Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект, чувственное и рациональное в структуре познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познании




Непосредственной целью познавательной деятельности является отыскание истины. Что же из себя представляет этот величественный феномен культуры и как его можно отличить от антиподов – лжи и заблуждения? Известно множество концепций истины. Рассмотрим главные.

В классической философии доминирующей являлась концепция корреспонденции (соответствия). Её суть четко изложил уже Аристотель: истина есть соответствие знаний действительности; воспроизведение познающим субъектом объекта таким, каким он существует «сам по себе», «на самом деле», без каких-то бы то ни было прибавлений и убавлений. Эта традиция в понимании истины была продолжена философами эпохи Ренессанса и Нового времени. Истина мыслилась как адекватное идеальное отражение «чистых» фрагментов объективной реальности. Если знания, которые субъект получил при познании объекта, не являются его зеркальной копией, значит, мы имеем дело с заблуждением (непреднамеренное искажение истины) либо ложью (ее умышленное искажение). Подлинная истина всегда существует как объективно-всеобщее и абсолютное знание. Такое понимание истины логически следует из пассивно-созерцательной модели субъект-объектных познавательных отношений. Концепция корреспонденции позволяет дать, так сказать, грубую оценку знания по шкале «истинное-ложное». Это касается, прежде всего, описания результатов обыденно-практической познавательной деятельности. Схема «корреспонденции» применима также в классической науке, которая исследует простые механические системы (классическая механика Галилея – Ньютона, небесная механика Кеплера и др.). Познание объектов, имеющих более тонкую и сложную организацию, протекает в рамках конструктивно-деятельностных субъект-объектных отношений и требует создания новой, неклассической концепции истины.

Неклассическое понимание истины представлено различными концепциями. Важнейшие среди них – марксистская, конвенционалистская, когерентная, прагматическая и феноменологическая.

В марксистской концепции утверждается, что

– всякая истина многогранна, она имеет ряд взаимосвязанных сторон;

– сердцевиной, ядром истинного знания является такая его характеристика, как объективность; если ее нет, значит назвать знание истинным нельзя;

– объективность истины (объективная истина) состоит в том, что ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества, это момент вечного, непреходящего, инвариантного в нашем знании;

– поскольку любой объект познания, даже самый крохотный по своим размерам, с одной стороны, неисчерпаем и подвержен непрерывным изменениям, а с другой – всегда привязан к субъекту, к его практическим запросам, кругозору, историческому уровню наличных в обществе знаний, постольку любая реальная объективная истина существует в форме относительной;

– относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, обусловленность условиями и целями познания, ее конкретность, наличие границ применимости; истина как духовное явление, факт сознания объективна по содержанию и субъективна по форме;

– по мере развития человеческого познания в относительной истине непрерывно увеличивается количество «зерен» объективной, которые можно считать «частичками» истины абсолютной;

– абсолютная истина и как законченное, завершенное, полное знание о конкретном фрагменте действительности, и, тем более, о всём мире, актуально недостижима; её можно представить в виде уходящего в бесконечность ряда относительных истин, в каждой из которых содержится истина объективная;

– критерий истины - общественная практика, материально-преобразующая деятельность людей; являясь основой и конечной целью познания, она позволяет материализовывать добываемые знания, подтверждать или опровергать ожидаемые результаты.

Конвенционалистская (от лат. convention соглашение) концепция
(А. Пуанкаре, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение какой -то одной из конкурирующих гипотез. Ориентиром гносеологического выбора обычно являются знаково-символическая простота описания, его эстетическое совершенство, «экономия» используемых допущений и др. Нередко при этом происходит точное попадание в объективную истину. Но такое случается далеко не всегда.

Когерентная (от лат. cohaerentia - связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап и др.) делает акцент на логическую непротиворечивость знания как критерий истины. Если ту или иную теорию можно свести к системе взаимосогласованных ло­гических высказываний, следовательно, она является истинной. Логическая правильность, соответствие знаний законам и схемам формальной логики – необходимое, но еще недостаточное условие для объективности истины. Совершенная в логическом отношении концептуальная система может оказаться содержательно пустой. Поэтому, когерентная концепция истины в целом неприменима для испытания знания на объективность.

Прагматическая концепция (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи и др.) переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыден­но-практического мышления. Истина здесь – все то знание, которое обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий. В частности, в т.н. консенсус-теории
(Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Р. Рорти и др.) истиной считается любое знание, которое способствует сглаживанию социального напряжения, разрешению конфликтов и достижению согласия.

В феноменологической концепции (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) особое внимание обращается на процесс получения знания в социально-гуманитарной сфере, когда объектом исследования оказывается духовный мир человека, его чувства и мысли, мотивы и детерминанты поведения. Для их познания исследователю нужно вжиться, вчуствоваться в переживания других людей, понять их, как бы отождествить, идентифицировать себя с ними.

В контексте социально-гуманитарного познания наряду с понятием истины актуализируется понятие правды. В событиях человеческого существования кроме внешнего, объективного плана, который может быть зафиксирован безучастным, беспристрастным наблюдателем, имеются также внутренние, субъективные аспекты: переживания, эмоции, цели, тревоги, надежды участников событий. Без этого внутреннего плана события имели бы необъяснимый, немотивированный характер. Для выявления внутреннего, субъективного плана событий требуется, во-первых, «вчуствование», «вживание» исследователя в ситуацию и душевные состояния ее участников (В. Дильтей). Однако одного лишь «вчуствования» недостаточно. Здесь, как показал М.М. Бахтин, необходим диалог. Его субъекты способны сами высказать внутреннюю правду о себе, о своих переживаниях и мотивах поступков. Речь здесь именно о «правде» как о внутреннем, субъективном и «участном» понимании и выражении своих переживаний и побуждений, а не об «истине» как объективной, беспристрастной, «безучастной» констатации фактов. Нет иного способа познать собственную «правду» участника события, кроме диалога с ним.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.