Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало строительства социализма




План.

5.

4.

3.

2.

1.

Советско-югославский конфликт.

Выбор пути развития стран Восточной Европы и разногласия с СССР.

Реформы, проводимые Народными фронтами.

Формирование народных фронтов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

После второй мировой войны историческое развитие стран и народов Центральной и Юго-Восточной Европы проходило в формах, которые коренным образом отличались от Западной Ев­ропы. Непродолжительные преобразования в целом общедемок­ратической направленности здесь сменил переход к социализму, который копировал минусы и плюсы советской консервативной модели. Пережив ряд политических потрясений, государства ре­гиона оказались в состоянии глубокого социально-политическо­го, экономического и идеологического кризиса, который закон­чился крахом социализма на рубеже 80-90-х годов.

В 50-80-е годы в отношении европейских социалистиче­ских государств использовалось понятие «Восточная Европа», которое имело преимущественно политический смысл и при­менялось для противопоставления Европы Западной (капита­листической) и Восточной (социалистической). С точки зрения географии, корректнее использовать категорию «страны Цент­ральной и Юго-Восточной Европы», включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Юго­славию, Албанию. В последние годы указанные государства при­менительно ко второй половине XX века объединяются поня­тием «Центрально-Восточная Европа».

Весь послевоенный период в истории региона можно раз­делить на следующие этапы:

а) 1945-1947/1948 г. - демократические (или народно-демократические) революции;

б) конец 40-х - конец 80-х годов - строительство социализма и развитие на его путях;

в) конец 80-х - 90-е годы - «бархатные» революции, формирование новых политических и социально-экономических систем.

Во второй половине 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы происходили при активном и усиливавшемся воздействии СССР преобразования общедемократического содер­жания, которые в то же время создавали определенную основу для движения к социализму.

В 1944-1945 г. во всех государствах региона была решена первостепенная общенациональная задача - освобождение от фашизма, восстановление национальной независимости. Пе­ред народами открылась возможность демократического разви­тия. Следует иметь в виду, что в целом для них был характерен большой объем нерешенных общедемократических задач. По уровню экономического, социального, политического и куль­турного развития они отставали от Западной Европы. Несколь­ко выделялись Чехословакия и Восточная Германия, где была развита промышленность, практически отсутствовала неграмот­ность. Среднеразвитыми были Польша и Венгрия. На низком уровне развития находились Болгария, Румыния и остальные страны. Аграрные реформы не были завершены ни в одном государстве. Социальная структура общества соответствовала отсталой структуре экономики. Невысокой была и политиче­ская культура основной массы населения.

Вторая мировая война с ее огромными бедствиями еще более увеличила объем необходимых преобразований и способ­ствовала росту политической активности людей. Необходимо было восстановить и развить национальную экономику, иско­ренить фашизм, провести демократизацию общества. Опыт борь­бы с фашизмом подсказывал и оптимальный путь решения общенациональных демократических задач - согласование ин­тересов различных слоев населения, формирование правящей коалиции из различных политических партий. Поиск и дости­жение национального согласия нашли в годы войны выраже­ние в деятельности национальных (народных, отечественных) фронтов, которые объединяли разнородные политические и социальные силы.

После освобождения региона от фашизма власть сосредо­тачивается в руках национальных фронтов, выражением чего явилось формирование первых коалиционных правительств. Коммунисты входили в состав правительств всех стран, но сна­чала не возглавляли большинство из них (Болгария, Венгрия, Чехословакия). Министерские портфели получили социал-де­мократы, представители крестьянских и других мелкобуржуаз­ных партий, деятели эмиграции. В ряде правительств коммуни­сты не имели большинства мест, что отражало реальное соотношение сил. Исключение составляли только Югославия и Албания, где власть сразу сосредоточилась в руках компартий.

Сразу после войны правительства народных фронтов осу­ществили демократизацию внутриполитической жизни. Была зап­рещена деятельность фашистских партий и организаций, вос­становлены парламенты, демократические конституции. Были созданы новые органы самоуправления, опиравшиеся на на­родный фронт. В странах, где ранее существовали монархии, они были ликвидированы по результатам референдумов (1945 г. - в Югославии, 1946 г. - в Болгарии, 1947 г. - в Румынии).

Сложившееся после освобождения соотношение поли­тических сил сохранялось недолго. В конце 1945-1946 г. ком­мунисты добиваются победы на парламентских выборах в большинстве стран, возглавляют национальные правитель­ства. Так, в результате выборов (май 1946 г.) Компартия Че­хословакии в блоке с социал-демократами получила свыше половины мест в Национальном собрании, а ее лидер К.Гот­вальд занял пост премьер-министра. Болгарское правитель­ство Отечественного фронта (март 1946 г.) возглавил Геор­гий Димитров, отказавшийся предоставить министерские портфели деятелям оппозиции. В Румынии, где существовало коалиционное правительство, компартия добилась еще в 1945 г. преобладания в правительстве.

