Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естествознания 6 страница




лет назад. Этот человек был назван неандертальцем (древние люди),

имел довольно большой объем мозга, но покатый лоб, надбровные

дуги, низкую черепную коробку; он охотился на мамонтов, т.е. начал

употреблять мясную пищу (существует даже гипотеза о том, что не-

андертальцы истребили мамонтов), жил в пещерах, научился поль-

зоваться огнем, но еще не умел его добывать. Неандертальцы впер-

вые начали хоронить тела своих умерших сородичей.

Десять лет спустя после открытия неандертальцев в пещере Кро-

Маньон во Франции были найдены останки существ, близких по об-

лику и объему черепа (около 1600 куб.см) к современному человеку.

Кроманьонцы умели добывать огонь, строить жилища, структура их

гортани свидетельствовала о том, что они владели членораздельной

речью. Жили они примерно 40–15 тыс. лет назад, одевались в шкуры

убитых животных (это говорит о том, что они окончательно утратили

волосяной покров). Кроманьонец – это уже «человек разумный». Не-

которые антропологи считают, что на кроманьонце кончилась биоло-

гическая эволюция человека и началась его социальная эволюция,

после кроманьонца человек не изменился генетически (хотя процесс

эволюции вряд ли может закончится). Дело в том, что 40 тыс. лет для

эволюции – очень небольшой временной интервал, который вряд ли

даст возможность наблюдать впрямую эволюционные изменения.

Примерно в эпоху кроманьонцев начали складываться расовые раз-

личия, у изолированных групп людей складывались особые призна-

ки, обусловленные жизненными условиями.

Итак, родословная человека выстраивается следующим образом:

австралопитек («человек умелый»), древнейшие люди (питекантроп,

синантроп), древние люди (неандертальцы), человек разумный

(кроманьонцы). Впрочем, существует и другая гипотеза о том, что

неандертальцы не были предками человека, что это была тупиковая

ветвь эволюции, и их уничтожили кроманьонцы.

Разумова Е.Р.

Русские космисты. Гелиобиология. Этнология

К русским космистам относят четырех ученых первой половины ХХ

века: К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л.Чижевского и Л.Н.

Гумилева. К.Э. Циолковский хорошо известен как автор идеи ракет-

ного двигателя для преодоления земной гравитации. Менее извест-

ны его мысли о будущем человечества: он считал, что уже в ХХ веке

люди начнут активно осваивать Солнечную систему, расселяться в

ней. Пока это не осуществилось, но не будем забывать, что в около-

земное космическое пространство человек все же вышел, и приоритет

в этом несомненно принадлежит нашей стране. О В.И. Вернадском и

его учении о биосфере будет сказано далее.

А.Л.Чижевский – основоположник гелиобиологии – науки о влия-

нии солнечной активности на живые организмы, в частности, на че-

ловека и его поведение. Очевидно, что человек, будучи биологиче-

ским, т.е. принадлежащим природе существом, как и все живые ор-

ганизмы, испытывает влияние солнечной радиации. У большинства

растений при удлинении светового дня начинается фаза цветения, у

животных – брачный период. На физиологию человека также влияет

и продолжительность светового дня, и магнитные бури на Солнце. В

наши дни повседневными стали метеосводки о геомагнитной обста-

новке, о ней предупреждают и водителей автотранспорта, и людей с

больным сердцем и сосудами. Но человек – биосоциальное существо,

он принадлежит не только природе, но и обществу, социуму. А.Л.

Чижевский отметил на временной оси годы повышенной солнечной

активности (строго один раз в 11 лет, т.е. 9 раз в столетие) за про-

должительный период времени, а затем сопоставил с полученной

шкалой известные из истории человечества социальные катаклизмы:

войны, бунты, революции. Оказалось, что в 80% случаев эти соци-

альные потрясения происходили в год повышенной солнечной ак-

тивности! Судьба ученого была трагичной: в период сталинского тер-

рора он был репрессирован и долгие годы провел в заключении.

