Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории личности




В психологии существует несколько основных школ или направлений: психоанализ (это направление также называют психодинамическим), бихевиоризм (теория научения), гуманистическая психология. Каждая из этих школ по-своему объясняет поведение человека, делая акцент на каких-либо специфических его сторонах. Опираясь на эти теории, можно составить целостное представление о том, почему люди поступают так, а не иначе, как они думают, как чувствуют, каков характер их переживаний и восприятия мира.

Психоанализ. Теорию психоанализа разработал 3игмунд Фрейд (1856-1939).

Мы затронем лишь некоторые наиболее важные и известные положения психоанализа.

3. Фрейд основывал теорию психоанализа на двух основных гипотезах. Первая гипотеза: все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) обусловлены инстинктами (в особенности агрессивным и сексуальным) и подчиняются определенным законам, причем тем законам, которые управляют и поведением других организмов. Поэтому Фрейда называют биологическим детерминистом, а данную гипотезу – доктриной психического детерминизма. Фрейд утверждал, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину, например содержание сновидений, казалось бы, совсем не связанных с реальной жизнью, зависит от неосознанных импульсов и желаний человека, которые не фиксируются сознанием, но, тем не менее, существуют и являются реальными. Фрейд считал, что ошибки людей, оговорки, описки, так же как и сновидения, есть проявление этих неосознанных стремлений, желаний и чувств.

Согласно второй гипотезе психоанализа бессознательные процессы играют гораздо более значительную роль в поведении людей, чем сознательные: люди не знают очень многих своих подлинных желаний, истинных мотивов действий. Для Того чтобы помочь им выявить эти скрытые от них самих стремления, Фрейд разработал так называемый метод свободных ассоциаций, когда испытуемый или пациент говорят все, что приходит в голову, каким бы странным и не имеющим отношения к действительности это ни казалось, и таким образом получают доступ к содержанию своих психических процессов. Метод свободных ассоциаций лежит в основе известного приема, используемого для принятия решений, который называется «мозговым штурмом».

Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или, как их еще называют, психическими инстанциями:

«ид» («оно») – источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания;

«эго» («Я») – действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет-возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов – условий среды, которые иногда требуют отсрочки; эго дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;

«суперэго» («сверх – Я»), действующее на уровне сознания, – моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения – с позиции добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого. Суперэго формируется на примере морали родителей. Семейные моральные сценарии наследуются и передаются из поколения в поколение. Фрейд разделял суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает:

а) способность к критической самооценке;

б) моральные запреты;

в) возникновение чувства вины, когда мы не делаем того, что должны делать.

Эго-идеал формируется в детстве на основе того, что родители одобряют или высоко ценят, он побуждает человека устанавливать для себя высокие стандарты поведения и мышления, в результате реализации которых появляется чувство гордости и самоуважения.

По Фрейду, суперэго можно считать полностью сформированным, когда контроль родителей заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служит целям самосохранения и безопасности индивида. «Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному Совершенству в мыслях, словах и поступках.. оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными» (Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С.116).

Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннего детства, т. е. структура его характера, сформированная в детском возрасте, остается неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться более адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справляться с ними».

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, эго («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа:

1) с помощью реального, сознательного решения проблемы;

2) искажая ситуацию, реальные события, для того чтобы защитить сознание человека.

Способы искажения называются механизмами психической защиты. Фрейд описал несколько механизмов психической защиты, среди которых наиболее известными являются: вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация.

Когда человек начинает испытывать запретные чувства, например страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же собственным представлениям о добре и зле и порождают, в свою очередь, неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни. Поэтому эти запретные чувства могут:

а) вытесняться из сознания в область бессознательного и «прорываться» в форме оговорок или сновидений;

б) переноситься на других людей. Так, индивид» испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого, например вместо того, чтобы сказать «я ненавижу X», он может сказать «X ненавидит меня» или «У ненавидит X»;

