Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления консультирования в сфере этики




Характер и основное содержание требований профессиональной этики сотрудников милиции

Профессиональная этика сотрудников милиции имеет характер деонтологии (от греч. deontos – должное). Ее нормы более строги и обеспечиваются административными санкциями: несоблюдение кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может повлечь увольнение из органов. Таким образом, выполнение профессионального долга – это требование государства, отступление от него является одновременно и нарушением юридических норм (См.: Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г. В. Дубова и др. М., 1999. С. 16).

Сотрудники милиции принимают присягу следующего содержания, которая, как и Кодекс чести, связывает их строгими моральными обязательствами, имеющими силу закона: «Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.

Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности.

Клянусь достойно переносить связанные со службой в ор-ганах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну.

Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской федерации правовой порядок.

Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации. «Служа закону – служу народу!».

Строгость этических норм, регулирующих поведение сотрудников милиции, обусловлена следующими обстоятельствами:

1) сотрудники милиции зачастую действуют в обстановке секретности, при которой отсутствует возможность морального контроля за их действиями со стороны общественности. Сотрудник вынужден действовать в соответствии со своими моральными представлениями о том, какое действие является правильным, а какое влечет за собой серьезные негативные последствия, сводящие на нет ценность этого действия;

_ 2) сотрудники милиции наделены властными полномочиями и вправе применять не только правовые, но и моральные санкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан;

3) должностные инструкции, рекомендации, технологии, приказы и прочие служебные и правовые документы задают всего лишь рамки для принятия решений, в то время как реальные ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники милиции, уникальны, сложны и непредсказуемы. Профессиональная этика задает в виде принципов четкие ориентиры возможных действий сотрудников милиции.

Взаимоотношения в организации и в коллективе также строятся с учетом необходимости выполнения милицией своего предназначения.

Особенностями корпоративной культуры органов милиции являются:

• жесткое распределение обязанностей, закрепленное в уставах, приказах, инструкциях;

• система субординации;

• принцип единоначалия;

• система санкций за нарушение правовых норм и норм профессиональной морали.

• преобладание в управлении персоналом методов административно-правового воздействия и регулирования.

Основные этические принципы, регулирующие деятельность правоохранительных органов и их сотрудников, зафиксированы в законодательстве Российской Федерации и в «Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с требованиями Закона РФ «О милиции», Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» милиция должна действовать, руководствуясь этическими принципами уважения и защиты прав и свобод человека; законности; гуманизма и др.

Принцип уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина раскрывается в следующих положениях Закона РФ «О милиции»:

1) сотрудники милиции защищают права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

2) сотрудникам милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

3) сотрудники милиции не имеют Права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Сотрудники милиции должны обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

4) сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Принцип законности состоит в том, что органы милиции организуют свою деятельность на правовой основе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами РФ, международными договорами и т. д.

Надзор за деятельностью милиции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.

В соответствии с принципом гуманизма сотрудник милиции, руководствуясь своим профессиональным и моральным долгом и служебными обязанностями, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан оказывать помощь, в том числе доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии или в состоянии, опасном для их здоровья и жизни (ст. 10 Закона о милиции). Кроме того, он должен принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения в случае обращения к нему граждан с заявлениями, либо если он сам обнаружит такое событие.

Руководствуясь принципом справедливости, сотрудники милиции должны уметь «просчитать» меру добра и зла, принимая то или- иное решение. В соответствии с принципом справедливости санкции должны:

• применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

• обеспечивать восстановление нарушенных прав после события.

Этические принципы, регламентирующие порядок уголовного судопроизводства, содержатся в ст. 6–10 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

Статья 6 обязывает уголовное судопроизводство всегда следовать своему назначению, которое состоит в том, чтобы защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защищать личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод, осуществлять назначение виновным справедливого наказания.

Предназначением уголовного судопроизводства является правильное применение уголовного преследования, что подразумевает отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Статья 8 гарантирует, что правосудие будет осуществляться только судом и не иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК РФ.

Статья 9, требующая соблюдения принципа уважения чести и достоинства личности, запрещает осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. В статье также говорится о том, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Согласно принципу неприкосновенности личности, содержащемуся в ст. 10, никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, а условия содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, и (или) тех граждан, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, должны исключать угрозу их жизни и здоровью.

