Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная Я-концепция, ее сущность и развитие




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА — высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней основой профессионального мастерства специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задача. А.Маркова выделяет следующие стадии развития профессионализма. «Допрофессионализм. На этом этапе человек осуществляет некоторую деятельность, еще не обладая качествами, свойственными профессионалу. Человек работает, не овладев нормами и правилами профессии, тем более, не достигая в труде высоких и творческих результатов.Профессионализм. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала, формируя навыки профессиональной деятельности. По мере развития мотивационной сферы, целеполагания, он сознательно выбирает свои цели в труде, повышает профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя средствами профессии.Суперпрофессионализм. Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», творческое обогащение деятельности своим личным вкладом. По мнению автора, «именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества».Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Это уровень, который характеризуется отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. На этом уровне человек внешне осуществляет достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдается деформация в становлении его профессионализма, которая может быть выражена в следующей форме:- выполнение неэффективной, не соответствующей нормам деятельности;- осуществление внешне кипучей трудовой деятельности, маскирующей отсутствие профессионализма;- чрезмерное зацикливание на работе, неправомерное сведение всего своего личностного пространства к профессиональному и искажение своего профессионального и личностного развития;- опора на неверные духовно-нравственные ориентиры, с преследованием, например, цели узко личностного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям, и т. п.Послепрофессионализм. На этом уровне человек: может оказаться либо просто «профессионалом в прошлом», либо остаться консультантом, наставником, экспертом в своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани профессионализма, состоящие в духовном обогащении других людей». На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессионального пути человека. Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь, автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я-концепцию».1 – этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У детей проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.2 – этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.3 – этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. Впервые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы оказываются наиболее творческими.4 – этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на службе, которого они добились на предыдущем этапе.5 – этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы начинают убывать. Характер работы меняется, для того, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. Трудовая деятельность прекращается.Согласно Роберту Хейвингхерсту (Havinghurst, 1964), профессиональный цикл начинается в среднем детстве. Он разделил его на несколько стадий, взяв за основу то, как люди включены в трудовую деятельность на различных этапах своей жизни, с акцентом на приобретении установок и профессиональных навыков. Хейвингхерст выделял следующие стадии. 1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями; мысль о том, что в будущем у них тоже будет своя работа, становится частью их Я-концепции.2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах соблюдать приоритет работы перед игрой.3. Приобретение некоей профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет). Взрослые совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд и которую они несут за все другие виды своей деятельности, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.6. Размышления о продуктивной и ответственной жизни (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и (хочется надеяться, что) с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.Как отмечает Парыгин Б.Г., профессиональное самосознание это сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. У студентов вузов в связи с их включением в новую систему общественных отношений, освоением ими определенной профессии будут происходить существенные изменения в самосознании, обусловленные спецификой профессии.Профессиональное самосознание студентов технических вузов рассматривалось в исследовании Фам Тхань Нги. Он выделяет шесть компонентов в структуре профессионального самосознания:1. осознание профессиональной морали. Моральный фактор сопровождает любую деятельность человека, способствуя или тормозя выполнение его функций, социальных ролей в определенном количестве.