Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности делового общения




Следственно-оперативная психология как раздел юридической психологии

Криминальная психология как раздел юридической психологии

Правовая психология как раздел юридической психологии

В рамках данного направления юридической психологии изучаются психологические аспекты воздействия права на людей, правовой социализации, правопослушного поведения.

Социализация личности. Большое внимание специалисты уделяют анализу крайне сложной проблемы социализации личности, используя подходы разных научных дисциплин. Социализация трактуется в различных областях знания по-разному.

Психология изучает личность, идентичность субъекта. Большое значение психология придает воспитанию как ведущему и определяющему началу социализации. Согласно теории бихевиоризма социализация достигается путем социального научения, в гуманистической психологии считается, что социализация осуществляется через самоактуализацию личности, в отечественной психологии социализация рассматривается как инструмент регулирования отношений в обществе.

Антропологи рассматривают социализацию с точки зрения культуры, используя для анализа такие понятия, как способы мышления, чувства, действия, ценности, нормы поведения. Под социализацией в антропологии понимается процесс усвоения и присвоения каждым новым поколением людей ценностей, норм, общих способов мышления, чувствования и действия данной культуры, обеспечивающий устойчивость и сплоченность общества.

Социологов интересует то, через какие личности и институты осуществляется передача норм и моделей поведения, как происходит процесс обучения индивидов социальным ролям, как приобретаются социальные навыки, т. е. они больше обращают внимание на институциональный аспект социализации. Социализация здесь понимается как та часть процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности, которые проявляются в социально-организованной деятельности через ролевую структуру общества.

Общий «сценарий» социализации (ее общее, развернутое определение) выглядит следующим образом: «агентами социализации» (семьей, школой, группой сверстников и т. д.) ребенку передаются нормы, ценности, модели поведения, умения, язык, мышление. Ребенок активно участвует в собственной социализации и таким образом осваивает все эти ценности, нормы и т. п., что делает их своими – частью своего «Я», своего внутреннего мира (говоря научным языком, интериоризирует). Личное присвоение способствует конструированию ребенком его собственной системы представлений о себе самом, о мире, о других людях. В ходе этого процесса происходит становление его личной и социальной идентичности.

В этом «сценарии» нельзя опустить ни один «сюжетный ход», ни одно «действующее лицо» – в противном случае не будут соблюдены условия гуманистичности социализации.

Правовая социализация. Существуют две основные концепции правовой социализации. В первой концепции внимание концентрируется на приоритете закона. Юристы, социологи права, специалисты в области социологии права, юридической психологии ищут пути и средства обеспечения уважения к закону, выясняют механизмы влияния правовых норм на индивидов и способы усвоения социальными группами этих норм. Главная идея заключается в том, что требования закона должны отражаться в правовом сознании, проходить через поведение и влиять на развитие социальных отношений.

Согласно второй концепции человек осваивает право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире. Различают два аспекта такого освоения:

• субъект приобретает общие знания о правовой культуре, которая доминирует в его обществе;

• параллельно субъект интерпретирует объекты права, опираясь на систему норм и значений, усвоенных им первоначально. Это позволяет ему понять и интегрировать свой личный опыт.

В первой концепции законы, право воспринимаются как объективные явления наподобие явлений природы. Человек должен им подчиняться, не пытаясь отыскать личностный смысл. Во второй концепции законы, право человек воспринимает как искусственный продукт, созданный человеком с определенной целью. Как правило, специалисты стараются работать в рамках двух концепций правовой социализации.

Социализация нравственного поведения. В 60-е годы XX в. в странах Запада были популярны идеи полной интеграции личности в социальную систему. Социализация нравственного поведения рассматривалась как процесс адаптации, который достигался путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры. Главной целью социализации было достижение в обществе равновесия. Школе и семье как агентам социализации вменялось в обязанность жесткое программирование детей на выполнение определенных социальных функций.

В настоящее время широко распространены теории социализации немецкого социолога и философа Ю. Хабермаса и американского психолога Л. Кольберга.

Цель социализации у Хабермаса – самоутверждение личности Самоутверждение означает, во-первых, воспитание критического отношения к элементам социальной среды, во-вторых, поиски своего «Я» индивидом как фактор развития индивидуальной жизни, в-третьих, адаптацию индивида к окружающему миру, выражающуюся в том, что человек ищет в своем внутреннем мире те черты, которые помогают ему приспособиться к другим людям и установить с ними отношения, основанные на гуманизме.