Статья 11 требует от суда, прокурора, следователя, дознавателя соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Статья 12 гарантирует неприкосновенность жилища, ст. 13 – тайну переписки, телефонных и иных переговоров, а также почтовых, телеграфных и иных сообщений В ст. 14 гарантируется соблюдение принципа презумпции невиновности, в ст. 15 – принципа объективности уголовного судопроизводства.

«Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» (далее сокращенно – Кодекс чести) был утвержден приказом министра внутренних дел России от 19 ноября 1993 г. (см. приложение 4).

Центральное понятие Кодекса – понятие чести – само по себе является крайне сложным.

Когда мы говорим о ком-то, что он – человек чести, то употребляем это понятие как моральную оценку человека, имея в виду его конкретные действия.

Когда мы говорим «честь сотрудника милиции», то имеем в виду требование, норму, предписание быть человеком чести.

Когда мы говорим, что надо различать понятия сословной и профессиональной чести, то употребляем понятие «честь» как категорию этики, как термин, который используется в качестве научного инструмента для описания и сравнения определенных событий и процессов, имеющих отношение к морали. Например, в рамках феодальной морали в понятие сословной чести включались требования, обращенные к представителям феодального сословия. В частности, им запрещалось вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, а также заниматься унизительным для дворян трудом.

В понятие профессиональной чести сотрудников милиции входит система предписаний и запретов, относящихся: а) к их личным чертам (качествам) характера – добродетелям; б) к установкам, способам деятельности и принятия решений – принципам.

В соответствии с Кодексом чести сотрудники милиции должны обладать такими качествами, чертами характера или личными добродетелями, как:

• смелость, мужество, самообладание;

• бескорыстие;

• компетентность, требовательность к себе;

• самоотверженность;

• вежливость, предупредительность, чуткость;

• твердость, непримиримость в борьбе с преступностью. Кодекс чести вменяет сотрудникам милиции в обязанность следовать следующим принципам:

• уважения и защиты личности, человеческого достоинства; а также уважения прав тех, кто оступился или совершил преступление по злому умыслу;

• верности присяге, гражданскому и служебному долгу;

• личной ответственности за обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

• гуманности, предписывающему относиться к человеку как к высшей ценности, великодушно и милосердно;

• законности в использовании полномочий, предоставленных государством;

• беспристрастности в принятии решений, что означает отказ от принятия решений под влиянием предубеждений, враждебных или дружеских чувств;

• служения, помощи;

• конфиденциальности;

• патриотизма;

• товарищества;

• честности как правдивого отношения к себе;

• добросовестности как организованности, дисциплинированности, исполнительности, проявления инициативы, умения правильно воспринимать критику, признавать допущенные ошибки.

Кодекс чести запрещает сотрудникам милиции:

• руководствоваться в своих действиях какими-либо политическими взглядами;

• отступать от присяги;

• допускать бездействие;

• совершать аморальные поступки;

• злоупотреблять служебным положением;

• допускать факты коррупции;

• принимать подношения за действия в качестве должностного лица;

• проявлять трусость и малодушие.

Кодексы полицейской этики, в частности США, также содержат определенные требования к сотрудникам (см. приложения 5 и 6).

Так, полицейские не должны: прибегать к ненужной силе; брать взятки; проявлять злобу; использовать незаконные методы, чтобы повысить уважение к закону; выбирать неподходящие средства для выполнения своего профессионального долга; позволять личным симпатиям, дружеским чувствам, предрассудкам, предубеждениям влиять на принимаемые ими решения; желать каких-либо привилегий.

Полицейские должны: знать о мере возложенных на них полномочий и о мере своей ответственности за применение принуждения; избегать конфликта интересов; сдерживать свои эмоции; нести службу «без заигрываний и благосклонностей»; помогать тем, кому это необходимо, но и требовать в соответствии с законом; будучи уполномоченными вторгаться в частную жизнь граждан, всегда проявлять уважение к личности, охранять ее права и достоинство; таким образом строить свою личную жизнь, чтобы общество видело в сотрудниках полиции образцы стабильности, верности и моральности; избегать распущенности в поведении, заботиться о своей репутации; вести себя таким образом, чтобы граждане не боялись сотрудников полиции, но и не командовали бы ими.

