Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг услуг




Услуга - это нематериальные блага (выгода), которые одна сторона (продавец) предоставляет другой стороне (клиент) без передачи права собственности на них.

Особенности услуг:

- Нематериальность;

- Неотделимость от источника (человека, оборудования предоставляющего услугу);

- Изменчивость качества услуги;

- Невозможность хранения и накопления.

Классы услуг:

1. Услуги, связанные с товарами (гарантийное обслуживание, профилактика)

2. Услуги основанные на использовании оборудования (автомойка, автоматы, транспорт)

3. Услуга, основанная на труде человека (юрист, парикмахер, дизайнер)

 

Комплекс маркетинга услуги (микс) включает 7 составляющих:

1. услуга

2. цена

3. сбыт

4. продвижение

5. персонал

6. процесс

7. материальные свидетельства

1. Услуга – в отличии от товара не имеет четких физических характеристик, поэтому для утверждения ее качества необходимо прорабатывать все варианты предоставления услуги и усилить позитивное восприятие потребителем торговой марки.

2. Цена сигнализирует о качестве. Устанавливаются на услугу по следующим методам:

- затраты + наценка

- метод ощущаемой ценности услуги

- назначение низкой цены на основную услугу и высокой за дополнительную

- оплата после получения результата

3. Продвижение: используют в рекламе символы, образцы формирующие имидж, рекомендации довольных клиентов, широкая РR компания.

4. Сбыт рассматривается только в том случае, если фирма предоставляющая услугу имеет филиалы или подразделения, в данном случае имеет место франчайзинг.

5. Персонал предполагает создание стандартов обслуживания и механизмов мотивации персонала.

6. Процесс предоставления услуги всегда связан с набором определенных этапов, которые могут быть положительно восприняты клиентом, если будет этот процесс продемонстрирован или усовершенствован за счет сокращения времени.

7. Материальные свидетельства – это различные документы, подтверждающие качество услуги, имидж источника (ГОСТ, ДСТУ)

 

7. Управление товарами осуществляется на 3 уровнях:

I на уровне товарной марки

II на уровне товарного ассортимента

III товарной номенклатуры

 

I Уровень товарной марки – их типы:

 

 

Типы марок
Марка производителя Марка, которая создается самим производителем и имеет присвоенное ей марочное название «Чумак», «Верес», LG
Частная марка Марка торгового посредника, дилерская марка, создается и является собственностью торгового посредника Товары, продаваемые в торговой сети Marks&Spencer, имеют название St.Michael Metro, Target, Рост
Марки-истребители Дешевый варианты марок (дорогих аналогов), которые контролируются самим производителем Сигареты Piramid компании L&M Модельный бизнес
Безмарочные товары Изготавливаются производителями, контролируются торговыми посредниками, не имеют торгового знака и не предусматривают рекламной поддержки Соль, сахар, мука, сода
Лицензионная марка это марочное название товара или услуги, которые предлагаются посреднику собственником данной марки для перепродаж (франчайзинг) Terranova, Sela,

 

II Уровень товарного ассортимента – категории:

- товарная линия (ассортиментная группа позиции) это похожие товары объединенные в группы, предназначенные для удовлетворения одной потребности (а) холодильники, б) пылесосы, в) хлеб, г) женская, д) мужская, детская обувь);

- товарный ассортимент – это совокупность товарных линий, которые удовлетворяют сходные или близкие потребности (могут предлагаться одной фирмой производителем). Например: одежда, обувь, аксессуары Adidas.

Товарный ассортимент характеризуется: шириной (количество товарных линий) и глубиной (количество видов товаров в каждой ассортиментной позиции).

Например, ассортимент торговой фирмы состоит из трех позиций (ширина) – кофе, макаронные изделия, обувь. Ассортимент позиции кофе включает 20 товаров (это глубина).

 

III Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп не связанных друг с другом с точки зрения удовлетворения одной потребности.

Характеризуется:

· шириной (общее количество ассортиментных групп) – обувь, одежда, аксессуары;

· насыщенность - количество товара в рамках ассортиментных групп)- это глубина ассортимента – количество товарных линий + количество единиц в каждой товарной линии;

· глубина номенклатуры – это разнообразие фасовок, сортов и т.д. для каждого вида товаров – обувь детская, женская, мужская;

· гармоничность – это уровень подобности товаров с точки зрения конечного использования, условий торговли, мерчандайзинга, производства и сбыта.