Задача социализации по Кольбергу состоит в том, чтобы стимулировать естественный процесс нравственного развития личности.

Естественным образом нравственное развитие личности происходит благодаря взаимодействию человека – его психологической и познавательной сторон (структур) – с окружающей средой. Благодаря этому взаимодействию люди развиваются, проходя через шесть различных стадий, объединенных Кольбергом в три этапа, по мере движения от детства к старости.

Первый этап в развитии морального сознания людей называется предусловным (доконвенциальным) – 1-я и 2-я стадии. На этом этапе индивид (ребенок) воспринимает добро и зло как последствия тех или иных действий для личности.

1-я стадия развития морального сознания (моральных суждений) в рамках этого этапа характеризуется ориентацией на повиновение и наказание. Ребенок выстраивает свое поведение, ориентируясь на физические последствия своих действий: «Я буду наказан, если не вернусь с прогулки вовремя». Добро и зло, правильное и неправильное рассматриваются в качестве своего рода ярлыков, навешиваемых на действия, в зависимости от того, доставляют ли они удовольствие или боль, влекут за собой наказание или вознаграждение. Справедливостью считается, как правило, проявление приятных и добрых взаимоотношений между людьми *.

2-я стадия характеризуется ориентацией на выгоду, на личный интерес. «Правильный» поступок ассоциируется с тем,.

что удовлетворяет интерес и потребность данного.человека и иногда (чисто случайно) – интересы других людей. Общественные отношения рассматриваются с точки зрения выгоды для себя.

Второй этап называется условным (конвенциальным) – 3-я и 4-я стадии. На этом этапе развития моральных суждений личность ориентируется на оценки социальной группы, к которой она себя относит. Суть моральной позиции человека, находящегося на данном этапе морального развития,– конформизм – согласие с членами своей группы, с установлениями социального строя, активная поддержка этого строя, отождествление себя с лицами и группами, включенными в него. Все, что оправдывает ожидания общества, рассматривается как «правильный» поступок.

3-я стадия характеризуется ориентацией личности на безличное согласие. Добро и зло определяются в зависимости от того, соответствуют или нет суждения и действия людей тем правилам, нормам семьи, школы, общества независимо от их содержания, от тех последствий, которые они имеют для личности.

4-я стадия связана с ориентацией личности на закон и порядок, с осознанием того, что отказ от социальных, в том числе моральных, норм влечет за собой беспорядок, хаос.

Третий этаппостусловный (постконвенциальный) – 5-я и 6-я стадии. Его также называют автономным. На этом этапе оценка явлений, поступков осуществляется независимо от оценок группы, на основании принципа, который сам человек избрал в качестве критерия справедливости, равенства и уважения людей.

5-я стадия развития морального сознания (моральных суждений людей), достигаемая в рамках этого этапа, характеризуется ориентацией на социальный договор и закон, на общественно-правовое согласие и общественную пользу. «Правильным» считается действие, которое связано с теми правами, интересами и принципами личности, которые ею критически приняты и с которыми согласно все общество.

6-я стадия – на этой стадии правильность действия определяется с точки зрения соответствия всеобщим нравственным принципам – «золотому правилу нравственности», «категорическому императиву» И. Канта. Моральный выбор осуществляется личностью на основании велений ее совести, свободно избранных ею принципов, которые есть принципы справедливости, равенства и уважения достоинства каждого человека. Эта стадия – высшая в моральном развитии личности. Высокий уровень моральных суждений, по Кольбергу, диктует моральное поведение, которое включает честность, умение противостоять искушению, альтруизм, заботу о благе других, благоразумие. При этом развитие морального сознания рассматривается не как самоцель, а как средство достижения должного поведения.

Действие социальной и правовой нормы. Социальные и правовые нормы для огромной массы людей с позитивными социальными установками являются ориентирами, помогающими понять, наладить и поддерживать оптимальные отношения в системах: государство – гражданское общество, группа – группа, группа – индивид, государство – индивид и т. п. Нормы всех трех видов – дозволяющие, обязывающие, запрещающие – направляют человека, подсказывают ему разумные, адекватные, оптимальные и одобряемые варианты поведения, тем самым предотвращая хаос и стабилизируя социальные связи. Все это имеет положительное психологическое значение в плане уменьшения стрессов, депрессий, развития способностей личности и ее реализации.

