Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды групп, их характеристика




Группа это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.Группа отличается от простого скопления людей:- некоторой продолжительностью существования;- наличие общей цели или целей;- взаимодействие членов группы;- развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры;- осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или всего членства в группе.Примерами малых (микро) групп, наиболее значимых для человек, являются семья, студенческая группа, трудовой коллектив, объединение близких людей, приятелей и друзей. Группы бывают малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.Большие группы – образуют социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. Примеры больших групп – государства, нации, народности, партии, классы, социальные общности (по профессии, по полу, возрасту, уровню, культуре). Большие группы могут быть реальные и условные. Люди, объединенные в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с общим признаком, на основе которого были включены в данную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Большие группы опосредованно воздействуют на личность через политику, идеологию, культуру.Малые группы – немногочисленные объединения людей, члены которых имеют непосредственный контакт друг с другом, общую цель и количество человек от 2-3 до 30-40 (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда, объединение близких приятелей). Малые группы всегда контактные общности. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Неофициальные (неформальные) не имеют юридически фиксированного статуса, но характеризуются сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия). Любая малая группа характеризуется психологическим климатом, который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней. Каждый стремится быть среди других людей, быть членом хорошей группы, иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства.Малые группы также могут быть:-условными (номинальными) – их выделение необходимо в исследовательских целях, для сравнения результатов полученных в реальных группах;- реальными – действительно существующее объединение людей. Она может быть – естественная, складывающаяся сама по себе, исходя из потребностей общества, членов группы. Лабораторная – созданная экспериментатором для проведения исследования, существует временно, только в лаборатории.Группе присущи следующие общие закономерности:- группа неизбежно будет структурироваться;- группа развивается (прогресс или регресс);- флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.По психологическим характеристикам различают:- группы членства;- референтные группы (эталонные), нормы и правила, которых служат для личности образцом. Термин введен Хаймоном. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют следующие функции.1. Социального сравнения, так как референтная группа – источник положительных и негативных образцов.2. Нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Виды профессиональных деструкций. Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности <...> вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа" сменяется депрофессионализацией<...> на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности". А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции. Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии).Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.