Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческая деятельность и творческая личность. 1 страница




Общая характеристика творческой деятельности.

Творческая деятельность – поиск и открытие существенно нового, ранее не существовавшего. Объективным критерием новизны является: опыт человечества, субъективным критерием – личный опыт творца. Выделяют научное и художественное творчество. Результатом научного творчества является открытие закономерностей, результатом художественного – создание эстетических ценностей, образов Научное творчество ограничено жесткими рамками логики и языка, художественное – законами восприятия. В художественном творчестве личность творца проявляется полнее. Но принципиальных различий здесь нет. Другое дело – практическое творчество! Творчество возможно не только в духовной сфере, но и в практической. Вряд ли кто-то будет отрицать роль творчества в деятельности военачальника, президента, дипломата, учителя, врача... Причем, практическое творчество гораздо сложнее. Практик не имеет возможности экспериментировать, он несет ответственность, он сталкивается с уникальными ситуациями, он ограничен в своих действиях объективной реальностью (временем, ресурсами...).

Фазы творческой деятельности

1. Подготовка. На этойфазе идет сознательная поисковая активность, логический анализ, актуализация знаний. Генерируются гипотезы, варианты, версии. Если на этой фазе результат не достигается, то процесс переходит на следующую фазу.

2. Созревание. Прекращаются безуспешные попытки на уровне сознания решить проблему. Творец занят другими делами. Тем не менее, активный поиск не прекращается. Предыдущая фаза запустила работу бессознательного. Спит, ест, умывается – что бы творец не делал – бессознательное ищет ответ!

3. И рано или поздно наступает «инсайт» т.е. озарение! Эта фаза называется Вдохновением. В этот момент бессознательный продукт переходит в сознание. Иногда это происходит благодаря внешнему толчку (яблоко упало, вода из ванны вылилась). Часто творец чувствует, что нашел, но не может объяснить – как.

4. Сознательная деятельность. Идея доводится «до ума»: до уровня публикации, научной логики.

Творческая личность.

Пусковым механизмами любой деятельности являются мотивы и потребности, т.е. ядерная подструктура личности. Что же представляет собой творческая личность? Разные исследователи указывали на важность самых разных качеств Для одних – это способность удивляться, для других это 99% труда +1% вдохновения (Томас Эдисон), для третьих – это внимание (Ж.Кювье), отсутствие защитных тенденций, непривязанность к общепринятым нормам, культуре. Наибольший вклад в исследование творческой личности внесла гуманистическая психология. Так, А.Маслоу, исследовав личностные особенности Нобелевских лауреатов, пришел к следующим характеристикам творческой личности:

развитое чувство юмора

естественность поведения

принимает себя и других как есть

нонконформизм в отношении моды (в одежде, критериях оценок...)

отсутствие чрезмерного самоанализа, «самокопания»

способность к глубоким привязанностям

потребность в самореализации (своего потенциала)

развитое нравственное чувство

 

Если обобщить результаты всех исследований, то творческая личность проявляется и в мотивации, и в мышлении, и поведении.

 

 


РАЗДЕЛ III. КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

 

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности, среди которых можно выделить следующие:

1. Перцептивные процессы (ощущения, восприятие, внимание). Их основная функция – получение информации из внешней и внутренней среды.

2. Мнемические процессы (процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забываниие). Их основная функция – сохранение информации в психике.

3. Интеллектуальные (мышление, воображение, речь). Их основная функция – порождение информации, восполнение дефицита (пробелов) информации, обмен информацией.

 

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЯ

 

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение не сводится к восприятию.

Общее между ними – то, что и ощущения и восприятие являются когнитивными процессами, возникающими только при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы, различие же состоит в том, что продукт ощущения – познание отдельных свойств предметов и явлений (холодно, жестко, зелено, больно…), а продукт восприятия – целостный образ (стол, книга, дерево…)..

Основные классификации ощущений:

по модальности анализатора (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия);

1) по локализации рецепторов (экстероцепция, проприоцепция, интероцепция).

Экстероцептивные ощущения обрабатывают информацию из внешней среды.

Проприоцептивные – из рецепторов двигательных органов (мышц, сухожилий, суставов).

Интероцепция – переработка информации из внутренних органов (чувство голода, болевые ощущения и др.).

Анатомической основой ощущений является анализатор.