Однако нормы не всегда успевают за стремительным развитием общественной жизни, а в ряде случаев опережают ее; иногда они вступают друг с другом в противоречие вследствие ряда причин, например сложности структуры общества («непрозрачности» общественных структур друг для друга), смены политических команд и их приоритетов, изменяющихся потребностей людей; не всегда могут полно и адекватно отразить реальное положение дел в обществе вследствие своего абстрактного характера и т. д. Эти обстоятельства могут вызвать социальную напряженность и породить у людей разочарование в возможностях правового регулирования. Для тех же, кто имеет антисоциальные установки и преступные намерения, это несовершенство отечественного законодательства может стать искушением и стимулом для реализации корыстных, эгоистических или преступных целей.

Каждый человек имеет свой собственный психологический сценарий взаимоотношения с нормами права, который может способствовать или препятствовать его законопослушному поведению.

На поведение индивида влияет множество факторов. В частности, он может:

• не знать некоторых норм (например, из-за отсутствия информации, отсутствия ситуаций, требующих таких знаний, слишком быстрого изменения норм и т. д.);

• не соглашаться с какой-либо нормой или пренебречь рядом норм (например, по причине несовпадения с личными интересами или моральными ценностями);

• оказаться в ситуации, когда его социальные роли и регулирующие их нормы противоречат друг другу. (См.: Юридическая психология. Хрестоматия. СПб., 2001 С. 65)

Подобные психологические сценарии взаимоотношения с социальными нормами могут стать предпосылками социально отклоняющегося (девиантного) поведения.

Криминальная психология изучает социально-психологические причины правонарушений и преступности, психологические особенности личности преступника и преступных групп, психолого-педагогические средства профилактики правонарушений и всех форм социальных отклонений.

Процесс правовой социализации может быть затруднен или нарушен вследствие нарушений в структуре общения людей, в выполнении ими своих социальных ролей, в системе социального контроля, противоречивого характера, слабости, некомпетентности, неразвитости самих агентов социализации: семьи, школы, группы, коллектива, сообщества.

Дефекты правовой социализации, по мнению психологов, зачастую имеют своим источником нарушение общения в семье. Криминологи называют семьи, провоцирующие детей на совершение преступлений и правонарушений, неблагополучными.

Различают несколько видов неблагополучных семей: 1) криминальная семья (ее члены совершают преступления); 2) аморальная семья (в семье присутствует алкоголизм и сексуальная распущенность; 3) проблемная семья (в ней постоянно присутствует конфликтная атмосфера); 4) неполная семья (порождает у детей ощущение психологической неполноценности, ущербности, неуважение к взрослым); 5) псевдоблагополучная (используются деспотичные методы воспитания, применяются физические наказания).

В науке нет единой точки зрения относительно истоков преступлений. Некоторые юристы считают, что непосредственные причины и истоки преступного поведения всегда кроются в личности человека, совершившего преступление. Если это не так, говорят они, то отсутствует основание вменения в вину и, соответственно, совершенное деяние не может рассматриваться как преступление Никакие внешние обстоятельства не могут явиться определяющей причиной противоправного деяния, если они не обусловлены одновременно внутренними мотивами и склонностями.

Существуют некие черты личности, которые характерны для разных типов нарушителей социальных норм, полагают другие специалисты, но нет таких г!сихологических особенностей и черт, которые бы «фатально» предопределяли бы социальные отклонения. Отечественная криминология отрицает концепцию преступной личности: как бы ни была искажена или трансформирована ценностная шкала конкретной личности, человека нельзя рассматривать как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершал. Неблагополучное формирование личности и преступление логически не связаны между собой: связь между «неправильной» личностью и ее решением совершить преступление – «статистическая, вероятностная, наблюдаемая лишь в массе лиц и событий» (Юридическая психология. Хрестоматия. 2001. С. 83). Иными словами, лишь некоторая часть людей, имеющих отклонения в социальном поведении, совершает преступления.

Психологи, как правило, говорят о психологических предпосылках преступного поведения – тех психологических особенностях и чертах личности, которые повышают вероятность того, что данная личность будет иметь антиобщественную установку. Они считают, что неосознаваемое ощущение человеком своей неполноценности или ущемленности может явиться мотивом преступления. Мотивы, связанные с перенесенными в детстве и закрепленными в психике унижениями и жестоким обращением, могут послужить предпосылкой исключительно жестокого преступления против личности.

