Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения, или несколько слов о роли научного руководителя




Работа с книгой

Речь пойдет о пометках, которые удобнее всего делать прямо в книге (если вы не хотите ее конспектировать или готовите материал для конспектирования). В этом случае действует непреложное правило: по­метки можно делать только в собственных книгах, да и то не во всех. Нельзя помечать материал в редких или очень хорошо (подарочно) из­данных книгах; книгах, которые изданы в XIX веке и ранее.

Во всех остальных книгах пометки делать можно.

Многие исследователи считают, что книга без пометок - непрочи­танная книга. Разработайте свою систему пометок. Вот самые простые советы:

§ помечайте информацию разными цветами;

§ делайте буквенные пометки;

§ включайте также и цифровые пометки;

§ обязательно делайте пометки, свидетельствующие о важности информации («очень важно», «NB» и др.);

§ используйте пометки, указывающие на то, что этот фрагмент текста нужно перечитать.

Это почти все, что нам хотелось бы рассказать по поводу подго­товки и написания реферативных и научно-исследовательских работ. В заключение нам остается надеяться, что приведенные в настоящем руководстве методические рекомендации будут вам полезны и смогут пригодиться не только в школе, но и в будущей учебе в институте, когда вам придется выполнять курсовые и дипломные исследовательские ра­боты или проекты.

Успехов вам в предстоящей научно-исследовательской деятельно­сти!


Подготовку реферативных и научно-исследовательских работ уча­щимися по классификации И.П. Раченко относят к так называемым учебным за дачам, требующим письменного сообщения данных. Круг задач этого типа достаточно широк и разнообразен:

§ составление планов;

§ написание тезисов и конспектов;

§ составление аннотаций;

§ написание рецензий;

§ цитирование первоисточников;

§ умение делать выписки:

§ написание сочинений, изложений и писем;

§ составление договоров, отчетов и служебных записок;

§ написание заявлений и пр.

Из приведенного перечня видно, что реферативная, а особенно на­учно-исследовательская работа носят интегральный характер, так как опираются на умения учащихся выполнять комплексно перечисленные выше менее сложные учебные задачи. Это всегда достаточно трудно для ученика, особенно в начале, и именно поэтому ему абсолютно необхо­дима помощь учителя - научного руководителя работы.

Надо сказать, что традиции научного руководства, связанные с ка­чественным ведением совместной научной деятельности, сформирова­лись давно, достаточно устойчивы, и мы не стремимся их нарушать. Здесь важно определить для себя, какова роль, доля самостоятельности и мера ответственности обеих сторон в этой работе.

Научный руководитель это, прежде всего, главный консультант-наставник учащегося по теме предстоящей работы, отвечающий за на­учность ее содержания. Он занимает это положение в силу большего кругозора, эрудиции и опыта проведения научных исследований. По­этому к его мнению очень важно вовремя прислушиваться по ходу дела, особенно в вопросах, которые касаются выбора аппарата научного ис­следования: обоснование актуальности, выделение противоречий, фор­мулировка проблем, постановка целей, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, формулирование задач работы, пла­нирование этапов, проведение эксперимента. Не менее будут важны для вас советы научного руководителя по написанию введения, заключения, оформлению чистовика работы, ее презентации в форме доклада.

Научный руководитель - генератор идей, с которым, как с умуд­ренным человеком, всегда приятно и, главное, полезно пообщаться, что­бы обсудить и уточнить возникшие смутные научные (и не только) мыс­ли, терзающие вас. Но не доводите дело до абсурда. Помните, что он тоже имеет право на отдых в кругу своей семьи.

Научный руководитель - ваш личный контролер качества, отве­чающий перед администрацией за сроки выполнения этапов рефератив­ной или научно-исследовательской работы и своевременное представле­ние результатов. Никогда не подводите его, делайте работу точно в ус­тановленные сроки, ведь штурмовщина на стадии завершения и оформ­ления реферативного или научного исследования обязательно приводи! к снижению качества работы. А это досадно. Помните слова Ж. Ренара: «Лень это привычка отдыхать перед усталостью». Не ленитесь, чтобы потом не изнемогать от непосильного объема работы.

Научный руководитель - первый и самый компетентный критик вашей работы, обучающий вас еще в процессе ее выполнения «держать удар» рецензента при представлении результатов реферативной или на­учно-исследовательской работы на защите.

Научный руководитель - ваш научный редактор ИЛИ специалист, обучающий вас умению пользоваться научным стилем изложения ре­зультатов вашей работы в пояснительной записке. Не надо на него оби­жаться, лучше примите новую информацию к сведению и исполнению, т. е. исправьте то, что еще можно исправить в вашей работе.

