Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ мифологического представления




Итак, миф есть являющееся предметом веры и обеспечивающее жизнедеятельность конкретное представление об идеальных началах бытия, высших силах и смыслах мироздания, и главным образом (коль скоро речь идет о культуре) – о предназначении и самореализации человека и общества.

А что происходит, когда веры в миф нет? Тогда содержание мифа трактуется как выдумка. Довольно часто сегодня приходится сталкиваться с отождествлением понятий «миф» и «вымысел». Представление о том, что миф есть человеческий вымысел, сложилось в ходе критики старых, традиционных форм культуры как пережитков. В XVIII – XIX веках миф часто считали рудиментарным, неполноценным, а то и ложным знанием. Эта точка зрения легко вошла в обиход. Еще и теперь, когда мы что-то хотим подвергнуть сомнению, то говорим: это – миф. Но не будем смешивать бытовую логику словоупотребления с научным подходом к явлению. Анализируя миф, мы должны считаться с тем, что он существовал, лишь коль скоро у него были (и есть) адепты. Были люди, которые воспроизводили и транслировали миф. Для них миф не был вымыслом. Как раз наоборот: он считался надежным, полноценным, достоверным знанием.

В связи с таким определением мифа может возникнуть вопрос о том, как относиться к мифам древних греков, римлян и т. п., к мифам, в которые современный человек едва ли может поверить, сколько бы он ни пытался. Да и некоторые гораздо более поздние верования сегодня выглядят по меньшей мере неубедительно... Необходимо ввести в рассмотрение вопроса об определении мифа принцип историзма. Мифы нужно разделить на актуальные (живые) и неактуальные (мертвые). К настоящему моменту сложилась такая ситуация, когда многие мифы уже стали мертвыми. Прежде в них верили, а теперь у них нет адептов. Таковы, скажем, античные мифы, мифы славянского язычества. Некоторые мифы умирают на наших глазах.

Однако есть и древние мифы, которые по сию пору являются предметом веры, подчас для очень многих людей. Это мифы Ветхого и Нового Заветов, буддийские, индуистские, даосские, мусульманские мифы. Они крепко впечатаны в человеческий опыт. Так, наш календарь прочно связан с основополагающим мифом культуры. В христианском мире отсчет лет ведется от даты рождения Иисуса Христа, а в мусульманском – от даты бегства Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г.). (И даже ушедшие мифы иногда напоминают о себе то названиями дней недели, то именами месяцев.)

Изучение даже мертвых мифов должно исходить из представления о том, что их сущность определялась через веру.

 

Основным способом мифологического представления является наглядный и конкретный образ. Иногда, однако, мифологическое представление имеет более умозрительный характер. Есть мифы натурфилософской направленности, например, мифы о первостихиях, первокачествах. Здесь образ играет второстепенную роль. Особые проблемы возникают при попытке конкретно обозначить необозначаемое, невыразимое.

Автор мифов

 

Кто создает мифы? Позднее мы подробно рассмотрим этот вопрос и увидим, что на него давались разные ответы. Нередко авторство мифов отдавалось божеству. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что мифы создаются и удерживаются в актуальном состоянии коллективно. Мифы – это представления, которые приобрели общественную ценность, социальную значимость. Механизм формирования мифов уподобляется процессу возникновения и распространения в обществе слухов. Однако в XX веке отчетливо прозвучала и мысль о том, что миф может принадлежать и одному человеку. Каждый человек строит миф своей жизни, причем некоторые люди создают абсолютно оригинальный мифопроект собственного бытия и способны в него уверовать (Я. Э. Голосовкер).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.