Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планомерное восприятие, специально организованное для раз­решения какого-либо вопроса, называется наблюдением. 2 страница




Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической профессии. (Закон Фехнера).

В настоящее время эта зависимость уточнена (табл. 2).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности.

Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора постепенно понижается.

Раздражитель Степень изменения ощущения при изменении интенсивности раздражителя на один порядок
Свет Запах Звук Вкусовой Холод Тепло Прикосновение Электричество 0,4 0,5 0,6 1 1 1,5 1,7 3,5


Таблица 2. Степенная зависимость изменения ощущений при изменении интенсивности раздражителей

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на

лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).


Рис.10. Контраст ощущений: внутренние квадраты кажутся окрашенными в различные тона серого цвета - в действительности они одинаковы

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, т.е. к десенсибилизации.

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает

чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность.


Рис.11. Строение глаза Падающий на глаза свет проходит через наружное защитное образование - роговую оболочку - роговицу. Имея выпуклое строение, она осуществляет первичное преломление световых лучей. Пройдя через заполненную влагой переднюю камеру, лучи света попадают в зрачок - отверстие в радужной оболочке. Размеры зрачка изменяются в зависимости от интенсивности света таким образом, чтобы обеспечить наибольшую глубину резкости на центральной части хрусталика. Хрусталик фокусирует изображение на центральной части сетчатки, становясь более плоским или более выпуклым в зависимости от удаленности объекта

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.


Рис. 12. Зрительные пути В зрительную зону коры каждого полушария поступают нервные импульсы от сетчаток обоих глаз. Эти импульсы получают первичную обработку сначала на уровне самой сетчатки, а затем в латеральных коленчатых телах

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой (рис. 10).

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет — ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Особенности отдельных видов ощущений

Зрительные ощущения — ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза (рис.11, 12).

Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chroma" — цвет) и ахроматические — бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки — колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра.

Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения (рис.13).


Рис.13. Электромагнитный спектр и его видимая часть (нм - нанометр - одна миллиардная часть метра)

Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 — желтого; 520 — зеленого; 430 — синего; 390 — фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета (рис. 14). Центральная нервная система человека обладает способностью классифицировать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет — это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощущение человека, вызываемое различной энергией.

Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов — красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

К различным участкам спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 - 565 нм.

Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн — 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению перепадов яркости света — это инструмент сумеречного зрения.

В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.


Рис. 14. Цвета, расположенные друг против друга, являются дополнительными - при смешивании образуют белый цвет. Любой цвет может быть получен в результате смешивания двух пограничных с ним цветов (например, красный -смешением оранжевого и фиолетового, желтый - смешением оранжевого и зеленого)

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т.е. цветовую окраску предметов.)

Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нескольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылочной области коры головного мозга, которая построена по экранному принципу, т.е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения.

Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это является причиной возникновения последовательных образов — сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кинофильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, называется дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).

Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность.

На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на желтом фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.

Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщенность.

При различении объектов цветовое их сходство может привести к затруднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть ошибочно отнесены к однородной группе объектов.

Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1 — 3 град.


Рис. 15. Строение уха Звуковые колебания внешней среды проходят по ушному каналу к барабанной перепонке, расположенной между наружным и средним ухом. Барабанная перепонка передает вибрации в костный механизм среднего уха, который, действуя по рычажному принципу, усиливает звук примерно в тридцать раз. В результате этого незначительные изменения давления у барабанной перепонки передаются поршнеобразным движением в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает движение жидкости в улитке. Действуя на упругие стенки канала улитки, движение жидкости вызывает колебательное движение слуховой мембраны, точнее, определенной ее части, резонирующей на соответствующие частоты. При этом тысячи волоскообразных нейронов трансформируют колебательное движение в электрические импульсы определенной частоты, которые направляются к слуховым центрам мозга. Круглое окно и евстахиева труба служат для выравнивания давления с внешней средой; выходя в область носоглотки, она приоткрывается при глотательных движениях.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецептор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате колебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наружным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку.

Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка заполнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возникают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздействуют на слуховой рецептор — орган Корти. Основной частью этого органа является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти волокна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нервный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височной области коры головного мозга (рис. 15).

Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука (рис. 16).

Высота звука определяется числом колебаний источника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 — 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

За верхним порогом звуковой чувствительности (т.е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т.е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издаваемыми двумя соседними клавишами рояля).

Интенсивость слухового ощущения — громкость — зависит от

интенсивности звука, т.е. от амплитуды колебания источника звука и от высоты звука.


Рис.16. Параметры звуковых колебаний. Интенсивность звука определяется амплитудой колебания его источника, высота - частотой колебаний; тембр - дополнительными колебаниями (обертонами) в каждой фазе (средний рисунок)

Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого промежутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.


