КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диспуты о пустоте
1. Зависит ли обозначение от основы для обозначения? Вопрос: Зависит ли название от основы для обозначения? Если да, то как? Ответ: Обозначение зависит от основы для обозначения. Что вы подразумеваете под словом «название»? Вопрошающая сторона: Любое наименование объекта. Ответ: С точки зрения мирской достоверности - зависит. Например, ваше имя - Дмитрий - зависит от того, как вас назвали родители. И сейчас есть достоверная основа (с мирской точки зрения) для обозначения вас таким образом. Вопрос: А если я поеду в другую страну, где меня никто не знает, как меня там будут называть? Ответ: Они могут посмотреть ваш паспорт. Вопрос: Но могут и не посмотреть. В принципе, там меня могут называть как угодно, так? Ответ: Да. Вопрос: Получается, что наименование не зависит от основы для обозначения? Ответ: Если основа общеизвестна массовому сознанию в качестве основы для определенного обозначения, тогда зависит. А если она еще никому не известна, то может быть наименована произвольно. Вопрос: И произвольно названная основа будет функционировать в том качестве, как ее назвали? Ответ: Да. Гэше Тинлей: До того, как этот стол назвали столом, он существовал или нет? Ответ: Да, существовал. Гэше Тинлей: Когда он существовал без названия, был ли он столом? Когда впервые человек сделал стол, чтобы пить чай, и еще никак не назвал его, был ли он тогда столом? Ответ: Если стол - это обозначение, значит, не будучи названным, этот предмет не был столом. Гэше Тинлей: Значит, он стал столом только после того, как его назвали. До этого не было никакого стола? Ответ: У меня есть некая картинка окружающей реальности. За счет чего стол выделяется в ней как некий отдельный объект? Почему я не обозначаю как один объект стол, вазу и Геше-ла вместе? Почему именно эту форму я называю «стол»? Потому что у меня в голове есть концепция о том, что можно считать столом, некий общий образ. Пока у меня в сознании нет этого общего образа, объект можно называть как угодно. Пока эту штуковину мы не наименовали «стол», этого стола не было. Наименование - результат общественного соглашения. Как только оно достигнуто, наименование закрепляется за объектом.
Вопрос: То есть вы даете наименование некоему набору функциональных характеристик? Ответ: Да. Реплика из зала: Наименование мыслью и концепция - не одно и то же. Наименование мыслью дается автоматически, а концепция формируется несколько позже. Без наименования объект не смог бы функционировать. Если поставить перед дикарем телевизор, несмотря на то, что дикарь не знает функциональных характеристик телевизора, он сможет наблюдать, как телевизор работает. Значит, дикарь в силу кармической обусловленности сразу же дал телевизору какое-то наименование. Вопрос: А если на дикаря сбросить бомбу, она сможет нанести ему вред? Ответ: Конечно. Он сразу даст наименование, не имея концепции бомбы. Вопрос: А если ударить большим предметом человека, который спит, можно ли его убить? Ведь он не давал наименования, он спал. За счет чего может произойти смерть? И в чем все-таки отличие наименования от концепции? Разве наименование - это нечто неконцептуальное? Ответ: Я не знаю, как происходит смерть. Но, поскольку достоверная основа зависит от трех характеристик - общеизвестность, непротиворечие относительному анализу и непротиворечие абсолютному анализу - можно сказать, что объект существует только тогда, когда кто-то дает ему наименование. Гзше Тинлей: Этот вопрос - предмет диспута во многих монастырях. Подумайте сами, попробуйте посмотреть с научной точки зрения. Н20 - объектная основа для обозначения «вода». Когда еще не придумали называть это водой, существовало ли химическое соединение Н20?