Профессиональная мораль проявляется в гуманистическом отношении к людям труда, заботе о повышении производительности труда, забота о благе общества, осознание значимости своего профессионального труда;2. осознание своей профессиональной нравственности;3. осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Т.е. человек осознает свою ответственность за выполняемую работу, свою индивидуальность в выполнении деятельности;4. осознание и оценка своих профессионально значимых качеств. Т.е. осознание тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности;5. осознание и оценка разных трудовых отношений. Т.е. формируется отношение к самому себе как профессионалу, отношение к коллегам по профессии, отношение к собственной профессиональной деятельности;6. осознание собственного развития во временной связи. Т.е. через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим, будущем.Бокенчина М.К. изучала динамику профессионального самосознания студентов в процессе обучения. Она выстроила общую тенденцию в понимании изменений в профессиональном самосознании, в частности, такого компонента как самооценка студентов в процессе обучения. Ею были выделены следующие особенности.На первом курсе студенты адаптируются к условиям вузовского обучения. В этом процессе особую роль играют новая обстановка, новые знакомые, ощущение кардинальных изменений, связанных с поступлением в вуз. В этот период студент полон энтузиазма, оценка собственных возможностей в будущей профессиональной деятельности завышена и неадекватна. Этот период характеризуется как «парад масок», когда люди демонстрируют свою персональную исключительность, показывают лучшие стороны своей личности и стараются скрыть свои недостатки.Второй курс – период напряженной учебной деятельности, адаптация завершается, формируются широкие потребности и культурные запросы. Студент сталкивается с наличием профессиональных ценностей и осознает их как нормы, стремится соответствовать им. Складывается образ профессионального Я, в котором доминируют принятые в обществе и профессиональной среде взгляды и оценочные суждения. В этом периоде студент осознает то, как он далек от позиции настоящего профессионала своего дела. М.К.Бокенчина подчеркивает, что в психологическом плане это может выражаться в низком самоотношении, внутреннем эмоциональном дискомфорте. Также отмечается значительный разрыв между актуальной и идеальной профессиональными самооценками.Исследование Бокенчиной М.К. показало, что конец второго курса характеризуется внутренним кризисом, т.е. кризисом неуверенности в целях и смысле обучения, в собственных профессиональных способностях, это есть «кризис середины обучения». На третьем курсе происходит резкое изменение в профессиональном становлении студента. Это связано, по мнению автора, с потребностями в самоутверждении, и в поиске индивидуального стиля профессиональной деятельности. Возрастает устойчивость самооценки, зависимость ее от формирующегося профессионального Я. Пробуждается интерес к научной работе. Именно поэтому в этот период рекомендуется привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, практической работе на производстве по профессии, профессиональный индивидуальный труд во внеучебное время. На четвертом курсе студенты начинают адекватно оценивать свои возможности. Студент уже ориентируется не на личностные особенности, а на профессиональную деятельность и свое место в ней. Т.е. в середине обучения проявляется ценностно-смысловой (мотивационный) кризис, а на последнем курсе операциональный кризис (т.е. сложности с реализацией целей и смыслов)Бокенчина М.К. отмечает, что существует дисбаланс в становлении профессионального и личностного компонентов самосознания. Т.е. происходит становление профессионального специалиста, но снижается значимость становления личности этого специалиста. Также Бокенчина М.К. сформулировала рекомендации по формированию профессионального самосознания. Эти рекомендации следующего характера. 1. Необходимо с первого курса знакомить студентов с моделью специалиста-профессионала определенной специальности, а потом с каждым годом расширять и дополнять ее.2. Нужно обсуждать вопросы, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире. Необходимо управлять процессом формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, для того чтобы предупредить развитие профессиональных деформаций молодого специалиста.3. Было выявлено, что низкий уровень самооценки характерен для студентов второго курса. В связи с этим рекомендуется больше внимания уделять формированию учебной мотивации, а также помощи в обретении студентами смыслов и ценности как самой учебной деятельности в вузе, так и предстоящей работе по получаемой специальности.4. Формировать активную позицию студента в вузе, а именно не только осознавать проблемы, затрудняющие их обучение в вузе, но и преодолевать их.5. Больше получать информации о деятельности и о себе как ее субъекте, тем самым параллельно развивать личностный и профессиональный компонент в структуре профессионального самосознания.

