Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия химии. Химия как физика молекул. Тесное взаимодействие химии с другими науками и производством




Философия химии — раздел философии, изучающий фундаментальные понятия, проблемы развития и методологию химии как части науки. В философии науки химические проблемы занимают более скромное место, нежели философия физики и философия математики, в которых проявляются экстремальные познавательные ситу­ации, ведущие к человеческому знанию.

Важное значение в философии химии играет философский анализ развития химического знания и эволюции фундаментальных понятий химии. В этом анализе важную роль сыграл выдающийся русский химик и философ Кузнецов В. И., который создал и развил теорию концептуальных систем развития химии (См.: Кузнецов В. И., Общая химия: тенденции развития. 1989).

В «Логике» Гегеля, описывающей историю становления абсолютной идеи, упоминаются три вида «объективности» — механизм, химизм и организм.В философии науки химическая проблематика занимает более скромное место, нежели проблематика физики и математики. Это неудивительно. В физике и математике мы находим экстремальные познавательные ситу­ации, они ведут нас к границам того, что понимает человек. Физика пока­зывает, насколько глубоко проникает человек в «тайны природы», на­сколько подвластны ему мельчайшие частицы вещества, элементы мироздания, бесконечность Вселенной. Математика дает образцы строго­сти, точности, конструктивности научных рассуждений. Химия, во всяком случае современная химия, опирающаяся на физику и математику, не не­сет в себе той романтики первопроходства, которой отмечены эти науки. Химия, однако, интересна своими масштабами, широкой вовлеченностью в материальное производство, экономику и быт. Глобальные проблемы со­временности в той или иной степени завязаны на эту науку. Научное ми­ровоззрение, не учитывающее химические знания, было бы неполным.
Прежде всего заслуживает внимания вопрос о предмете химии. Это ак­туальный вопрос, и он так или иначе ставится многими химиками. Выше уже было сказано, что современная химия опирается на физику и матема­тику. Физика описывает мельчайшие частицы вещества, которые почти до конца XIX в. были предметом химии, — атомы и молекулы. Физика объясняет также взаимодействия, которые ведут к образованию новых ве­ществ, к химическим превращениям. Математика входит в химию через физику (ибо она уже давно язык физики, аппарат, позволяющий не толь­ко производить расчеты, но и формулировать центральные понятия этой науки) и непосредственно (например, в химической кинетике), обеспечи­вая понимание и объяснение химических закономерностей. В чем же спе­цифика химии как науки? Надо также рассмотреть тенденции, проявляющиеся в историческом развитии химии. Это, так сказать, развертка во времени предмета этой науки. Описывая тенденции развития химии, мы надеемся пояснить со­временную ситуацию в этой науке. Предмет химии История вопроса Вопрос о предмете химии, как и всякий философский вопрос, имеет ис­торическую ретроспективу. В «Логике» Гегеля, представляющей собой своеобразную историю становления абсолютной идеи, упоминаются три определения «объективности» — механизм, химизм и организм. Механизм — это такое соединение частей, при котором между ними от­сутствует «духовная связь». Говоря о механизме, мы вспоминаем меха­ническое (машинальное) поведение, механическое заучивание и вос­приятие. В механизме нет внутреннего единства, самодеятельности. Химизм означает такое единство, которое вытекает из природы час­тей. Химическое соединение имеет свою специфику и, в отличие от ме­ханического соединения, не сводится к комбинации и сложению частей. Химическая совокупность взаимодействует с другими совокупностями как единое целое. Составные части этой совокупности — «стихии», «ма­терии» (в современной терминологии — химические элементы), прояв­ляющие в отношении других составных частей свою природу и сообща­ющие эту природу всей совокупности. Организм представляет собой объединение составных частей, при ко­тором реализуется цель, единство, имеющее телеологическую природу. Иными словами, организм — это то, в чем заключена жизнь или душа. Не вникая в построения Гегеля, которые крайне трудно состыковать не только с современной наукой, но и с наукой того времени, отметим, что в его триаде «механизм, химизм и организм» заключена идея иерархии, идея развития от низшего (механизма) к высшему (организму). Эта идея была воспринята той концепцией предмета химии, которая высказана Ф. Эн­гельсом и которая оказала большое влияние на советскую и далее на рос­сийскую философию науки. У Энгельса уже нет абстрактных «механизма, химизма и организма». Он вводит понятие механической, физической, хи­мической и биологической форм движения материи. Каждая из этих форм движения имеет своего материального носителя: механическое дви­жение — это движение макроскопических тел, физическое — движение молекул (речь шла о тепловом движении, описываемом молекулярно-ки-нетической теорией), химическое — движение атомов и биологическое — жизнь _ способ существования белковых тел. Энгельс считал механичес­кое движение низшим, а биологическое — высшим. Физическое и хими­ческое движения занимали промежуточное положение между механичес­ким и биологическим. Отношение высшей формы движения к низшей он характеризовал гегелевским термином «снятие»: низшая форма присутст­вует в высшей в снятом, подчиненном виде. Скажем, физическое движе­ние — это тоже механическое движение, но подчиняющееся новым веро­ятностным закономерностям. Энгельс сознавал, что его классификация форм движения материи выражает лишь тенденцию, осуществляющуюся в природе1. Кроме ука­занных форм движения он упоминал электрические и магнитные взаи­модействия, не укладывающиеся в эту тенденцию. Однако даже эта ого­ворка не позволяет его классификации справиться с той ситуацией, которая возникла в XX в. Уже в начале XX в. сложилась атомная физи­ка, изучающая строение тех частиц материи, которые для Энгельса бы­ли мельчайшими, — атомов. «Физика обновляет химию и отнимает у нее атом» — так озаглавлена последняя глава в одной из авторитетных книг по истории химии. В 1911 г. Э. Резерфорд выдвигает электронно-ядер­ную модель атома, где атом предстает в виде планетарной системы. Но физика занялась не только строением атомов, но и строением молекул. В первые два десятилетия XX в. формируется квантовая теория атома и химической связи. В 1925—1927 гг. возникает квантовая механика, фун­даментальная физическая теория, объясняющая процессы, происходя­щие в микромире. Один из создателей этой теории — П.А. Дирак писал: «Общая теория квантовой механики уже закончена... Решающие физи­ческие законы, необходимые для математической теории большей части физики и всей химии, известны полностью, и трудности заключаются в том, что точное содержание этих законов ведет к слишком сложным для решения уравнениям». А вот фраза из более поздней книги (первое ан­глийское издание — 1946 г.), объясняющая, почему химия все же сохра­няет свою самостоятельность как экспериментальная наука. «Квантовая механика сводит проблемы химии к задачам прикладной математики. Несмотря на это, химия, вследствие своей сложности, в значительной мере остается опытной наукой, подобно тому как понимание законов, управляющих движениями небесных тел, за последние три столетия не устранило необходимости непосредственных наблюдений».