Был репрессирован и другой русский ученый, идейный продолжа-

тель А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилев, основатель этнологии – естест-

веннонаучной дисциплины о зарождении и развитии человеческих

этносов. Этнос, по Гумилеву, – это объединение людей по генетиче-

скому, т.е. национальному признаку. Л.Н. Гумилев объясняет соци-

альное развитие с помощью солнечной энергии по следующему ме-

ханизму. При повышении солнечной активности защитные свойства

ионосферы снижаются, и жесткая (коротковолновая) солнечная ра-

Концепции современного естествознания

диация достигает земной поверхности, что вызывает мутации. Это

приводит к так называемому пассионарному толчку, появляются

пассионарии – вожди, сплачивающие и организующие этнос, своеоб-

разные «центры кристаллизации» (если использовать аналогию с

фазовым переходом воды в лед). Этногенез, по Л.Н. Гумилеву, вклю-

чает следующие фазы: 1) подъем (основной лозунг – интересы этноса

превыше личностных); 2) перегрев, надлом (в синергетике – точка

бифуркации) – этнос на вершине своего могущества; 3) переход в

нормальное состояние – инерционная фаза (расцвет индивидуально-

стей, а значит науки, искусства, культуры в целом); 4) фаза равнове-

сия (гомеостаз), начинается постепенный упадок. От зарождения до

полного разрушения проходит 1200 лет. Последние стадии – мемо-

риальная (остается только память о достигнутых успехах) – и релик-

товая (память исчезает). Этнологическую концепцию Гумилева сле-

дует воспринимать скорее как гипотезу, чем как теорию. Это касает-

ся и всех изложенных концепций происхождения человека: они до-

вольно слабо экспериментально аргументированы и ничего не пред-

сказывают.

Психика, мозг, сознание

Основоположник психоанализа чешский ученый З. Фрейд изучал

соотношение сознательного и бессознательного в поведении человека

и утверждал, что в основе его психической деятельности лежат ин-

стинкты (безусловные рефлексы), главным из которых является по-

ловое влечение. Последователь Фрейда К. Юнг ввел понятие кол-

лективного бессознательного начала, памяти поколений, идущей от

первобытного состояния. Сознание, по Юнгу, развилось из эмоций,

оно как луч прожектора – все, что он не освещает, уходит в бессозна-

тельное. Сознание породило разум как закономерный этап эволю-

ции. Психоанализ близок к естествознанию, поскольку основан на

природных, рефлекторных, а не культурных началах.

Как уже было сказано, человек – биосоциальное существо, он одно-

временно принадлежит и природе, и обществу. Как биологическое

существо человек отличается от других живых организмов высоко-

развитым головным мозгом, являющимся самым сложным природ-

ным объектом. Задача изучения головного мозга – понять механиз-

мы поведения человека с целью лучшего использования умственных

способностей и достижения психологического комфорта. Еще в XIX

веке выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов установил, что

Разумова Е.Р.

психические явления неразрывно связаны с нервными процессами в

организме. Работы И.П. Павлова об условных рефлексах позволили

изучать сознание и память. Позже было установлено, что нервные

импульсы – это слабые электрические токи, создающие биополе. Че-

ловек, как и любое живое существо, имеет свои внутренние биорит-

мы, управляемые биотоками головного мозга. Внешние электромаг-

нитные воздействия (свет, изменения магнитного поля), несомненно,

влияют на эти биотоки. В настоящее время существуют технические

возможности, позволяющие экспериментально изучать отделы го-

ловного мозга, ответственные за память, решение задач, распозна-

вание образов и т.п. Появились идеи наложения на биополе внеш-

них слабых электромагнитных полей и перспективы коррекции по-

ведения. Однако здесь возникают серьезные этические проблемы,

которые следует решить перед широким внедрением этих идей в

жизнь: до каких пределов наука может вторгаться в человеческий

мозг, в его психику.

Нейрофизиологами была установлена асимметрия в функциони-

ровании головного мозга, т.е. различие левого и правого его полуша-

рий при полной идентичности анатомии. Но многое в работе голов-

ного мозга человека остается неясным, и дальнейшее его изучение

может принести удивительные результаты.

Контрольные вопросы по Теме 15:

1. Кто такие неандерталец и кроманьонец?

2. Что такое гелиобиология и кто ее основоположник?

3. Что изучает этнология и кто внес большой вклад в эту науку?

Литература: 2, 5, 8, 21, 22.

Тема 16.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера

В буквальном смысле термин «биосфера» означает «сфера жизни»

и в таком смысле он был впервые введен австрийским ученым

Э. Зюссом в конце XIX века. Первоначально под этим названием

подразумевалась только совокупность всех живых организмов,

обитающих на Земле. Но постепенно идея о тесной взаимосвязи

между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых

систем на окружающую их среду все настойчивее проникала в

Концепции современного естествознания

на окружающую их среду все настойчивее проникала в сознание

ученых.

Стройное, целостное учение о биосфере было дано русским уче-

ным, основоположником геохимии, учеником В.В. Докучаева В.И.