Научный руководитель - ваш личный защитник от несправедливой критики вашей работы оппонентами в ходе публичной защиты. Поверь­те, в этой ситуации всегда необходим человек, на которого можно по­ложиться. И он у вас есть!

И, наконец, научный руководитель это тот человек, которого вы обязаны поблагодарить после защиты вашей работы, независимо от ее результата, ведь он помог вам осуществить попытку или сделать новый шаг в развитии вашей творческой индивидуальности, почувствовать вкус научного творчества и успеха. В научном мире в этой ситуации в качестве знака благодарности принято дарить цветы, как мужчинам, так и женщинам.

Теперь несколько слов о том, чего никогда не делает научный ру­ководитель.

Главное - научный руководитель никогда не выполняет и не пи­шет реферативную или научно-исследовательскую работу за ученика

Научный руководитель - человек требовательный, но объективный. Поэтому он никогда не составляет положительный отзыв на работу уча­щегося, необходимый на защите для получения высокой оценки степени самостоятельности выполненной работы, в том случае, если работа велась неритмично, а экземпляр чистовика работы и текст доклада впервые поя­вился у него на столе за несколько часов (минут, секунд) до защиты. Так что в этой ситуации вам остается пенять только на самого себя.

Сказанное относительно роли научного руководителя в проведе­нии и оформлении реферативной и научно-исследовательской работы не оставляет сомнения в том, что основная роль учащихся в совместной исследовательской деятельности состоит в том, чтобы, перефразировав известное высказывание Ж. Жакотто, «попытаться понять то, что они должны самостоятельно сделать, чтобы научиться тому, чему их учат». Это. конечно, не означает, что ученику в паре с учителем отводится вто­ростепенная роль» научном творчестве. Задача как раз в другом: не вы­полняя работу за ученика, давая ему возможность работать самостоя­тельно, навести его на собственные мысли относительно изучаемого предмета исследования, создать условия для того, чтобы на пути от ре­феративной работы к научно-исследовательской постепенно «чужие мысли, выраженные чужими словами» (по определению Л. А. Беляевой), явились источником для генерации «собственных мыс­лей, выраженных своими словами».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. - Ека­теринбург: Издательство Дома учителя, 2000. - 236 с.

2. Беляева Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельно­сти: учебное пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-74 с.

3. Борикова Л. В., Виноградова Н. Л. Пишем реферат, доклад, выпу­скную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. 128 с.

4. Викулова П. П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 25 с.

5. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. Ростов н/Д: Издательский центр «MapT», 2002. - 64 с.

6. Гринберг Б. М. Работа над школьным рефератом но литературе в филологическом классе 7 Проблемы литературного образования школь­ников. Материалы V зональной научно-практической конференции «Филологический класс: наука ВУЗ школа». Екатеринбург. 25 - 26 марта 1999 г. 4.1. Екатеринбург, 1999.

7. ГОСТ 7.9 - 95. (ИСО) 214 76). Реферат и аннотация. - Взамен ГОСТ 7.9 77. Дата ввел. 1997 -07-01 // Библиотека и Закон. 2000. -Вып. 8(1). С. 344 349.

8. Демина JI. А. и др. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования /'Образование в современ­ной школе. - 2001. - № I. - С. 38 - 40.

9. Калмыкова И. Р. Методика подготовки учащихся к экзаменацион­ному реферату 7 Русский язык: прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. -№ 16.-С. 2- 13.

10. Карпова 11. М., Комарова 3. И.. Краев В. С. Руководство по на­писанию рефератов, курсовых и дипломных работ. - Екатеринбург: Ин­ститут международных связей, 2000. 23 с.

11. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997. 304 с,

12. Методические рекомендации по развитию у учащихся умений работать с различными источниками информации. - Ленинград, 1989. 90 с.

13. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, кон­спекты, рефераты. Пособие для 7 - 11 классов. - М.: ЮНВЕС, 2001. -256 с.

14. Пантелеева Н. К. Реферат - один из активных видов самостоя­тельной деятельности учащихся // География в школе. - 2001 - 7 С. 68-71.

15. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1993.

16. Раченко И. П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1982. 208 с.

17. Хуторецкий М. И., Новикова Т. А. Школьный реферат и основ­ные требования к его написанию // Завуч. 2001. - № 8. - С. 82-85.

18. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью пе­дагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Ди­ректор школы». - М.: Сентябрь, 1998. - 144с.

19. Эко У. Как написать дипломную работу. I уманитарные науки. Уч.-метод. пособие. - М.: Книжный дом «Университет». 2003. - 240 с.


Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.