродуктивного аппарата, т.е. способности к

размножению. Появление жизни на Земле – это возникновение нук-

леиновых кислот, именно здесь лежит граница неживого и живого.

Первые примитивные клетки были безъядерными (пробионты) и

питались имеющимися в «первозданном бульоне» органическими

веществами или своими собратьями, т.е. были гетеротрофами. Далее

живые организмы, ставшие предками растений, «научились» улав-

ливать солнечную энергию и запасать ее в химических связях орга-

нических веществ, т.е. стали автотрофами. Таким образом, уже через

миллиард лет после образования планеты, в архее, на ней появи-

лись живые организмы, способные к самовоспроизведению. В проте-

розое появляются клетки, имеющие оформленное ядро (эукариоты).

Первые ядерные организмы были одноклеточными (простейшими).

Далее появились многоклеточные. На протяжении архея и протеро-

зоя жизнь развивалась в водной среде, и только в палеозойскую эру

вышла на сушу. Весьма существенно отметить, что эволюция не

только творила новые, более приспособленные и сложные формы

жизни, но сохраняла и некоторые старые, т.е. шла путем создания

разнообразия живых организмов (породив млекопитающих и цвет-

ковые растения, она сохранила бактерии и сине-зеленые водоросли,

т.е. прокариотов).

Контрольные вопросы по Теме 14:

1. В чем суть концепции панспермия и кто ее автор?

2. Кто выдвинул биохимическую гипотезу происхождения жизни?

3. Когда и где зародилась жизнь на Земле?

Литература: 5, 8, 9, 21.

Концепции современного естествознания

Тема 15.

Происхождение и эволюция человека.

Психика, мозг, сознание. Гелиобиология.

Этнология.

Проблема собственного происхождения волновала человека в еще

с древнейших времен. Откуда мы все взялись? Этот вопрос ставили и

философы, и естествоиспытатели. Раздел биологии, изучающий че-

ловека, называют антропологией, а процесс происхождения и эволю-

цию человека – антропогенезом.

Как и в проблеме происхождения Вселенной, и в вопросе о возник-

новении жизни, существует креационистское представление о боже-

ственном сотворении человека. Оставим эту концепцию для обсуж-

дения богословам. Отметим, однако, что в некоторых первобытных

племенах были сильны, да и сейчас встречаются представления о

том, что их предками являлись некоторые животные и даже расте-

ния (здесь лежат истоки представлений о тотемах).

Второй, довольно распространенной с недавних времен гипотезой

является космическая: людей доставили на Землю представители

внеземных цивилизаций (ажиотаж с НЛО, некоторые более серьез-

ные и научно обоснованные аргументы, связанные с наскальными

рисунками доисторических людей, неразгаданные до сей поры тай-

ны строительства монументальных сооружений во времена ранних

цивилизаций). Эта гипотеза пока никем не опровергнута, а потому

имеет право на существование. Правда, в этом вопросе следует со-

блюдать предельную осторожность и различать научные и псевдона-

учные толкования, твердо помня о том, что любое научное утвержде-

ние должно быть строго доказано, а, например, туманные рассказы

«очевидцев» доказательствами в науке не являются.

Общепринятой же в современной науке является основанная на

труде Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» гипо-

теза о животном происхождении человека: человек и приматы имеют

общего предка.

Прародиной человека считают Южную Африку, где были найдены

останки приматов, названных парапитеками (латинский корень

«питек» означает «обезьяна»). Эти останки датируют примерно 4–5

млн лет. Именно в этом регионе находятся мощные залежи урана и

зафиксирован повышенный радиационный фон, который мог обу-

Разумова Е.Р.

словить мутации этих приматов. Таким образом, высокий радиаци-

онный фон мог стать толчком для начала антропогенеза.

Потомки парапитеков дали несколько эволюционных ветвей (точ-

нее – пять): сначала они разделились на дриопитеков (древесных

обезьян) и проплиопитеков, от последних произошли современные

гиббоны и орангутаны, а дриопитеки эволюционировали в современ-

ных шимпанзе и горилл, а также дали исчезнувший ныне вид «авст-

ралопитеков» (букв. с лат. – южная обезьяна), от которого, как пред-

полагают, и произошел современный человек. Останки австралопи-

теков датируют примерно 3 млн лет. Предполагают, что именно в это

время под влиянием похолодания джунгли начали отступать, поя-

вилась африканская лесостепь – саванна, и австралопитеки оказа-

лись на открытых пространствах. Это вынудило их в целях выжива-

ния встать на задние конечности: так лучше просматривались окре-

стности и легче было заметить опасность. Вторым фактором антропо-

генеза стало прямохождение.

Встав на задние конечности, предки человека освободили перед-

ние и ими начали изготавливать орудия труда (и, конечно, защиты).

В середине ХХ века в Восточной Африке были найдены останки «че-

ловека умелого» (возраст останков 2 млн лет), рядом с которыми об-

наружили орудия труда из расколотой речной гальки. Труд стал

третьим фактором антропогенеза. В четвертичном периоде кайно-

зойской эры разошлись эволюционные линии человека и приматов

(шимпанзе).

Однако все уже названные факторы антропогенеза не дали бы

этим довольно слабым от природы растительноядным существам

возможности выживания, если бы в процессе трудовой деятельности

они не начали развивать свой головной мозг и вести общественный

образ жизни. Объем головного мозга австралопитека – около 550

куб.см, а на последней ступени антропогенеза (кроманьонец) он уже

составлял 1600 куб.см. Развитие головного мозга (и не только его

объема, но и площади поверхности за счет появления извилин) –

один из главных факторов выживания и эволюции человека.

Найденные в конце XIX века французским антропологом Дюбуа

на острове Ява останки назвали питекантропом (букв. – обезьяноче-

ловек). Существование этого промежуточного звена эволюции чело-

века предсказал еще в 60-х годах XIX века основоположник экологии

Э. Геккель. Эти существа использовали ножи, скребки, ручные руби-

ла. Останки датировали примерно 500 тыс. лет, объем мозга состав-

лял около 900 куб. см. В 20-х годах ХХ века выдающийся француз-

Концепции современного естествознания

ский антрополог Т. де Шарден нашел в окрестностях Пекина анало-

гичные питекантропу останки, назвав это существо синантропом (ки-

тайский человек). Открытие питекантропа и синантропа (древней-

шие люди) говорило о том, что примерно 0,5 млн лет назад человек

покинул африканский континент и начал расселяться по планете.

Еще раньше, при жизни Ч. Дарвина в долине реки Неандерталь в

Германии были обнаружены останки существа, жившего 150–70 тыс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.