Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика работы




Общая характеристика курсовой работы содержит краткую оценку современного состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, основание и исходные данные для разработки избранной темы.

В общей характеристике работы студентом строго последовательно раскрываются следующие подразделы:

- актуальность темы исследования,

- цель исследования,

- задачи исследования,

- объект исследования,

- предмет исследования,

- гипотеза исследования,

- методологические основания исследования,

- методы исследования,

- научная новизна и значимость полученных результатов,

- практическая значимость полученных результатов,

- эмпирическая база исследования,

- структура и объем курсовой работы.

Каждый из перечисленных пунктов, с сохранением указанного в данном пособии порядка, описывается, начиная с нового абзаца, выделяется жирным шрифтом, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.

Рекомендуемый объём «Общей характеристики работы» – не более 4–6 страниц.

Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обосновывается с учётом потребностей общества в решении данной проблемы, состояния и тенденции развития исследуемой научной проблемы, а также практических запросов различных типов учебных заведений, семьи, общественности и т.п.

Далее кратко в обобщённом виде раскрываются основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что – неполно, что – вообще не разработано), определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов.

На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

Проблема исследования – это научный вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический интерес. Постановка проблемы и соответствующего исследовательского вопроса – начало любого исследования.

Научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах определенной научной отрасли. «Являются ли различия в агрессивности генетически детерминированным признаком или зависят отвлияний семейного воспитания?» – это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена соответствующими методами. Формулируя научную проблему, мы определяем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

К примеру, исследуются возможности рисуночной психотерапии в воспитании подростков. Таким противоречием может быть:

– противоречие между достигнутым уровнем психологического развития отдельных категорий подростков, с одной стороны, и возросшими требованиями к уровню их интеллектуального развития в современных условиях реформы общеобразовательной школы – с другой;

или:

– противоречие между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических черт личности отдельных категорий подростков, обучающихся в профессиональных учебных заведениях, – с другой и т.д.

Исходя из отмеченных выше противоречий, вытекает проблема исследования, которую в нашем примере можно обозначить следующим образом: каковы возможности психотерапевтических рисунков в повышении уровня интеллектуального развития подростков 12–14 лет.

Актуальность и недостаточная разработанность рисуночной психотерапии определяют выбор темы исследования: «Возможности рисуночной психотерапии в воспитании подростков».

Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики. Исходя из этого, им формулируются тема, цель и задачи исследования, его объект, предмет и гипотеза.

Цель исследования — это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме (обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели).

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Вы­явить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». Стилистически цели иногда могут также формулироваться как «Анализ...», «Выявление...» и т.п., при этом не стоит забывать о новизне ожидаемых результатов (см. п.2.2).

Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование…», «Изучение…», так как эти слова указывают лишь на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Задачи исследования развивают и конкретизируют цель исследования и должны соответствовать объекту, предмету и гипотезе исследования. Постановка задач обязательна, они помогают структурировать исследование. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируя задачи исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера, что значительно облегчает восприятие соответствующего материала.

Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изучить, выявить и т.п. Их не следует путать с этапами выполнения исследования (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов). Задачи должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта.

Вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики развития, обоснованием основных путей решения проблемы.

Третья задача – со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки. Данная задача связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, проблемой управления исследуемым предметом, а также разработкой методических рекомендаций (указаний, учебно-методических пособий, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.

В приведенном выше примере задачами исследования могут быть:

– провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ рисуночной психотерапии;

– определить взаимосвязи цветовых предпочтений и характера рисунков подростков с их психологическими свойствами;

– разработать практические рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками.

Указанные задачи могут уточняться, конкретизироваться, делиться на несколько рядоположенных с целью более грамотного планирования и осуществления научного исследования.

Объект исследования – это та часть реального мира, которая подлежит изучению, исследованию и (или) преобразованию студентом. В качестве объекта психологического исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в психологической теории и практике: индивид, группа людей или определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства).

Предмет исследования более конкретен, чем объект (в одном объекте может быть несколько предметов исследования), но для исследования выделяется только один, т.е. только одна конкретная психологическая проблема, требующая решения. Предмет исследования – это функционирование сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом.

Более подробно о требованиях к формулировке объекта и предмета исследования можно прочитать в п.2.2 данного пособия.

Гипотеза исследования – это научное предположение, истина которого не доказана, но вероятна. Гипотезы могут быть описательного характера (предполагается существование какого-либо явления), объяснительного (предположение о причинах того или иного явления) и описательно-объяснительного характера. Гипотеза должна включать в себя, как правило, лишь одно положение, в неё нельзя включать неоднозначные понятия и категории. При формулировке гипотезы требуется безупречное стилистическое оформление и логическая простота.

