Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь вербальной и невербальной знаковых систем в речевой деятельности




 

План:

1. Речевая деятельность как структурная система.

2. Индивидуальный контроль за мимикой, позами.

3. Типичные в речевой деятельности жесты.

4. Классификация жестов Поля Сопера.

5. Национальное и индивидуальное содержание жестикуляции.

 

Основой речевой деятельности является общение или коммуникация, в которой можно выделить вербальную (словесную) и невербальную (несловесную, экстралингвистическую) стороны. Примером последней являются идеограммы, цифры, схемы, математические и химические символы, дорожные знаки, предметные указатели и т.д. Однако за каждым из этих знаков в любом случае стоит определённое понятие и слово его обозначающее. Например, смайлик (сочетание пунктуационных значков для передачи эмоций, имитирующих соответствующее изображение лица):) или:-) обозначает улыбку, иронию или смех,:(или:-(свидетельствует о расстройстве или недовольстве. Невербальную знаковую систему речевой деятельности образуют также устные её формы (мимика, жесты, позы, дистанция) и письменные формы (знаки препинания, цвет и размер шрифта и т.д.). В словесной коммуникации кроме собственно языковых средств важную роль играют такие «паралингвистические» речевые характеристики, как голос, темп, тембр, интонация.

Речевая деятельность представляет собой целостную систему, в которой все элементы важны и должны быть подчинены единой задаче общения – обеспечить оптимальную, многоплановую словесную действенность. Так, во время вербальной речи необходимо следить за невербальной её стороной, особенно жестами и мимикой, которые самостоятельно используются редко, а чаще всего сопровождают слово, дополняют, уточняют его. Отдельные движения человека, выражение лица (нахмуренные брови, стук кулаком по столу, кручение пальцем у виска, разворот спиной и др.) могут обидеть слушателя. В тоже время удачно выбранное, приветливое, дружелюбное, а иногда и серьёзное выражение лица поможет расположить к себе слушателей, хороший жест уточнит мысль, оживит, эмоционально усилит речь. Жесты не должны часто повторяться, отвлекать, раздражать своей суетливостью. Следует избавляться и от ненужных, неясных, неестественных и противоречивых жестов, которые формируют неблагоприятное отношение к участнику речевого общения. Излишними являются такие привычки, как рассматривание своих ногтей, щёлканье пальцами, почёсывание головы, стук пальцами по столу. Перед слушателями нельзя поправлять причёску, теребить галстук, пуговицу, украшения, трогать себя за ухо или нос, перебирать бумаги и т.п. Обогатят, оживят и подчеркнут, уточнят и расшифруют словесную речь жесты нужные, естественные, логично следующие из её содержания. Существуют следующие правила использования жестов:

1. Жесты возникают непроизвольно, поэтому необходимо избегать ненатуральности движений, что может внести в понимание речи неясность.

2. Жесты необходимо контролировать, так как они представляют собой проявление не только мыслей, но и эмоций, настроения.

3. Жесты должны быть разнообразны, чтобы не раздражать слушающего.

4. Жесты должны быть эпизодичны. Они не должны быть непрерывными, не должны оттенять саму речь.

5. Жесты должны соотноситься с содержанием и эмоциональностью речи.

Необходимо обращать внимание и на жесты, мимику, позы других людей, чтобы заметить падение чужого интереса, появление усталости собеседника или слушателя. Сегодня за рубежом активно изучается нейро-лингвистическое программирование, то есть способность уловить характер и настроение личности через его жесты, мимику, ритм моргания с целью последующего убеждения человека. На практике подобную ситуацию можно встретить в торговле, когда продавец, оценив покупателя, на его просьбу отрезать 200 г колбасы отрезает 350 г и спрашивает «Вам хватит, или отрезать побольше?»