 

Основная цель формирования оптимальной структуры ассортимента, номенклатуры продукции – обеспечить стабильные продажи продукции фирмы и прибыль.

Этому способствует удачно выбранная товарная стратегия, которая может осуществляться по трем направлениям:

- стратегия инновации товара – разработка и внедрение товара;

- стратегия вариации товара – модификация товара, связанная с изменением его параметров с изъятием старого товара из ассортимента;

- стратегия элиминации товара – снятие товара с производства.

Стратегия инновации предполагает:

Стратегию дифференциации – товарная, сервисная, дифференциация персонала, дифференциация имиджа. Предполагает дополнение существующих товарных линий продукции новыми ее видами. Цель – повысить ККС, привлекательность товара благодаря учету особенностей отдельных сегментов рынка или потребителей.

Стратегию диверсификации – горизонтальная, вертикальная, латеральная (чистая). Горизонтальная диверсификация – к товарной номенклатуре добавляется новая продукция, которая производится с использованием тех же технологий или требует аналогичных маркетинговых программ (кожаная обувь – кожаные сумки). Вертикальная диверсификация – дополнение производственной программы продукцией предыдущих и следующих ступеней (кожаная обувь -). Латеральная диверсификация – предусматривает выпуск нового товара, не связанного с основной деятельностью предприятия (молоко - обувь).

Тема: «Конкурентоспособность товара»

Конкурентоспособность (ККС) – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые определяют его преимущества по сравнению с аналогичными товарами (по степени удовлетворения потребности и затратами при потреблении данного товара).

В общем показатель ККС товара определяется как отношение полученного потребительского эффекта к цене потребления:

 

Потребительский эффектКачество + сервис

ККС = Цена потребления = Цена покупки + эксплутац. затраты

 

К стоимостным показателям ККС относят общие затраты покупателя на удовлетворение потребности. Они состоят из цены товара и эксплуатационных расходов (энергопотребление, стоимость запчастей, срок службы изделия...)

К качественным (техническим) параметрам относят:

1. Функциональные показатели (показатели назначения, технические) – универсальность применения товара, качество выполнения, качество материалов, совершенство выполнения основных функций, наличие дополнительных функций.

2. Надежность – безотказность в работе, долговечность использования, ремонтопригодность.

3. Эргономические – это рациональность форм, гигиенические и физиологические средства.

4. Эстетические – художественное совершенство товара, качество внешнего вида, форм, стабильность товарного вида, дизайн.

5. Показатели безопасности – соответствие товара санитарным, пожарным и нормативным правилам и нормам.

6. Патентно-правовые показатели – наличие авторских прав, патентов, свидетельств, франшизы.

ККС товара оценивается только потребителем, поэтому о ККС можно говорить только после выведения товара на рынок. ККС товара оценивается на каждой стадии жизненного цикла товара.

ККС производителя (предприятия) оценивается не только ККС товаров которые она производит, но и систему показателей:

- технология производства,

- автоматизация производства,

- внедрение инноваций,

- имидж предприятия на рынке.

 

На практике ККС оценивается интегральным показателем:

где, ККС инт - интегральный показатель конкурентоспособности

Ітп - совокупный показатель по техническим параметрам

Іэп - совокупный показатель по экономическим параметрам

 

где, qi – единичный показатель i–го технического параметра

vi – коэффициент весомости i–го параметра

 

 

где, - цена потребления оцениваемого товара

- цена потребления базового товара.

Где, М – суммарные затраты потреби теля, связанные с эксплуатацией товара за весь период его службы.

Тема. «Стратегическое маркетинговое планирование»

1. Этапы процесса стратегического планирования

2. Модели принятия стратегического решения

3. Виды конкурентных стратегий

1. Стратегическое планирование – это процесс, который включает анализ маркетинговой среды, возможностей фирмы и принятие решений в области маркетинговой деятельности, а также их реализацию.

Процесс стратегического планирования осуществляется на трех уровнях:

1. на корпоративном уровне.

2. на уровне структурного подразделения (отдел, филиал).

3. на уровне товара.

На каждом из этих уровней управляемая единица, т.е. товар, подразделение, корпорация рассматривается как стратегическая бизнес-единица (стратегічна бізнес-одиниця - СБО).

СБО - это независимая сфера бизнеса, охватывающая определенные виды деятельности, имеющая конкурентов, рыночные возможности и угрозы.