в) рационализироваться. В этом случае истинные причины, которые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для сознания, что человек неявно, сам не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемлемые. Например, человек, которому нравится находиться в одиночестве и который постоянно испытывает раздражение, потому что ему приходится общаться с людьми в процессе работы, может убеждать себя и других в том, что у всех, с кем он общается, просто несносный характер;

г) замещаться, т. е. истинный объект враждебных чувств замещается менее угрожающим для человека, Например, ребенок, который после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру; излишне требовательный начальник критикует свою сотрудницу, и она, в свою очередь, реагирует вспышками ярости на незначительные промахи членов семьи. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает осуждение самого себя;

д) сублимироваться. В этом случае человек изменяет свои нежелательные импульсы таким образом чтобы их можно было выразить посредством социально-разрешенных или приемлемых мыслей или действий. Сублимация в психонализе рассматривается как единственно конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, поскольку она позволяет эго изменить цель импульсов или их объект без сдерживания самих импульсов. Например, человек с сильным неосознанным чувством превосходства над другими может стать великолепным писателем – он сможет демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма и других ученых.

Основное положение теории индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1870–1937) – утверждение о том, что поскольку поведение человека ограничено рамками общественной жизни, то понять и объяснить его можно только через понимание общественных отношений. Людям свойственно врожденное стремление вступать в общественные отношения сотрудничества, конфликт же между человеком и обществом Адлер считал чем-то неестественным.

Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали. Их главными мотивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают. Ученый называл их фиктивными. Фиктивные цели – это личные мнения людей о событиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей. Примерами подобных целей могут служить такие девизы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «честность – лучшая политика», «все люди равны» и т. д. Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т. е. независимо от воли людей) реальными или нет. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разрешать их жизненные проблемы. Однако если фиктивная цель не помогает, а мешает человеку, ее надо изменить или отбросить.

Главную цель своей теории Адлер видел в том, чтобы она помогала людям в их усилиях изменять свое поведение в сторону более здорового в психологическом смысле. Его волновала проблема возникновения у людей чувства неполноценности (комплекса неполноценности) и его компенсации. Он считал, что у каждого человека в первую очередь заболевает тот орган, который был менее развит, имел врожденный дефект, т. е. был «неполноценным». Заболевания, слабость или дефекты каких-либо органа побуждают людей компенсировать эту неполноценность путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». (Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч. С. 168).

Этот процесс компенсации имеет место не только в телесной сфере, но и в психической: у индивида может развиться субъективное (ощущаемое только данной личностью) чувство неполноценности, источником которого является ощущение собственного психологического или социального бессилия. Особенно часто подобное чувство неполноценности развивается у человека в том случае, если его усилия, которые он направил на компенсацию дефекта, не привели к желаемому результату.

Чувство неполноценности, считал Адлер, берет свое начало в детстве, когда ребенок долгий период времена "находится в зависимости от родителей и других взрослых, будучи совершенно беспомощным. Именно из-за желания преодолеть свою неполноценность, беспомощность и зависимость люди начинают борьбу за превосходство. В ряде случаев может даже развиться комплекс превосходства, который выражается в том, что человек стремится преувеличить свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Согласно теории Адлера чувство неполноценности является источником стремления человека к саморазвитию, росту, компетентности, а стремление к превосходству или желание лидировать – врожденное свойство человека и фундаментальный закон человеческой жизни. Под лидерством Адлер понимал нечто близкое максимальному развитию потенциальных возможностей личности.

Чувство превосходства надо воспитывать и развивать в течение всей жизни, если мы хотим реализовать свой потенциал. Оно может иметь два направления: позитивное и негативное. Люди со слабой способностью адаптироваться к жизни в обществе могут реализовывать свое стремление к превосходству за счет интересов других людей (негативный путь). Те же, кто хорошо приспосабливается к общественной жизни, проявляют свое стремление к превосходству, напротив, учитывая благополучие других людей. Стремление людей к превосходству управляется их фиктивными целями.

Карл Густав Юнг (1875–1961) переработал теорию психоанализа 3. Фрейда и предложил новые подходы к пониманию личности. Его психологическая теория является наиболее трудной для понимания даже специалистами, поэтому рассмотрим лишь наиболее известные ее положения.

