Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология




Основные понятия, концепции и направления исследований. Социальная психология изучает то, как ведут себя люди друг с другом и в группах, как влияют друг на друга, что думают и как воспринимают друг друга, насколько точным является социальное восприятие, как выстраиваются взаимоотношения групп. При этом социальную психологию, в отличие от психологии личности, интересует поведение многих людей, а не отдельных индивидов. Социальная психология в большей мере, чем другие области психологии, включена в решение реальных социально-политических и экономических проблем: производства и бизнеса; массовой коммуникации и пропаганды; семьи как естественной малой социальной группы; борьбы с противоправным поведением; этнической политики и межкультурных коммуникаций и т. д.

Социальная психология исследует конкретные объекты при помощи определенных методов: наблюдения, изучения документов, опросов, тестов, экспериментов, интервью и др.

С социальной психологией тесно взаимодействует практическая психология, разрабатывающая конкретные технологии общения и поведения, которые делают его эффективным, наполненным смыслом и приносящим удовлетворение.

Для того чтобы лучше понять и объяснить общественное поведение человека, социальная психология использует «семейство» терминов, понятий и концепций – особый язык, который позволяет увидеть вещи, не доступные обычному взору, но определяющие наши мысли, поступки, отношения.

Одним из таких важных терминов является «Я – концепция», о котором речь шла в предыдущем параграфе. С понятием «Я – концепция» тесно связано понятие «идентичность». Различают личную идентичность и социальную идентичность. Мы ощущаем свою личную идентичность, когда осознаем свои личностные характеристики. Тогда мы можем сказать себе: «Я – это Я», я тождествен самому себе. Мы ощущаем свою социальную идентичность, когда осознаем: а) те социальные роли, которые мы играем в обществе, например роли студента, сына, дочери, соседа, друга, члена спортивного клуба; б) свой пол, расу, религиозную принадлежность и т. д. «Социальная роль» (от франц. role} в социальной психологии определяется как способ поведения людей, соответствующий принятым нормам и зависящий от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений. Исполнение человеком своей социальной роли (ролей) имеет свои особенности или, как еще говорят, личностную окраску, которая зависит от умения находиться в данной роли, вживаться в нее, соответствовать ожиданиям окружающих, от того, какое значение для человека имеет эта роль, от его знаний. Для возникновения каждой роли необходима система норм. Например, чтобы хорошо «сыграть» профессиональную роль, скажем, помощника адвоката, нужно выполнять множество правил, требований, стандартов, законов, процедур. Социальные психологи, занимающиеся исследованием ролевого поведения, сравнивают общественную жизнь с театральным спектаклем со всеми его атрибутами: сценариями, масками, актерами, декорациями.

Существуют социальные роли с высоким и низким статусом. Статус – положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Один и тот же человек может иметь в разных группах различный статус. Расхождения в статусе, который человек приобретает в группах, могут стать для него причиной расстройства, психологического стресса, или, как говорят психологи, фрустрации. Социальные роли нередко подчиняют себе поведение и образ мыслей человека. Соответственно, если мы меняем роль, то это ведет к изменению образа мыслей. Существуют некие универсальные нормы для всех культур, которые регулируют взаимодействия людей с разными статусами. В частности, с незнакомым человеком мы, как правило, общаемся так, как будто он занимает высший ранг, сближение обычно первыми предлагают люди с более высоким статусом.

Воспринимая других людей, мы часто используем их в качестве своеобразного зеркала для восприятия самих себя. Для нашей «Я – концепции» важно даже не столько то, что действительно думают о нас люди, и то, как они нас себе представляют, сколько наши собственные представления о том, что они о нас думают.

Самооценка человека во многом зависит от его оценки другими людьми.

«Я – концепции» различаются у жителей разных стран, например для жителей Западной Европы и США характерно ощущение своего «Я» как независимого, индивидуального, а для жителей стран Азии – как зависимого, коллективного. Для профессиональных групп, имеющих собственные этические кодексы, в том числе и для блока юридических профессий, ощущение своего «Я» как независимого является нормативным, т. е. требуемым, обязательным. Поэтому если окружение юриста ориентировано на коллективистскую «Я – концепцию», то ему внутренне труднее отстаивать свою профессиональную объективность и беспристрастность. Профессиональный рост, так же как и развитие личностных характеристик (способностей, навыков), означает расширение нашей «Я – концепции».