Ответ: Нет. Гзше Тинлей: Если нет, тогда не было основы для наименования «вода». Как тогда могло появиться наименование? Ответ: Возможно, не мы, а какие-то другие существа давали этому объекту обозначение. Гзше Тинлей: Если до наименования не было объектной основы, то какой основе было дано наименование? Ответ: Я пытаюсь исследовать, как воспринимал воду человек, увидев ее впервые. Он увидел ее, потрогал, почувствовал на вкус. То есть у него произошла сложная реакция на этот объект нескольких его органов чувств и нескольких видов сознания. Эту вот совокупность, в которую входит визуальный эффект, тактильный и т. д., он решил назвать водой для простоты: чтобы этим пользоваться и объяснять другим. До этого было непонятно что. Пока органы чувств не восприняли нечто, не было смысла говорить о существовании воды. Вопрос: Можем ли мы говорить о феномене, который был до наименования, или нет? Ответ: Бессмысленно говорить о феномене без познающего. Феномен - это то, что познается достоверным умом. Вопрос: А ваше чувственное познание воды достоверно? Ответ: Да. Вопрос: По воззрению Прасангики, все наше восприятие недостоверно. Ответ: Мы говорим об относительной достоверности. Вопрос: Как-то раз я встретил Дениса, у которого на шее висела квадратная черная штука. Я его спросил: «Что это?» Он ответил: «iPod». Значит, для Дениса, который к тому времени уже обозначил этот предмет как iPod, он существует, а для меня, не обозначившего его так, его нет. Получается, что предмет одновременно и существует, и отсутствует? Ответ: Он не существует для вас в качестве iPod-a, но он существует в качестве черной коробочки. 2. Пресечение неведения архатами Хинаяны и Махаяны Вопрос: Чем отличается эволюция хинаянских и махаян- ских архатов с точки зрения двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения? Как можно описать их эволюцию: как из обычного существа получается хинаянский и как - ма- хаянский архат и что потом с ними происходит? Ответ: Есть отличие в том, что Хинаяна и Махаяна следуют разным философским школам, в которых объект отрицания рассматривается по-разному, соответственно, и пресекается разная глубина или разное количество омрачений.
Вопрос: Остаются ли омрачения у хинаянского архрта? Ответ: Если он архат, то не должны оставаться... Вопрос: Но он ведь следует низшим школам. Ответ: Возможно, не устраняются какие-то тонкие омрачения или препятствия к всеведению. Точно не знаю. Вопрос: Препятствия к всеведению очищаются махаян- ским архатом на трех чистых бхуми. А как быть с хинаянским архатом? Ответ: Для меня это большой Вопрос: остаются ли омрачения у тех, кто постигает пустоту на основе грубого отрицания. Возможно, дойдя до полной реализации воззрения Саутрантики или Вайбхашики, человек переходит к практикам высших школ. Вопрос: То есть, чтобы устранить неведение, он обязательно должен перейти с уровня Хинаяны на уровень Ма- хаяны? Ответ: Думаю, да, но только в воззрении, а не в мотивации. Вопрос: Значит, как минимум, он должен придти к воззрениям Читтаматры? Ответ: Да. Вопрос: А с помощью воззрения Читтаматры неведение устраняется полностью? Ответ: Скорее всего, переход с Читтаматры на Прасан- гику необходим уже архатам Махаяны. Вопрос: А хинаянские архаты ограничиваются воззрением Читтаматры? И освобождаются ли они с помощью этого воззрения от сансары? Ответ: Да, я думаю, могут освободиться. Гэше Тинлей: Каким образом можно освободиться от сансары с помощью воззрения Читтаматры, если представление о самобытии у практикующего остается? Из-за цепляния за истинность остаются и омрачения, поэтому с точки зрения Прасангики Мадхьямики архаты низших философских школ - это не архаты. Они думают, что они архаты, но в действительности это не так. Они не полностью избавились от омрачений. Чтобы полностью искоренить все омрачения, они должны постичь пустоту от самобытия. Таков аргумент Чанд- ракирти в отношении низших школ. Это подобно тому, как не вполне квалифицированные доктора могут говорить о полном излечении пациента, в то время как знающий доктор будет видеть, что в скрытом, тонком виде болезнь все еще присутствует. В этом случае больной не полностью свободен от болезни.
