Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм




Воля к истине

Царь Мидас, которому удалось поймать Силена, спутника Диониса, стал допытываться у него, требуя ответить на вопрос, «что для человека является наилучшим?», - рассказывает Ницше некое народное греческое предание[1]. Долго молчавший демон, наконец, сказал, что для человека наилучшим было бы – никогда не рождаться, а вторым по достоинству – как можно быстрей умереть.

Истина, которая ведома богу Дионису, мрачна: человеческая жизнь полна страданий. Но, тем не менее, греки, создавшие этот миф, греки, которыми так восхищается Ницше, умели радоваться жизни. Они построили главное свое святилище (святилище, где жрица (пифия) возвещала будущее) в Дельфах и посвятили его богу Аполлону.

Так какой же бог говорит истину, Аполлон или Дионис?

Или, точнее: что такое истина, согласно Ницше?

Можно сказать, что истина, по Ницше, - это прекрасная иллюзия, которая созидается человеком (или посредством человека) над бездной океана мирового хаоса (мировой воли), над бездной Диониса, бога преисподней.

Можно сказать также, что истину говорит и тот и другой бог: дельфийская пифия говорила свои пророчества, сидя на треножнике, над впадиной, из которой вырывались ядовитые испарения, туманящие сознание. Жрецы толковали ее невнятный лепет. Он возвещал грядущее.

[1] «Рождение трагедии из духа музыки», пар. 3.

______________________________________________________________________________

Основные произведения:

«Рождение трагедии из духа музыки» (1871)

«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878)

«Веселая наука» (1887)

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1887)

«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886)

«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888)

«Антихрист. Проклятие христианству» (1888)

«Ecce Homo. Как становятся сами собой» (1888)

«Воля к власти» (1888)

 

 

Лекция пятая.

Позитивизм – это тип мировоззрения, получивший широкое распространение начиная с 40-х годов 19-го века, в эпоху значительных практических успехов науки (в эпоху когда наука, можно сказать, - больше чем наука, когда она – центральная ценность культуры).

Грубо говоря, позитивизм – это философия ученых. Для позитивиста существует только один вид рациональности – научная рациональность; только один вид истины – научная истина.

При этом (более или менее осознанно) позитивистский идеал науки ориентируется на естествознание, в качестве образца научной строгости принимается та строгость, которая возможна в естественных науках.

Для позитивизма как философии характерно стремление очистить человеческое знание, человеческий разум от вымышленных проблем (проблем, которые позитивисты считают вымышленными). Сделать его полностью позитивным.

Кант в свое время писал, что разум человеческий нуждается в критике, потому, что он склонен браться за решение тех вопросов, дать ответы на которые он не в состоянии, потому, что эти вопросы лежат за пределами возможного опыта. Эти три последних вопроса, на которые человеческий разум успешно ответить уже не в состоянии Кант связывал с тремя идеями разума (три «идеи разума», по Канту: 1) душа, 2) Бог и 3)мир в целом).

Кант вынес их за пределы познания (теоретический разум, по Канту, не может наполнить их истинным содержанием).

В отличие от Канта, позитивисты не сомневаются в возможности адекватного познания мира (включая и ответ на вопрос, что представляет собой мир в целом). Зато две других кантовских «идеи» позитивисты рассматривают как, в принципе, мнимые вопросы.

Всеми правдами и неправдами сказывается ориентация на естественнонаучный образ знания: то, что можно потрогать, воспринять внешними органами чувств, сделать объектом научного эксперимента, проверить и перепроверить, - то и существует.

А остальное, - мнимые вопросы и слова, не имеющие смысла, метафизика. Под метафизикой позитивист подразумевает всякое знание (претензию на знание) по поводу чего-либо, выходящего за пределы проверяемости и опровергаемости опытом (опыт же понимается в вышеуказанном смысле).

 

Родоначальник философии позитивизма – Огюст Конт (1798-1857).

Согласно Конту, мышление в целом и каждое значимое понятие человеческого разума проходит три стадии.

Закон трех стадий О. Конта:

1) Первая стадия – теологическая. На этой стадии наблюдаемые явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного воздействия сверхъестественных агентов (например, представитель той или иной дописьменной культуры, объясняющий болезнь или неурожай гневом предков или манипуляциями соседского колдуна; русский крестьянин, полагающий, что гром гремит, когда Илья-пророк ездит по небу на колеснице).

2) Вторая стадия – метафизическая. На этой стадии феномены объясняются действием абстрактных сущностей или сил.

3)Третья стадия – позитивная. На третьей стадии, - пишет Конт, - разум вообще не спрашивает о внутренних причинах явлений, а ищет законы, то есть устойчивые связи феноменов.

На метафизической стадии место богов занимают абстрактные сущности, место Бога – природа. Но человеческий разум продолжает спрашивать о внутренних причинах наблюдаемых явлений. В то время как, по Конту, «природа вещей», сущность их есть плод человеческой фантазии, порождение еще не до конца созревшего мышления.

Таким образом, например, ньютоновская механика не находится еще вполне на позитивной стадии, поскольку говорит /если говорит/ о силах природы. Задавать вопросы, типа «в чем сущность гравитации?» зрелая наука, согласно Конту, не будет. Она в принципе не будет пытаться проникнуть по ту сторону явлений в их суть. А будет лишь выявлять устойчивые, повторяющиеся связи явлений.

 

Функции философии.

Согласно Конту, у философии нет какого-то своего специфического предмета, не сводимого к предметам исследования той или иной конкретной науки (все поле человеческого знания покрывается совокупностью научных дисциплин). Он признает за философией

1) координационную функцию (связанную с обобщением и сопоставлением информации, полученной в различных областях научного знания), а так же

2) критическую функцию (науки, как они сейчас фактически есть, - еще не вполне позитивны, они все еще содержат в себе метафизические положения и установки; задача философии, как ее понимает Конт, состоит в том, чтобы выявить эти метафизические компоненты и помочь наукам от них избавиться).

Иными словами, Конт сводит философию к методологии научного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.