 

24.Жусип Баласагун «Кутадгу билик».

Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности.

Образование Юсуф Баласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по различным отраслям знания.

Поэма "Кутадгу билик" стала известный западному миру через австрийского востоковеда фон Хаммер-Пургшталя, в руки которого рукопись попала в 1796 г. в Стамбуле и была подарена им Венской библиотеке.

В 1970 г. в Ленинграде состоялось IV Тюркологическая конференция, посвященная "Кутадгу Билик", где указывалось на необходимость расширения масштабов и углубления исследований этого памятника. В 1986 г. А. Егеубаев представил Юсуфа на казахском языке.

Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Вместе с этим, им руководили политические мотивы, стремление научить среднеазиатскую династию караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, областями (Маверанахр, Восточный Туркестан). А чтобы его назидания были поняты и кочевниками-караханидами, необходимо было написать по-тюркски. Но "Кутадгу билик" не только политический трактат, он является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Произведение Баласагуни представляет обширную систему, в которой выдвигаются как проблемы общефилософского характера, так и жизненно-практического, этнического и эстетического плана. Стремление к энциклопедичности, универсальности, охвату общемивоззренческих проблем было присуще самому характеру философствования в культурном регионе, к которому принадлежал Юсуф. Мировоззрение Юсуфа имеет троякие корни - философские, шаманистские, исламские.

Целостное, в том числе и философское прочтение поэзии Баласагуни, в свою очередь, будет способствовать расшифровке, проникновению в сложный внутренний мир средневекового поэта-мыслителя, вскрытию его глубинных пластов, отвечает интересу и вниманию широкой общественности. Включение "Кутадгу билик" в поле историко-культурного анализа будет способствовать дальнейшей разработке истории общественной мысли, художественных традиций тюркских народов в средневековый период развития.

Значимость и актуальность введения в оборот "Кутадгу билиг" Юсуфа Баласагуни отчетливо вырисовывается в плане всестороннего изучения многомерного процесса развития культура. Научное использование, изучение, интерпретация произведения Баласагуни в историко-философском срезе восполняет наше преставление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и связи народов Востока в период средневековья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.