Вернадским. Центральным понятием в этом учении является поня-

тие о живом веществе, которое определяется как совокупность всех

живых организмов Земли. Тогда биосферу можно определить как

сферу единства живого и неживого, т.е. как живое вещество Земли

вместе со средой обитания, с «косным веществом», как называл эту

среду В.И. Вернадский. Такое толкование определило и его взгляд

на проблему происхождения жизни на Земле. Будучи космистом,

Вернадский считал, что жизнь зародилась вместе с планетой, по-

скольку, по его мнению, нет убедительных доказательств того, что

Земля когда-либо была безжизненной. Иными словами, биосфера

существовала на Земле всегда. Это расходится с точкой зрения А.И.

Опарина, о которой было сказано в Теме 14.

Биосферу В.И. Вернадский определял также как одну из геологи-

ческих оболочек Земли, структура и энергетика которой формирует-

ся в результате совокупной деятельности живых организмов. Еще

одно определение биосферы – это совокупность экосистем Земли (о

понятии и свойствах экосистем см. Тему 17). Биосфера простирается

на все геосферные оболочки Земли: она занимает всю гидросферу,

часть литосферы (до глубин примерно 10 км) и часть атмосферы (всю

тропосферу и часть стратосферы до высот более 30 км над поверхно-

стью Земли). Ранее уже было сказано, что самыми многочисленными

и древними организмами Земли являются бактерии, именно их спо-

ры и были обнаружены на больших глубинах и высотах.

В Теме 13 уже отмечалось, что эволюция шла не только путем

уничтожения нежизнеспособных видов, но и путем сохранения ста-

рых, наиболее приспособляемых к изменяющимся условиям сущест-

вования. Так постепенно складывалось нынешнее многообразие жи-

вых организмов – основа устойчивости биосферы. Сейчас на Земле

обитает около 1 млн видов животных и более 260 тыс. видов расте-

ний, причем более 75% видов животных – это членистоногие (в ос-

новном насекомые). Таким образом, по разнообразию видов живот-

ные почти в 4 раза обгоняют растения. Однако биомасса растений

суши составляет 97%, а животных и микроорганизмов – всего 3%

всей биомассы планеты. Известно, что Мировой океан занимает око-

ло 75% поверхности Земли, однако биомасса живых организмов суши

примерно в 1000 раз превышает биомассу обитателей Мирового

Разумова Е.Р.

океана, которые живут в основном в поверхностном слое воды тол-

щиной 100 м. Вместе с тем, биологическая продуктивность суши и

океана примерно одинакова, что объясняется быстрым обновлением

живых организмов в океане по сравнению с сушей.

Одной из главных идей В.И. Вернадского в учении о биосфере бы-

ла мысль о взаимосвязи живых организмов с неживой средой обита-

ния. Эта взаимосвязь осуществляется путем круговоротов основных

биогенных химических элементов – углерода, водорода, азота и ки-

слорода, реализующихся в пищевых (трофических) цепях. Растения

Земли – это единственные живые организмы, синтезирующие из не-

органического материала (углекислый газ и вода) органические ве-

щества (клетчатку и крахмал). Побочным продуктом этой реакции,

называемой фотосинтезом, поскольку она осуществляется только на

свету, является молекулярный кислород (о фотосинтезе см. в Теме

12). Растения берут из биосферы все нужные им для жизни химиче-

ские элементы и не нуждаются в готовых органических соединениях

других организмов, т.е. растения Земли – это автотрофы (лат. троф –

пища). Кроме того, растения являются продуцентами (производите-

лями) органических веществ, которыми питаются травоядные жи-

вотные – консументы (потребители) первого уровня. Травоядными

питаются хищники – консументы второго уровня. Далее следуют па-

дальщики – в природе все утилизируется, она не допускает никаких

отходов. Когда живые организмы умирают, в дело вступают грибы и

бактерии – редуценты, разлагающие органические вещества до ато-

мов биогенных химических элементов, из которых формируется гу-

мус (перегной), идущий на питание растений. Таким образом, круг

замыкается. Именно в круговоротах биогенных химических элемен-

тов заключается геологическая роль живого вещества планеты. Ра-

нее, в Теме 10 уже говорилось о том, что большинство осадочных по-

род имеют биогенное происхождение, т.е. живые организмы форми-

руют не только биологический, но и геологический лик планеты.

Консументы всех уровней и редуценты – это гетеротрофы, поскольку

для питания используют тела других живых организмов.

