Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здесь имеется в виду не Бог-творец, существование которого буддизм отрицает, а обитатель мира богов (одного из шести миров сансары). - А.К




такого качества, как умение разговаривать. Но это качество присуще не только людям, но, например, еще и богам. Усло­вие чогчо в данном умозаключении присутствует. Но посколь­ку диспут строился на третьем условии (догчаб), мы говорим: «Если то, что вы утверждаете, достоверно, то бог - человек, поскольку умеет разговаривать». Вы даете логический отпор своему оппоненту. Если человек владеет логикой, ему нет необходимости много спорить. Он будет вынужден признать: либо бог - человек, либо его умозаключение недостоверно. Принять логически противоречивое утверждение он не может, поэтому придется привести другое, более достоверное дока­зательство того, что Андрей - человек.

Вопрос из зала: Правилен ли силлогизм: «Андрей - че­ловек, потому что обладает пятью человеческими скандхами и носит очки»? Можно ли использовать два основания?

- Да, можно использовать два основания и более. Чтобы доказать, что Будда достоверен, нужно использовать не один, а много доводов.

Вопрос из зала: Но ведь они не одновременно использу­ются? А здесь одновременно и пять скандх, и очки. А что является основанием - очки или пять скандх?

- Очки - специфический признак Андрея, появившийся в определенный момент времени, а не изначальный суще­ственный признак как человека.

Итак, у вас есть затруднения с обоснованием того, что вы являетесь людьми. Но если в настоящий момент вы не уве­рены, что вы - люди, как вы можете утверждать, что обладае­те пятью человеческим совокупностями? В чем, в первую очередь, состоит определение человека? Если вы не знаете определения человека, как вы можете говорить о человечес­ких скандхах? Итак, каково определение человека? Как вы отличите человека от животного? Подумайте об этом.

Начав с общих примеров, постепенно мы переходим к примерам, связанным с Дхармой. Тогда с помощью логики вы сможете лучше понимать Дхарму и отличать достоверное изложение Дхармы от ложного. Каждый раз, когда я привожу вам некое обоснование, вы должны исследовать, присутству­ют в нем все три условия достоверности или нет. Когда люди, мастерски владеющие логикой, слушают учение, они сразу же могут заметить в нем логические противоречия. Вспомни­те историю о Дже Цонкапе, когда он давал учение, сидя на троне, а Кхедруб Ринпоче тоже сел рядом с ним на трон и на четках отсчитывал логические противоречия. Лама Цонкапа специально излагал Учение на уровне его тонкого смысла. Кхедруб Ринпоче думал про себя: «Вот это спорно, и это спорно». Почему он отсчитывал эти противоречия? Кхедруб Ринпоче сомневался либо в джечабе, либо в догчабе, потому что это очень трудные вещи. В отношении чогчо великие мастера никогда не ошибаются. Они знают, что Искандер наполовину башкир, наполовину татарин.

Когда Лама Цонкапа начал давать то же самое учение с другой точки зрения, Кхедруб Ринпоче сразу же все понял. Он стал соглашаться: «Это правильно, и это правильно, это не­противоречиво, и это непротиворечиво». В итоге он обнаружил, что содержание двухчасового учения Ламы Цонкапы свобод­но от малейшей погрешности. А ведь Лама Цонкапа объяснял сложнейшие, наитончайшие моменты буддийской философии. В конце учения Кхедруб Ринпоче поспешил сойти с трона и сделать перед Ламой Цонкапой простирания. Из этой истории вы должны понять, в чем ценность логики. Два часа Кхедруб Ринпоче слушал учение Дже Цонкапы и в итоге убедился, что Дже Цонкапа - не обычный человек, а Манджушри в челове­ческом теле. Он сказал: «Только Манджушри мог дать такое учение, обычный человек на это не способен». Настоящий Учитель тот, кто является океаном мудрости. Встретив океан мудрости, Кхедрубдже преисполнился счастья.

Хороший шахматист после двадцатого хода поймет все качества своего противника, его уровень. Если двадцать ходов были совершены безошибочно, значит, уровень противника можно узнать через сорок ходов. Если вы ошиблись уже на втором ходу, ваш уровень очень низкий. Но за сорок ходов все мастера совершают ошибки, поэтому те, кто выигрывает, го­ворят: «Я выиграл не потому, что хорошо играю, а потому, что мой противник не заметил моих ошибок». Ошибки гроссмей­стера бывают настолько тонкими, что только после анализа можно понять: вот здесь ход был сделан неверно. В настоящее время мы ошибаемся очень часто. Примечательно, что те, кто действительно хорошо играет в шахматы, говорят: «Я очень плохой шахматист, потому что совершаю много ошибок». Так же ведут себя и буддийские философы, мастера логики и реализованные практики Дхармы: чем больше они постигают Учение, тем лучше осознают, насколько малы их познания.