 

Психологическая служба вуза. Психологическая служба вуза ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА - система научно обоснованных организационных видов деятельности по внедрению достижений психологической науки в жизнь вуза.Психологическая службавуза направлена на оптимизацию деятельности всех подразделений и отдельных личностей, повышение эффективности выполнения стоящих перед вузом задач. Объективно существуют условия, определяющие необходимость привлечения психологии к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и всей системы управления вузом. Деятельность вуза зависит от психологического климата в нем, активности, самостоятельности и ответственности его работников, учета руководителем интеллектуальных, эмоциональных и волевых резервов человека. В каждом вузе должны проводиться профотбор, исследование развития личности студента, пути предупреждения неуспеваемости, ускорение адаптации первокурсников, формирование у выпускников готовности к труду, психологические вопросы методики преподавания, компьютеризации обучения и др.Проблемы студентов, возникающие в процессе обучения в высшем учебном заведении, имеют свою специфику на различных этапах обучения. У студентов первых курсов это, чаще всего, сложности, связанные с процессом адаптации к вузу. У студентов вторых-третьих курсов поводом для обращения к психологу чаще всего является разочарование в выбранной специальности, потеря интереса к учёбе, снижение мотивации. Для студентов старших курсов наиболее актуальным становятся вопросы самоопределение, планирования профессиональной деятельности. Кроме того, существуют проблемы, присущие любому студенту (проблемы личного характера, страхи, неадекватная самооценка, трудности принятия решения и т.д.), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а соответственно и на эффективность обучения. Однако существуют общие задачи психологического сопровождения:Помощь студентам в определении своих возможностей.Оказание психологической поддержки.Передача студентам необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успеха психологически знаний.Формирование у студентов позитивной жизненной позиции.Формирование у студентов ответственности за принятие собственных решений.Содействие руководству и преподавательскому составу института в создании условий благоприятных для формирования личности студентов.Содействие руководству института в укреплении корпоративной культуры [4].Таким образом, «психологическое сопровождение в вузе» - это организованная, структурированная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в высшей школе, раскрытие потенциальных способностей студента, а также коррекция различных трудностей в его личностном развитии [5]. Проблема психологической службы в вузе состоит в том, что опыт работы психологического сопровождения высшего образования недостаточно большой и психологическая служба в вузе зачастую фактически дублирует работу таковой в среднем учебном заведении.Безусловно, в основе любой психологической службы есть базовые единицы, которые присутствуют в психологической службе любого типа, к таким единицам относятся, например, консультации и тренинги.Важно здесь учитывать особенности различных категорий объекта работы психологической службы (в данном случае учащиеся школ и студенты вузов), так как между ними есть различия.Как учащимся школ, так и студентам вузов присуще стремление к самосовершенствованию, личностному росту, проявлению себя и своей позиции.В модель психологической службы входят следующие структурные единицы:- психологическое консультирование;- психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);- психологические тренинги (в том числе направленные на формирование определенных навыков);- тренинги личностного роста (направленные на изменение и развитие внутренних состояний).По завершении обучения выпускники должны обладать достаточным уровнем психологической компетентности. Для этого образовательному учреждению необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия студентов с преподавателями и родителями.

Психологическая структура обучения. Обучение означает целенаправленную последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического социокультурного опыта от одного человека (одних людей) другому (другим) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, детского сообщества. Структуру процесса обучения можно представить следующим образом Мотивы представляют собой внутренние побуждения к целенаправленной учебной деятельности обучающегося, связанные с удовлетворением его образовательных потребностей. Развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга учебной деятельности. Цель — идеальное представление о результате, к которому стремится педагог в обучающем взаимодействии со студентом. Цель обучения должна быть развернута в совершенно конкретных четких критериях того, что обучающийся должен уметь делать в конце обучения как его итог и результат. Цели процесса обучения: воспитательная, образовательная и развивающая. Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в структуре процесса обучения выступают деятельность педагога (преподавание), деятельность обучающегося (учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученнности и воспитанности обучающихся. Переменными составляющими процесса обучения выступают: содержание учебной деятельности, методы, средства и организационные формы обучения, учебная деятельность обучающихся.Содержание учебной деятельности заключается в передаче социального опыта подрастающему поколению. Педагогическая наука опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для обучающихся информации, возможности ее усвоения и практического применения, Учебная информация, подлежащая усвоению, должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности в данных социальных условиях и адаптирована с учетом индивидуального и возрастного развития обучающихся. Методы обучения являются способами обучающего взаимодействия педагога и обучающихся. Тенденция развития методов обучения отражает динамику перехода от методов деятельности педагогов (требование, инструктаж, информация и др.) к методам деятельности обучающихся (поиск,упражнения и др.) и от них к методам самоорганизации и самостоятельности. Это имеет особенно важное значение в связи с активным внедрением дистанционного обучения в систему образования различного уровня. Средства обучения выступают как материализованный носитель метода. Организационные формы представляют собой ограниченную во времени и организованную в пространстве совместную деятельность педагогов и обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются приемы учебной деятельности.

Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование — качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в области своей профессии, о закономерностях ее развития; формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза; формирования идеалов, связывающих личные стремления и жизненные цели студента с задачами общества; понимания роли своей профессиональной деятельности в борьбе за построение коммунистического общества; выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов; умения направлять свое самовоспитание на пользу работе, постоянно пополнять свои знания.Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшая его шлифовка как личности.Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: коммунистическая целеустремленность и партийность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами — убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.