Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Локк о формировании идей в человеческом сознании. Простые, сложные, абстрактные идеи. Роль воображения




Критика теории «врожденных идей».

Локк начинает свои «Опыты о человеческом разумении» с критики теории «врожденных идей».

Локк убежден, что иного источника человеческого знания помимо опыта, просто не имеет смысла предполагать. Что все, что человек знает, можно легко и исчерпывающе объяснить (откуда он это узнал), исходя из этого простейшего предположения (и, таким образом, предположение о существовании врожденного знания является просто ненужным усложнением).

Что касается идеи Бога, - пишет Локк, - то она при ближайшем рассмотрении не является всеобщей: представление о божестве различных народов сильно отличаются. Есть народы, и вовсе не имеющие религии /если идею не разделяют все, то она просто не может быть всеобщей, однако, противоположное не доказывает ее врожденности/.

Что касается принципов морали, то они так же отличаются у различных народов (что для африканца, скажем, хорошо, то для европейца может быть плохо (аморально)). Впрочем существующее относительное сходство моральных принципов мы можем объяснить сходным опытом, сходными условиями, в которых существуют и выживают те, или иные народы.

По поводу принципов логики и математики, Локк говорит следующее: если бы они были врождены человеческому сознанию, то в процессе индивидуального развития человека появлялись бы первыми (скажем, маленькие дети, едва научившиеся говорить, уже понимали бы математику), тогда как на самом деле наблюдается как раз обратное: вначале у человека складывается представление о конкретных вещах, позднее он учится пользоваться все более и более общими и абстрактными понятиями[1]. Это указывает как раз на то, что они формируются постепенно, на основании опыта.

 

 

Локк (в отличие от Беркли и Юма) не имеет ничего против декартовой онтологии. Его теория познания опирается на теорию Декарта и поддерживает ее. Но внимание самого Локка уже переключено с онтологии на гносеологию (с вопроса «как устроен мир?» на вопрос «как устроено человеческое познание?»).

Локк говорит об ограниченности человеческих познавательных возможностей, он сравнивает мир с огромным бездонным океаном[2], а разум человеческий – с лотом, который может его промерить только на ограниченную глубину. Нам не изведать всех тайн этого океана, но уж собственные познавательные способности мы исследовать в состоянии.

Локк закладывает основы классической теории познания.

Итак, как мы, согласно Локку, познаем? Подчеркну, что Локк рассуждает именно на уровне механизма работы сознания (он не говорит о механизме работы тела).

Наше сознание получает информацию о вещах от органов чувств. Изначально эта информация поступает в виде некоего потока (или калейдоскопа), который затем сознанием упорядочивается.

Элементарные единицы этой информации Локк называет «простыми идеями». Например: «красное», «круглое», «сладкое», «плотное», «гладкое».

Поскольку те, или иные идеи присутствуют в опыте вместе (как некий устойчивый комплекс), - мое сознание конструирует идею предмета. «Красное», «круглое», «сладкое», «плотное», «гладкое» вместе образуют идею яблока. Яблоко (та, или иная вещь, которую я воспринимаю), это, согласно Локку, - сложная идея (она составлена из простых).

Далее: мы в состоянии помыслить не только вот это конкретное яблоко, но и яблоко вообще (дом вообще, дерево вообще). «Абстрактным идеям», как их называет Локк, соответствуют общие понятия, объединяющие определенный род вещей (вещи, собранные по существенному признаку). Когда мы оперируем абстрактным понятием «яблока вообще», мы абстрагируемся от того, какое оно, красное или зеленое, когда мы говорим о «доме вообще», то предполагается неважным, сколько в нем этажей и какого он цвета.

Абстрактные идеи могут быть разной степени общности.

Итак, согласно Локку, идеи не врождены сознанию, они усваиваются из опыта. Сознание также не способно создавать новые идеи. Вернее, Локк говорит о невозможности создания новых простых идей. Воображение же, которое представляется нам таким свободным, на самом деле ограничено опытом (человеческое воображение, согласно Локку, не творец, а комбинатор). Работа воображения состоит в том, что мы из уже имеющихся простых идей складывать новые сложные.

Я могу представить себе единорога, потому, что видел белую лошадь и знаю, что такое рог. Я могу представить себе синее яблоко, или золотую гору. Я могу создать фантастический мир, но я буду создавать его из «кусочков» этого, данного мне на опыте мира /его «кирпичиками» будет то, что Локк называет «простыми идеями»/.

 

Локк, как и Платон, использует термин «идея». Но из сказанного ясно, что он вкладывает в этот термин совсем иной смысл.

Локк называет «идеями» то, что формируется в человеческом сознании в результате опыта и по мере опыта (мы сначала видим, слышим, осязаем, сознание обрабатывает всю эту информацию, и в результате этого в нашем сознании формируются идеи (как бы отображение воспринятой на опыте реальности)).

Платон же «идеями» называет вечные сущности, знание о которых потенциально содержится в человеческом сознании[3]. Бытие идей, по Платону, не сводимо ни к бытию вещей, ни к познавательному процессу, который совершается в сознании человека. Локк же называет «идеями» «все, чем может быть занята душа во время мышления»[4].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.