Исследования показали, что одним из наиболее распространенных неосознаваемых мотивов совершения убийств и нанесения тяжких телесных повреждений является защита от возможной, чаще всего существующей не в реальности, а лишь в сознании преступника агрессии. Такие преступники очень часто внутренне ощущают враждебность среды, их преступные действия продиктованы желанием защититься от этой враждебности. Характерным для них является постоянное напряжение, поиск врагов, провоцирование конфликтов, выбор ничтожного, малозначительного повода для совершения преступления.

Мотивом бродяжничества, по мнению психологов, может быть неосознаваемое стремление некоторых (не всех) лиц уйти от идентификации своей социальной роли, войти в какую-либо группу, поскольку в семьях, где они выросли, они не были включены в эмоциональные отношения с родителями и их роль не была определена.

В качестве вероятных психологических предпосылок преступного поведения психологи называют также неадекватную самооценку субъекта. Завышенная самооценка и завышенные притязания личности могут не получить общественного признания и не будут удовлетворены. Это может привести к обособлению данного человека от общества, группы, их ценностей. В свою очередь, заниженная самооценка и сниженные требования к себе зачастую порождают комплекс неполноценности. Исследования показали, что преступники относятся к себе менее самокритично, чем законопослушные испытуемые; наказания, назначенные им, зачастую воспринимаются как незаслуженные и являющиеся результатом несправедливых действий сотрудников правоохранительных органов.

Мотивы преступного поведения. По данным исследований, наиболее частыми осознаваемыми или неосознаваемыми мотивами преступлений являются следующие:

• самоутверждения (статусный);

• защитные (об этом мотиве говорилось выше);

• замещающие;

• игровые.

Мотивы самоутверждения характерны для взяточников, расхитителей, насильников, преступников, совершающих преступления против детей и подростков.

Замещающие мотивы нередко лежат в основе убийств. Примером преступления, совершенного под действием замещающего мотива, может служить ситуация, когда некто X, поссорившись с Y, адресует свою агрессию близким или друзьям X, потому что, например, Y недоступен, т. е. осуществляется замещение действий. Объектами нападения при замещающих действиях могут быть неодушевленные вещи, посторонние люди, случайно попавшие «под руку».

Игровые мотивы преступлений распространены среди воров, расхитителей, мошенников, которые совершают их скорее ради острых ощущений, доставляемых игрой, нежели из-за корысти.

Криминальная психология в процессе решения своих задач опирается как на теории личности, так и на социальную психологию, которая помогает «прикладникам» идентифицировать, описывать, объяснять и прогнозировать, в частности, явления групповой преступности. Любая преступная группа является разновидностью малой социальной группы и на нее распространяются все закономерности социальной «жизни» и деятельности малой группы. Поэтому в зависимости от практических целей научный аппарат социальной психологии «разворачивается» на решение проблем мирной, повседневной жизни людей и сообществ, либо на решение проблем, относящихся к сфере ответственности криминологии. Здесь возникает очень важная проблема этических ограничений, которая разрешается за счет следования «юридических» психологов принципу экологии, согласно которому использование научных методов исследования должно быть подчинено профессиональным целям раскрытия и предупреждения преступлений и не должно распространяться на практику «мирной» жизни. Психологи-криминалисты и сотрудники правоохранительных органов должны соблюдать принцип конфиденциальности: не разглашать полученные в результате исследований сведения, а также не использовать их в своих личных целях.

Психологи-криминалисты используют в своей деятельности следующие понятия: «типология преступных групп», «структура и функции преступных групп», «механизмы сплочения преступных групп», «типы лидеров преступных групп» и т. д.

В преступных группах, так же как и в иных малых группах, формирование основных характеристик и процессов происходит путем стандартизации оценок, установок, применяемых процедур. Вырабатываются и используются нормы, с помощью которых группа предписывает своим членам определенные (преступные) формы поведения, осуществляет контроль. Преступная группа имеет свои традиции и обычаи, которые присутствуют на всех стадиях ее развития (динамики). Стандартизированные оценки, установки, процедуры, общие цели и разделенные представления об общей судьбе, групповые нормы, традиции, обычаи, ритуалы – все это «форпосты» сплоченности преступной группы. Само возникновение преступных групп вызвано определенными целями – как правило, это цели получения прибыли (доходов) преступным путем. Основной мотив деятельности преступных групп – стяжательский. (См.: Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. М., 2000 С 108–109).