На рис. 3 приведен слуховой анализатор.

Рис. 3. Слуховой анализатор

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы (1); приводящий нейрон, т.е. аффектор (2); центральный (корковый) отдел анализатора (3).

Основная характеристика анализатора – чувствительность к воздействиям внешней или внутренней среды. Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений. Например, чувствительность слухового анализатора ограничена интенсивностями раздражителей от 16 гц. до 20000 гц.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений (например, очень сильный звук вызывает вместо ощущения звука ощущение боли).

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Так, например, жители крайнего севера – эскимосы, различают до 1000 оттенков белого цвета.

Особо низкими порогами обоняния, а значит, высокой чувствительностью, обладают парфюмеры. Высокой чувствительностью ко вкусу обладают повара.

Общая чувствительность анализатора является величиной обратной нижнему порогу:

E = 1/Pн.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности. Например, холодовая адаптация при вхождении в холодную воду: сначала холодно, а затем человек привыкает. Темновая адаптация при вхождении в темную комнату: сначала ничего не видно, а затем «глаза» начинают различать предметы.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

 

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ

 

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

1) по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

2) по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Особое место в жизни человека занимают цветовосприятие и восприятие формы.

Цветовосприятие. Цветовой спектр представлен красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым (К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан) цветом.

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в глазодвигательных реакциях зрительного аппарата, прежде всего в мелкочастотных саккадических движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 4.


 

 
 

Рис. 4. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Наиболее энергетизирующей, возбуждающей формой будет та, которая содержит наибольшее число острых углов. Наиболее успокаивающая форма – круг.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что–то будет для него фигурой, а что–то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается. например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что мы воспринимаем прежде всего соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки, выделяем структуру воспринимаемой совокупности объектов восприятия. Например, можно одну и ту же музыку можно проиграть на тон выше или ниже, на разных музыкальных инструментах, но мы узнаем ее, т.к. у нее есть структура.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия. Например, белую бумагу можно подсветить и красным и синим цветом, но она все равно будет воспринята как белая. Константность формируется при жизни. Так, лесные жители, не имеющие опыта восприятия людей на больших расстояниях – в поле воспринимают отдаленную фигуру человека не как далекую, а как близкую, но маленькую.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Например, животные, чтобы локализовать источник звука прядут ушами, поворачиваю голову.

Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом. Например. Группе полицейских и группе студентов на каждый глаз предъявляли разные картинки (эротическую сцену и криминальную). Это так называемое дихотомическое предъявление. В соответствии с прошлым опытом студенты видели только эротическую сцену и не видели криминальную, а полицейские – только криминальную, и не видели эротической.

 

ТЕМА 3. ВНИМАНИЕ

 

Внимание определяется как направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Отличительные признаки внимания – избирательность, несамостоятельность, включенность в другие психические процессы.

Анатомо–физиологические основы внимания: нейроны ожидания и новизны, доминанта (временно господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся за счет возбуждений соседних участков, и при этом их тормозящий).

Основой непроизвольного внимания является рефлекс «Что такое?», описанный И.П.Павловым и определяетмый как реакция на все новое, неожиданное и интенсивное. Основой произвольного внимания является II сигнальная система – система слов, понятий, которая включает такие понятия, как «долг», «обязанность».

Виды внимания.

По направленности внимание делят на внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на внешние объекты. Люди, у которых преобладает этот вид называются экстерналами. Внутреннее направлено на свои переживания, мысли. Те, у кого преобладает этот вид называются интерналами.

По участию волевой регуляции внимание делят на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание отличается наличием цели и волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием и цели и волевого усилия. Но зато здесь присутствуют факторы привлечения непроизвольного внимания (сила, неожиданность, новизна раздражителя, контрастность, динамичность, отношение объекта внимания к потребностям личности).

Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, полезависимость.

Объем внимания – это количество объектов, одновременно охвачены вниманием. Нормальный взрослый человек охватывает вниманием от 4 до 8 объектов. Это важное для выживания свойство, особенно в условиях боя, на оживленном перекрестке и в других подобных ситуациях.

Концентрация – это степень сосредоточения внимания на объекте, при одновременно отвлечении от других объектов.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В основе хорошей переключаемости лежит подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).

Распределение – способность одновременно удерживать в сфере сознания несколько объектов или деятельностей. Известны факты: Юлий Цезарь и Александр Македонский могли одновременно делать несколько дел.