 

Программы национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капитализма (частной собственности, буржуазии как класса), но предусматривали проведение соци­ально-экономических преобразований, которые могли явиться первыми шагами в этом направлении (конфискация собствен­ности у коллаборантов, создание государственного сектора экономики, уничтожение помещичьего землевладения).

Огромное значение имела аграрная реформа, которая рез­ко ограничила капиталистические отношения в деревне и про­водилась по принципу «земля тем, кто ее обрабатывает». Поме­щичье землевладение ликвидировалось, устанавливались верхние пределы частного владения землей (от 20 га в Болга­рии до 100 га в Польше). В одних странах (Югославия, Венгрия, Болгария) реформа реализовывалась единовременно, в других (Чехословакия, Польша, Румыния) проводилась поэтапно и завершилась только в 1947-1948 г. Земля также изымалась у всех немецких собственников (особенно много их было в Польше, Чехословакии) и лиц, сотрудничавших с фашистами.

Землей по принципу уравнительного землепользования наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, сельс­кохозяйственные рабочие, а в некоторых случаях и середняки. В среднем наделы не превышали 7-14 гектаров. Новые хозяева не имели права купли-продажи земли. Начали создаваться сель­скохозяйственные производственные кооперативы. Значитель­ная часть земли была национализирована. Против проводимой модели аграрной реформы выступали буржуазные партии и правые течения в крестьянских партиях, считавшие необходи­мым сохранение и развитие крупных частных хозяйств. Но ком­партии при поддержке левого течения в крестьянском движе­нии не допустили пересмотра концепции аграрной реформы и тем самым добились существенного усиления своих позиций в среде крестьянства.

В 1944-1945 г. был создан и значительный государствен­ный сектор экономики. Была национализирована собственность, принадлежавшая немецкому капиталу и той части собственной буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Затем компар­тии выступили за продолжение и форсирование национализа­ции, переход крупной и средней частной собственности (про­мышленных предприятий, банков, транспорта, средств связи) в руки государства. Раньше других эта установка была реализо­вана в Югославии, где принятая 31 января 1946 г. конституция предусматривала преобладание и господство всенародной (го­сударственной) формы собственности. В Польше, где буржуа­зия была лишена собственности оккупантами, коммунисты не допустили возврата предприятий бывшим владельцам. Здесь сначала было установлено временное государственное управ­ление, а в начале 1946 г. национализирована крупная и средняя промышленность. В Чехословакии был первоначально установ­лен рабочий контроль на предприятиях, а национализация про­мышленности проходила поэтапно, затронув в 1945 г. лишь круп­ные предприятия. В странах - бывших сателлитах Германии (Болгария, Венгрия, Румыния), в которых контроль за поли­тической и экономической жизнью осуществляли Союзные контрольные комиссии, первым этапом наступления на капи­тал явилось установление государственного и рабочего конт­роля над частнокапиталистическими предприятиями. Во всех странах коммунисты настаивали на продолжении и углублении национализации, что вызывало острую политическую борьбу в обществе, резкое противодействие даже партий-соратников по народным фронтам.

В целом осуществление политических и социально-эконо­мических реформ привело в 1945-1946 г. к формированию новой организации общества, которая получила название «строй на­родной демократии». Основными его чертами являлись: а) мно­гопартийность при руководящей роли коммунистических и ра­бочих партий; б) государственный сектор экономики при сохранении частной и кооперативной собственности; в) ликви­дация класса помещиков, ослабление экономических позиций буржуазии, рост рабочего класса.

Формирование народной демократии было бы невозмож­ным без экономической и политической, культурной и воен­ной помощи СССР, его прямого и косвенного воздействия на процессы в соседнем с ним регионе Европы. Авторитет и роль Советского Союза в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были велики. Во-первых, именно его армия освободи­ла эти государства. Во-вторых, войска СССР оставались на тер­ритории ряда стран и после их освобождения. В-третьих, в конце второй мировой войны Запад фактически признал приоритет Советского Союза в этой части Европы, отдав предпочтение народным фронтам во главе с компартиями перед буржуазной эмиграцией. В-четвертых, СССР имел более сильные позиции, чем США и Англия, в Союзных контрольных комиссиях, ко­торые осуществляли общее руководство в странах - бывших союзниках Германии до подписания с ними мирных договоров. Наконец, Советский Союз был заинтересован в утверждении дружественных ему режимов в соседних странах.