Рис. 17. Схематический разрез кожи с изображением функционально различных рецепторов

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощущение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощущение холода.

Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы (рис. 17).

Тактильные ощущенья — ощущения прикосновения и давления. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они воспринимаются как раздельные на расстоянии 1 мм.

В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы пальцев рук (это связано со значением рук в труде человека).

Температурные ощущения возникают от раздражения

терморецепторов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По поверхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних местах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячему — кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру (рис. 18).

Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную систему.

Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотношения температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.


Рис. 18. Топография кожной температуры у человека (по А.Д. Слониму)

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки (рис. 19). Корковые центры обонятельного анализатора находятся в височной области.

Вещества, раздражающие обонятельные рецепторы, проникают в полость носоглотки как со стороны носа, так и со стороны носоглотки. Это позволяет определить запах вещества как на расстоянии, так и находящегося во рту.


Рис. 19. Носовая полость. Обонятельные рецепторы

Запахи влияют на формирование ощущения вкуса.

Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состоит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или в воде.


Рис. 20. Вкусовая рецепция языка

Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка, — вкусовые сосочки. Рецепторы вкусовых ощущений расположены на поверхности языка неравномерно. Отдельные участки поверхности языка наиболее чувствительны к отдельным вкусовым воздействиям: кончик языка чувствителен к сладкому, задняя часть языка — к горькому, а края — к кислому (рис. 20). Поверхность языка, так же, как и слизистая оболочка носа, чувствительна к прикосновениям, т.е. участвует в формировании тактильных ощущений.

Корковые центры вкусового анализатора находятся в височной области.

В результате голодания значительно повышается чувствительность к сладкому и понижается чувствительность к горькому и кислому,

Кинестезические 1, или двигательные, ощущения — мышечные ощущения (от греч. "kineo" — движение).

В трудовых процессах наиболее существенны ощущения, связанные с движением руки. Особую роль при этом играет большой палец руки, который, противопоставляясь другим пальцам, образует как бы точку отсчета (при восприятии величины и формы осязаемых предметов). Осязание — это комплексное восприятие, состоящее из сочетания двигательных и тактильных ощущений. Особенно важную роль двигательные ощущения играют при формировании образов и в речевой деятельности. Корковыми центрами двигательного анализатора являются области передней центральной извилины. При осуществлении движений в эту область коры поступают импульсы, которые сигнализируют о скорости движения и напряжении мышц.

Двигательные ощущения человека очень точны, на их основе осуществляется постоянная нервная регуляция мышц в каждый момент совершения движения. Если двигательные рецепторы нарушаются, то человек не может осуществить движение без зрительного контроля.

Статические ощущения — ощущение положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений находятся во внутреннем ухе.

Рецептором вращательных движений тела являются полукружные каналы внутреннего уха, расположенные в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (рис 21). При ускорении или замедлении вращательного движения жидкость, заполняющая полукружные каналы, оказывает давление (по закону инерции) на чувствительные волоски.

которые вызывают соответствующее возбуждение. Перемещение в пространстве по прямой линии отражается в отолитовом аппарате. Он состоит из чувствительных клеток с волосами, над которыми расположены отолиты (подушечки с кристаллическими включениями). Изменение положения кристаллов сигнализирует мозгу направление прямолинейного движения тела. Полукружные каналы и отолитовый аппарат называются вестибулярным аппаратом. Он связан с височной областью коры и мозжечком посредством вестибулярной ветви слухового нерва.

Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан с внутренними органами.

Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрационная чувствительность повышается у людей, потерявших зрение.

Для человека крайне утомительны и даже болезненны вибрации порядка 5 Гц.

Органические ощущения — ощущения, связанные с интерорецеп-торами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д.


Рис. 21. Расположение полукружных каналов (вверху) и улитки в черепе

Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования — гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека

 

 

15. ВОСПРИЯТИЕ. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ

 

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опозна­ются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие — непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания их опоз­навательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощуще­ний. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Только включив предмет или явление в определенную систе­му, охватив его соответствующим понятием, мы можем правиль­но интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие нераз­рывно связано с мышлением, категоризацией, номинацией, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоци­ональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хоро-

Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio — вос­принимаю), а процессы восприятия — перцептивными процессами.

66 Глава 3. Познавательные психические процессы

шо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной осно­ве, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят ви­деть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (си-мультанно), малознакомые—структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипоте­за о сущности объекта, принимается решение о его категориза­ции, номинализации, а затем критически оцениваются его при­знаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культу­ры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуко­вой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результа­тивность зависит от того, какие признаки объекта будут выделе­ны субъектом в качестве исходных опорных элементов (рис. 9).

