Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как персонаж мифа




Духи

Первопредок

 

Первопредок – это общий родоначальник, таинственный предок, к которому восходит цепь поколений. Его функция – порождение потомков, помощь им. Он предопределил основные свойства своего рода. Есть несколько категорий в этом разряде персонажей.

1. ПервоАдам. Первочеловек с необычайными чертами, возникший сам собой созданный богами.

2. Великая Мать. Этот мифообраз обычно чрезвычайно значим в контексте мифосистемы. Великая Мать – Исида, Инанна, Нинхурсаг, Иштар; Анат, Хепат, Демера, Гея, Афродита, Кибела, Анахита, Парвати, Адити, Нюйва – женственный источник всеобщей жизни, предвечная, часто никем не созданная, объемлющая собой всё; вся, многоликая. В этом случае первопредок – одновременно и богиня. Она – «мая всех богов», «мать всех детей», порождает живых существ и способствует всякому розй дению, плодоношению, выступает подателем дождя и хранительницей небесной влаги владычествует над миром, заботится о нем как хозяйка и хранительница жизни. Будучи началом порождающим, она, однако, и поглощает в себя всё и вся. Великая Мать есть жизнь всего живого и смерть всего смертного. Она – и лоно, и могила, она может вступать источником смерти, болезней, неурожая. И соотносится она обычно не с моральными категориями, а с представлением о законе и сущности бытия, которым нет дела до пользы и удобств конкретного индивида. Важно еще и то, что Великая Мать нередко выступает как супруга-партнерша мужского божества и как неисчерпаемый источник познания для героев мифа. Она есть «то, что может быть познано» (Дж. Кэмпбелл), Великая Богиня в более поздних мифических проекциях – Душа мира, Вечная Женственность, Природа.

3. Тотемный предок. Загадочное первосущество с двойной, зооантропоморфной (или фитоантропоморфной) природой. Как правило, это зооморфный предок с чертами) человека. Это животное (кенгуру, дикий кот, летучая мышь и др.), птица (орел, утка,, ворона и др.), лягушка, улитка, личинки, рыба, насекомое, растение с человеческим noтенциалом, раскрывающимся в потомках.

4. «Живой мертвец» (термин немецкого археолога Макса Эберта). Отец, дед, прадед, ушедший из этого мира, но сохранивший потенцию таинственной жизни. Предки: живы, главное в них живо. Смерти нет, есть вечная родовая жизнь, род непрерывен и бессмертен, связи потомков с ушедшими из этого мира предками не прерываются. Предок соучаствует в делах живых людей, своих потомков. Обычно он выступает как покровитель, заступник и помощник.

 

Духи – трудноопределимый разряд персонажей мифа. Духом можно считать активно проявляющую себя силу, вступающую в контакт с человеком. Нередко дух также связан и с божеством.

Свойства духов разнообразны. Одно можно сказать определенно: дух в основе своей неизменен, сохраняет верность себе, своим повадкам, характеру, нраву. Он обладает стабильными качествами.

Дух может воплотиться в конкретную вещь, а может просто ее обозначать или на нее указывать, в ней не находясь.

Дух может быть мгновенным, почти случайным порождением («дух момента»); моментально возникающим демоном, производящим роковой эффект, совершающим некое действие, насылающим сон, пагубу, смерть – и тотчас исчезающим. Такую силу нельзяназвать по имени, нельзя вступить с нею ни вкакое общение. В христианском мифе такой демон зовется бесом.

Дух может быть и постоянно действующей таинственной силой. Например, дух – ангел-хранитель человека.

У древних римлян дух проявляет себя только результатами действия воли, является вектором воли. А у древних греков, напротив, дух четко пластически оформлен, это живое существо, которое можно встретить, с которым можно вступить в общение. Он имеет миф о своем происхождении.

Дух может иметь личные свойства, а может обладать и коллективной индивидуальностью (то есть своими свойствами совпадать с целой группой духов).

Дух может быть прикреплен к конкретному месту, постоянно находиться в его пределах. А может дух и не знать никакого места и времени, распоряжаться им по своему усмотрению.

Духи бывают полезными – или вредными для человека. Вредоносные духи – часто чужие духи мертвых, души мертвых. Одержимость человека (вопли, крики, эпилепсия) объясняется тем, что в него вселились злые духи.