Важной идеей В.И. Вернадского была мысль о космической роли

живого вещества, которая заключается в аккумулировании солнеч-

ной энергии и преобразовании ее в энергию химических связей ор-

ганических веществ. Без солнечной энергии были бы невозможны

круговороты биогенных химических элементов и эволюция живых

организмов.

Концепции современного естествознания

Главными принципами существования биосферы, по Вернадскому,

являются ее целостность и гармония. Физические пределы существо-

вания жизни довольно малы и определяются мировыми физически-

ми константами, которые в свою очередь задают узкие интервалы

температур и давлений, пригодных для существования живых орга-

низмов (например, предельный тепловой интервал – от минус 252 до

плюс 180 градусов по Цельсию). К этому добавляется еще и антроп-

ный принцип: все мировые физические константы удивительным

образом «подогнаны» к существованию жизни. Будь они чуть-чуть

выше или ниже, жизнь во Вселенной вообще была бы невозможна.

Идеи «всюдности» и «растекаемости» жизни: биосфера, как уже

было сказано выше, захватила все геосферные земные оболочки, жи-

вое вещество, подобно жидкости, растекается по планете, и чем

мельче организмы, тем быстрее скорость их размножения.

В.И. Вернадский создал также учение о ноосфере – биосфере,

управляемой разумной человеческой мыслью. Одна из его работ на-

зывается «Научная мысль как планетное явление». Это гимн чело-

веческому разуму. Идею ноосферы разрабатывал и крупнейший

французский палеонтолог и антрополог П. Тейяр де Шарден, автор

книги «Феномен человека», который определил ноосферу как одну из

стадий эволюции мира, движущей силой которой является «целеуст-

ремленное сознание». В отличие от него, В.И. Вернадский рассмат-

ривал возникновение сознания как закономерный результат разви-

тия биосферы. Вернадский дал и критерии перехода биосферы в ноо-

сферу: заселение человеком всей планеты, выход в космическое про-

странство и освоение Солнечной системы, улучшение средств комму-

никации, торжество демократии, т.е. участие широких народных

масс в управлении планетой, исключение войн из жизни человече-

ства и т.д. За исключением последнего, к концу ХХ века все крите-

рии Вернадского оказались выполненными, но до ноосферы еще

очень далеко. Вместо нее в конце ХХ века человечество получило

глобальный экологический кризис.

В конце ХХ века в связи с серьезными экологическими проблема-

ми появилось еще одно понятие и связанный с ним раздел науки –

биоэтика. Это понятие можно определить как уважение к жизни, к

биосфере в целом и к каждому живому организму в отдельности. Ес-

ли раньше основной целью существования любого общества было

создание максимального комфорта для жизни человека, господ-

ствующей идеей был антропоцентризм (человек и его удобство в цен-

Разумова Е.Р.

тре всего), то теперь главная цель деятельности всего человечества –

это сохранение биосферы.

Контрольные вопросы по Теме 16:

1. Что такое биосфера?

2. В чем состоит геологическая роль живого вещества Земли?

3. В чем заключается космическая роль живых организмов?

Литература: 1, 2, 5, 8, 21, 22.

Тема 17.

Основные понятия и законы экологии.

Глобальный экологический кризис конца ХХ в.

Термин «экология» был предложен во 2-й половине XIX века не-

мецким биологом Э. Геккелем для раздела биологии, изучающего

взаимодействия живых организмов между собой и со средой обита-

ния (греческий корень «ойкос» означает дом, жилище, местообита-

ние).

Приведем основные определения экологии.

Биоценоз – это совокупность всех живых организмов данного места

(территории, акватории), связанных трофическими цепями.

Биотоп – неживая среда обитания биоценоза.

Биогеоценоз (экосистема) – биоценоз вместе со средой обитания,

т.е. биоценоз + биотоп. Примеры экосистем: лес (хвойный или листо-

падный), луг, река, озеро, морская толща или морской берег и т.д.

Биосфера – совокупность экосистем Земли (см. Тему 16).

Свойства экосистем: способность к самовоспроизведению и устой-

чивость. Если не вмешиваться в жизнь экосистемы, она будет само-

стоятельно существовать и развиваться. Это отличает природные

экосистемы от искусственных, созданных человеком агроценозов

(например, засеянное поле, молочная ферма), которые неустойчивы

и не способны к самовоспроизведению.

Некоторые законы классической, т.е. биологической экологии:

1. Закон Эшби: чем экосистема разнообразнее, тем она устойчивее.