Важнейшая составная часть каждого вида восприятия — дви­гательные процессы (движение глаза по контуру предмета, дви­жение руки по поверхности предмета, движение гортани, вос­производящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия. Физиологическим механизмом восприятия является аналитико-синтетическая де­ятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две систе­мы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, дру­гая — составляет из установленных подобразов целостное изоб­ражение.

Возможная неполнота целостного образа заполняется храня­щимися в памяти текстурами, поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.

Для опознания ситуации, мозг хранит готовые обобщенные схемы — фреймы («скелеты»). Первоначально схватывая ситуа­цию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированно­го фрейма. Почему мы различаем вид местности при ударе мол­нии, хотя продолжительность вспышки значительно меньше времени, которое необходимо для опознания ситуации? Мы видим более или менее привычные картины, опираясь на име­ющийся в памяти багаж: обозреваем ситуацию, перемещая не взор, а внимание во внутреннем пространстве нейронных струк­тур.

300 лет назад английский философ Дж. Локк в трактате «Опыт о человеческом разуме» утверждал: «Человеческий мозг от рождения — чистая доска; на ней чертит свои узоры мир, который мы воспринимаем своими органами чувств. Наш учи­тель — опыт. Нет ничего выше опыта и ничего, что могло бы его заменить».

Но уже современник Локка немецкий философ и матема­тик Г. Лейбниц возразил Локку: «Да, верно, все доставлено ра­зуму органами чувств... за исключением самого разума».

Как формируются зрительные образы? Прежде всего зритель­ная система обнаруживает определенный зрительный сигнал — стимул. Затем этот сигнал опознается — сенсорный комплекс относится к определенному классу объектов (это стол, это стул). Опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта.

)

68 Глава 3. Познавательные психические процессы

На заключительной стадии осуществляется более тонкая дифференциация: различаются индивидуальные особенности объекта — мы видим конкретного знакомого нам человека, уз­наем свою вещь. В зрительной памяти формируется комплекс опознавательных признаков.

Движения глаза исследуют объект восприятия, задерживаясь более продолжительно на самых информативных его точках (рис. 10). Причем эти информативные точки, пункты в одном и том же объекте могут быть разными в зависимости от включен­ности объекта в, ту или иную деятельность субъекта восприятия.

Рассматривая лицо человека, мы основное внимание обращаем на глаза, нос, рот. А рассматривая картину Репина «Не ждали», мы будем преимущественно фиксировать взором то, что помогает нам найти ответ на разные вопросы. Как писал Гете, «мир каждый видит в облике ином, и каждый прав — так много смысла в нем».

Наши глаза постоянно совершают микродвижения — высо­кочастотный тремор (100 Гц) и саккадические (крупные) скачки. При этом глаз может видеть даже очень тонкую линию — мень­ше диаметра одного фоторецептора (она будет переходить с одного фоторецептора на другой, а их в одном квадратном мил­лиметре сетчатки около 50 тысяч).

На пути зрительного сигнала от сетчатки к затылочным об­ластям коры мозга находится промежуточная база его перера­ботки — наружные коленчатые тела (НКТ). Благодаря им отсе­ивается все то, что препятствует формированию зрительного

(например, высокочастотные перепады яркости). Таким образом, в мозг передается не картинка, сфокусированная на сетчатке, а информация для его аналитико-синтетической дея­тельности.

В 1959 г. сотрудники Гарвардского медицинского института физиологии Д. Хьюбел и Т. Визел ввели микроэлектрод в заты­лочную область мозга кошки и с удивлением обнаружили, что на один нейрон мозга сходятся возбуждения от нескольких ты­сяч фоторецепторов глаза. Визел и Хьюбел обнаружили также, что различные поля зрительной коры ответственны за детекцию отдельных элементов зрительного стимула — прямых линий, дуг, углов, пространственной ориентации линий. Миллионы зрительных полей узкой специализации!

Дискретные сигналы от сетчатки преобразуются в мозговых структурах в нейронные ансамбли, адекватные отображаемому объекту.

Классификация восприятия. В зависимости от целенаправлен­ности восприятие делится на две формы: непроизвольное (не­преднамеренное, не связанное с заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сущессивным (поэтапным, последовательным).

Существует четыре уровня восприятия:

1) сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к оп­ределенной категории, классу объектов;

3) оперативный — охват какой-либо функции, стороны объ­екта;

4) деятелъностный — взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответ­ствии со спецификой объекта отражения (восприятие художе­ственных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно вклю­чается в какую-либо деятельность, но может выступать и в ка­честве самостоятельной деятельности.

70 Глава 3. Познавательные психические процессы

Общие закономерности восприятия. Различные виды воспри­ятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутри­видовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целост­ность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что восприни­мается.

Восприятие связано с отнесением данного предмета к опре­деленной категории, понятию, с его вербальной номинацией. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, все­гда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив катего­рию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки (рис. 11, 12).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.