Согласно теории Юнга в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей. Экстраверт ориентирован на внешний мир, его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается. Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, переживаниях, опыте, сдержан в общении, его главный интерес – это он сам.

Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго – это центр нашего сознания, то, благодаря чему мы воспринимаем себя чувствующими, мыслящими, ощущающими, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми.

Личное бессознательное – содержит в себе мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты – все то, что Юнг называл комплексами. Источниками комплексов являются личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт. Они оказывают очень большое влияние на поведение людей. Например, человек с комплексом власти может расходовать большое количество психической энергии на деятельность, которая непосредственно или косвенно (символически) связана с властью или с темой власти. Темы, питающие комплексы, могут быть самыми разными и самыми обычными.

Коллективное бессознательное – хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч. С. 200). Согласно Юнгу оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее, врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью, несправедливостью.

Юнг полагал, что архетипические образы и идеи находят отражение в сновидениях, в виде символов используются в литературе, живописи, религии, причем символы, характерные для разных культур, нередко имеют большое сходство между собой.

Количество архетипов в коллективном бессознательном не ограничено. Мы остановимся на трех архетипах, которым Юнг придавал большое значение – это «персона», «тень» я «самость».

Персона (от лат. persona – маска) – наше общественное, публичное лицо – то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми, те роли, которые мы играем в жизни, подчиняясь требованиям общества. Задача персоны в том, чтобы мы могли ладить с другими людьми, иногда скрывая свою сущность, иногда демонстрируя какие-либо свои качества, способности, образы.

Архетип тень представляв* темную, дурную, животную сторону личности, подавленную вследствие своей общественной неприемлемости, но в то же время являющуюся, согласно Юнгу, источником жизненной силы и творческого начала в жизни человека.

Самость – объединяющий центр личности, вокруг которого группируются все ее элементы, сознательные и бессознательные. Развитие самости или, что то же самое, достижение зрелого, гармоничного, единого «Я» – очень сложный процесс, длящийся примерно до среднего возраста и требующий больших усилий.

Эрих Фромм (1900–1980) утверждая что на поведение человека решающее влияние оказывает та культура, в рамках которой он живет в настоящее время, – ее нормы, предписания, процессы, а также врожденные потребности человека. По мнению Фромма, одиночество, изоляция и отчужденность – черты, которые отличают жизнь человека современного общества. С одной стороны, люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над жизнью, иметь право выбора, быть свободными от политических, экономических, социальных и религиозных ограничений, с другой стороны – им необходимо чувствовать себя связанными с другими людьми, не чувствовать отчуждения от общества и природы. Иными словами, получив свободу, автономию, обладание властью над собственной жизнью, люди современного общества получили «в нагрузку» одиночество, отчуждение, ощущение собственной незначимости. В то же время они остро нуждаются в связях с другими людьми, хотят ощущать принадлежность к обществу, чувствовать себя в безопасности.

Фромм описал несколько стратегий, которые люди используют, чтобы «убежать от свободы»:

1) авторитаризм: люди присоединяются к чему-то внешнему, например, вступая в отношения с другими людьми, они проявляют чрезмерную беспомощность, зависимость, подчиненность либо, наоборот, эксплуатируют и контролируют других людей, доминируют над ними;

2) деструктивность: человек преодолевает ощущение собственной незначимости, уничтожая или покоряя других;

3) подчинение: человек избавляйся от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение, и вследствие этого теряет свою индивидуальность, становясь таким, как все, и приобретая, по выражению Фромма, «конформность автомата».

Фромм, объясняя поведение людей, выделял пять уникальных жизненных (экзистенциальных – от лат. exsistentia – существование) потребностей человека:

1) потребность в установлении связей, чтобы преодолеть ощущение изоляции и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, нести за кого-то ответственность, принимать в ком-то участие,.