Устойчивость – время сосредоточения интенсивного внимания на объекте. Длительность сосредоточения является показателем умственной работоспособности. В норме взрослый человек способен удерживать произвольное внимание до 15 – 20 минут.

Полезависимость – привязанность внимания к внешне наблюдаемым характеристикам объектов. На этом свойстве, а также на некоторых законах восприятия базируется явление маскировки объектов.

Для многих профессий качества внимания являются профессионально–важными. Так, корректору требуется устойчивость внимания, акустику – концентрация. Водителю – объем и переключаемость внимания. Учителю – распределение (по всем ученикам в классе).

 

ТЕМА 4. ПАМЯТЬ

 

Память – когнитивный психический процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

Традиционно выявляют следующие основные процессы памяти: запоминание; сохранение и забывание; воспроизведение.

Современный подход процессы сохранения и забывания отдельно не выделяет, а объединяет их в единый процесс переработки информации.

Виды запоминания:

1) по участию волевой регуляции: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

2) по уровню осмысления: осмысленное и механическое.

Для повышения продуктивности запоминания используют т.н. мнемотехники – приемы эффективного запоминания (ассоциация, повторение, выделение логической структуры и др.).

Объем сохраненной информации зависит от объема информации, сроков хранения, характера запоминаемого материала (форма, осмысленность, значимость). Так при запоминание совокупности несвязанных объектов через 9 часов человек теряет уже до 60% информации. А через 10 дней у него остается только 10%.

Причины забывания: угасание нервных связей в силу недостаточно частого использования информации; вытеснение деструктивной информации, оказывающей разрушающее воздействие на личность; отбор функционально–значимой информации, той, что пригодится в жизни; про – и – ретроактивное торможение. Проактивное торможение – тормозящее влияние на запоминание предшествующей информации. Ретроактивное торможение – тормозящее влияние последующей информации на переработку и запоминание предшествующей информации.

Воспроизведение делится на преднамеренное и непреднамеренное. Но иногда мы воспроизводим не тогда, когда надо (например, на экзамене), а позже. Это явление названо реминисценцией.

Основная трудность воспроизведения состоит в феномене диссоциации состояний сознания. Дело в том, что иногда мы запоминаем на одном эмоциональном фоне, а воспроизводим на другом. В результате память дает сбой. Так, например, спортсмен, у которого все получалось на тренировках, где он не испытывал стресс, проваливается на соревнованиях.

Критерии эффективности воспроизведения: скорость, точность, объем.

Виды и типы памяти.

По времени хранения информации выделяют следующие виды памяти:

1. Сенсорная. Функционирует на основе остаточных возбуждений в рецепторах органов чувств. Время хранения информации от 2 до 10 секунд. Особо яркие стимулы могут оставлять возбуждение и дольше.

2. Кратковременная (КП). Функционирует на основе остаточных возбуждений в коре головного мозга. Время хранения информации в КП обычно не превышает 15 – 20 минут. Объем КП равен 7±2 объекта. Высокая помехочувствительность: любой отвлекающий фактор стирает информацию из памяти.

3. Долговременная (ДП). Функционирует на основе структурных изменений в нервных клетках. Время хранения информации от нескольких часов до нескольких десятилетий (а у животных даже столетий). Объем безграничен. Измеряется объем ДП не объектами, а единицами информации (битами). Низкая помехочувствительность. Отвлекающие факторы информацию не стирают, т.к. она записана в структуре молекул нервных клеток.

Производной от КП и ДП является оперативная память. Ее характеристики определяются характером решаемой задачи и близки к кратковременной.

Типы памяти определяются по характеру запоминаемого материала и по преобладанию в процессе деятельности (вербальная, образная, двигательная, эмоциональная).

Вербальная память – запоминание слов, текстов. Этот тип памяти преобладает у женщин, у представителей интеллектуальных профессий (преподаватели, учителя, студенты).

Образная – запоминание образов (зрительная, слуховая, тактильная и др.). Лучше развита у представителей художественных профессий.

Двигательная – запоминание систем движений. Лучше развита у спортсменов, рабочих.

Эмоциональная память – запоминание эмоций, чувств, состояний.

 

ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ

 

Существует большое множество определений мышления как процесса.