Как правило, мы склонны относиться к себе позитивно, но не всегда демонстрируем это. В социальной психологии высокая самооценка, чувство собственного достоинства рассматриваются иногда как средство приспособления человека к меняющемуся миру: если он верит в свои возможности, то он меньше подвержен депрессиям и, соответственно, имеет больше шансов на успех.

Понятия «коллективизм» и «индивидуализм» в социальной психологии используются для изучения влияния на социальное поведение людей культуры, культурных норм, ценностей. Западное общество поддерживает и развивает ценности индивидуализма: самостоятельность, независимость, личные достижения, личное благосостояние, приоритет личных целей по сравнению с целями сообщества, группы, индивидуальный самоконтроль. Для стран Азии характерен коллективизм, в рамках которого на первое место ставят общественные обязательства, интересы семьи, трудового коллектива, рабочей или профессиональной группы. Принятие индивидом норм культуры, отождествление себя с ней, включение в свой внутренний мир как собственных ее ценностей, образцов, норм, стандартов называется идентификацией. Процесс идентификации осуществляется человеком в рамках индивидуалистической культуры путем приписывания себе личностных характеристик, а в рамках культуры коллективистской – путем отождествления себя с группой, с сообществом. В западной культуре не одобряется и расценивается как слабость уступчивость к давлению со стороны других людей или групп, в Японии согласование своих действий с другими людьми, наоборот, не считается признаком слабости и характеризуется как терпимость, как проявление самоконтроля и зрелости. Социальная психология, таким образом, интересуется стилями жизни, склонностями людей разных культур: чем принято гордиться, чего стыдиться, в чем и как находить удовлетворение; чему, кому и до какой степени подчиняться, как трудиться и выполнять свой профессиональный долг.

Становление правового государства в России связано с ростом правового сознания граждан, а правовое сознание – это всегда индивидуальная ответственность и индивидуальный выбор. В то же время российское общество базируется и на ценностях коллективизма, поэтому юристу зачастую приходится принимать решения в ситуации давления коллективистских установок как своих собственных (изнутри), так и со стороны сообщества (извне).

Социальное и групповое влияние в социальной психологии исследуется при помощи понятий «конформизм» и «конформность», которые означают податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально отвергаемой позицией большинства. Различают внешнюю и внутреннюю (личную) конформность. Внешняя конформность – это уступчивость, публичное, демонстративное подчинение человека мнению группы. Люди проявляют уступчивость, как правило, для того чтобы заслужить одобрение или избежать порицания. Внутренняя конформность – это одобрение, действительное изменение человеком своих установок в результате принятия им как собственной позиции окружающих. Иногда конформизм рассматривается как негативное явление, но в ряде случаев, особенно в ситуациях конфликта, он необходим, чтобы предотвратить разрастание противоборства. И тогда его называют лояльностью, уступчивостью, толерантностью.

На степень подчинения человека группе, другим людям оказывают влияние близость и легитимность (законность, общезначимость) авторитета; эмоциональное удаление от того, на кого оказывается давление; поддержка со стороны какого-либо институционального авторитета, например определенной организации, государства и др.

Сила социального окружения очень велика, и можно убедиться в этом, попытавшисть в порядке мысленного эксперимента нарушить самые незначительные правила социального общежития, которые вы, как правило, соблюдаете. Внешние обстоятельства или, как говорят психологи, «сильные» ситуации затрудняют и иногда делают невозможным проявление личностью своей воли.

Конформизм усиливается, когда люди не совсем уверены в своих оценках и мнениях – в этом случае они в большей степени становятся восприимчивыми к влиянию окружающих. Степень социального влияния возрастает с ростом степени близости и размера группы (до определенного предела) и тогда, когда давление оказывается «высокостатусными» людьми на людей с более низким статусом. Эксперименты в области социальной психологии показали, что высокий уровень конформизма люди обнаруживают тогда, когда они должны публично огласить свои убеждения и оценки. При этом, высказав «на публике» свои взгляды, они обычно придерживаются их и в дальнейшем. (См.: Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2001 С. 245).

На наше поведение оказывает влияние присутствие других людей. Реакцией на это присутствие является возбуждение: непроизвольно напрягаются мышцы, усиливается потоотделение, учащаются сердцебиение и дыхание. Когда рядом сидят дружелюбно настроенные люди, их взаимная симпатия возрастает, а когда рядом оказываются люди, испытывающие друг к другу антипатию, то это негативное чувство также имеет тенденцию усиливаться в условиях группы. Соответственно, толпа может «разогреть» и позитивные, и негативные чувства людей до самой крайней и опасной «точки кипения».

