Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действительность и возможность, необходимость и случайность




В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взя­тых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущ­ности и существования, или внутреннего и внешнего" *. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность от­дельного конкретного материального объекта —это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность— это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Под возможностью понимается также то,тенденции возникнове­ния и развития чего уже имеются в действительности,но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность —потенциальное бытие, это будущее,содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения но­вой действительности,которые уже имеются в наличном бытии.Анто­нимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е.таких событий и явлений, возникновение которых исключается зако­номерностями,присущими действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности про­является в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга..Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная дей­ствительность возникла как результат реализации ранее существовав­ших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, измене­ния,развития

Реальные возможности— это такие возможности, кото­рые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта.

Абстрактные возможности — это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие усло­вия; эти возможности могут появиться лишь при достижении матери­альным образованием более высокой стадии развития.

Конкретная возможность — это возможность, для осуществления которой на дан­ной стадии развития материальной системы могут сложиться соответ­ствующие условия

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необ­ходимость— это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит)в главном так, а не иначе.

Случайность же — то,что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Соответственно к необходимым относятся такие события,которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в ста­бильных условиях

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития.По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой,хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности.В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость,и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

 

87. Что такое техника? Проблемы гуманизации и гуманитаризации технического образования. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В Т. материализованы знания и опыт, накопленные человечеством в ходе развития общественного производства. Основное назначение Т. — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Т. позволяет на основе познания законов природы существенно повысить эффективность трудовых усилий человека, расширить его возможности в процессе целесообразной трудовой деятельности; с её помощью рационально (комплексно) используют природные ресурсы, осваивают недра Земли, Мировой океан, воздушное и космические пространства. Нередко термин "Т." применяют также для совокупной характеристики навыков и приёмов, используемых в каком-либо деле или в искусстве (например, Т. делопроизводства, Т. танца, Т. игры на фортепиано и т. п.).

По мере развития производства и создания новых орудий труда Т. освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. Т. применяется для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; передвижения и связи; сбора, хранения, обработки и передачи информации; обслуживания быта; управления обществом; обеспечения обороноспособности и ведения войны. По функциональному назначению различают Т. производственную, в том числе энергетическую, и непроизводственную — бытовую, научных исследований, образования и культуры, военную, медицинскую и др.

По масштабам применения основную часть технических средств составляет производственная Т.: машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, производственные здания и сооружения, дороги, мосты, каналы, средства транспорта, коммуникации, связи и т. д. Наиболее активная часть производств. Т. — машины, в составе которых можно выделить несколько основных групп: технологические машины — металлообрабатывающие, строительные, горные, металлургические, сельскохозяйственные, текстильные, пищевые, бумагоделательные и др.; транспортные машины — автомобили, тепловозы, электровозы, самолёты, теплоходы и др.; транспортирующие машины — конвейеры, элеваторы, краны, подъёмники и др.; контрольно-управляющие и вычислительные машины (в том числе централизованного контроля и управления, информационные и др.); энергетические машины — электрические, двигатели внутреннего сгорания, турбины и т. д. Среди технических средств современного производства важнейшая роль принадлежит энергетической Т., служащей для получения и преобразования энергии.

Техногенному типу развития предшествовал традиционалистический. В современную эпоху он реализуется во всех регионах планеты. Современные Япония, Китай, Южная Корея, США, страны Западной и Восточной Европы принадлежат к техногенной цивилизации. Термин “техногенная цивилизация ” выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий (как производственных, так и социального управления). Техногенные общества, возникнув, сразу же начали оказывать влияние на традиционное общество. Динамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков.

В системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое время господствовало понимание природы как неорганического мира, который представляет собой особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающее материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Из плюсов выделим то, что техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений, из минусов – глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.).

Постиндустриальное общество в контексте “информационной революции” характеризует понятие информационное общество. Этот термин предложен японским теоретиком К. Коямой. Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теории постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один – информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация – ключевой фактор производства, превосходящий по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. При этом отличительной характеристикой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми. Из трех типов связей: длительные (родственные), среднесрочные (дружеские), кратковременные контакты, доминирующее положение получают именно последние. Кроме того, в политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, решительная децентрализация структур управления, распад иерархических структур управления, усиление роли этнических, религиозных и др. меньшинств. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Происходит децентрализация и деурбанизация производства. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующей высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Формируется также новая культура потребления–установка на приобретение «вещей одноразового использования», укоренное обновление товаров, традиционно считавшихся «товарами длительного пользования».

Вывод: Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

Предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

 

88.Платон «Государство» (Структура и основные идеи).

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

 

89.Структурная связь бытия. Целое и часть. Причина и следствие.

В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией человека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения, главной частью метафилософии.

Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир — это мир «элементарных» частиц, атомов, молекул. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества - явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителем живого являются человек, животный и растительный мир.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование приобретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологического, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в каких иных предметах и явлениях бытия.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры: в процессе возникновения, развития и смены общественно-исторических формаций, стадий, периодов и эпох; в утверждении признаков и процессов цивилизованного развития. Важным признаком социального бытия является система общественных отношений. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе - экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществляется выбор, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойство социальных общностей, которое не имеет материального носителя общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но люди находят какие-то общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания - мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружающей действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.