 

Мышление – это:

· когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового;

· процесс переработки информации в соответствии с поставленной целью;

· решение проблем и задач на основе имеющихся знаний;

· процесс обобщенного опосредованного отражения действительности.

 

Классификации видов мышления.

По уровню отвлеченности (а также по характеру оперируемого материала) выделяют:

1. наглядно-действенное,

2. наглядно-образное,

3. словесно-логическое;

В случае наглядно-действенного мышления человек оперирует самими объектами. При наглядно-образном оперирует образами объектов, а не объектами. В случае словесно-логического мышления оперирует символами объектов (в том числе речевыми).

По характеру решаемых задач выделяют:

1. теоретическое,

2. практическое.

Теоретическое направлено на открытие закономерностей. А практическое – на решение практических задач. Этот вид мышления является более сложным. Т.к. в этом случае человек оперирует всем объемом опыта, решаемые задачи зачастую уникальны. При этом возможен дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности.

По степени развернутости процесса мышления выделяют:

1. дискурсивное,

2. интуитивное.

Дискурсивное – это развернутое мышление. Все этапы которого человек осмысливает и осознает, понимает какой вывод из каких посылок сделан («Он недавно из Вест-Индии, т.к. на его обуви следы красной глины, а лицо загорелое» – Шерлок Холмс о докторе Ватсоне).

Интуитивное мышление – свернутое. Есть только конечный результат, а откуда он «явился», человек не осознает.

По уровню продуктивности выделяют:

1. творческое (продуктивное),

2. репродуктивное.

В первом случае создается новый продукт. При репродуктивном мышлении воспроизводится уже созданное, известное.

По уровню абстрагирования решаемых задач от конкретной ситуации выделяют:

1. прологическое мышление,

2. логическое мышление.

Прологическое мышление привязано к реальности. Так, исследователи мышления чукотских детей в начале прошлого века сталкивались со следующей ситуацией. Ребенка спрашивают: Сегодня охотник убил 2 тюленей. Вчера 3. Сколько всего тюленей убил охотник? А из какого поселения этот охотник? – спрашивали в ответ дети. – Ведь, если он из соседнего поселения, там все ленивые. Никогда столько не убьют. (А значит и смысла задача не имеет).

Логическое мышление абстрагируется от реалистичности и только оперирует понятиями, свойствами, символами, объектами.

 

Основные логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, состоящая в отражении общих и существенных свойств объекта.

Суждение – утверждение чего-либо о чем-либо, приписывание объекту мышления неких качеств.

Умозаключение – вывод на основе нескольких суждений.

Интеллект – система мыслительных операций, посредством которых субъект перерабатывает информацию.

Основные мыслительные операции:

· анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных свойств),

· синтез (мысленное объединение составных частей, свойств объекта в единое целое),

· сравнение (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них сходства),

· противопоставление (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них различий),

· обобщение (мысленное объединение объектов по их существенным признакам),

· конкретизация (движение мысли от общего к частному, приведение примера),

· классификация (отнесение объекта к определенному классу объектов),

· абстрагирование (отвлечение свойств объекта от самого объекта),

· аналогия (установление подобия объектов относительно каких-либо качеств),

· систематизация (упорядочивание объектов по ряду оснований, установление взаимосвязей между группами объектов).

Основная проблема интеллекта – проблема НОРМЫ, определение ее границы, т.е. того количества баллов по определенному тесту, ниже которого человека уже считают олигофреном. Нормы исторически обусловлены. Т.к. уровень Интеллекта во многом определяется педагогической системой, принятой в обществе.

Основные свойства мышления:

Если качества мышления представить в виде шкалы, то на разных ее полюсах будут противоположные характеристики:

1. гибкость ↔ ригидность;

2. когнитивная сложность ↔когнитивная простота;

3. широта ↔ узость;

4. глубина ↔ поверхностность;

5. сообразительность ↔ инерционность (тугодумие);

6. критичность ↔ некритичность;

7. эвристичность (нестандартность) ↔ стандартность;

8. самостоятельность ↔ несамостоятельность;

9. поленезависимость ↔ полезависимость;

10. креативность ↔ стимульность (уровень интеллектуальной мотивации).

 

Ригидность – это недостаточная гибкость мышления неспособность изменить действие, отказаться от гипотезы, ставших неадекватными в данной ситуации. Гибкие люди быстрее находят выход в сложной ситуации, выживаемость их выше.

