Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Языковые качества речи в её коммуникативном воздействии




Практическое занятие № 5

Тема: Разновидности речи

Практическое занятие № 4

Тема: Речевая коммуникация и культура речи

Практическое занятие № 3

 

1. Почему речевую коммуникацию называют специфической формой взаимодействия людей?

2. Опишите различия между понятиями «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевая ситуация».

3. Перечислите основные функции языка.

4. Тождественны ли понятия «культура языка» и «культура речи»?

5. Кратко охарактеризуйте основные виды речевой деятельности.

6. Какие составляющие компоненты входят в понятие речевой ситуации?

7. В чем заключается разница в употреблении лексических единиц в разных стилях?

8. Приведите примеры лексико-семантических и лексико-стилистических ошибок.

Задания:

1. Подготовьте «презентации» словарей (словаря синонимов, словаря антонимов, словаря паронимов, словаря эпитетов).

2. Подготовьтесь к «презентации» одного из лингвистических словарей или справочников. Составьте план-конспект «презентации» выбранного Вами словаря.

Литература: 2, 9, 17.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте основные типы монологической речи.

2. Раскройте композиционную форму монолога.

3. Опишите основные типы диалогов.

4. Проанализируйте различные виды основных функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения).

5. В чём причины словообразовательных ошибок взрослых?

6. Как К.И. Чуковский объясняет ошибки детского словотворчества в книге «От двух до пяти»? Как они объясняются с точки зрения психолингвистики?

3. Какие словари и справочники следует использовать при затруднениях, связанных со словообразованием?

1. Какие словообразовательные средства и способы словообразования являются продуктивными?

Задания:

1. Составьте письменно текст-рассуждение на актуальную тему.

2. Прочтите главу «Детский язык» в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» и выпишите 15 примеров детского словотворчества и оцените их.

3. Из книги Л.П. Демиденко «Речевые ошибки» (глава «Глагол») выпишите ошибки взрослых, допущенные при образовании глагольных форм, и проанализируйте их.

Литература: 9, 10, 16.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность понятий «языковая норма», «литературная норма», «орфоэпия», «орфоэпические нормы».

2. Опишите особенности ударения в белорусском и русском языке.

3. Назовите причины изменения и колебания ударения.

4. Чем объясняется важность соблюдения орфоэпических норм?

5. Объясните различное понимание учёными орфоэпии.

6. Назовите основные причины произносительных ошибок и недочётов.

7. Перечислите основные фонетические законы.

8. Объясните, почему собственное произношение люди склонны оценивать менее критично, чем произношение других?

9. Каким образом можно исправить в своей речи произносительные ошибки?

10. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка, которые можно использовать для устранения орфоэпических ошибок.

11. Как употребление орфоэпических вариантов зависит от стилевой уместности?

12. Охарактеризуйте основные признаки «правильной» речи.

13. Объясните понятие мнимой и подлинной тавтологии.

14. Что такое «правильные» и «неправильные» словосочетания?

Задания:

1. Запишите примеры орфоэпических, семантических и стилистических ошибок, которые встречались Вам в речи окружающих.

2. Используя орфографический словарь, составьте свой словарик из лексических единиц, произношение которых вызывает у вас затруднение.

3. Выполните задания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям из разделов «Орфоэпия», «Лексика», «Стилистика».

Литература: 4, 9, 16, 17.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.