Между всеми странами Центральной и Юго-Восточной Европы и Советским Союзом были подписаны договоры о друж­бе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге в этой части Европы сложилась новая система международных отношений, которая базировалась на военно-политическом и экономиче­ском сотрудничестве с Советским Союзом. В первые послево­енные годы руководящая и координирующая роль Москвы осу­ществлялась через двусторонние связи руководителей ВКП(б) и национальных коммунистических (рабочих) партий. В сен­тябре 1947 г. на совещании компартий в Польше был создан специальный руководящий орган - Информбюро коммунис­тических и рабочих партий.

В 1946-1947 г. обострились противоречия внутри народных фронтов по вопросам стратегии дальнейшего развития. Сформировались следующие основные позиции: а) компартии рас­сматривали строй народной демократии лишь как фундамент для построения социализма; б) буржуазные и мелкобуржуаз­ные силы выступали за буржуазную демократию с внешнепо­литической ориентацией на Запад; в) левый фланг крестьян­ского движения (особенно сильного в Польше и Болгарии) ратовал за так называемый «третий путь», предполагавший сосуществование элементов капитализма и социализма.

Следует подчеркнуть, что в первые послевоенные годы применительно к странам Центральной и Юго-Восточной Ев­ропы считался возможным и наиболее реальным отличный от Советской России вариант перехода к социализму - без дикта­туры пролетариата и гражданской войны, мирно и даже эволюционно. Руководители национальных компартий неоднократ­но подчеркивали, что народная демократия дает возможность перейти к социализму без социальных потрясений, учитывая специфику каждой страны и используя возможности классо­вых союзов. До середины 1947 года их позицию в целом разде­ляла и поддерживала Москва.

Социал-демократы разделяли позицию коммунистов в воп­росе о мирном и постепенном переходе к социализму. В то же время они акцентировали внимание на следующих моментах: а) построение социализма - сложный процесс, для которого необходим длительный переходный период; б) в течение этого периода должны сосуществовать государственная, частная и кооперативная собственность; в) власть должна принадлежать коалиции левых партий.

Но 1947 г. наглядно продемонстрировал невозможность сохранения реальной коалиционной власти. Во многом это объяснялось внешнеполитическими факторами. США предло­жили свой план помощи странам Европы, получивший назва­ние «план Маршалла». Некоторые восточноевропейские госу­дарства были готовы его принять, что привело бы к развитию рыночной экономики в этих странах, их ориентации на капи­талистический мир. Советский Союз вынудил своих соседей отказаться от американской помощи и принял решение еще более усилить свои позиции в регионе. На заседании Информ­бюро в сентябре 1947 г. глава делегации ВКП(б) Жданов впер­вые выдвинул идею двух противоположных лагерей - импери­алистического и социалистического. Экспансию империализма в восточной части Европы необходимо было остановить. С этой целью секретари ЦК ВКП(б) Жданов и Маленков сформулировали принципиально новый тезис о том, что в странах на­родной демократии сложились все необходимые условия и пред­посылки для перехода к построению социализма по советско­му образцу. Руководители компартий без каких-либо дискуссий приняли установку на форсированный переход к социализму и советскую модель со всеми ее деформациями.

Коммунисты, которые и ранее нетерпимо относились к сво­им партнерам по национальным фронтам, в 1947 г. начинают целенаправленно вытеснять их из властных структур и полити­ческой жизни. Стандартными стали обвинения в шпионаже, за­говорщицкой деятельности. Преследованиям подвергались как буржуазные, так и мелкобуржуазные, крестьянские партии. Во всех странах прошли громкие судебные процессы над руководи­телями партий и движений, не разделявших концепцию форси­рованного перехода к социализму. В результате многопартийность, коалиционность власти приобрела формальный характер или исчезла вообще. В сфере экономики коммунистические власти приняли законы о национализации и ликвидировали собствен­ность не только средней, но и большей части мелкой буржуа­зии, устранили буржуазию как класс.

В целом 1947 г. привел к установлению в странах Централь­ной и Юго-Восточной Европы новых экономических и поли­тических структур. Буржуазные и мелкобуржуазные союзники компартий по национальным фронтам были вытеснены на вто­рой план или ликвидированы. В органах власти стали домини­ровать представители коммунистических и социалистических партий. В экономике преобладающим и господствующим стал государственный сектор.

