Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности деятельности преподавателя высшей школы




Высшая школа, как специфический социальный институт, занимает особое место в системе образования. Во-первых, ее учебные заведения предназначены для обеспечения, прежде всего, профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с потребностями как общества, так и самих учащихся. Во-вторых, преподаватели высших учебных заведений имеют дело не с детьми, а с взрослыми людьми со своими сложившимися целями и жизненными ценностями, со своей нравственно-этической парадигмой. В-третьих, одной из важнейших задач высшей школы является выполнение научных исследований в соответствии с профилем кафедр. Результаты этих исследований часто составляют основу професионально-квалификационного роста преподавателей и служат источников обновления и совершенствования содержания учебного материала. В-четвертых, для многих высших учебных заведений характерной является ситуация, когда при высоком уровне профессиональной компетенции многих преподавателей у них отсутствует хотя бы какое-то педагогическое образование.Отмеченные обстоятельства самым непосредственным образом отражаются на содержании и характере педагогической деятельности в высшей школе, так как они в значительной степени определяются профессиональными и личностными качествами субъектов этой деятельности, то есть в данном случае преподавателей вузов. Преподаватель высшей школы является, как правило, и ученым, и педагогом одновременно. Первое обстоятельство обеспечивает высокий профессиональный потенциал преподавателя, формируемый большой и систематической специальной подготовкой, самообразованием, самовоспитанием и самосовершенствованием. Эти процессы включают собственные исследования, участие в научных конференциях, регулярное знакомство с научно-технической информацией (путем знакомства с новой монографической литературой, специальными журналами, через Интернет, посещением специализированных выставок и т.п.).Второе же обстоятельство в значительной мере остается неопределенным, поскольку до недавнего времени многие виды профессионального образования не предусматривали специальной психолого-педагогической подготовки. Поэтому многие преподаватели постигали закономерности и “секреты” педагогической деятельности, приобретали необходимые знания, умения и навыки только в результате жизненного опыта и практики преподавания, а также в результате осмысления (к сожалению, далеко не всегда критического) преподавательской деятельности своих педагогов и научных руководителей. Новые же реалии жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, рыночной экономики, глобализации всех видов мирохозяйственных связей и широкой информатизации самых различных сфер жизнедеятельности выдвигают и новые требования к педагогическому обеспечению преподавательской деятельности в высшей школе.

Особенности процесса адаптации студентов к вузовскому обучению.

Адаптация – это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. В контексте целей обучения в вузе, адаптация первокурсника представляет процесс его интегрирования в студенчество, как социальную группу и означает принятие ее норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.Успешность процесса адаптации зависит как от субъективных, так и объективных условий. К субъективным условиям относятся следующие факторы: высокий уровень мотивации, высокий уровень развития морально-волевой сферы, наличия навыков самостоятельной работы. К объективным факторам можно отнести следующие моменты: наличия оптимальных форм обучения, профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса, воспитание культуры умственного труда, формирование навыков самостоятельной работы.Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается к концу второго начале третьего учебного семестра. Показателями успешного завершения процесса адаптации можно считать наличие навыков учебного труда, сознательное отношение к усвоению технологии вузовского обучения, удовлетворение от выбранного факультета и профессии. При исследовании процесса адаптации первокурсников к вузу были выделены следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.Итак, успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.Столяренко Л.Д.отмечает, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, знать свои индивидуальные особенности познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.Некоторые первокурсники, приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно сформированы навыки самообразования и самовоспитания.Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. Другая обстановка в вузе, которая формирует у первокурсников уверенность в том, что если сегодня не подготовился к занятию, то все можно наверстать перед сессией, тем самым возникает беспечное отношение к учебе. Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.Столяренко Л.Д.считает, что анализ исследований показал, что одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными.На протяжении обучения в вузе происходят изменения ценностных ориентаций студентов. Как известно, ценностные ориентации отражают содержательную сторону направленности личности. Соответственно, по ценностным ориентациям, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.