Психологические аспекты следственной деятельности. Профессию следователя относят к числу «критических». Для нее характерно наличие экстремальных ситуаций, вызывающих психологические стрессы и требующих постоянного эмоционального напряжения. При расследовании преступлений следователь сталкивается с человеческими пороками, проявлениями аморализма, равнодушия, цинизма, антиобщественным поведением, которые не могут его как личность оставить равнодушным. Их переживание сопровождается психологическими затратами. Помимо этого, следователи вынуждены постоянно находиться в ситуации морального выбора, они должны принимать решения и нести за эти решения служебную и моральную ответственность. Поэтому их работа сопряжена с моральными затратами.

Юридическая психология помогает практикам достичь так называемой профессиональной идентичности – осознания себя профессионалами, владеющими всем арсеналом средств и методов раскрытия преступления, включая различные психологические приемы и техники, которые делают «рабочее» общение эффективным и в то же время экологичным (гуманным). Состояние профессиональной идентичности порождает чувство гордости и уверенность в том, что ответственность была правильно понята и реализована.

Следственно-оперативная психология занимается и проблемами профессиональной деформации следователей. Любая профессия, если ею заниматься долго и любить ее, вызывает в личности определенные изменения: например, педагоги любят учить даже вне рамок урока; актеры настолько привыкают играть на сцене, что пытаются играть и в реальной жизни, разрушая ее; бизнесмены, каждый день «делая деньги» и используя людей, часто страдают от своего собственного недоверия и отчасти презрения к непрагматическим, «неденежным» мотивам людей. К явлениям профессиональной деформации следователей относят подозрительность, «правовой нигилизм» (игнорирование закона); стремление к переоценке своего профессионального опыта.

Специалисты в области следственно-оперативной психологии разрабатывают рекомендации для следователей по технологии проведения допроса, очной ставки, осмотра места происшествия, обыска, предъявления для опознания, следственного эксперимента на основе данных психологических исследований и анализа успешного опыта. Спецификой такого рода рекомендаций является то, что в них психологические моменты практически нераздельно слиты с технологическими, организационными и этическими. В свою очередь, в составлении психологических рекомендаций «принимают участие» разные отрасли психологии. Например, общая психология помогает следователям решать познавательные и интеллектуальные задачи, практическая психология вооружает приемами эффективной и экологичной коммуникации, теоретическая – объяснять, моделировать и прогнозировать поведение людей.

Следователи вынуждены постоянно работать в конфликтной среде, в процессе их деятельности неизбежны внутренние и внешние конфликты. Источниками внутренних конфликтов могут быть: борьба мотивов (выполнение профессионального долга и ненависть (симпатия) к преступнику); недостаток или избыток информации; столкновение требований различных социальных ролей (подчиненный – профессионал). Внешние конфликты чаще всего возникают в процессе работы следователя с потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями. Источниками внешних конфликтов могут быть:

• различия партнеров по общению в целях взаимодействия. Например, обвиняемый видит в следователе исключительно «личного противника», а не человека, который стремится прежде всего установить истину и сотворить справедливость: найти не только уличающие, но и оправдывающие доказательства;

• различия в позициях: обвиняемый, один раз обозначив свою позицию, продолжает ее придерживаться и в дальнейшем, не обращая внимания на изменившиеся обстоятельства;

• смысловые барьеры – когда партнеры по общению не понимают друг друга;

• ролевая противоположность – объективно заданная ситуация противостояния следователя обвиняемому. (Шиханцев Г. Г. Указ. соч. С. 165–168)

Допрос является одним из самых сложных следственных действий.

Именно в ходе допроса от следователя требуется хорошее знание психологии людей и умение объяснять и прогнозировать их поведение, а также планировать свое собственное. Особенно велика роль психологической компетентности на стадии установления психологического контакта следователя с допрашиваемым.

Существуют различные тактики допроса – в зависимости от того, кого должен допросить следователь: свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Например, при допросе потерпевшего и свидетеля большое значение придается свободному рассказу допрашиваемых, опираясь на который, следователь может в дальнейшем составить объективную картину событий и происшествий. В этой ситуации главное – не сбить допрашиваемых с последовательного изложения известных им обстоятельств, не испугать их, не навязать им свою волю. Следователь должен обязательно установить с ними психологический контакт, помочь припомнить все возможные имеющие отношение к делу детали, факты, оценки, высказывания, используя различные приемы: вызывая нужные ассоциации; используя принцип наглядности и контраста.