Наши жесты, мимика, позы не являются врождённой способностью. Они копируются от родителей, родственников, друзей, окружающих и усваиваются до степени автоматизма, когда человек прибегает к ним непроизвольно, не задумывается об их смысле и уместности в конкретной ситуации общения. Поэтому следует учиться контролировать свои жесты и мимику, стремиться к умеренности, стараться избегать излишеств и неестественности. Сдержанность в невербальных знаках также поможет человеку, если он желает скрыть свои эмоции, отношение к слушателю. Внимательному собеседнику не составит огромного труда сделать, например, вывод о том, что скрещенные на груди руки сигнализируют о вашей замкнутости, нежелании откровенности в общении, а поглаживание рукой макушки головы, причёски это всего лишь сдерживание бури эмоций, которые скоро выйдут наружу. Культура речевого поведения предполагает ограниченность, определённость, не размашистость жестикуляции: плавный взмах кисти в подтверждение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то и т.д. Лучшим жестом является тот, которого собеседник не замечает.

Наиболее распространённые жесты и мимика:

кивок, поклон головы – знак согласия, приветствия, утверждения;

покачивание головой со стороны в сторону – отрицание;

разведение рук – удивление;

заведённые за голову руки – превосходство;

нахмуренные брови – неудовольствие;

улыбка – радость, доверие, недоверие, похвала, смущение;

сжатие кулаков – агрессия;

пожатие плеч – безразличие;

потирание носа – обдумывание;

взгляд на часы – спешка;

потирание рук – радость;

стук пальцев по столу – скука и т.п.

Многие признанные ораторы и артисты не выделялись своими внешними данными, фигурой или красотой, но были необычайно эмоциональными. Это проявлялось и в их жестах (Суворов, Ленин, Троцкий, Гитлер и др.) Активная жестикуляция, например, – неотъемлемая составляющая индийских танцев, в которых каждое движение кисти, плеча, головы, туловища подразумевает определённое слово. В искусстве экстралингвистического общения существуют твёрдые правила: прибегать следует только к тому жесту, который заведомо будет понятен собеседнику; чем выше жест, тем эмоциональнее высказывание; жест выше плеча – кульминация речи и т.п. Следует помнить, что скованность движений, как и их чрезмерность, одинаково раздражают и утомляют собеседников, слушателей.

Поль Сопер выделил 4 типа жестов:

1. Выразительные (эмоциональные). Они помогают подчеркнуть важные моменты выступления, сосредоточить внимание аудитории (Взмах рукой, сжатой в кулак, покачивание головой и т.п.).

2. Указательные. Оратор показывает рукой местоположение или направление движения предмета («Нам необходимо двигаться туда…»).

3. Описательные. Помогают наглядно изобразить характер движения или траекторию, размер предмета («Самолёт летел не плавно, а вот так…», «Он был вот такой…», «Я поймал вот такую рыбу…»).

4. Подражательные (изобразительные). Передают чужие жесты и движения («Он сделал рукой вот так…»).

Очевидно существуют и другие типы жестов, не вошедшие в данную классификацию, однако получившие широкое распространение в коммуникационной практике:

5. Символические (поклон, приветствие и прощание махом руки, воздушный поцелуй и др.).

6. Заменяющие звуковую речь (жесты в сурдопереводе).

В условиях сегодняшних коренных изменений в повседневном укладе, когда жизненные темпы невероятно ускоряются, мы можем наблюдать появление новых жестов, зачастую позволяющих сэкономить время на произнесении речевых конструкций (например, показ средним и указательным пальцами обеих рук кавычек, передаваемых на письме). Необходимо помнить, что все «новые» жесты и мимические выражения могут быть не знакомы собеседникам, поэтому использовать их следует с осторожностью. Кроме этого жесты могут быть различным образом истолкованы (постукивание запястья может служить вопросом «Сколько сейчас времени?» и говорить о просьбе закончить разговор).

Жесты используются человеком подсознательно, зачастую бесконтрольно, поэтому иногда они могут сказать больше, чем слова. Жесты раскрывают как черты национального характера (например, итальянцы в несколько раз чаще употребляют жесты, чем финны), так и особенности конкретного человека: является говорящий эмоциональной личностью, или напротив он сдержан, спокоен. Следует помнить и то, что многие жесты имеют ограниченно национальный характер. Так, у болгар и испанцев покачивание головой вперёд-назад является знаком согласия; обычный для европейцев знак виктории с повёрнутой от себя ладонью служит знаком победы, а для англичан означает ругательство.