Наиболее ярко значение профессиональных этических принципов видно на примере проведения допроса. Допрос – это наиболее распространенное следственное действие. Цель сотрудника, проводящего допрос, – получить правдивые показания об обстоятельствах, существенных для дела. Следователь наделен широкими властными полномочиями: он правомочен применять меры государственного принуждения, ограничивать основные права и свободы человека и гражданина. Следователь самостоятелен в ведении следствия, принятии решений и несет за это личную моральную и юридическую ответственность.

В процессе допроса возникает ряд моральных проблем, связанных с применением тактических приемов ведения допроса, с этической позицией следователя при планировании стратегии допроса, с моральными издержками профессии следователя.

В специальной литературе обсуждается неэтичность таких приемов ведения допроса, как:

• получение доказательств у допрашиваемого путем применения провокаций, угроз, насилия, вымогательств и других незаконных средств;

• использование наводящих вопросов, в формулировке которых содержится ответ, желательный для следователя, ведущего допрос;

• использование вопросов, по форме и содержанию оскорбляющих иунижающих достоинство допрашиваемого;

• стремление установить отношения «панибратства» и «взаимопонимания» с допрашиваемым в целях получения показаний. (См. Кобликов А. С. Юридическая этика М, 2002 С 79–85)

Проблема этичности позиции следователя при планировании стратегии допроса. Данная проблема состоит в том, что в процессе проведения допроса следователь преднамеренно или непреднамеренно отступает от принципов объективности и беспристрастности. В качестве наиболее серьезных отступлений специалисты отмечают:

• ситуацию, когда следователь разрабатывает одну лишь обвинительную версию, направляет все свои усилия на получение у обвиняемого признания в преступлении, что может привести к привлечению к уголовной ответственности невиновного;

• ситуацию, когда следователь подходит к допросу как к поединку с обвиняемым (в том случае, если обвиняемый не признает себя виновным), в котором следователь должен одержать победу, прибегая к различным хитростям и ловушкам;

• ситуацию, когда следователь использует прием введения в заблуждение или прямой обман для достижения целей следствия, сообщая подозреваемым, обвиняемым и другим лицам «заведомо ложные сведения или давая обещания, которые не может или не собирается выполнять». (Кобликов А. С. Указ соч. С 84)

Проблема моральных затрат. Профессиональная деятельность следователя сопряжена с большим моральным и психологическим напряжением, поскольку он вынужден постоянно взаимодействовать с людьми, так или иначе имеющими отношение к преступлениям или противоправным действиям. Следователь зачастую вынужден преодолевать сопротивление со стороны допрашиваемых, изобличать преднамеренную ложь и пресекать попытки введения следствия в заблуждение. Помимо этого следователь должен проявлять заботу о потерпевших, о восстановлении и обеспечении их прав.

Сотрудник милиции, проводящий допрос, должен учитывать возможность возникновения перечисленных выше проблем и в целях их решения или нейтрализации следовать:

• принципу законности, согласно которому допускается только обоснованное проведение допроса и строгое соблюдение следователем предписаний законов и основанных на них правовых актов;

• принципу презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не обязан свидетельствовать против себя самого, и поэтому бремя доказывания виновности человека лежит на следователе;

• принципу личной ответственности.

• принципу объективности и беспристрастности;

• принципу справедливости.

• принципу гуманности и заботы.

• принципу доброжелательности, тактичности, вежливости;

• принципу честности. (Усманов У. А. Тактика допроса. М., 2001. С. 8–10)

Задания.

Оцените с моральной точки зрения поведение участников следующей ситуации Сотрудник дорожно-патрульной службы в свободное от службы время помогает водителю автомашины, находящейся на территории контрольного поста милиции, устранить неполадки в карбюраторе, хотя это и не входит в служебные обязанности сотрудника ГИБДД.

Если бы вы были руководителем поста, как бы вы отнеслись к действиям сотрудника9 Как вы оцениваете действия данного сотрудника? Должны ли, по вашему мнению, помогать водителям сотрудники ГИБДД? Вспомните и обсудите в аудитории поступки сотрудников милиции, которые вызывали у вас уважение, симпатию, гордость за милицию. Что в этих поступках вызывает у вас симпатию?

Освежите в памяти информацию и события, которые связаны с недостойным,, по вашему мнению и (или) мнению ваших друзей, общественности, прессы, телевидения и т д, поведением сотрудников милиции. Что в неодобряемом вами поведении сотрудников милиции вызывает у вас наибольшее недовольство9 Какие шаги, с вашей точки зрения, нужно предпринять, чтобы милиция лучше выполняла свое предназначение?

3. В процессе допроса следователи применяют специальные приемы для получения необходимых доказательств по делу. Эти приемы включают методы психологического воздействия, в том числе методы внушения, убеждения. Может ли быть морально оправдано такое психологическое воздействие? Приведите аргументы для доказательства а) моральной недопустимости психологического воздействия, б) его моральной оправданности.

4. Попытайтесь выстроить «карту» трудных, «пограничных» ситуаций, связанных с моральными проблемами в работе милиции. Дополните перечень ситуаций, порождающих моральные проблемы.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоит предназначение милиции?

2. С какими моральными затратами связана профессия сотрудника милиции? 3. С какими моральными проблемами приходится сталкиваться сотрудникам милиции9.

4. Чем объясняется строгость этических норм, регулирующих поведение сотрудников милиции?

5. Какими этическими принципами должны руководствоваться сотрудники милиции в соответствии с законодательством? Каково их содержание?

6. Какие этические требования предъявляет к сотрудникам милиции Кодекс чести9.

Приложение 4.

КОДЕКС ЧЕСТИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение

к приказу МВД России.

от 19.11.1993г. № 501.

Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения.

Право на доверие и поддержку граждан, сослуживцев и всего народа дают сотруднику органов внутренних дел его профессиональная честь, личное достоинство, порядочность, признанная окружающими его высокая репутация, заслуженное доброе имя. В службе и повседневной жизни рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел России руководствуется следующими нравственными обязательствами и этическими нормами настоящего Кодекса чести:

1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали. Сотрудник органов внутренних дел не должен допускать влияния любых политических взглядов на свои действия.

2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противозаконных посягательств.

Всегда помнить, что общие усилия и результаты многих сотрудников подразделений, органа внутренних дел и всей правоохранительной системы могут быть ослаблены бездействием, аморальным поступком или отступлением от Присяги даже одного нерадивого сотрудника.

3 Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относиться к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное отношение к гражданам не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью.

Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми нормами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и беззаконию.

4. Помнить старинное русское правило: «честь – в службе!» Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.

Проявлять твердость, профессионально-нравственную устойчивость и непримиримость в борьбе с преступностью.

Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.

5. Использовать предоставленные государством правомочия разумно, строго в рамках закона. Уметь уважать права тех, кто оступился или по злому умыслу совершил преступление. Не терять самообладание и достоинство при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.

6. Быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допуская, чтобы на него влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружественные чувства.

Быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, но никогда не принимать подношений за действия в качестве должностного лица, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними как с подрывающими авторитет органов внутренних дел в глазах всего народа.

7. Быть мужественным и смелым, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей, пресечения угрожающего людям преступления, ликвидации последствий аварий, стихийного бедствия. Трусость и малодушие в таких ситуациях исключены для сотрудника внутренних дел.

8. Постоянно помнить, что пользу людям может принести только умелый сотрудник органов внутренних дел, совершенствовать свою деловую квалификацию, профессиональную подготовку, стремиться быть всесторонне развитым, высокообразованным, в работе грамотно использовать отечественный и зарубежный опыт охраны правопорядка.

Передавать свои знания, накопленные многими поколениями традиции служебного мастерства молодым сотрудникам, как зеницу ока хранить личное оружие, удостоверение личности, оберегать от разглашения секреты, служебную и государственную тайну.

9. Считать своим моральным долгом высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность, проявлять в работе инициативу, правильно и с достоинством воспринимать критику и замечания сослуживцев, начальников, старших по возрасту и званию, а также граждан, уметь своевременно признавать допущенные ошибки, искренне и в тактичной форме принести извинения, загладить свою вину, а не искать ложного самооправдания.

С честью и достоинством носить форменную одежду, заботиться о своем внешнем виде, быть всегда подтянутым и аккуратным. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и этичного обращения с окружающими, в семье и в быту.

10. Овладевать достижениями общечеловеческой культуры, духовным богатством и традициями народов России.

Помнить – народ верит и надеется, что сотрудник органов внутренних дел, выполняя задачи охраны правопорядка, оберегает не только права, жизнь и здоровье людей, но и культурное наследие общества.

11. Хранить и преумножать лучшие служебные традиции сотрудников МВД России: патриотизм, товарищество и взаимопомощь, мужество и бескорыстие, благородство и самопожертвование, чуткость к людским нуждам и горю, верность долгу, мастерство и профессионализм.

Долг чести руководящих кадров – умело сочетать твердость управления, требовательность и сохранение хорошей морально-психологической атмосферы во вверенном подразделении, формировать нравственную культуру сотрудников, заботиться о подчиненных, обеспечивать их социально-правовую защиту, окружать вниманием ветеранов, семьи работников, погибших на службе.

12. Высокая честь – заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Приложение 5

КАНОНЫ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКИ (США)

(Петрунин Ю. Ю., Борисов В К. Этика бизнеса М, 2000. С. 53–55)

(Извлечения).

Ст. 6. Поведение в частной жизни.

Офицер должен заботиться о своей репутации стража закона. Распущенное поведение или манеры в личной жизни, выражающие либо неуважение к закону, либо желание особых полномочий, отражаются на репутации полицейского офицера и полиции в целом. Общество и власть требуют, чтобы офицер вел жизнь порядочного и честного человека. Карьера полицейского не дает возможности случайных заработков (доходов), зато она дает чувство удовлетворения и гордости за следование и содействие традиции защиты Американской республики. Офицер, следующий такой традиции, не унизит ее. Правильнее сказать, он должен так строить свою личную жизнь, чтобы общество видело в нем пример стабильности, верности и морали.

Ст. 8. Поведение в случае ареста или допроса нарушителей закона.

Офицер должен использовать свои полномочия арестовать нарушителя строго в соответствии с законом и правами граждан. Полиция не дает ему права ни самостоятельно вести следствие по делу нарушителя, ни назначать наказание за правонарушение. Он должен всегда четко осознавать свои полномочия в отношении нарушителя и вести себя так, чтобы снизить возможность применения силы. Как бы то ни было, он должен воспитывать в людях преданность закону независимо от того, являются ли они правонарушителями или нет.

Ст. 9. Подарки и благодарности.

Офицер, представляя в своем лице правительство, берет на себя ответственность поддерживать своим поведением честь и достоинство всех государственных институтов. Он не должен ставить себя в такое положение, когда любой человек сможет предположить специальное внимание со стороны офицера или сказать о том, что такое внимание было ему уделено. Таким образом, офицер должен твердо отказываться от подарков, одолжений, больших или малых благодарностей, которые могут быть восприняты общественным мнением как влияние на закон.

Приложение 6.

КОДЕКС ЧЕСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ МОРИСВИЛЛЯ

(США, штат Северная Каролина)

(Перевод Е А. Красниковой).

МИССИЯ.

Департамент полициии Морисвилля берет на себя обязательства повышать качество жизни в нашем сообществе, работая совместно с общественностью и в рамках Конституции, проводить в жизнь законы, охранять мир, уменьшать страх и обеспечивать безопасность окружения для всех наших граждан.

ЦЕННОСТИ.

Первоочередной задачей Департамента полиции Морисвилля является защита жизни и собственности.

Департамент полиции Морисвилля будет уважать и защищать права и достоинство всех людей и сопровождать все контакты граждан с вежливостью и сочувствием.

Департамент полиции Морисвилля будет честно и беспристрастно проводить в жизнь законы в нашем сообществе.

Департамент полиции Морисвилля будет проявлять чуткость к нуждам сообщества при выполнении своих служебных обязанностей.

Департамент полиции Морисвилля будет поддерживать самый высокий уровень честности и профессионализма у всех своих сотрудников и во всех видах деятельности.

Департамент полиции Морисвилля будет вовлекать сообщество в деятельность полиции, которая непосредственно влияет на качество жизни сообщества.

Департамент полиции Морисвилля признает индивидуальную ценность каждого члена сообщества и будет прибегать к информации, полученной от работников, в целях обеспечения удовлетворенности работой и эффективности.

Глава 6. Этические аспекты деятельности по юридическому сопровождению фирмы

Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. При их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного" и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать источником моральных конфликтов. Юристы и юридические службы оказывают большое влияние на деятельность организации. От их работы и от работы их помощников во многом зависят качество и состояние учредительных документов организации, правомерность совершаемых ею действий, оптимальность условий заключаемых договоров, использование правовых средств защиты ее интересов. Для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей юрист должен быть хорошо осведомлен о делах фирмы знать различные стороны деятельности организации: производство, снабжение, сбыт, финансы, бухгалтерию, работу с персоналом – иными словами, он должен «быть в эпицентре, а не на обочине бизнеса». (Лебедев К. К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист). М., 2001. С. 9)

Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой: 1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма – член какой-либо франчай-зинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это – риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности; 2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса, 3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.

Поддержание моральной репутации фирмы. Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики: 1) корпоративный; 2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональные); 3) деловой этики – кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран (см. приложение 7). Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.

Одно из условий успешного разрешения этических проблем – хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.

Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:

1) «не навреди», вред, которого следует избегать, – это вред, причиняемый, а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом, б) окружающей среде;

2) не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства, не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;

3) соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).

Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают.

• преамбулу – вступительное слово директора фирмы;

• положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;

• общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;

• положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;

• положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;

• положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;

• положения, регламентирующие отношения с клиентами;

• положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;

• положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;

• обязательства перед акционерами и вкладчиками;

• положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.

В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы – это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:

• создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;

• социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;

• улучшение экологии, обеспечение жителей экологически чистой водой;

• благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;

• строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т. д.

Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ формируется ее более привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта.

В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям в частности, для поддержания своих доходов организация нередко повышает цены с целью покрытия издержек – средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.

Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса. Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:

1) процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;

2) пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;

3) механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:

• наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;

• наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;

• отдел по вопросам этики.

Для оказания содействия в установлении и поддержании конструктивных отношений в коллективе юрист должен быть знаком с основными этическими концепциями (доктринами) отношения к работнику и управления персоналом. Руководители организаций при принятии решений и управлении людьми явно или неявно (осознанно или неосознанно) опираются на определенные предположения о поведении человека на работе. Наиболее общие, фундаментальные из этих предположений были описаны в 1957 г. американским специалистом в области менеджмента Дугласом Макгрегором в виде двух этических доктрин «X» и «Y» (эти доктрины называют также моделями организационного поведения и мотивационными теориями).

Согласно доктрине «X» работники отрицательно относятся к труду и по мере возможности стараются избежать участия в работе, не склонны принимать на себя ответственность, у них нет амбиций, они, прежде всего, нуждаются в безопасности. Поэтому основная задача администрации (менеджмента) и кадровых служб состоит в принуждении работников к труду и организации контроля за их действиями.

Согласно этической доктрине «Y» человек не является прирожденным лентяем, и труд для него так же естествен, как игра или отдых. Люди готовы не только принимать на себя ответственность, но и искать дополнительную работу. При выполнении заданий сотрудники могут осуществлять самоконтроль, поэтому задача администрации и кадровых служб состоит в том, чтобы создать сотрудникам такие условия, при которых они смогут реализовать свои потенциальные возможности.

Существует еще одна этическая доктрина «Z» (У. Оучи), согласно которой работники – это ресурс для бизнеса, поэтому задачей менеджмента и кадровых служб является содействие развитию предпринимательской активности всех работников. В организации типа «Z» к человеку проявляют интерес как к личности, а не просто как к работнику, большое внимание уделяется личным, неформальным отношениям работников между собой.

Разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.

Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:

а) связаны с ситуациями морального выбора;

б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими – которые иногда заявляют о себе одновременно,.

в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют немедленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить,.

г) имеют интернациональный характер.

К числу таких проблем относятся:

• противоречия между личными интересами и интересами организации;

• сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;

• выпуск некачественной продукции;

• безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;

• наличие «любимчиков» – фаворитов;

• эксплуатация людей – принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;

• невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;

• воровство на рабочем месте и в коллективе;

• служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);

• несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;

• обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;

• проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.

Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:

• «Этично ли дать взятку, чтобы фирма смогла получить выгодный контракт?

• Этично ли использовать ресурсы компании в личных целях?

• Этично ли заниматься в рабочее время личными делами?

• Этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?». (Управление персоналом / Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М., 1998 С. 47)

Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур. Например, при встрече с этическими дилеммами для их решения в некоторых фирмах сотрудников обучают заполнять следующий «проверочный лист»:

«Как поступать в ситуациях морального выбора?

Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:

"Это законно?".

"Это правильно?".

"Это полезно?".

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

"Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?".

"Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?".

Шаг 7. Предпринять действие» (Управление персоналом. С. 47).

Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возникают этические дилеммы, – это важная составная часть корпоративных тренингов. В настоящее время все большее число российских фирм организует у себя проведение подобных тренингов – мероприятий для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируются новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники развивают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, принимать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.