2) потребность в преодолении: имеется в виду потребность в преодолении людьми своей пассивной природы, для того чтобы стать созидателями своей жизни;

3) потребность в корнях: потребность в стабильности, прочности, что сходно с ощущением безопасности, которое в детстве давали связи с родителями, с матерью; потребность в ощущении себя частью мира;

4) потребность в идентичности: потребность тождества человека с самим собой: «я, - это я»; люди, обладающие ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности, непохожести на других, воспринимают себя как хозяев собственной жизни;

5) потребность в системе взглядов и преданности: людям нужна система взглядов и убеждений для того, чтобы объяснять сложность мира и понимать его; им нужен также объект преданности, т. е. то, в чем бы для них заключался смысл жизни – они нуждаются в том, чтобы посвятить себя кому-то или чему-то (высшей цели, Богу).

Бихевиоризм (теория научения). Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – очень влиятельное направление в психологии, наиболее видными представителями которого являются русский физиолог И. П. Павлов (1849–1936) и американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990).

Со времени создания учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности ни один серьезный исследователь психологии не обходится без ссылок на его классические труды, положенные в основу кибернетики. Центральная идея учения И. П. Павлова – мысль о том, что психическая деятельность имеет биологическую основу, а именно физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Организм, взаимодействуя со средой, рефлекторно осуществляет саморегуляцию при помощи безусловных (прирожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. И. П. Павлов в ходе опытов установил, что если каждый раз, давая собаке мясо, звонить в колокольчик, возникает условный рефлекс на звонок: собака реагирует на него так же, как реагирует на мясо – слюноотделением. Если несколько раз позвонить в колокольчик, но при этом не предлагать собаке мяса, то она вскоре перестанет выделять слюну только на этот звук – таким образом условный рефлекс можно «отменить». Иными словами, условный рефлекс – это рефлекс, который образуется при сближении во времени любого первоначально индифферентного (безразличного) раздражителя (звук колокольчика) и действующего раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (мясо). В результате образования условного рефлекса раздражитель (звук колокольчика), который раньше не вызывал данной реакции (выделение слюны), теперь ее вызывает.

В классической схеме И. П. Павлова реакция «R» возникает только в ответ на воздействие (стимул S) безусловного или условного раздражителя, поэтому ее можно представить следующим образом: «S – R».

В опытах Б. Ф. Скиннера используется иная схема образования условного рефлекса: животное (крыса), находящееся в специальном ящике, сначала производит какое-либо действие (реакцию (R)), например нажимает на рычаг, а затем реакция подкрепляется, т. е. стимулируется (S), – крысе дают пищу. Поэтому схема Скиннера выглядит следующим образом: «R – S».

Используя различные приспособления, Скиннер составлял различные планы управления поведением животных: например ставил крысу в ситуацию выбора, помещая перед ней не один, а два рычажка и приучая нажимать именно на тот, который «выдавал» пищу; побуждал нажимать на рычажок с определенной силой, подкреплял лишь первую реакцию крысы и т. д. Данные исследований обобщались, публиковались, на их основе делались выводы и строились рекомендации, которые в настоящее время широко используются в менеджменте, педагогике, социальных технологиях, прикладной и практической психологии, при создании обучающих машин и программ, учебников по программированию. В то же время эта школа чаще других подвергается критике в основном за жесткий, не оставляющей личности выбора, «бездуховный», «механистический» и даже «аморальный» подход к объяснению человеческого поведения.

Скиннер считал, что интерес для науки представляют те взаимодействия, которые можно непосредственно наблюдать и фиксировать. Психологи бихевиористского направления занимаются изучением лишь тех действий человека, которые доступны, открыты для наблюдения, и считают, что именно внешнее окружение человека является ключом к объяснению его поведения. Этим они отличаются от представителей психоанализа, которые исходят из того, что причины всех действий людей скрыты в их внутренней жизни, в их разуме, сознании, зависят от особенностей личности, от неосознаваемых импульсов, желаний, страхов и т. д.

Все живые организмы, полагают бихевиористы, развиваются по одним и тем же законам, поэтому не обязательно изучать большие массы организмов – достаточно отследить и описать поведение какого-либо одного человека или одного животного (Скиннер работал в основном с крысами и голубями).