В Теме 16 уже подчеркивалось, что многообразие биосферы – это ос-

нова ее устойчивости. Становится ясно, что уменьшение биоразнооб-

разия, т.е. быстрое вымирание видов, ведет к неустойчивости био-

сферы.

Концепции современного естествознания

2. Закон ограничивающего фактора (минимума Либиха): наиболее

значим тот из факторов внешней среды, который больше всего от-

клоняется от оптимальных для организма значений, поскольку от

него в данный момент зависит выживание особей.

3. Закон

незаменимости

биосферы: биосфера – это единственная

система, обеспечивающая устойчивость среды обитания, т.е. это наш

общий для всего живого и единственный дом. Биосферу не в состоя-

нии заменить созданная человеком техносфера.

4. Закон физико-химического единства живого вещества: при всем

разнообразии живых организмов Земли они настолько сходны по

физико-химическим параметрам, что вредное для одних воздействие

вредно и для других.

5. Закон однонаправленности потока энергии: 90% энергии, полу-

чаемой продуцентами, рассеивается в виде теплоты, и только 10%

передается консументам на каждой ступени трофической цепи. По-

скольку обратный поток энергии (от редуцентов к продуцентам) ни-

чтожно мал (максимум 0,35 от поступившей энергии), нельзя гово-

рить о круговороте энергии, энергетический поток направлен только

в одну сторону.

6. Закон необратимости эволюции Л. Долло: организм (популяция,

вид) не может вернуться к первоначальному виду, от которого он

произошел, даже если ему вернуть первоначальную среду обитания.

7. Закон (принцип)

исключения

Гаузе: два вида не могут сосуще-

ствовать в одном месте, если их экологические потребности идентич-

ны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.

8. 4 закона экологии американского эколога Б. Коммонера:

1) Все связано со всем. Фактически это повторение основной

идеи учения В. И. Вернадского.

2) Все должно куда-то деваться. Это мысль об отходах матери-

ального производства и быта человека: мы выбрасываем от-

ходы в биосферу, т.е. фактически выкидываем их себе на го-

лову (человек – часть биосферы, биосоциальное существо, он

принадлежит природе и обществу; загрязняя биосферу, мы

убиваем себя).

3) За все надо платить, и не только в смысле платы за пользо-

вание природными ресурсами. Слово «платить» подразумева-

ет «расплачиваться»: за ошибки по отношению к природе од-

ного поколения будут расплачиваться потомки.

4) Природа знает лучше, ее не надо покорять и обуздывать, че-

ловек как биосоциальное существо должен вписаться в био-

Разумова Е.Р.

сферу, находиться с ней в гармонии. Увы, сегодняшний гло-

бальный экологический кризис, в котором сейчас пребывает

все человечество, свидетельствует о совсем противоположных

взаимоотношениях природы и общества.

Глобальный экологический кризис конца ХХ века

Во второй половине ХХ века человечество, которое во все преды-

дущие эпохи воспринимало биосферу только как источник ресурсов

для своей хозяйственной деятельности, постепенно начало осозна-

вать, что дальше так продолжаться не может и надо что-то предпри-

нимать для сохранения биосферы.

Из узкого раздела биологии экология превратилась не только в

самостоятельную комплексную науку, но и стала одной из главных

общечеловеческих проблем – такой, как сохранение мира и между-

народной безопасности, освоение космоса, борьба с международным

терроризмом и т.п.

Кроме чисто биологического научного аспекта, у экологии появи-

лись прикладная (охрана природы) и социально-экономическая (соз-

дание экономической и законодательной базы охраны природы)

функции. Нынешние экологические проблемы имеют не националь-

ный, а планетарный масштаб.

Каковы же основные составляющие глобального экологического

кризиса конца ХХ – начала ХХI в?

1. Загрязнение биосферы производственными и бытовыми отхода-

ми. Основные вещества, загрязняющие атмосферу, – это угарный газ

(продукт неполного сгорания, является высокотоксичным вещест-

вом), углекислый газ (образуется при сжигании любого топлива, не-

токсичен, но его чрезмерное накопление в стратосфере обуславлива-

ет парниковый эффект), оксиды серы и азота, содержащиеся в про-

мышленных выбросах (виновники «кислотных дождей»). Гидросфера

и ландшафт загрязняются главным образом нефтью и нефтепродук-

тами, соединениями тяжелых металлов (ртути, кадмия и свинца),

хлорорганическими соединениями (в основном пестицидами, приме-

няемыми для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве) и радио-

активными отходами, образующимися при работе атомных электро-

станций, а также в результате конверсии (ядерного разоружения).

2. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов (нефти и при-

родного газа при нынешних темпах добычи едва хватит до конца

ХХI века, угля и руд металлов – на 2–3 столетия).

Концепции современного естествознания

3. Природное воспроизводство возобновляемых ресурсов (лесов,

животного мира) сильно отстает от их уничтожения (особенно это

касается лесных массивов, которые являются легкими планеты).

4. Уменьшение биоразнообразия, т.е. быстрое, происходящее в те-

чение столетия вымирание многих видов растений и животных, за-

носимых в Красную книгу (в ходе естественной биологической эво-

люции это происходит за миллионы лет). А приведенный выше за-

кон Эшби гласит: чем экосистема разнообразнее, тем она устойчивее.

Значит, биосфере Земли грозит сначала неустойчивость, а затем и

гибель.

5. Сокращение пахотных земель за счет урбанизации (роста горо-

дов), строительства транспортных сетей (железных, автомобильных и

трубопроводных), роста количества свалок.

6. Демографический взрыв – сильный рост населения планеты в

отдельных ее регионах (Китай, Индия, африканский и южноамери-

канский континенты). В ХХ веке численность населения планеты

увеличилась с 1 млрд в 1900 г до 6 млрд в 2000, т.е. в 6 раз. Наряду с

сокращением пахотных земель это грозит голодом части человечест-

ва (уже сейчас по различным данным до 10% населения Земли голо-

дает).

Пути выхода из сложившейся экологической ситуации были наме-

чены на второй Конференции ООН по проблемам окружающей сре-

ды, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, где была принята

Концепция устойчивого экономического развития. В 1996 г. эта Кон-

цепция принята в России. Но подробный рассказ о ней уже выходит

за рамки данного курса.

Контрольные вопросы по Теме 17:

1. Что такое экосистема и каковы ее свойства?

2. Кто ввел в науку термин «экология»?

3. В чем суть глобального экологического кризиса конца ХХ в.?

Литература: 1, 2, 5, 12, 21, 22.

Разумова Е.Р.

Тема 18.

Итоги развития естественных наук в ХХ веке

Обращаясь к первой теме, где даны исторические этапы развития

науки, напомним, что ХХ век был назван веком НТР – научно-

технической революции. В этот период технические потребности за-

частую ставили проблемы, дающие толчок для развития новых раз-

делов науки, а научные успехи наиболее эффективно закреплялись,

если могли найти практическое применение. Однако слишком тес-

ное сплетение науки и техники вредно, поскольку у каждого из этих

блоков есть своя специфика: наука познает окружающий мир, а

техника его преобразует. Но выше, в Теме 17 уже было сказано о том,

что чрезмерное преобразование природы ведет к негативным по-

следствиям и грозит гибелью биосфере. В этом заключено одно из

противоречий современной науки. Сейчас человечество должно от-

казаться от такой соблазнительной ранее идеи, как господство над

природой, и сосредоточить все усилия для сохранения биосферы.

В конце ХХ века усилился процесс интернационализации науки,

поскольку многие задачи оказываются непосильными для какой-

либо одной, даже весьма развитой страны, например, экологические

проблемы, имеющие планетарный характер, освоение Космоса, побе-

да над некоторыми болезнями (рак, СПИД, неожиданно возникаю-

щие вирусные заболевания – атипичная пневмония, коровье бешен-

ство, куриный грипп и т.п.).

Наука находится в процессе постоянного развития, но предугадать,

в каком конкретном направлении она будет продвигаться особенно

успешно, невозможно. Физики предполагали, что уже в середине ХХ

века будет осуществлена и управляемая термоядерная реакция и

создана единая теория поля, а прорыв совершился в термодинамике

открытых неравновесных систем (была создана синергетика). Кибер-

нетики думали, что прогресс в области ЭВМ пойдет в сторону созда-

ния все более громоздких машин, а появился персональный компью-

тер.

Теперь приведем наиболее выдающиеся достижения в естествен-

ных науках, которые позволили назвать ХХ век веком НТР. Итак, в

физике:

• создание квантовой механики и ядерной физики (прорыв в

микромир);

• создание теории относительности (прорыв в мегамир);

Концепции современного естествознания

• возникновение синергетики – науки об открытых неравновес-

ных системах, описывающей самоорганизацию в неживой и

живой природе;

• физические основы, позволившие создать ракетные двигатели




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.