Считается, что хронологически завершением этапа народ­но-демократических преобразований в регионе явился полити­ческий кризис в Чехословакии (февраль 1948 г.). Здесь резко обострились противоречия между коммунистами, которых возглавлял премьер-министр К.Готвальд, и антисоциалисти­ческими силами, которые в определенной мере представлял президент Чехословакии Э.Бенеш. В ответ на требование КПЧ национализировать внешнюю и оптовую торговлю, средние предприятия буржуазные партии при поддержке социал-демок­ратов попытались сменить кабинет министров, создав прави­тельственный кризис (12 министров из 26 подали в отставку). Коммунисты отказались пойти на этот шаг, организовали мас­совые митинги в Праге и других городах, создали отряды на­родной милиции. Армия не вмешивалась в события, а органы безопасности арестовали ряд лидеров оппозиции «за подго­товку вооруженного мятежа». 25 февраля 1948 г. президент Бенеш был вынужден принять отставку «мятежных» министров, хотя оппозиция надеялась на смену всего кабинета, и согла­ситься на занятие освободившихся постов коммунистами и их союзниками.

Таким образом, в 1947-1948 г. во всех странах региона устанавливается полная монополия коммунистических партий на власть.

В ряде стран (Югославия, Венгрия, Румыния, Албания) она существовала в виде однопартийных режимов, а в других (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария) была замаскирована сохранением многопартийных систем. Самостоятельность ос­тавшихся в этих странах партий была весьма относительной, они признавали руководящую роль компартий и не пытались бороться с ними за власть. Национальные фронты утратили реальный политический вес, превратились в ширму однопартийности. Так, главной задачей Отечественного фронта в Бол­гарии было объявлено «воспитание болгарского народа в духе идей социализма».

Переход стран к строительству социализма был централи­зованным. Фактически он осуществлялся по команде Москвы, передаваемой через специально созданное Информбюро. Фор­мально же он представлял собой волеизъявление большинства народа, выраженное в установках съездов руководящих комму­нистических партий 1948-1949 г.

Так был начат поворот к созданию в этих странах тотали­тарных систем по советскому образцу. Переход к полному отка­зу от учета какой-либо национальной специфики завершился в связи с конфликтом между СССР и компартией Югославии.

С одной стороны, в первые послевоенные годы между СССР и Югославией разви­валось теснейшее сотрудничество. Руководство КПЮ образцом с самого начала считало опыт Советского Союза. Конституция Югославии (январь 1946 г. базировалась на государственно-пра­вовых нормах советской Конституции 1936 г.). Югославская фе­дерация копировала устройство СССР. В 1947 г. был принят пер­вый пятилетний план, который ориентировал на построение основ социализма. Имели место самые высокие в регионе темпы национализации. С другой стороны, складывались предпосылки для ухудшения советско-югославских отношений. Во-первых, формирование и усиление культа личности И.Броз Тито, что не уживалось с культом личности Сталина в коммунистическом движении. Во-вторых, стремление югославского руководства к некоторой (весьма ограниченной) самостоятельности во внут­ренней и внешней политике, что рассматривалось Москвой как попытка выйти из сферы ее влияния.

Конфликт разразился в 1948 г. в связи с действиями Юго­славии, направленными на создание федерации балканских го­сударств (заключение югославо-болгарского пакта). Сталин рас­ценил это как попытку отнять у СССР часть зоны его влияния. Под давлением Москвы Югославия согласилась впредь коорди­нировать свою внешнюю политику с Советским Союзом, но решительно отказалась от послушания Москве во всех иных воп­росах, считая, что Югославия будет идти собственным путем.

Советское руководство настаивало на смене верхушки КПЮ, что было категорически отвергнуто югославской стороной. Ру­ководители всех компартий Восточной Европы в этом конфлик­те поддержали Сталина. Югославия оказалась в изоляции.

Конфликт формально прекратился в 1953 г. после смерти Сталина. Фактическая нормализация отношений между СССР и Югославией произошла в 1955-1956 г.

Задания к теме:

1. Дайте определение понятию «Восточная Европа». Выделите этапы развития стран Восточной Европы во второй половине XX в.

2. Оцените социально-экономический и политический потенциал стран Восточной Европы после Второй мировой войны.

3. Что такое «народный фронт»? Составьте тезисный план по вопросу «Реформы, проведенные народными фронтами Восточной Европы в середине 40-х гг. XX в.».

4. Дайте характеристику понятию «страны народной демократии». Где существовал строй народных демократий?

5. Какую роль в развитии стран Восточной Европы играл СССР? Чем объясняется этот факт?

6. Строй народной демократии большинством стран Восточной Европы воспринимался как явление временное. Какие варианты дальгнейшего развития государств существовали?Какой вариант развития был реализован в итоге? С чем это связано?

7. Когда перестал существовать строй народной демократии в Восточной Европе? Докажите этот тезис.

8. Назовите причины и основное содержание советско-югославского конфликта. Каково его значение для развития стран Восточной Европы.

Тема 10: «Формирование консервативной модели социализма в странах Восточной Европы».

2. Создание основных организационных структур социалисти­ческого лагеря.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.