На поведение людей влияют его последствия. Есть действия, которые вызывают автоматическое реагирование организма по типу безусловного рефлекса, например, если мы обжигаем руку горячим утюгом, то мгновенно, рефлекторно ее отдергиваем. Моргание также является автоматическим действием. Однако большое количество действий отличается от рефлекторных, в основе которых лежит схема «S – R». Организм человека активно воздействует на окружение с целью изменить события. Многие его действия являются оперантными, т. е. они возможны лишь в результате научения. Например, игра на гитаре – это образец оперантной реакции. Для игры на фортепиано не существует внутренней причины, которая ее вызвала, – это оперантное действие, и оно контролируется только теми результатами, которые за ним следуют. Другой типичный пример оперантного поведения – ползание ребенка.

Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность повторения этого поведения в будущем будет усиливаться, а если не благоприятны, то уменьшаться. Например, вы перестаете писать письма приятелям, если они вам не отвечают, и покупать девушке цветы, если она этому не радуется. Психологи считают, что оперантное поведение контролируется в основном негативными последствиями. Оно необходимо организму как инструмент: если оно действует на среду, порождая подкрепление, то сохраняется, если же не получает подкрепления, то угасает.

В обществе постоянно имеют место ситуации оперантного научения. Личность в целом – это «набор» определенных форм поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. Типичный пример – плач, с помощью которого ребенок управляет поведением своих родителей. Плач будет продолжаться до тех пор, пока родители его подкрепляют – берут ребенка на руки, остаются в комнате, пока он не заснет, дают бутылочку с молоком. Плач постепенно прекратится, если родители перестанут его подкреплять: брать ребенка на руки и т. п.

Скиннер исследовал и описал различные режимы подкрепления. В теории научения выделяют два типа подкрепления и стимулов: 1) первичные (безусловные), которые не зависят от научения, – пища, вода, физический комфорт, секс; 2) вторичные (условные), которые осуществляют подкрепление, тесно ассоциируясь с первичным подкреплением,– ими могут быть деньги, одобрение или подчинение окружающих.

Поведение человека в основном контролируется следующими стимулами:

а) неприятными – наказание, негативное подкрепление; отсутствие подкрепления;

б) позитивными – поощрение желательного поведения.

В обычной жизни люди, как правило, ведут себя так, чтобы усилить позитивное подкрепление и уменьшить негативное.

Гуманистическая психология. Карл Роджерс (1902–1987) является одним из основателей школы гуманистической психологии (к этому направлению также причисляют А. Маслоу), или, как ее еще называют, «третьей силы» в психологии. Она оформилась в 50-х годах XX в. и противопоставила себя как психоанализу, так и бихевиоризму. На волне гуманистической ориентации в среде ученых, педагогов, бизнесменов, психологов, юристов возникло движение за развитие человеческого потенциала, рост личности, ее спонтанное, творческое развитие.

Данное направление занимается теми проблемами, которые не интересуют ни бихевиористов, ни психоаналитиков. В центре его внимания – здоровый творческий индивид и то, что его волнует: любовь, психическое здоровье, смысл жизни, развитие (Э. Фромм соединял в своих работах идеи психоанализа и гуманистической психологии).

Основной мотив поведения человека, в соответствии с теорией Роджерса, это стремление к актуализации. Актуализация понимается как присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его. Стремление к актуализации является врожденным: например, организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье; физически развиваясь, организм усиливает себя, становится более независимым. Другие мотивы человека – это разновидности мотива актуализации. Она свойственна не только человеку, но и животным и растениям – т. е. всему живому.

Актуализация связана с увеличением напряжения: человек самоактуализируется в борьбе и преодолении препятствий, часто сам стремится к этой борьбе. Например, маленький ребенок, который только учится ходить, часто падает, ударяется, разбивает нос, но все равно упорно продолжает учиться. Движение к саморазвитию сопровождается борьбой и страданиями, однако этот мотив так силен, что человек преодолевает боль и неудачи и развивается в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности.

Люди, считал Роджерс, склонны в своем поведении искать и оценивать позитивные переживания – те, которые они воспринимают как развивающие их личность. Люди избегают и оценивают отрицательно те переживания, которые они оценивают как препятствие для развития своей личности.