Процесс СМП включает этапы:

1. Определение миссии фирмы - это основная обобщенная долгосрочная цель фирмы, в которой обозначена общая идея и назначение предприятия. Четко выраженная причина существования фирмы. В миссии должно быть описано:

- целевые рынки;

- группы потребителей, которые фирма хочет обслуживать;

- потребности клиентов, которые она будет удовлетворять;

- основные товары;

- технологии;

- конкурентные преимущества фирмы.

Например, миссия банка «Способствование социального и экономического благосостояния клиентов банка благодаря предоставлению им качественных банковских услуг и получению на этом основании прибыли, которая отвечает ожиданиям акционеров и является достаточной для развития банка и его персонала.»

2. Определение целей фирмы (1го, 2го, 3го порядка) на стратегические цели разбивается миссия фирмы.

Например, цель банка исходя из миссии «Достижение роста рентабельности активов на 10% до конца 2008 года»

3. Маркетинговый аудит внешней и внутренней среды предприятия.

Предусматривает анализ маркетинговой среды фирмы, ее целей, стратегий, возможностей и проблем. Т.е., анализ макросреды и микросреды. Если предприятие выходит на внешние рынки обязательно проведение PEST- анализа (Policy - политические, Economy - экономические, Society - социальные, Technology - технологические факторы, которые могут влиять на деятельность фирмы).

4. SWОT – анализ (Strengths - сильные и Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности и Threats - угрозы).

 

 

Возможности Угрозы
Сильные стороны Слабые стороны

 

5. Разработка маркетинговых стратегий.

Маркетинговая стратегия – это программа маркетинговой деятельности фирмы на целевых рынках, которая определяет принципиальные решения для достижения маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия предусматривает:

- сегментацию рынка – выделение отдельных групп потребителей;

- выбор целевых рынков – определение целевых сегментов, на которые фирма ориентирует свою деятельность;

- позиционирование товара на рынке – определение места товара среди товаров конкурентов;

- определение конкурентов-мишеней;

- определение конкурентных преимуществ.

6. Разработка и реализация тактических планов по каждому из элементов комплекса маркетинга 4Р.

7. Контроль маркетинговой деятельности, предполагающий проведение ревизий, т.е. определение на сколько поставленные цели реализованы на практике.

 

2. Различают 4 основные модели применения управленческих стратегических решений:

1. Модель развития товара /рынка (И.Ансоффа).

2. Матрица конкуренции (М.Портера).

3. Матрица темпы роста рынка – доля фирмы (БКГ) – бостонская консалтинговая группа.

4. Матрица привлекательность – конкурентоспособность (Мак-Кинси)

 

1. Матрица развитие товара/рынка. Выбор стратегии зависит от того, какой товар производится – существующий или новый – и на каком рынке он реализуется – на существующем или новом.

 

Товар Рынок
Существующий Новый
Существующий Стратегия глубокого проникновения на рынок (экспансия) Стратегия развития рынка
Новый Стратегия развития товара Стратегия диверсификации 5%

 

Стратегия глубокого проникновения на рынок (существующий товар для традиционных рынков сбыта с целью увеличения доли фирмы, прибыли и реализации). Инструменты:

- снижение затрат на производство и сбыт;

- активизация коммуникационной политики;

- определение новых сфер применения традиционного товара;

- развитие сбытовой сети.

Достичь глубокого проникновения на рынок фирма может убеждая потребителей использовать большие объемы товара (две ложки кофе, сахара; дважды намыливать голову шампунем) или увеличить частоту использования товара (чистить зубы два раза в день, жевательная резника каждый раз после еды).

Стратегия развития рынка предполагает проникновение на новые рынки сбыта с традиционным товаром.

Инструменты

- предложение товара новым географическим рынкам сбыта;

- распространение товара (услуги) через франчайзинговые и лицензионные соглашения.

Стратегия развития товара направлена на усовершенствование товара или разработку новых товаров для существующих потребителей.

Стратегия диверсификации предложение новых товаров новым рынкам сбыта.

Различают 3 вида диверсификации:

- вертикальная (концентрическая) - фирма изготавливает товары, которые технологически и коммерчески связаны с уже существующими (кожаные изделия: ремни, сумки – для фирмы, которая изготавливает кожаную обувь).

- горизонтальная – предполагает выпуск новых товаров, которые предназначены для существующих клиентов, но не связаны технологически с основным видом деятельности (учебная литература в ВУЗе для студентов).

- конгломеративная (чистая, латеральная) – освоение новых видов деятельности не связанных с основными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.