Изучение влияния группы на ее членов – важное направление исследований социальной психологии. Это влияние может проявляться в следующих формах: 1) «размывание», ослабление индивидуальной ответственности, которое в сочетании с возбуждением может привести членов группы к действиям, нарушающим социальные запреты; 2) обеспечение членам группы анонимности; 3) ослабление процессов самоосознания, в результате чего происходит рассогласование установок и поведения и возрастает вероятность возникновения неконтролируемых действий.

В социальной психологии есть еще одна тема, которая имеет большое значение для деятельности специалистов-правоведов. Представители юридических профессий зачастую сами выступают в роли факторов социального давления и обычно испытывают на себе сопротивление со стороны конкретных людей, групп, сообщества, государства. Проблеме сопротивления социальному давлению посвящено множество научных исследований, и результаты этих исследований активно используются при проведении в жизнь различных законодательных актов, решений, в том числе непопулярных. Люди, по данным исследований, оказывают сопротивление давлению извне и стремятся защитить свою личную свободу, предпринимая различные действия, вплоть до прямо противоположных тем, которые им предписывалось совершать и ради которых на них оказывалось давление.

Специалисты в области рекламы хорошо знают эту особенность человеческого поведения, поскольку в практике рекламной деятельности применяются два способа продажи товаров (а каждый товар – это, по сути, идея): «под интенсивным давлением» и «под минимальным давлением».

Для демонстрации этих методов в компании «Дженерал моторе» установлено специальное устройство. Посетителю предлагают взять увесистую кувалду и, ударяя по тяжелому металлическому шару, подвешенному к перекладине, раскачать его как можно сильнее. Обычно посетитель бьет со всего размаха, но шар остается практически неподвижным, зато кувалда отскакивает с такой силой, что чуть не сваливает с ног ударившего. Это «упражнение» демонстрирует в образной, метафорической форме печальные последствия резкого и интенсивного воздействия на людей извне. Эти последствия иногда называют «эффектом бумеранга». Затем посетителю предлагают просто надавить на шар пальцем, при этом шар совершает маятниковое движение: подается вперед и возвращается назад. Когда шар снова начинает двигаться вперед, посетителю рекомендуют нажать на него пальцем второй раз. И далее, действуя в соответствии с законами природы, в данном случае – в соответствии с законом инерции, посетитель может так раскачать шар, что, сорвавшись с подвески, он способен пробить стену. Упражнение «нажатие пальцем» демонстрирует результаты воздействия на человека стратегии продажи «под минимальным давлением». (Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. М., 1989 С. 114-115).

Таким образом, грубые попытки ограничив свободу людей зачастую приводят к тому, что индивид, стремясь защитить свое ощущение свободы, совершает противоположные требуемым действия. Одной из форм сопротивления социальному давлению также может быть защита людьми своей уникальности и индивидуальности. Например, в ситуации, когда людям приходится привыкать к другой культуре, у них вначале наблюдается «взрыв» любви к собственной культуре, который сменяется долгими ностальгическими переживаниями и отдельными проявлениями агрессии по отношению к «принимающей» культуре.

Оказывая давление на других людей и группы, специалисты-правоведы должны учитывать эти особенности человеческой природы и никогда грубо или в полном объеме не использовать власть, данную им их профессией или государством, чтобы не спровоцировать желание людей восстать против этой власти и в свою очередь продемонстрировать свою. Воздействуя на людей во имя профессиональных целей, юристам необходимо также помнить, о том, что во-первых, не все поведение людей находится под их контролем, во-вторых, общение имеет очень сложную структуру и нужно точно знать цели и объект воздействия, для того чтобы оно имело смысл и было эффективным.

В социальной психологии принято проводить различие между общественными и межличностными отношениями. Общественные отношения строятся на основе того положения, которое человек занимает в обществе как член профессиональной или политической группы, как владелец акций компании или налогоплательщик. Они носят безличный характер, в их основе лежат не симпатии или антипатии. Отдельный человек, изменив свое положение, может войти в ту или иную систему отношений или выйти из нее, но изменить ее в целом он, как правило, не в силах – это предмет деятельности и ответственности групп.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, т. е. на основе чувств, которые возникают у людей по отношению друг к другу – чувств, которые могут сближать их или разъединять.