Более подробно о требованиях к формулировке гипотезы исследования можно прочитать в п.2.2 данного пособия.

В результате проведенных студентом исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Методологическая основа исследования. Указывается, какие современные философские и психолого-педагогические концепции положены в основу подхода к исследуемой проблеме. Они должны быть органически связаны с темой исследования.

Методы исследования. Указываются методы и конкретные методики, используемые студентом в процессе исследования.

На теоретическом уровне могут применяться следующие методы: анализ философской, психологической, социологической, педагогической, методической литературы; обобщение; сравнение; моделирование.

На эмпирическом уровне могут применяться такие методы исследования, как наблюдение, эксперимент (лабораторный или естественный, констатирующий и (или) формирующий), беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование и др., статистическая (математическая) обработка полученных данных.

Более подробное описание использованных в ходе исследования методов и применяемых методик исследования дается студентом в соответствующих главах курсовой работы.

Научная новизна и значимость полученных результатов. При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от уже известных. Описывается степень новизны (получено впервые, усовершенствовано, глубже разработано), отмечается научная значимость (насколько полученные результаты развивают научные представления о том или ином явлении, объясняют сущность механизмов, явлений, процессов; как они способствуют развитию теории, планированию и проведению новых исследований). Объективно оценивается личный вклад студента в разработку исследуемой проблемы.

Любое научное психологическое исследование – фундаментального, прикладного, фактического характера – должно содержать определенную новизну в решении поставленной проблемы. Степень новизны исследовательских проектов может быть разной, но, в любом случае, проведенное научное исследование должно вносить определенный новый вклад (хотя бы крупицу) в совокупность имеющихся знаний по изучаемой проблеме. Поэтому студенту важно определить то место, которое займет его работа среди других, и то новое, что она внесет.

Новизна исследования может проявляться:

• в изучении ранее не изучавшихся факторов, приводящих к возникновению психического явления (например: «Влияние вкусовых ощущений на скорость реакции выбора среди аудиальных стимулов»);

• в выявлении ранее не изучавшихся связей между психическими явлениями (понятиями) (например: «Взаимосвязь ассертивности и самооценки младших школьников»);

• в изучении определенных связей между психическими явле­ниями на новых объектах (например: «Взаимосвязь агрессивности и самооценки у членов неформальных молодежных течений»);

• в разработке нового психологического принципа, лежащего в основе развивающей методики, направленной на изменение определенного психического свойства (например: «Обратная связь как средство формирования адекватного различения звуков у детей 4–5 лет»);

• в проверке эффективности методики, разработанной другим автором, в новых условиях (в работе с другой возрастной категорией, в работе с людьми, характеризующимися другими индивидуальными особенностями, особыми условиями проживания или профессиональной деятельности).

Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики. В выпускной квалификационной работе, имеющей практическое значение, могут приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования полученных результатов в различных сферах психологической практики, а также в работе с различными проблемами и категориями клиентов. Следует указать, какие основные результаты и где уже нашли применение (с оценкой эффективности их использования).

Эмпирическая база исследования. Указывается название учреждения(ий), где проводилось исследование; объем выборки исследования, статусные характеристики группы испытуемых, принимавших участие в исследовании и имеющие значение для определения репрезентативности выборки (половой состав, возрастной состав, социальный, образовательный статусы и пр.).

Структура и объем курсовой работы. Указывается структура курсовой работы, наличие общей характеристики работы, определенного количества глав, приложений. Приводится полный объем курсовой работы в страницах (без учета списка использованных источников и приложений), а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с обязательным указанием их количества для каждого вида), и количество использованных источников.

 

5. Основная часть. В основной части формулируется исследуемая проблема, определяется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора. Необходимо отразить результаты самостоятельного анализа автором нормативно-правовых документов, научной литературы, дать творческую оценку изучаемого явления или процесса.

Курсовая работа содержит, как правило, 2 или 3 главы, в каждой из которых, в свою очередь, выделяются 2–4 раздела.

В главах курсовой работы должны быть даны:

1) обзор литературы по теме и выбор направления исследования (сжато, критически осветив основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме, студент должен назвать вопросы, которые остались неразрешенными и, закончив обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данной области, определить предмет своего исследования);

2) изложение общей концепции и основных методов исследования (дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритма решения задач, излагается их суть);

3) описание эмпирико-экспериментальной части, применяемого оборудования и техники эксперимента, используемых методик исследования;

4) выполненные в работе теоретические и (или) эмпирические (экспериментальные) исследования;

5) анализ и обобщение результатов исследования.

Распределение основного материала курсовой работы по главам, выделение в отдельные главы или разделы обзора, методики, экспериментальной части определяется студентом. В главах с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы.

Приведем примерную схему материала, который включается в главы курсовой работы.