Чтобы познать пустоту, вам необходимо понимать логику. Отсутствие существования самосущего «я» доказывается посредством логики взаимозависимости. Например, школа Саутрантика посредством умозаключения о взаимозависи­мости доказывает отсутствие независимого субстанциональ­ного «я». В коренных текстах Будда говорил: «Поскольку нечто рождается в силу условий, оно не имеет самосущего рожде­ния». Что это значит? Поскольку «я» и любой другой феномен в своем появлении зависят от условий, они не могут суще­ствовать независимым способом. Рассмотрим умозаклю­чение:

Я пуст от независимого субстанционального суще­ствования, потому что взаимозависим80.

О какой взаимозависимости говорится в этом умозаклю­чении? Напоминаю, что существует три уровня взаимозави­симости: 1) зависимость от причин и условий; 2) зависимость от своих частей; 3) зависимость от наименования. Здесь же идет речь о возникновении в силу причин и условий81. Если вы скажете, что «я» пусто от независимого субстанциональ­ного существования, потому что вы не смогли его найти - это нелогично. Ведь если вы чего-то не можете найти, вовсе не обязательно, что его не существует.

Когда вы занимаетесь аналитической медитацией на пустоту «я», сначала вам необходимо распознать объект от­рицания. Тогда будет очень легко его опровергнуть посредством доводов. Если объект отрицания для вас неясен (вы неточно понимаете, что такое независимое субстанциональное суще­ствование), то говорить о пустоте от независимого субстан-

80 В более общей формулировке это умозаключение таково: «Все феномены не имеют истинного существования, поскольку являются зависимыми». Это довод о взаимозависимости, или возникновении от другого, называемый «царем логики», он опирается на многие сутры, например, на'Вибханга-сутру 'Сутру вопросов царя нагое Анаватапты' и др.

81 Все санскрита-дхармы, то есть составные, произведенные феномены, за­висят от причин и условий. Все асанскрита-дхармы, несоставные, не произве­денные феномены, не зависят от причин и условий, но тоже являются феноме­нами, возникшими зависимым способом. Например, пространство. Оно не является произведенным феноменом, не зависит от причин и условий, но за­висит от наименования, которое было дано достоверной объектной основе.

ционального существования вы будете, не видя в этих словах большого смысла. Если человек не знает, как выглядит вирус СПИДа, его характеристики, ему бесполезно разглядывать кровь в микроскоп.

Логика похожа на микроскоп. Чтобы увидеть тот или иной ментальный «вирус» через микроскоп логики, вам необходи­мо очень точно идентифицировать этот «вирус». Есть много вещей, похожих на него. Вы будете сомневаться, если точно не знаете. Так же, как настоящий диагноз могут поставить только специалисты, которые способны безошибочно распоз­нать конкретный вирус, точно определить объект отрицания в познании пустоты способны лишь те, кто знает и понимает определения объекта отрицания во всех философских школах. Так же как квалифицированные специалисты-медики знают, как выглядят все другие вирусы, похожие на этот, и могут точно обнаружить именно искомый вирус, мастера Прасанги- ки умеют логически точно определить «самобытие» как объект отрицания и отличить его от объекта отрицания в низших философских школах буддизма.

Итак, в первую очередь проверьте, действительно ли вы существуете взаимозависимым образом82. Так вы установите первую взаимосвязь - чогчо, связь между А и С. С этого и начинается медитация на пустоту «я». Чтобы практиковать ее, вам не обязательно сидеть в позе медитации. Многие индийские махасиддхи не сидели в строгой медитативной позе, они медитировали с книгами в руках. Размышляйте и анализируйте так же, как это делали они: «Я взаимозависим или независим?» Наше счастье зависит от очень многих факторов. Наше страдание тоже зависит от множества фак­торов. Если мы лишены возможности попить воды некоторое время, то уже чувствуем дискомфорт. Вы делаете вывод: «А, значит, я завишу от воды». Наше выживание зависит от употребления пищи, от наличия одежды, дома. Если вечером чуть-чуть похолодало, уже надо надевать теплые вещи, по­тому что ощущение «я» меняется. Это показатель взаимоза­висимости. «Значит, мое счастье зависит и от температуры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.