Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях




Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, частнонаучные методы: статистический и выборочный. Наиболее важным из них является статистический.

Статистический метод. Основные задачи использования статисти­ческих методов в криминологии следующие:

- дать цифровую характеристику состояния и динамики преступно­сти, а также практики борьбы с ней, деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, - описательная задача;

- установить статистические связи, зависимости, соотношения в со­стоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранитель­ных органов - аналитическая задача;

- определить тенденции развития преступности и детерминант, дать статистический, криминологический прогноз - прогностическая задача;

- выявить положительные стороны и недостатки в практике борьбы с преступностью, помочь в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию этой борьбы - организаторская задача. Напри­мер, статистические показатели уровня раскрываемости преступлений объема профилактической работы в процессе расследования и рас­смотрения дел дают возможность своевременно принять необходимые управленческие решения по более полной реализации обшей и специ­альной превенции уголовно-правовых мер, реализации возможностей следственной профилактики.

Статистический метод исследования состоит из трех этапов - на­блюдение, группировка и сводка, анализ.

Первый этап, так называемое статистическое наблюдение, заключа­ется в сборе необходимой первичной информации посредством учета и регистрации сведений из статистических карточек и статистических от­четов, которые имеются в органах УВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, изучения уголовного дела и т.д.

Второй этап состоит в сводке и группировке (классификации) всей информации, собранной из данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, после чего они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрасту), проводится подсчет по этим признакам и затем сводится воедино в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму.

Различают три вида группировок:

- типологические (распределение по качественным признакам, на­пример по видам преступлений);

- вариационные (распределение по количественным, варьирующим признакам, например по возрастным группам);

- аналитические (распределение на основе зависимости между дву­мя или несколькими группами факторов, например по месту и времени совершения преступлений).

Статистический анализ - это завершающий и наиболее ответствен­ный этап исследования. Он представляет собой процесс и результат сравнения, сопоставления, изучения полученных цифровых данных, их обобщения, установления и измерения взаимосвязей и закономерностей, характеризующих криминологически значимые явления и процессы.

Главное в статистическом анализе - не получение цифровой харак­теристики (какой бы обстоятельной она ни была), а правильность ее ис­пользования, оценки и практические выводы, извлекаемые из нее.

Выборочный метод. Уголовная статистика ведет сплошной учет всех без исключения ставших известными преступлений. Ее данные несут информацию о всей статистической совокупности преступности. Однако одной этой совокупности недостаточно для глубокого, всесто­роннего криминологического исследования.

Дополнительная информация добывается путем выборочных ис­следований, в ходе которых можно получить сведения, которых нет в уголовной и в иных отраслях правовой и социальной статистики. Чаще всего это дополнительная информация, необходимая для изучения при­чин и условий, обстоятельств, мотивов преступного поведения; углуб­ленного изучения личности преступников, условий ее формирования, влияния микросреды на процесс деморализации с последующей кри­минализацией личности правонарушителя; изучения общественного мнения по вопросам борьбы с преступностью; изучения практики этой борьбы, мер профилактики, их результативности и т.д.

Суть выборочных исследований состоит в том, что целое описывает­ся на основе его части. Изучению подвергается только часть всей сово­купности (выборка), а полученные сведения используются для характе­ристики всей совокупности. Теория статистики и практика доказывают, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть выявлены и проанализированы закономерности, присущие всей изучаемой сово­купности (так называемой генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного наблюдения будет какое-то расхождение, которое называется ошибкой репрезентативности. Но эту ошибку можно определить и учесть, используя соответствующие фор­мулы и таблицы. Важно лишь, чтобы выборка была репрезентативной, представительной, т.е. выражала все своеобразие изучаемой совокуп­ности. Иными словами, выборка рассматривается как равноценная, хотя и уменьшенная, модель всего массива.

Следует также иметь в виду, что, с одной стороны, чем больше вы­борка (часть подвергаемой изучению совокупности), тем точнее резуль­таты, меньше ошибка репрезентативности, и, с другой стороны, чем бо­лее однородна совокупность, тем меньше может быть выборка.

В криминологических исследованиях наиболее часто применяет­ся случайная выборка, сущность которой состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равноправное попадание в выборочную совокупность любой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за один год в районе составляет 1000, но нам нужно изучить личности воров по 100 дела Следовательно, исходя из принципа случайной выборки, из общего количества дел о кражах отбирается каждое десятое. Основой такой выборки должна служить картотека суда.

Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям достаточно трудно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени сил и средств.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под методом криминологического исследования?

2. Какие методы исследования применяются в криминологии?

3. Что такое процедура криминологического исследования?

4. Назовите социологические методы, применяемые в криминологических исследованиях.

5. В чем достоинство и недостатки метода анкетирования и интервьюирования?

6. Какие свойства личности можно выявить с помощью психологических методов исследования?

7. Дайте характеристику статистических методов исследования криминологии.

8. Что такое ошибка репрезентативности?

 

Список литературы.

1. Ананич, В.А. Организация криминологических исследований преступности / В.А. Ананич. Минск, 1995.

2. Блувштейн, Ю.Д. Криминологическая статистика / Ю.Д-штейн. Минск, 1981.

3. Методика криминологического изучения личности преступник М., 1977.

4. Панкратов, В.В. Методология и методика криминологических и следований / В.В. Панкратов. М., 1972.

 


 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.