Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы мировоззрения и методологии. Функцию общей методологии всех частных наук и те­орий выполняет философия




Функцию общей методологии всех частных наук и те­орий выполняет философия. Она выступает как учение о всеобщих принципах, методах познания и преобразова­ния действительности. Особую важность вопрос о кон­кретном содержании и механизме реализации методологи­ческой функции философии приобрел в наши дни. Это обусловлено тем, как отмечает В. И. Столяров, что до сих пор приходится встречаться с отдельными ошибка­ми в понимании роли диалектики и в самом использовании ее в научном исследовании. Философская методология (в широком смысле) образует высший уровень методологического анализа, включающий мировоззренческую интерпретацию резуль­татов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального строя с точки зрения той или иной картины мира.

Для того чтобы вскрыть методологическую роль фило­софии в отношении той или иной науки или отдельной теории, необходимо видеть различие между методологиче­скими и частными проблемами. Для теории физического воспитания в процессе формирования физической культуры личности конкретного человека такой проблемой выступает привитие высоких нрав­ственных основ, качеств, необходимых для выполнения личностью своих социальных ролей в обществе.

Наиболее общие законы, категории, принципы фило­софии регулируют всякую познавательную и практиче­скую деятельность, проникая в ткань любой теории, в том числе и теории воспитания, конкретизируясь в ее специ­фическом содержании.

Наиболее древними философскими методами являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпыва­ются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологи­ческий, герменевтический (понимание) и др. Нередко философские системы (соответственно и их ме­тоды) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод у Гегеля был соеди­нен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т. д.

Философские методы — это не «свод» жестко фиксирован­ных регулятивов, а система «мягких» принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т. е. находящихся на самом высоком уровне абстра­гирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются фор­мализации и математизации

В современном научном познании всё возрастающую роль играет диалектико-материалистическая методология. Она ре­ально функционирует не в виде жесткой и однозначной сово­купности норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалекти­ческой и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его це­лостности.

 

8. Ф. Бэкон «Новый Органон» (Структура и основные идеи)

Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод).

Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познаваема, но на пути ее познания лежит множество препятствий – засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» – искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями.

Бэкон выделяет четыре вида идолов: «идолы рода», «идолы пещеры» «идолы рынка, «идолы театра». Своим учением об идолах Бэкон стремится очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать условия для успешного распространения знаний на опытном изучении природы. Бэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.

Бэкон является основоположником буржуазной философии Нового времени; он перенес метафизический метод из естествознания в философию. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.