3. Относительная и абсолютная истина Вопрос: Дайте определения относительной и абсолютной истины в трактовке Прасангики. Ответ: Относительная истина - это зависимость от обозначения мыслью, абсолютная истина - это пустота от самобытия. Вопрос: Каково соотношение между абсолютной и относительной истиной с точки зрения Прасангики? Ответ: Поскольку абсолютная истина - пустота - это феномен отрицания, а относительная истина - феномен утверждения, это противоречие. Вопрос: Тогда получается, что относительная истина противоречит абсолютной, хотя Нагарджуна утверждал обратное? Ответ: Логическое соотношение противоречия не означает, что феномены противоречат друг другу, являются несовместимыми. Если есть что-либо, что может быть одновременно феноменом утверждения и отрицания, значит, можно искать среди трех или четырех альтернатив. Если же нет, значит, это противоречие. Вопрос: Значит, взаимозависимая чашка и пустая от самобытия чашка - это два разных феномена? Ответ: Нет, феномен один, но пустота и взаимозависимость чашки - два разных аспекта чашки. 4. Постоянно ли здоровье тела? Вопрос: Постоянно ли здоровое состояние моего тела? Ответ: Нет. Вопрос: Какова причина моего здоровья? Ответ: Здоровое состояние ума. Вопрос: А нирвана постоянна? Ответ: Да. Вопрос: Нирвана - это здоровое состояние ума, так? Ответ: Да. Вопрос: Тогда почему здоровое состояние тела непостоянно? Если оно непостоянно, значит, имеет причину. Назовите эту причину. Гэше Тинлей: Вы должны понимать, что здоровое состояние ума - это не нирвана. Нирвана - это отсутствие омрачений, благодаря которому вы и обретаете здоровый ум. Так же и в отношении тела: из-за отсутствия болезни у вас есть здоровое тело, но здоровое тело - это не отсутствие болезни. Смысл здесь один и тот же, но аспекты разные. Например, Земля, пустая от плоскостности, - это и есть круглая Земля. Но отсутствие плоскостности - это отрицание, это не функциональный объект, а круглая Земля - это феномен утверждения. То же самое с абсолютной и относительной истиной: Чандракирти в 'Мадхьямика-аватаре' объяснял, что две истины представляют собой два аспекта единой сути. Если сказать, что две истины - противоречие, это трудно понять: если бы две истины имели разные сущности, они бы противоречили друг другу. Но утверждение, что они представляют собой один и тот же аспект, ошибочно. Одна из них - утверждение, другая - отрицание, одна непостоянна, а вторая постоянна - как же они могут быть одним аспектом? Тогда бы, например, относительная истина, подобно пустоте, должна была бы быть постоянной. 5. Зачем отрицать несуществующее самобытие? Вопрос: Каков объект отрицания в школе Прасангика? Ответ: Существование феноменов со стороны объекта вне зависимости от простого обозначения мыслью, т. е. самобытие. Вопрос: Можно ли его познать? Ответ: Самобытие - это объект отрицания, т. е. то, чего никогда не было. Это не феномен, он вообще не существует. Вопрос: Тогда зачем мы медитируем, отрицая то, что не существует? Ответ: Потому что наш ум верит в самобытие вещей. 6. Пустота загрязненного и незагрязненного ума Вопрос: Является ли тождеством пустота загрязненного и незагрязненного ума? Ответ: Нет. Вопрос: То есть это две разных пустоты? Ответ: С точки зрения самой пустоты разницы нет, а с точки зрения объекта есть разница. Вопрос: Тогда в каком они соотношении? Ответ: Противоречие. 7. Может ли быть мир без существ? Вопрос: Если предположить, что в мире не останется ни одного живого существа, будет ли существовать после этого мир с точки зрения школ Читтаматра и Прасангика? Ответ: Да. Вопрос: Тогда получается, что феномены, которые были до этого, продолжат существовать? Ответ: Да. Вопрос: Что такое феномен? Ответ: Объект достоверного познания. Вопрос: С точки зрения Прасангики феномены существуют в зависимости от наименования мыслью. Если не осталось в мире ни одного существа и никого, кто мог бы давать наименования, как могут в этом мире существовать феномены? Ответ: С точки зрения высших философских школ тибетского буддизма существа не исчезают, когда достигают просветления. Вопрос: Мы предполагаем, что в мире не осталось