В ходе допроса обвиняемого определенные трудности у следователей вызывает установление с ним психологического контакта и, в случае необходимости, изобличение его во лжи. Поэтому остановимся на некоторых моментах работы следователя по допросу обвиняемого.

Вначале следователь готовится к допросу: изучает материалы дела (информацию о личности обвиняемого, данные, свидетельствующие о его виновности); разрабатывает версии, которые подлежат проверке в ходе допроса; составляет подробный план допроса; иногда с помощью психолога изучает личность обвиняемого. Психолог может помочь следователю подобрать эффективные приемы установления психологического контакта с обвиняемым. Например, если в ходе предварительной беседы обвиняемый делает резкие движения, часто меняет позу, то это может свидетельствовать о его легкой возбудимости, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Учитывая это, следователь должен выбрать спокойный, ровный тон, продемонстрировать эмоциональную уравновешенность, что снимет напряженность у допрашиваемого.

В план допроса следователь включает перечень вопросов, которые обычно применяются в следственной практике: основные вопросы (например, «Что вам известно о следующем факте?»); дополняющие; уточняющие; напоминающие; контрольные; изобличающие (См.: Усманов У. А. Тактика допроса. Справочник. М., 2001. С.29).

Существуют определенные правила, соблюдая которые следователь может установить доверительные отношения с допрашиваемым. Например, не рекомендуется проявлять открытое недоверие и необъективное отношение к допрашиваемому и к его показаниям, выказывать высокомерие, допускать панибратство и совершать действия, которые могут быть истолкованы как одобрение поведения или поступков обвиняемого.

Помимо этого, установлению психологического контакта способствует то, что следователь самым подробным и тщательным образом доверительно разъясняет обвиняемому его процессуальные права, установленные законом. Для оказания воздействия на обвиняемого следователю рекомендуется использовать собственные позитивные личностные качества и эмоционально вовлекать его во взаимодействие в ходе допроса (См.: Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981. С.23).

Вопросы для самопроверки.

1. Что изучает юридическая психология?

2. Каковы основные направления деятельности специалистов в области юридической психологии?

3 Какие методы исследования используются в юридической психологии?

4 Что входит в понятие «социализация личности» Я.

5. Какие основные концепции правовой социализации вы знаете?

6. Каковы этапы и стадии социализации нравственного поведения по Л.Коль-бергу?

7. Чем занимается криминальная психология?

8. Что такое девиантное поведение?

9. Что является источником дефектов (нарушений) правовой социализации?

10. Какие точки зрения на истоки преступного поведения вам известны?

11. Какие психологические предпосылки преступного поведения вы можете назвать?

12. Какие мотивы преступного поведения вам известны?

13. Каковы цели, мотивы деятельности и механизмы сплочения преступных групп?

14. Чем вызваны психологические и моральные затраты в работе следователей?

15. Что такое профессиональная деформация и какие явления профессиональной деформации характерны для следователей?

16. Каковы источники внутренних и внешних конфликтов в работе следователей?

17. Какие приемы в ходе допроса используют следователи для установления психологического контакта с допрашиваемым?

Глава 11. Деловое общение.

Как социально-психологический феномен: подходы практической психологии.

Практическая психология ориентирована на оказание психологической помощи. В отличие от теоретической психологии, которая исследует и объясняет, практическая психология воздействует на реальные процессы общения и взаимодействия. В качестве инструмента, предназначенного для помощи в решении проблем коммуникации, практическая психология выделилась в настоящее время в самостоятельную область. Она активно взаимодействует с другими науками и дисциплинами. Методы практической психологии – это результат объединения в той или иной комбинации усилий теоретической психологии, педагогики, психотерапии, прагматической лингвистики (теории речевой коммуникации), неориторики, «теории игр», прикладной этики, философии и социологии.

Практическая психология помогает людям лучше адаптироваться к жестким требованиям деловой культуры.

Процесс делового общения для многих связан с определенными трудностями. И дело даже не в том, что таким людям трудно развить путем тренировок свои коммуникативные навыки, а скорее в том, что сама ситуация делового общения порождает психологические и моральные проблемы. Деловое общение ввиду его сложности и специфичности исследователи выделяют в особый социально-психологический феномен (явление), который развивается по своим законам, имеет свой характер и свои «правила игры», которому присущи определенные особенности.