Между этими двумя рядами отношений часто возникают конфликты и напряжение А так как и общественные, и личные отношения раскрываются в общении, то именно изучение общения помогает социальной психологии понять причины и особенности возникающих конфликтов и противоречий. Знание терминов, понятий и концепций, которыми оперирует социальная психология, а также результатов ее исследований и выводов способствует пониманию поведения людей как членов общества, подчиняющихся его «правилам игры», и поведения социальных структур как «застывших идей», когда-то придуманных людьми и изменяющихся вслед за человеческими целями и ценностями В свою очередь, на понимании того, почему люди, группы, общественные институты ведут себя так, а не иначе, формируется убеждение в том, что мы можем оказывать на них влияние, реализуя свой профессиональный долг и отстаивая свои права и (или) права других людей.

Стороны общения. В социальной психологии принято выделять несколько сторон общения.

коммуникативную, когда общение рассматривается как обмен информацией,.

интерактивную, характеризующую общение с точки зрения организации взаимодействия или регуляции людей;

перцептивную – здесь общение рассматривается как восприятие людьми друг друга.

1. Общение как обмен информацией. В процессе общения люди часто сталкиваются с тем, что их слова, жесты, желания, намерения не воспринимаются другой стороной или воспринимаются неправильно. Иными словами, на пути эффективного общения возникают барьеры. Источниками барьеров общения могут выступать социальные, политические, религиозные, языковые и психологические (например, застенчивость, страх, недоверие, неприязнь) различия и установки. Кроме того, пониманию в общении могут препятствовать так называемые коммуникативные просчеты и промахи. Дело в том, что сам коммуникативный акт имеет сложную структуру и ошибки могут возникнуть на каждом из его этапов или «узлов». Для преодоления барьеров общения нужно хорошо представлять себе сам процесс коммуникации, правильно выбрать средства коммуникации, а также развить навыки эффективного общения в процессе тренировок. Изучая и объясняя коммуникативную сторону общения, социальная психология использует наработки теории информации и теории речевой коммуникации.

Структура процесса коммуникации выглядит следующим образом:

• первый этап – адресант – лицо, посылающее сообщение адресату, оформляет идею, определяет цель ее передачи и то, какую обратную связь (реакцию) он хочет получить;

• второй этап – кодирование или перевод идей и целей в форму, в которой адресант хочет послать сообщение адресату. Код может включать средства естественного языка, математические символы, диаграммы, жесты, рисунки и проч., т. е. набор символов;

• третий этап – выбор и передача информации через канал связи – среду, которая обеспечивает связь адресата с его адресантом. Это может быть электронная почта, голос, текст, жесты, мимика и т. д. Через выбранный сигнал выражается цель сообщения;

• четвертый этап – декодирование информации Адресат интерпретирует (толкует) поступившие от адресанта сигналы и символы на основе своего опыта и делает их своими мыслями,.

• пятый этап – обратная связь или оценка реакции адресата на полученную информацию.

К просчетам и промахам в коммуникативной стратегии относятся:

• ошибки, совершаемые адресантом (лицом, которое посылает сообщение);

• ошибки, затрудняющие распознавание и принятие сообщения адресатом (лицом, которому послано сообщение);

• несоблюдение участниками общения коммуникативного кодекса.

К ошибкам, совершаемым адресантом, относятся ситуации, когда:

• адресант начинает (инициирует) коммуникативный акт, цель которого не ясна ему самому и он не имеет никакой стратегии;

• адресант использует не подходящий для данного случая инструментарий, например, когда нужно точно определять понятия и термины, он использует пословицы, метафоры, ассоциации;

• представления адресата о характере коммуникативного акта не совпадают с представлениями адресата, например, если «я намерен поощрить кого-либо посредством оплеухи, моя коммуникативная цель, скорее всего, не будет разделена моим собеседником»; (Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Учебное пособие для университетов и институтов. М., 1998 С. 30–31).

• адресант, начиная коммуникативный акт, вступает в конфликт со здравым смыслом и требует от собеседника невозможного, например «достать Луну с небес», «приложить все усилия», «исключить случаи опоздания на работу» и т. д., т. е. начинает коммуникативный акт, не имеющий прецедентов.

Адресату, в свою очередь, трудно распознать коммуникативный акт и дать согласие на общение в том случае, если коммуникативный акт:

• неуместен;

• несвоевремен;

• адресован ошибочно (выбран не тот объект взаимодействия);

• является неожидаемым для адресата;

• не содержит общего и значимого для участников предмета обсуждения (здесь адресат может задать вопрос «Вы о чем?);

• не опирается на общие для участников понятия, ожидания, соглашения (на адресата «сыплется» масса незнакомых терминов и понятий).

Правильный выбор средств коммуникации также необходим, для того чтобы общение состоялось. Средствами коммуникации называют вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение использует естественный язык – обычную человеческую речь.

Невербальное общение включает:

• жесты;

• мимику (движения головы и мышц лица);

• пантомимику (движения тела);

• систему вокализации (качество голоса, его тональность, диапазон);

• темп речи, паузы, смех, покашливание и пр.;

• пространственные и временные характеристики общения (положение участников переговоров, время проведения беседы).

Вербальное общение как средство коммуникации является более ясным и однозначным, чем невербальное: жесты, мимика, интонация, взгляд, позы, смех могут интерпретироваться по-разному. В настоящее время большими тиражами издаются различные словари, содержащие толкования невербальных сигналов с учетом возраста, пола, национальности, типа темперамента, социального статуса, профессии собеседника. Например, хирурги, музыканты, художники избегают рукопожатия; покачивание головой может означать как несогласие, так и согласие – в зависимости от стран проживания собеседников.

Иногда вербальное сообщение противоречит невербальному: человек говорит одно, а выражение его лица и интонация свидетельствуют о противоположных намерениях или чувствах. Скрытый смысл невербальных сигналов может отражать как преднамеренную, осознанную позицию собеседника, так и те чувства, которые говорящий пытается скрыть даже от самого себя, стыдясь и отвергая их в себе.

2. Общение как организация или регуляция поведения людей (интерактивная сторона общения). В процессе коммуникации для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать взаимодействие, отрегулировать, организовать совместную деятельность. Иногда, описывая свой разговор с кем-либо, мы говорим: «Он подстроился под меня», «Мы топтались на месте», «Это была настоящая схватка», – и эти выражения передают главный смысл состоявшегося разговора – действие. В принципе любой разговор, беседу, спор можно представить как «моментальный снимок, зафиксировавший главное направление усилий партнеров». (Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Указ. соч. С. 131). На этих снимках можно увидеть различные формы взаимодействия – и борьбу, и подчинение, и согласие, и покорность и доминирование.

В социальной психологии изучаются и описываются различные виды взаимодействия людей и групп. Наиболее распространенными классификациями взаимодействий являются следующие.

1) все взаимодействия делятся на два противоположных вида (на языке логики это называется дихотомическим делением), например кооперация и конкуренция; согласие и конфликт; приспособление и оппозиция и т. д.;

2) все взаимодействия делятся на четыре вида:

• связанные с позитивными эмоциями (солидарность, снятие напряжения, согласие);

• связанные с негативными эмоциями (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма);

• имеющие место при постановке проблемы (просьба высказать мнение, просьба об информации, просьба об указании);

• имеющие место в решении проблемы (предложение, указание, мнение, ориентация на других). (См.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001).

3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). В обыденной речи мы употребляем понятие «восприятие» в узком, личностном (субъективном) смысле. Мы говорим. «Меня восприняли хорошо», «Я воспринял его как хорошего специалиста». В первом случае слово «восприятие» означает, что говорящий был оценен хорошо какой-то группой людей с точки зрения своих внешних, физических характеристик. Во втором случае речь шла о том, что некто был воспринят как хороший специалист на основе анализа внутренних, неочевидных, не лежащих на поверхности качеств личности. Термин «восприятие», употребляемый социальными психологами, в отличие обыденного его понимания, имеет множество смыслов восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с его личностными характеристиками и объяснение (толкование, интерпретацию) на этой основе его поступков. Поэтому из анализа одной и той же ситуации, одного и того же высказывания психолог и человек, не знакомый с психологией, «выуживают» разное количество информации Естественно, что у психолога ее гораздо больше и на ее основе он может объяснить и предсказать поведение человека, а также помочь решить его проблемы или оказать на него воздействие.

Что же смогли увидеть социальные психологи в результате наблюдения за людьми, находящимися в процессе взаимодействия?

При восприятии людьми друг друга имеет место ряд явлений, которые называются «ошибками» или «эффектами первого впечатления». Психологи в результате исследований выделили несколько типовых схем, которые бессознательно используют все люди и по которым они выстраивают образ другого человека. Эти схемы и приводят к ошибкам социального восприятия.

Что же это за ошибки?

Во-первых, это ошибки неравенства или, как еще называют это явление, фактор превосходства. Люди склонны переоценивать психологические и моральные качества тех, кто их в чем-то превосходит. Например, человек, не знающий иностранного языка и имеющий лишний вес, переоценивает того, кто прекрасно владеет английским языком и обладает спортивной, подтянутой фигурой, по другим параметрам, наделив его качествами доброты, ума, отзывчивости. Если мы встречаем человека, который превосходит нас по какому-то значимому, важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если мы встречаем человека, которого мы в чем-то превосходим, то, как правило, недооцениваем его. (Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Указ. соч. С. 16).

Во-вторых, это ошибка, которая называется фактором привлекательности. Она заключается в том, что если партнер по общению нам нравится внешне, то мы начинаем переоценивать его внутренние, психологические и моральные характеристики считать его хорошим, умным, добрым и др.

В-третьих, это ошибка восприятия, называемая фактором отношения к нам Данная схема формирования первого впечатления выглядит следующим образом люди, которые хорошо к нам относятся, любят нас, кажутся нам гораздо лучше тех, кто нас не любит, плохо к нам относится.

В обыденной жизни люди, как правило, не имеют достаточно информации о тех, с кем им приходится общаться В ситуации дефицита информации они начинают приписывать другим людям и группам характеристики, образцы поведения и причины (мотивы, склонности, намерения), в силу которых эти люди, как им кажется, ведут себя именно таким образом Одним из важных требований, предъявляемых к юристам, является соблюдение правила не следовать своим естественным симпатиям и антипатиям в рамках профессионального общения с людьми, поскольку именно эти естественные чувства приводят нас к ошибкам социального восприятия или эффектам первого впечатления.

Приписывание (атрибуция) людям каких-либо характеристик лежит в основе формирования социальных стереотипов Термин «социальный стереотип» был впервые введен У. Липпманом для обозначения образного эмоционального представления о социальном объекте (группе, отдельной личности, сообществе) и впоследствии стал использоваться в более узком смысле – как образ - «картинка» члена той или иной социальной группы, причем образ, как правило, негативный. На уровне обыденного сознания слово «стереотип» воспринимается как синоним слов «предрассудок» и «предубеждение» и часто адресуется членам «инакомыслящих», чужих групп. В социальной психологии понятие «стереотип», как и слово «восприятие», имеет более широкий смысл и служит для описания определенных психологических явлений.

Слово «стереотип» (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) определяется как относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, общности), который складывается у индивида (группы) в результате обобщения им своего личного опыта и нередко предвзятых представлении, принятых в обществе.

Социальные стереотипы выполняют несколько функций на индивидуальном и групповом уровне. Люди часто объясняют самим себе и другим сложные общественные явления, упрощая их и стараясь сохранить при этом собственные ценности и убеждения. Иными словами, они стремятся сохранить и защитить от разрушительного влияния внешней среды свою «Я» - концепцию» и свой положительный «Я» - образ» Поэтому психологи говорят, что на индивидуальном уровне стереотип выполняет две позитивные для человека функции – познавательную и защитную. Познавательная функция стереотипов состоит в том, что они позволяют сократить время реагирования человека на изменяющуюся реальность и ускорить процесс познания за счет упрощения и схематизации явлений и событий.

На групповом или социальном уровне социальные стереотипы выполняют функцию формирования и сохранения идеологии группы, которая объясняет и оправдывает поведение группы, а также функцию создания и сохранения положительного группового «Мы – образа».

Социальные стереотипы также могут играть консервативную и даже реакционную роль, искажая процесс взаимодействия людей и групп. Стереотипы глубоко укоренены в сознании людей. Реальным носителем стереотипа является группа, а не конкретный человек. Например, существует стереотип, относящийся к характеристике одной из профессиональных групп «все чиновники берут взятки». И даже если человек в своей работе неоднократно имел дело с честными чиновниками, которые не берут взяток, он все равно в глубине души может быть убежден, что все чиновники склонны к взяточничеству.

В профессиональной деятельности юристов важным является отказ от предубеждений и предрассудков относительно образа той или иной группы людей и ее отдельных представителей Однако для того чтобы отказаться от предрассудков и предубеждений, необходимо их вначале в себе выявить, распознать (или, говоря научным языком, идентифицировать). К примеру, какой-либо юрист убежден, что все капиталы в нашей стране нажиты нечестным путем и поэтому все бизнесмены безнравственны. Этот стереотип может помешать юристу занять в отношении конкретного бизнесмена объективную позицию, осуществить квалифицированную помощь, а также сохранить и продемонстрировать уважительное к нему отношение.

Чаще всего мы встречаемся с этническими или национальными стереотипами – представлениями о членах одних профессиональных групп с точки зрения других. Многим известны расхожие, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов, загадочности русских женщин и вообще славянской души и т. д. По словам автора хорошо известной в деловом мире книги «Деловые культуры в международном бизнесе» Р. Д. Льюиса, стереотипы являются одним из дефектов той программы, которая заложена в нас нашей культурой, и эта программа мешает нам увидеть приоритеты и целевые установки других и приводит нас к ложным выводам и допущениям. (См.: Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001. С. 174-175). Далее он сравнивает стереотипное восприятие действий этнической группы с истинным положением вещей, например относительно японских бизнесменов существует предубеждение, что они в ходе переговоров не могут принять решение. На самом деле японская делегация уже давно – до переговоров – приняла решение и рассматривает деловую встречу как повод изложить это решение другой стороне без изменений.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия. Она представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности путем обобщения, упрощения, причем без осознания и учета возможных различий между ними.

Люди часто приписывают всем членам каких-либо профессиональных групп сходные характеристики, не учитывая тех различий, которые могут существовать между конкретными представителями данной профессии. Иногда можно услышать такие заявления-стереотипы: «Все бухгалтеры – педанты», «Все учителя любят поучать», «Все журналисты манипулируют фактами», «Все начальники любят командовать» и т. д.

В социальной психологии также исследуются способы воздействия людей и групп друг на друга: заражение, внушение, убеждение, подражание. Так, ситуация паники является результатом действия механизма заражения. Заражение определяется как процесс передачи эмоционального состояния, психического настроя от одного индивида к другому на бессознательном, психофизиологическом уровне контакта. Эффект заражения возникает прежде всего в толпе. По мнению психологов, гангстерская преступность является также результатом заражения: она возникает в процессе взаимного усиления мнений соседних банд. С помощью механизма заражения можно объяснить и феномен терроризма, который возникает на гребне усиления обид, объединяющих все новые группы людей.

Задания.

1. Попытайтесь определить контуры своей «Я – концепции», ответив себе на вопрос «Кто я?» и продолжив предложения:

Я __________________

Я __________________

Я __________________

Я __________________

Я __________________

2. Вспомните ситуации, когда ваши актуальные переживания (переживания настоящего момента) оказывались для вас угрожающими или вызывающими тревогу.

Вопросы для самопроверки.

1 В чем состоят две основные гипотезы психоанализа 3. Фрейда?

2. Какие три структуры, по Фрейду, определяют психическую жизнь личности? Дайте характеристику каждой из них.

3. Как действуют основные механизмы психической защиты?

4. При помощи каких понятий и концепций А. Адлер объяснял поведение человека?

5. Какие жизненные установки и структуры души определяют психическую жизнь личности и ее поведение в теории К. Юнга?

6. Какими стратегиями пользуются люди, чтобы «убежать от свободы» в соответствии с теорией личности Э. Фромма?

7. Как бихевиоризм объясняет поведение человека?

8. Что такое оперантное поведете?

9. Что такое оперантное научение? Приведите пример.

10. С помощью каких типов и стимулов подкрепления можно управлять поведением человека?

11. Что такое актуализация?

12. Что входит в понятие «Я – концепция» согласно теории личности К. Роджерса9.

13. Что изучает социальная психология?

14. Что означают термины «идентичность» и «идентификация»?

15 Какие понятия социальная психология использует для изучения группового влияния?

16. Каким образом, с каких сторон социальная психология рассматривает общение?

17. Какова структура процесса коммуникации?

18. Что такое эффекты первого впечатления?

19. Что такое социальный стереотип и каковы его функции?

Глава 10. Юридическая психология как область прикладной психологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.