даже будд - никого, кто мог бы давать наименования. Ответ: Тогда это другой вопрос, тогда не будет феноменов. Вопрос: Если без существ мир не существует, значит, Прасангика - нигилистическая школа? Ответ: Прасангика не отрицает существ. Вы умозрительно предположили такую ситуацию, когда существ нет. С точки зрения буддизма невозможно, чтобы союз тонкого сознания и тонкого тела разрушился. Соответственно, невозможно несуществование существ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Философские диспуты участников зимнего ретрита (Новосибирск, 17.12.2010-19.12.2010) 1. Дебаты между группами из Бурятии (Б) и Уфы (У) У: Что легче пресечь - цепляние за истинно существующее «я» или цепляние за истинно существующие другие феномены и почему? 5: Цепляние за истинность других феноменов. Потому что цепляние за самосущее «я» - это корень сансары. У: Но представление об истинно существующих других феноменах - это тоже корень сансары с точки зрения Прасангики Мадхъямики. б; Нет, с точки зрения этой школы это не совсем так. У: Сегодня на лекции Геше-ла сказал, что оба цепля- ния - это корень сансары. И те, кто пресекает только цепляние за истинно существующее «я» - это неполноценные архаты. Б: Это с позиции низших школ цепляние за истинность «я» является корнем сансары[80]. У: Да, с позиции низших школ это так, но с позиции Прасангики Мадхъямики это не так. Так что же из этих двух цепляний легче пресечь и почему? б: Из этих двух легче отбросить истинное существование феноменов, других феноменов. У: Почему? Б: Потому что цепляние за собственное самосущее «я» происходит из жизни в жизнь. Цепляясь железной хваткой за самосущее существование себя, мы вращаемся в сансаре. С точки зрения Прасангики Мадхъямики не существует самобытия и самосущего существования. Цепляние за собственное «я» как самосущее - это врожденное цепляние, в отличие от остальных видов цепляния. Все остальные цепляния приобретаются в этой жизни. У: А в какой момент вы приобретаете эти цепляния? б; То, что по-тибетски звучит «джикта», есть врожденное цепляние за самосущеее «я» себя самого. А цепляние за «я» как что-то постоянное, единичное, независимое, субстанциональное не является врожденным, а возникает из философских догм[81]. У: Новый Вопрос: какова разница между воззрениями школ Прасангика Мадхъямика и Сватантрика Мадхъямика? Б: В Прасангике Мадхъямике объект отрицания определяется более точно, максимально полно и точно. С точки зрения Сватантрики Мадхъямики остается еще элемент субстанционального существования, когда признаются собственные характеристики феноменов, собственные характеристики «я». Прасангика Мадхъямика отрицает существование собственных характеристик и самобытия. И феномены и «я» существуют только номинально, в силу наименования мыслью. Нет ни истинного существования, ни самобытия. У: Новый Вопрос: чем отличаются два подразделения Сватантрики Мадхъямики - Йогачара Сватантрика Мадхъямика и Саутрантика Сватантрика Мадхъямика? б; С точки зрения Саутрантики Сватантрики Мадхъямики признается истинное существование внешних феноменов. А с точки зрения Йогачары Сватантрики Мадхъямики все внешние феномены являются лишь проекцией ума, и в этом смысле никакими собственными характеристиками не обладают. А с точки зрения Саутрантики Сватантрики Мадхъямики внешние феномены обладают ими. У: Разве воззрение о собственных характеристиках не объединяет эти две школы? Геше-ла говорит, что теория пустоты в них одинакова. Обе подшколы соглашаются, что нет истинного существования. Б: Да, истинного существования нет, они признают собственные характеристики, (реплика Уфы: но все таки есть собственные характеристики!) но различают существование феноменов и личности, они понимают это по-разному. С точки зрения Йогачары Сватантрики есть собственные характеристики ума, как уже было сказано. Внешние феномены - все это проекции ума, а у ума признаются собственные характеристики. Гзше Тинлей: Теперь Бурятия задает вопросы. Б: «Пустота от другого» и «пустота от себя» - это воззрения каких школ? У: Это «рантонг» и «жентонг». Только Мадхъямика говорит о пустоте от себя, о пустоте «рантонг». А Читтаматра говорит о пустоте «жентонг», то есть о пустоте от другого[82]. Геше Тинлей задает вопрос Уфе: Что такое пустота от другого? У: Это означает, что феномен пуст от, например, сущностных различий с умом, то есть феномен пуст от чего-то другого. А самопустота («рантонг») означает, что феномен пуст от своего собственного самобытия. О пустоте от другого говорит Читтаматра. Б: Спасибо. У: Все явления пусты от различия с умом, потому что они являются проекциями ума. Пустота от самобытия означает, что феномены и сам ум пусты от существования вне зависимости от обозначения мыслью, то есть они существуют в зависимости от обозначения мыслью. 5; Новый Вопрос: скажите, пожалуйста, определение объекта отрицания в школе Прасангика Мадхъямика. У: Самобытие есть объект отрицания в школе Прасангика Мадхъямика. Б: Уточните ответ У: Существование вне зависимости от обозначения мыслью. Б: Ответ правильный, но мы дополним его — это нечто, существующее со стороны объекта, вне зависимости от наименования мыслью. Б; Новый Вопрос: какими характеристиками обладает достоверная основа в школе Прасангика Мадхъямика? У: Уточните — достоверная с точки зрения относительной истины или абсолютной? Б: Просто критерий достоверности объектной основы - это три характеристики. Каковы они? У: Первая характеристика объектной основы — её общеизвестность, вторая — отсутствие противоречия относительной достоверности, а третья — это отсутствие противоречия абсолютной достоверности. У: Встречный Вопрос: что такое отсутствие противоречия относительной достоверности? Какова разница между первой характеристикой, общеизвестностью, и второй — относительной достоверностью. Почему их две, ведь они, вообще-то, очень похожи? Б: Общеизвестность, это когда мы все знаем предмет, например трон, книга. А отсутствие противоречия относительной истине - это то, что все это имеет взаимозависимое происхождение, зависит от причин, зависит от частей и от наименования мыслью. У: Хотелось бы уточнить по относительной достоверности. Если вы знаете, как называется феномен, и что это такое, то речь идет об общеизвестности, о первой характеристике. Если же вы не знаете, что это, например, стол, то вы его исследуете — является ли он столом, исходя из определения стола, и устанавливаете: это столешница и четыре ножки. Вы выполняете какой-то анализ в пределах наименования. В связи с этим возникает новый Вопрос: существуют ли объекты до того, как они обозначены умом? Если они существуют до того, как их обозначили, тогда зачем их снова обозначать? До того как объект был наименован мыслью, существовал ли он? б: До того, как мы наименовали этот объект, он не существовал. Потому что когда мы наименовываем объект, он начинает существовать как феномен. У: Если мы изготовили стол и не назвали его столом, он существует или нет? б: Он существует как вещь. Но как стол он не существует. Геше Тинлей просит дать ответ на этот же монаха из монастыря Гоман, закончившего обучение по 'Мадхъямика- а вата ре'. Монах: До наименования стол не существовал как стол. Монах задал вопрос группе из Бурятии: Перед тем как постичь пустоту от себя, нужно ли постигать пустоту от другого? Или наоборот? б; Поскольку более трудное и сложное постигается на основе познания более легкого, а более легким является познание пустоты от другого, то очевидно, что познание пустоты от другого является предпосылкой познания самопустоты. Монах: А перед тем как познать пустоту от другого, что нужно познать? И что является причиной этого? Б: Предпосылкой познания пустоты от другого является познание объекта отрицания во всех четырех философских школах. После этого не так сложно понять пустоту от другого. У: Новый Вопрос: почему просто интеллектуальное понимание отсутствия самобытия у феноменов и личности не освобождает от сансары? б; Это познание не является противоядием от неведения. Сама природа пустоты, присущая уму, не является противоядием. Мудрость прямого постижения пустоты — это противоядие от корня сансары, а эта мудрость не рождается как результат интеллектуального познания. У: А можно ли интеллектуально познавать