Во-первых, схемы поведения в рамках делового общения задают не отдельные люди, а общественные структуры, поэтому данные схемы имеют безличный характер, чем и отличаются от обычных эмоциональных и спонтанных межличностных отношений. Иными словами, поведение людей в рамках делового общения носит в большей степени институциональный характер, т. е. определяется, поддерживается и контролируется социальными институтами.

Во-вторых, деловое общение характеризуется тем, что к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей, т. е. общаются с ним не ради него самого, а ради дела. Поэтому любые свойства и качества партнера (ум, благожелательность, настойчивость и т. д.) важны лишь постольку, поскольку они могут обеспечить выполнение Конкретного дела. В процессе делового общения человек выделяет и знакомится только с одной-двумя характеристиками Партнера и в дальнейшем опирается только на них. Остальные характеристики его личности он достраивает в соответствии со своими представлениями о том, какие качества с какими должны сочетаться. Например, если человек отзывчив в общении, то ему приписываются свойства доброты и уступчивости. Эта достройка по образцу – пример стереотипизации, о которой ЫЫ говорили в предыдущей главе как об экономичном, но в то же время порождающем ошибки («ошибки первого впечатления») способе социального восприятия.

В-третьих, деловое общение задает каждому партнеру его роль и его «официальный» образ – то, как он должен выглядеть в глазах других и как должен себя подавать для того, чтобы цель общения (дело) была достигнута. Поэтому в деловом общении мы поворачиваемся к нашим партнерам той стороной, той гранью своей личности, которая наиболее подходит для выполнения данной задачи.

В представлении о себе также происходят изменения: человек начинает видеть себя фрагментарно – как набор ролей, функций, каждую из которых можно (или нельзя) использовать для дела.

В-четвертых, в деловом общении большое значение имеют принятые на данный момент нормы, правила и процедуры взаимодействия, а также наше личное их принятие, присвоение и отношение к ним как к собственным. Например, очень важным является то, как мы «управляем» партнером и собой в процессе коммуникации, и то, как мы представляем себе этот процесс. Мы можем рассматривать партнера как «пассивного получателя» сообщения, как активного собирателя информации, как равную нам взаимодействующую сторону (Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Указ. соч. С. 185). Соответственно, в первом случае себя мы представляем как активного, воздействующего на ситуацию субъекта; во втором – как объект воздействия (как источник информации); в третьем случае – как партнера по взаимодействию.

Культура делового общения задает его нормы, правила и принципы. Идеал делового общения – это модель партнерских отношений. Партнерские отношения альтернативны авторитарным и манипулятивным. Перед каждым специалистом в области юриспруденции стоит сложная задача – достижение своих профессиональных целей, не используя морально осуждаемые модели авторитарного или манипулятивного поведения. Осуществить эту задачу без соответствующего обучения невозможно.

Например, в семье юриста принят стиль общения, который специалисты по управлению называют авторитарным: родители говорят, дети слушают и делают то, что им говорят родители. Юрист, по долгу службы наделенный властью, бессознательно может взять па вооружение привычный с детства авторитарный сценарий и выступить в роли «родителя» по отношению к партнеру по общению – например клиенту, что, естественно, не будет способствовать достижению между ними взаимопонимания. С точки зрения современной деловой культуры именно неосознаваемая и неконтролируемая авторитарная позиция в общении является неконструктивной и осуждается. В то же время открытый, преднамеренный авторитарный стиль управления, который реализуют руководители молодой, быстро развивающейся компании, наука менеджмента считает оправданным. Поэтому в рамках профессиональной подготовки юриста большое знание имеет развитие умения осознавать свое поведение, свои установки и выбирать наиболее оптимальные модели взаимодействия с людьми и группами. Не случайно в профессиограмме юриста знания, навыки и личностные качества занимают равное по значимости положение.

Во втором разделе учебника были рассмотрены основные этические нормы, принципы, правила делового общения для сферы юриспруденции, которые являются составной частью деловой культуры и контролируются как посредством моральных санкций (чувство стыда, угрызения совести, общественное порицание и так далее), так и с помощью закона – если они оформлены в виде его требований. Невыполнение этих требований влечет за собой соответствующее наказание. Практическая психология с помощью различных технологий, методов помогает специалистам выполнять требования культуры делового общения в соответствии с достигнутыми стандартами и с меньшими психологическими и моральными затратами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.