К. Роджерс также развивал идею определяющего влияния на поведение людей их внутреннего мира, личных переживаний, которая является характерной для гуманистической психологии в целом. Согласно этой идее личные переживания – основа действий человека. Каждый из нас реагирует на события так, как воспринимает их. Например, два человека, оказавшись в одинаковых обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации. Вы сами можете в этом убедиться, попытавшись описать, а затем сравнить свои воспоминания о каком-либо общем для вас и ваших друзей недавнем событии – ваши рассказы обязательно будут различаться, потому что для вас имеет смысл и значение одно, а для ваших друзей – другое.

Гуманистическая психология занимается только внутренним миром человека – тем, как он воспринимает, отбирает и толкует (интерпретирует) любую информацию. Она говорит: если вы хотите объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя именно так, а не иначе, вы должны понять его внутренний мир.

Крайне важным в теории Роджерса является понятие «Я – концепция». Моя «Я – концепция» – это мое представление о самом себе, о том, кто я есть, каковы мои личные характеристики. Например, человек может воспринимать себя следующим образом: «я привлекателен, физически крепок, неконфликтен, трудолюбив».

Моя «Я – концепция» также включает набор тех социальных ролей, которые я играю в повседневной жизни: сын, дочь, студент, спортсмен, соседка, подруга и т. д. Моя «Я – концепция» – это также те черты и характеристики, которые я хотел бы или должен был бы иметь, но пока не имею. Это возможное «Я», и я как личность его больше всего ценю и стремлюсь к нему. Поведение человека во многом зависит от того, как он видит свое будущее, как он его прогнозирует. Например, если молодой специалист считает, что он плохо ведет деловые переговоры по телефону, то у него могут возникнуть трудности сейчас, в данный момент, из-за боязни тех неудач, которых он ждет в будущем. Иными словами, представление о будущих неудачах отрицательно влияет на сегодняшнее поведение.

Понятие «Я – концепция» широко используется для проведения исследований в социальной психологии, и в следующей главе мы к нему снова вернемся.

К. Роджерс считал, что для объяснения поведения людей нужно понять то, каким человек воспринимает свое окружение именно сейчас, в данный момент времени, каковы его актуальные переживания настоящего. В западных фильмах герои, пытаясь понять друг друга и наладить отношения, часто задают друг другу вопрос «Что ты чувствуешь сейчас?». Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Ответ на него может стать для человека настоящей психологической проблемой, потому что он будет вынужден (если хочет ответить честно и быть честным с самим собой) заглянуть в себя и спросить свой организм: «Что ты сейчас чувствуешь?». А что чувствуете сейчас, в данную минуту, вы?

Помимо потребности в актуализации, человеком также движет потребность в любви и признании со стороны других и в позитивном отношении к самому себе.

Поведение человека в основном согласуется с его «Я – концепцией», но бывают ситуации, когда актуальные переживания в нее не вписываются. Например, если человек считает себя честным, но совершает нечестный поступок, то он ощутит угрозу своим сложившимся взглядам на самого себя. Если эта угроза человеком не осознается, т. е. его сознание отказывается ее фиксировать из-за аморализма поступка, то человек, как правило, ощущает тревогу. Таким образом, чувство тревоги является эмоциональной реакцией человека на появление угрозы. (См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч. С. 533–546).

Итак, мы познакомились с наиболее известными теоретическими направлениями современной психологии личности. Прикладные отрасли психологии, включая юридическую психологию, опираются на все эти направления. В криминальной психологии, например, ведутся дискуссии о том, чем обусловлено преступное поведение человека: его внутренним миром (личными чертами, неосознаваемыми импульсами) либо внешними факторами (средой, сформировавшей определенные типы поведения – оперантные реакции). Хорошим упражнением для развития прикладного мышления является анализ и последующее сравнение нескольких авторских статей (учебников) по юридической психологии на предмет того, кто из авторов какого направления придерживается: психоаналитического (психодинамического), бихевиористского или гуманистического.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.