пустоту, или достаточно мудрости, познающей пустоту? б: Что бы иметь мудрость постижения пустоты напрямую, надо знать теорию пустоты и знать ее хорошо, и тогда напрямую познать пустоту будет легче. Гэше Тинлей: Теперь вопросы задает Бурятия, б: Хотелось бы еще раз для общей пользы услышать, каким образом Лама Цонкапа устранил ошибочные воззрения относительно различий между четырьмя философскими школами, бытовавшие в Тибете до него. У: Насколько мы представляем, Лама Цонкапа классифицировал школы по объектам отрицания, уточнил разницу между самопустотой и пустотой от другого. Эти вещи были выстроены в единой последовательности изучения для различных уровней ума. Он так же привел коренные тексты, которые служили обоснованием каждого из этих уровней философского воззрения. Б: На какие важные моменты в классификации, данной Еше Дэ, указал Дже Цонкапа? У: Еше Дэ показал разницу между Йогачарой Сватантри- кой Мадхъямикой и Саутрантикой Сватантрикой Мадхъя- микой. Б: Разницу между ними и до этого интерпретировали, но Лама Цонкапа сказал, что именно толкование Еше Дэ разницы между этими подшколами является точным, а не бытовавшие до этого интерпретации. У: Разница между этими школами следующая. Йогачара Сватантрика Мадхъямика признает, что феномены являются проекциями ума и в то же время не признает, что этот ум является истинно существующим. Внешних феноменов нет. А воззрение Саутрантики Сватантрики Мадхъямики признает внешние объекты и считает, что все имеет собственные характеристики и, следовательно, самобытие. Но не истинное существование. Геше Тинлей: Какая разница между самобытием и исти- ным существованием в Сватантрике Мадхъямике? У: Сватантрика Мадхъямика признает самобытие - это существование в силу собственных характеристик. То есть самобытие не отрицается. Истинное существование отрицается. Истинное существование означает, что объект существует на сто процентов со своей стороны, вне зависимости от субъекта. Объект отрицания в Сватантрике Мадхъямике - это истинное существование. Для сватантриков феномены и «я» существуют не только в силу собственных характеристик, но и в силу обозначения мыслью. То есть на пятьдесят процентов в силу собственных характеристик, на пятьдесят процентов в силу обозначения. Гэше Тинлей: В школе Сватантрика Мадхъямика говорится, что нет истинного существования, но есть самобытие. С точки зрения воззрений нет разницы между школами Йога- чара Сватантрика Мадхъямика и Саутрантика Сватантрика Мадхъямика. Разница есть только в отношении к внешним объектам. Сватантрика Мадхъямика говорит, что нет истинного существования, но есть самобытие. А для Прасангики Мадхъямики существование в силу собственных характеристик, самобытие, истинное существование, конечное существование - это все одно и то же, разницы нет. Далее, когда Сватантрика Мадхъямика говорит о том, что нет истинного существования, у неё есть особенный объект отрицания. Какой? В Сватантрике Мадхъямике объектом отрицания является то, что считается существующим истинно. То есть нечто, на взгляд сватантриков, приписываемое объекту сверх того, что является достоверному сознанию. А достоверному сознанию являются, на взгляд сватантриков, собственные характеристики объекта. И это, по их мнению, существует. А что-то большее, чем то, что является вашему достоверному сознанию, и на что мы навешиваем обозначение, - этого не существует, согласно Сватантрике. Истинное существование отрицается. А Прасангика Мадхъямика говорит, что и собственные характеристики объекта не являются нашему достоверному сознанию. Ибо не существует собственных характеристик. «Собственные характеристики» - это тоже умственное приписывание, как и «истинное существование». Прасангика Мадхъямика говорит, что все наши видимости недостоверны. Какой бы феномен нам ни являлся, это объект отрицания. А для Сватантрики Мадхъямики объект отрицания - это истинное существование, именно оно не является достоверному сознанию. А являются собственные характеристики, и этого, по мнению сватантриков, нельзя отрицать, иначе нельзя различить объекты.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |