Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав эксплуатационных экологических издержек




В результате освоения капитальных вложений происходит создание средств природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение природоохранных текущих затрат – эксплуатационных издержек. К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных средств природоохранного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. Сюда входят ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы, затраты на реагенты и др.В соответствии с рекомендациями Комплексной системы эколого-экономического учета в отчетность субъектов хозяйствования должны включаться следующие виды текущих затрат на охрану окружающей среды:содержание и эксплуатация основных средств природоохранного назначения;рекультивация нарушенных земель (кроме включенных в капитальные вложения);оплата сторонних услуг по приему и очистке сточных вод, вывозу, размещению, хранению и переработке отходов, контроля над состоянием окружающей среды;оплата научно-исследовательских работ, подготовка специалистов и т. д.;организация самостоятельного контроля воздействия на окружающую среду, управления природоохранной деятельностью на предприятии;на текущие мероприятия по восстановлению нарушенной природной среды и снижению вредного воздействия на нее.

Суммы текущих затрат, определенные на предприятиях расчетным путем, как правило, оказываются достаточно завышенными (по данным исследований, на некоторых предприятиях до 25 – 30 %). Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство товарной продукции колеблется в пределах 0,2 – 3 %.


48.Интернальные и экстернальныеэкологичесие издержки.

Экологич. издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производ-ые затраты, т. е. явл-ся внутр-ми (интернальными) для предприятия. Издержки, вызываемые загрязнением окр. среды (т. е. собственно экономич. ущерб), явл-ся для предпр.-загрязнителя внеш-ми (в экономике прир.пользования их принято называть экстернальными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деят-ю, не влияет на издержки произв-ва. Общество в целом заинтересовано в сокращ-ии общ-ных экологич. издержек, включ-х природоохран. затраты (предзатраты) и экономич. ущерб от загрязнения. Конкретного же производителя интересует его внутренние (интернальные) природоохран. издержки, которые уплачиваются из бюджета предпр-я и отражаются на других экономич. показателях произв-ва. Ущерб окр. среде, наносимый хоз. деятельностью данного субъекта хозяйствования, – это издержки других субъектов, т. е. для предприятия они внешние.

Экстернальные издержки проявляются в увел-ии затрат др. предприятий на предвар. очистку загряз-ой воды и в-ха, прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под возд-ем вред. выбросов, ускорения коррозии металлов и т.п. В усл-х господства общественной (гос.) собст-ти на ср-ва произ-ва проблема экстернальных издержек не возникала. Теоретич. общество было одинаково заинт-но в минимизации как внутр., так и внеш. издержек, поскольку оно как бы являлось собственником и предприятия, загрязняющего близлеж-ю тер., и самой тер., терпящей ущерб от ухудшения кач-ва среды.

По-иному обстоит дело, когда общественные экологич. издержки рассматр-тся сквозь призму субъектов, имеющих различные интересы – общ-ва и предпринимателя. Общ-во заинтерес. в снижении ущерба, а предприниматель –в снижении природоохран. предзатрат. Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в природоохр. меропр-ия, необход. внеш. издержки предпр.-загрязнителя превратить во внутренние, иными словами интернализироватъ внешние издержки (что, по сути, означает трансформирование принципа «платит жертва» в принцип «платит загрязнитель»).

Одним из возм. путей превращения внеш. издержек во внутр-е является создание механизма, понуждающего предпринимателя учит-ть экологич. фактор в процессе принятия хоз. решений. Это, во-первых, законодательное закрепление прин-па компенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают тех-е сложности по опред. величины ущерба, доказательств его достоверности: если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый с/х-ву или осн. производ-ым фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия. Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной тер. сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкрет. виновника загрязнения.

Второй способ – ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Впервые ввести налог назагрязнителя как инструмент интернализации внешних эффектов предложил английский экономист А. Пигу (1932). Этот метод действеннее предыдущего, но, однако, не гарантирует в динамике сохранения кач-ва окр. среды, поскольку материализует принцип «загрязняй, но плати».

Наиболее перспективным методом интернализации внеш. издержек в усл. перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал прир. среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него. Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное кол-во вред. вещ-в без изм-ия своих осн. свойств. Благодаря наличию такой способности у природной среды, общ-во имеет возможность осущ-ть экономию природоохран. издержек, кот. в конеч. итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала.

49.Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели. Определение эффективности природоохранных затрат имеет ряд особенностей, которые заключаются в различиях достигаемого эффекта от капитальных вложений производственного и экологич. назначения, видах учитываемого эффекта, методах их расчета и т.п. При прогнозировании антропогенного влияния нареципиентов определяют экологически допустимые нагрузки на экосистему и оценивают все последствия природоохранных мероприятий: экологические, социальные, экономические. Экономические результаты выражаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда производственной и непроизводственной сфер потребления. Общий социально-экономический результат отражает повышение качества жизни населения, эффективность общественного производства и увеличение национального богатства страны.При определении экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды исходят из основных принципиальных положений типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений применительно к вопросам охраны окружающей среды.В основу методики положены следующие принципы экономического обоснования эффективности природоохранных мероприятий:

1. Планируемое мероприятие должно обеспечивать: соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, которое должно отвечать интересам охраны здоровья людей и природы на основе учета перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

2. При экономическом обосновании природоохранных мероприятий должен соблюдаться народнохозяйственный подход. Это предполагает полный учет всех позитивных и негативных социально-экономических последствий реализации природоохранных мероприятий в раз­ных сферах экономики; полный учет затрат, связанных с осуществлением рассматриваемых вариантов природоохранных мероприятий; межотраслевой подход к обоснованию природоохранных мероприятий и обеспечению более эффективного использования природных ресурсов в масштабах республики, области, района.

3. Экономическое обоснование природоохранных мероприятий определяют при сопоставлении расчетов экономических результатов с необходимыми для их осуществления вложениями с помощью показателей общей (абсолютной) и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий.

Полный экономический эффект природоохранных мероприятий определяют при расчете общей экономической эффективности суммированием результатов, полученных в сферах материального производства, непроизводственной и сфере личного потребления. Экономический эффект средозащитных затрат может быть как общим, так и хозрасчетным.

Общий эффект исчисляется по приросту природных ресурсов или чистой продукции в целом по республике, отраслям и подотраслям экономики, а также непроизводственной сферы.

Хозрасчетный эффект от прироста прибыли или снижения себестоимости продукции рассчитывается по отдельным предприятиям, объединениям, административным районам, территориально-производственным комплексам.


50. Механизмы рын. регулирования природопользования.
Рынком разрешений (или прав, лицензий) на выбросы принято называть конкурентную с-му распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка.
Схемат. формирование современного «рынка загрязнений» можно представить так. Первоначально компетентные органы природоохраны определяют допуст. масштабы возд-я на природу, далее распределяют лицензии на выбросы между заинтерес. сторонами, а затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок, т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры – орг-ций, обесп. закрепление прав собств-сти, – и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сертификатов собств-сти. В их компетенцию входит осущ. контроля д-сти эколог. банков и бирж, обеспеч. сделок по торговле правами на выбросы. Баббл-принцип (принцип «пузыря» или «облака» в США и Германии), в соотв. с кот. норматив выбросов устан. для целого региона, а наход. на его тер-рии предпр. могут совместно найти наиб. выгодный вариант обеспеч. соблюдения этого норматива. Банки выбросов – спец. банки, в кот. фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусм. нормативами, может положить аккредитив, получ. на разницу, чтобы впоследствии продать или использ. его при необх-сти. Биржи прав на загрязнение – посреднич. орг-ции, необх. при расшир. рынка прав на загрязнения для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.