Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Одним из таких учений стала созданная усилиями жрецов - брахманов идеология брахманизма, изложенная в “Ведах”




Брахманизм

 

Одним из таких учений стала созданная усилиями жрецов - брахманов идеология брахманизма, изложенная в “Ведах”. В этой теории были сформулированы многие идеи о происхождении общества и характере составляющих его сословий. Свое развитие брахманизм получил в последующих памятниках древнеиндийской литературы – “Ведах”, “Упанишадах” и “Законах Ману” (примерно 2 в. до н.э.). Выделим основные общие положения этих учений:

1) В начале мира произошло деление мира на четыре сословия (или варны), каждое из которых было создано из определенной части тела высшего божества Пуруши (мирового тела и духа): из уст – брахманы, из рук – кшатрии (воины), из бедер – вайшьи – торговцы, ремесленники и крестьяне, из ног – шудры (свободные низы, неприкасаемые);

2) Члены всех равноиндийских варн в принципе были свободны, но сами варны были неравноправны: брахманы и кшатрии были господствующими, а ваишьи и шудры – подчиненными;

3) Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – т.е. закону, долгу,предназначению и правилу поведения; на ее основе с 6 по 3 в. до н.э. были созданы “ Дхармасутры ” – кодексы поведения для всех варн;

4) Дхарма брахмана изначально делает его высшим существом, которое занимает высшее место на земле и является владыкой всех существ, владеет всеми благами мира;

5) Царь должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знаниям Вед и искусству управления;

6) Искусство правителя состоит прежде всего в умении своевременно применять наказания (данду – букв. палку, жезл), которое необходимо для поддержания и охранения божественного и общественного порядка. В “ Законах Ману ” прямо сказано, что “Без наказаний произошел бы хаос, сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Все варны испортились и произошло бы возмущение народа”.

7) При этом формы и масштабы наказания различаются для высших и низших сословий – и особые привелегии получают брахманы.

На основе этих идей были созданы многочисленные т.н. дхармасутры и джармашастры – правовые сборники, которые создавались различными брахманистскими школами для толкования нюансов этого учения.

 

 

Определенным ответом на вызов брахманизма стало возникновение буддистской религии, основоположник которой принц Сиддхарта Гаутама (6 в.) поставил под сомнение многие положения Вед и объявил политику низким искусством, в основе которого – эгоизм кшатриев и их стремление к власти. С его точки зрения:

1) Деление на сословия – варны бессмысленно, поскольку каждый человек по своей природе есть брахман (т.е. имеет в себе частицу высшего божества), которая стремится к слиянию с богом – Атманом;

2) Дхамма или дхарма – это не столько строгий закон, сколько определенный порядок вещей в мире. Главное – не поддержание иерархического порядка в обществе, а достижение каждым просветления и освобождения от страданий – Нирваны.

3) Поэтому гораздо большее значение имеет не наказание, а самоограничение и самосовершенствование каждого человека;

4) Люди равны, и имеют равные шансы на освобождение от страданий – сугубо религиозная, но не социальная идея.

Во времена царя Ашоки (268 – 232 гг. до н.э.) буддизм был признан государственной религией Индии.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских и рационалистических представлений наблюдается в трактате “Артхашастра” (4 – 3 в. н.э – период расцвета династии Маурьев), автором которой считается Каутилья (или Чанакья), влиятельный советник, министр царя Чандрагупты 1.

В “Артхашастре” подчеркивается значение и божественная природа дхармы, но при этом при этом в самом государственном управлении рекомендуется руководствоваться принципами пользы и эффективности. Именно они, по мнению Каутильи, должны стать основой сильной карающей власти, способствовать сохранению порядка и системы варн (т.е. предвосхищаются прагматизм и имморализм в духе Н.Макиавелли).

 

В политико – правовой мысли Древнего Китая особую роль играют религиозно – философские учения даосизма, конфунцианства и легизма. При этом политико – правовым учением в собственном смысле этого слова является только легизм, а даосизм и конфуциантство представляют собой т.н. нетеистические религии (религии без Бога), в которых содержатся не только представления наилучшем порядке общественного устройства, но и о космосе, природе и предназначении человека. Общей особеностью этих учений и всей древнекитайской политико – правовой мысли явлются концентрация внимания на проблемах общества, государства и этики – и одновременно равнодушие к религиозно – мистическим исканиям (в отличие от Индии).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.