Жесты должны служить лишь дополнением словесному общению, хотя некоторые учёные и утверждают, что около 40 % информации в устной речи передаётся мимикой и жестами, которые должны или усилить, подчеркнуть, или, наоборот, смягчить, нейтрализовать сказанное. Невербальными знаками следует уметь пользоваться для усиления смысловой выразительности, не забывая, что жесты утрачивают свою выразительность при частом повторении, что запас жестов у каждого человека персональный и довольно ограниченный, что язык мимики и жестов не может и не должен заменять, дублировать язык слов.

Во многих ситуациях спокойный, сдержанный жест (например, приподнятый палец во время чтения лекции, сжатый кулак и т.д.) может сказать больше чем суетливое размахивание руками. Лишние, ненатуральные, рассчитанные на внешний эффект жесты отвлекают внимание, смешат, раздражают, надоедают, расцениваются как невоспитанность говорящего. Однако подготавливать жесты и мимику заранее перед выступлением, перед зеркалом не стоит, потому что невербальные средства общения должны соответствовать не только мысли, но и ситуации, настроению, чувствам говорящего, его контактом со слушателем, аудиторией. А всё предвидеть и подготовить в таком случае не возможно. Мимика и жесты – это внешнее, но и одновременно интуитивное выражение мысли, поэтому эффективнее для выступающего проникнуться в тему и содержание выступления, узнать о собеседниках, наладить контакт с аудиторией – а это создаст, в свою очередь, предпосылку будущим жестам.

Позы раскрывают внутреннее состояние человека: приподнятые плечи говорят об эмоциональном напряжении, опущенные свидетельствуют о расслабленности, открытости, интересе. Если человек сидит на краю стула, подавшись вперёд, склонив набок голову и подперев её рукой – это говорит о его заинтересованности. Если человек сидит за спинкой стула – это свидетельствует о его агрессивности или превосходстве. Скрещенные ноги и руки выдают предельную враждебность человека. Если собеседник хочет подчеркнуть своё согласие, зачастую он копирует позу партнёра.

Таким образом, знание языка жестов и мимики может упростить отношения с окружающими людьми, расположить к себе слушателей, вызвать их на откровенный разговор, засвидетельствовать компетентность, уверенность, искренность, объективность, внимательность говорящего.

 

Интересно знать:

История создания языка жестов относится к ХVI в. и связана с именем итальянского врача Джерома Кардана. Немного позже, в ХVII веке в Лейпциге появилась первая школа для глухих. А в 1829 году Луис Брайль создал свой язык жестов, свой алфавит, включающий 63 комбинированные буквы, знаки препинания, сокращения. Языком Брайля можно разговаривать со скоростью до 130 слов в минуту.

Одной из гипотез происхождения языка является жестовая теория (Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо, Вильгельм Вундт), согласно которой язык образовался произвольно и бессознательно в виде пантомимы, а позже частично был заменён звуками. Руководствуясь этими идеями а также неприспособленностью речевого аппарата обезьян к произнесению звуков человеческой речи, супруги Беатриса и Алленд Гарднеры научили шимпанзе Уошу жестовому языку глухонемых амслэнгу (до 200 слов и 300 комбинаций из нескольких слов). Успешные попытки были и в обучении обезьян общаться при помощи клавиатуры компьютера.

 

Вопросы:

 

1. Объясните значение понятий «вербальный», «вербальная знаковая система», «экстралингвистическое общение».

2. Перечислите основные составляющие невербальной знаковой системы.

3. Назовите требования, которые предъявляются к жестам и мимике.

4. Почему необходимо следить за невербальной речью собеседника?

5. Объясните, что такое «нейро-лингвистическое программирование»?

6. Для чего следует придерживаться сдержанности, умеренности в жестах и мимике?

7. Перечислите основные типы жестов.

8. Объясните причины появления в современном обществе новых жестов.

9. Почему важно знать национальные особенности невербальной речи в общении за границей?

10. Приведите примеры того, как поза человека может раскрыть особенности его характера, внутреннего состояния.

11. Почему перед выступлением не следует заранее «работать» над жестами и мимикой?

12. Приведите несколько примеров необходимых для конкретной речевой ситуации жестов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.