 

Человек в мифе может являться как герой. Нередко герой воспринимается именно как человек, просто особого качества. Человек выступает также в качестве первопредка, родоначальника.

Обычный, заурядный человек как отдельная обособленная личность в мифе обычно не присутствует. Он существует здесь лишь в составе общности «люди», «народ».

Люди создаются высшими существами, богами. Человек – объект творения. Цель создания – служить высшим существам. Божество возлагает на людей задачу и контролирует ее исполнение, поощряя или наказывая людей в свой час. Человек, таким образом, выступает, как и герой, в качестве посредника между богами и миром. Нередко судьба людей подчинена предопределению, назначена богами. Иногда, однако, людям дается свобода в тех или иных пределах. В некоторых мифах природа человека крайне сложна и проблематична. Человек смертен, греховен, иногда преступен.

Особый персонаж – земная, смертная женщина. Она является объектом посягательств для богов и предметом любовного чувства для героя. Герой спасает женщину (девушку) от смертельной угрозы. Иногда герой пользуется ее помощью. В другом случае герой должен озаботиться возвращением похищенной жены – или сам возвращается к ней, преодолевая расстояния и преграды. Нередко женщина в мифе – источник несчастий и бед.

Особое положение у человека в библейском мифе. Здесь он находится в центре мироздания. Адам – наместник Бога на земле. Его судьба провиденциально связана с судьбами вселенной. Он ведет диалог с Богом. Огромное значение имеют также Авраам, Исаак, Исав, Иосиф, Моисей и другие персонажи Библии. В христианском мифе человек призван к богосыновству и к бессмертию. Положение человека акцентировано и выявлено также двойной, богочеловеческой природой Иисуса Христа. Христос – полностью Боги полностью человек.

Душа есть особая качественная субстанция, связанная с человеком или героем. Это своего рода дух человека или героя.

Душа – основа и причина существования человека. Она нередко дается ему свыше. Душа – зерно личности. Она детерминирует человека.

Душа конкретна, иногда неповторима.

Душа – жизненная сила. Подчас она идентична самой жизни. Ее уход равнозначен смерти. Сама же она часто бессмертна, сохраняет жизненную силу и после того, как человек уйдет из этого мира.

Душа может отделяться от тела на какое-то время (время сна) и путешествовать. Результат странствия души – вещие сны.

Душа связана с дыханием, дуновением. По-гречески душа, псюхе, – дыхание. Та же связь прослеживается в иврите и латыни. Отсюда и выражение «испустить дух».

После смерти человека душа, согласно некоторым мифам, может вселяться в иное живое существо – ворона, лебедя, жука, бабочки, мыши, жабы, пчелы, змеи, осы... С этим связаны разнообразные реинкарнационные представления.

Душа может и вернуться к человеку, когда тот воскреснет. Телесное воскресение обещают Ригведа, Ветхий Завет, Новый Завет.

Душа невидима, но может быть увидена (тень; отражение в зеркале; отражение в воде; портрет), неслышима, но может говорить. Она бесплотна и потому всепроникающа, но может и обладать некой тонкой эфирной материей, а потому – нуждаться в физических условиях существования (еде, тепле и пр.). Душа пребывает везде, идентична телесности. Но иногда ее местопребывание в теле человека обозначено более локально: сердце, кровь или кости.

Душа способна чувствовать. Она создана любить или ненавидеть. Иногда она обладает сложным строением, включающим разум и похоть. У Платона душа трехмастна: рациональная – в голове, эмоционально-гневная – в груди, похотливая – в брюшной полости. В зависимости от доминирования в человеке той или иной душевной части должно складываться и деление общества на философов, воинов и ремесленников-земледельцев. По Платону, бессмертна лишь высшая часть души. Человек может быть обладателем нескольких душ, имеющих разные свойства (в мифах Египта душ было пять).

В душе выявляет себя небеспричинность человека. Он существует не сам собой, есть что-то, что держит его и хранит его в целости-сохранности. Душа связана с духом-хранителем человека.

Парадоксально формулирует представление о значений души Иисус Христос: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто погубит душу свою ради Меня, тот найдет ее» (Мф. 16. 25).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.