Когнитивная сложность\простота – количество конструктов, которые человек использует для характеристики объектов и сложность их системной организации. Когнитивно-сложные люди видят больше свойств объекта, и в нужный момент могут их применить, что обеспечивает им большую эффективность в нестандартных ситуациях.

Широта мышления – это способность привлечь для решения проблемы имеющиеся знания, кругозор.

Глубина мышления – способность проникать в суть явления (Козьма Прутков: Зри в корень!), видеть проблему там, где другие не видят (но она есть!), поиск причин, прогнозирование.

Сообразительность – скорость принятия решения, базирующаяся на подвижности нервных процессов.

Критичность – способность к объективной оценке продуктов мыслительной деятельности (своих и чужих).

Эвристичность – это нестереотипность, нестандартность мышления, способность видеть такие свойства вещей и их связи, которые другие не замечают.

Самостоятельность – способность к самостоятельному целеполаганию, принятию ответственности за результаты, проявление инициативы, внутренние импульсы к мышлению.

Полезависимость – привязанность мышления к внешне наблюдаемым, лежащим на поверхности свойствам объектов.

Креативность – высшая степень интеллектаульной мотивации к мышлению, внутренние побудители, личностное переосмысление проблемы. Стимульно-активные люди включают мышление только под влиянием внешних воздействий (угроза наказания, перспективы поощрения). Промежуточным уровнем интеллектуальной мотивации является эвристический уровень интеллектуальной активности, заключающийся в том, что человек ищет свои пути решения проблемы (задачи), хотя за это он может быть не только не поощрен, а даже наказан! Но у него есть внутренняя потребность «идти своим путем».

Методы развития и способы активизации мышления: брейнсторминг, синектика, организационно-деятельностные игры, групповые дискуссии, проблемный и проблемно-эвристический методы обучения).

 

ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ

 

Воображение – когнитивный процесс создания новых образов на основе образов восприятия и памяти.

Психологический смысл воображения состоит в восполнении дефицита информации о ситуации. Воображение, в частности, лежит в основе явления экстраполяции – предвосхищения событий. Что и позволяет человеку и животным решать жизненные проблемы (спасаться, добывать пищу, избегать наказаний и ошибок и др.)

Образы воображения в отличие от образов памяти, восприятия и образного мышления нереалистичны, т.е. отражают реальность только в отдельных ее аспектах и касаются объектов, не существующих в реальности (или пока не существующих).

Роль воображения в структуре психической и предметной деятельности велика. В частности воображение используется в саморегуляции, психотерапии, в рекламе, в художественном и литературном творчестве и т.д.).

Виды воображения

По воплощению в деятельности выделяют:

1. Пассивное – образы создаются, но не воплощаются в действительности(выделяют разновидности: преднамеренное и непреднамеренное). Например, образы сновидений, галлюцинации (непреднамеренные образы), грезы и мечты (преднамеренные). Мечта – образ потребного будущего.

2. Активное – образы создаются и воплощаются в действительностиВыделяют такие разновидности, как творческое и воссоздающее воображение. Воссоздающее – создание образов соответственно словесному описанию, рисунку, чертежу. Без чего людям и книги читать неинтересно (ведь представит описанные автором миры, пейзажи они не могут). Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов.

Особое внимание исследователи всегда уделяли такой категории образов воображения, как образы сновидений и методологии их интерпретации. Так, Сеченов И.М. считал, что сновидения – это просто хаотичное сочетание впечатлений прожитого дня (прошлого). По З. Фрейду сновидения – это нереализованные в реальности потребности личности, вытесненные переживания и страхи. По мнению отечественных аналитиков (Касаткин В.Н.) сны отражают физиологические процессы в организме и могут быть основой диагностики болезней.

Механизмы создания новых образов

В основе создания образов воображения лежит аналитико-синтетическая деятельность мозга.

Основные техники создания новых образов:

1. Агглютинация – синтез отдельных частей или свойств различных образов). Например: русалка, кентавр, пегас, терминатор.

2. Гиперболизация – сильное преувеличение или преуменьшение количества деталей, размеров, искажение пропорций объектов. Пример: шестирукая богиня Шива, циклоп, мальчик с пальчик.

3. Заострение – небольшое преувеличение или преуменьшение существенных деталей образа. Пример: сатира, шарж.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.