Первая глава работы,как правило, посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента с литературой, его умение анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами, способность выделять существенное в ранее проведенных исследованиях.

В обзоре нецелесообразно стремиться к изложению всего материала источников, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо раскрывать существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы.

Логика обзора литературы может быть основана на:

1) переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема работы – «Проблема посттравматического стресса», то целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изучению стресса, а затем перейти к специфике посттравматического стресса;

2) хронологии исследований в этой области – описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы. Например, «проблема стресса впервые стала изучаться…»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало…»; «В конце 80-х годов главной темой исследований было…»;

3) подходах к исследованию проблемы – акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей. Например: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на…»; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на…»; «Представители когнитивной психологии анализировали…»;

4) изучении логических аспектов динамики психических явлений – в проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению психического явления. Например, могут рассматриваться предпосылки формирования самооценки, факторы, ее определяющие, поведение человека с разными типами самооценки, следствия неадекватной самооценки;

5) изучении отдельных сторон проблемы – логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании а) понятия стресса; б) причин стресса; в) последствий стресса.

Все рассмотренные типы логики построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения, и анализа материала публикаций.

Важно в теоретической части работы рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой темой. Например, тема работы «Влияние успехов в учебной деятельности на формирование самооценки младших школьников». В таком случае целесообразно раскрыть вопросы психологии младшего школьника, особенности его учебной деятельности, проблему самооценки, ее специфику в младшем школьном возрасте и попытаться найти в литературе некоторые данные, говорящие о влиянии успехов в учебной деятельности на самооценку младшего школьника. При этом предполагается, что этот вопрос полностью не исследован. В противном случае проводимая научная работа оказывается неактуальной. Должна быть указана специфика работы, ее новизна.

Начинать каждый раздел полезно с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными. Например, «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов», «Рассмотрим основные проблемы самооценки», «При изучении проблемы личности выделяют следующие основные понятия» и т.п.

Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей работы фрагментов, слов, выражений.

Ищите теоретические статьи по теме. Теоретические статьи, которые прямо связаны с вашей темой, должны быть включены в обзор литературы. Однако поиск литературы, скорее всего, приведет к отчетам об эмпирических исследованиях, поскольку этот тип статей преобладает в научных журналах по психологии. Важно отметить, что авторы отчетов об эмпирических исследованиях чаще всего соотносят свои результаты с теоретическими работами и потому дают ссылки на соответствующую литературу. Обратите на них внимание.

Ищите обзорные статьи по теме. Ранее опубликованные обзорные статьи помогут в планировании нового обзора литературы, который вы собираетесь предпринять. Они полезны для того, чтобы представить, насколько широк круг литературы по теме, а также дают возможность найти большой список ссылок на другие источники.

Выявите классические исследования и ведущих теоретиков. Классические исследования и теоретики вносят исторически важный вклад в понимание научной или научно-практической проблемы, поэтому знакомство с ними студента необходимо при изучении современных исследований по теме. Пренебрежение этим является серьезной ошибкой. Понять, какие исследования относятся к классическим, можно по контексту, в котором они цитируются, и по словам, которыми они сопровождаются («важное», «значительное» и т.п.). Кроме того, если вы замечаете, что в разных работах разные авторы регулярно ссылаются на определенные книги и статьи, то есть основание полагать, что описываемые в них теории и исследования относятся к числу классических.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. содержание работы не должно быть безличным. Например, «как показано в работах А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, память является…»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривалась в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, И.И. Ильясова….»; «П.Я. Гальперин считает, что…», «Исследования В.В. Давыдова показали, что…» и т.п.

Определитесь с основными понятиями. Полезно с самого начала дать предварительные определения основных понятий, чтобы избежать ошибочной интерпретации терминов изучаемой темы.

Имеет значение, насколько широко и качественно проработаны источники, насколько тщательно проведен в работе их анализ. Например, одна книга только упоминается в работе, и только один раз, а ссылки на другую приводятся неоднократно и в разном контексте. В третьем случае студент на книгу (или статью) не только ссылается, но также анализирует и оценивает ее. Иногда студенты копируют ссылки на определенные источники из других прочитанных книг, даже не заглядывая в эти первоисточники (что недопустимо). В результате они создают длинный список литературы, который сам по себе не характеризует объем и качество проделанной работы.

Если при работе над темой студент обнаруживает, что по конкретной проблеме литературы недостаточно много, то он должен основательнее изучить и проанализировать литературу по более общей и смежным проблемам. Это поможет ему повысить уровень компетентности в изучении собственной темы, найти подходы к эмпирическому исследованию. Например, если отсутствует достаточно большое количество публикаций по проблеме военного синдрома, то целесообразно более детально рассмотреть вопросы травматического и посттравматического стресса, а также тему стресса в целом. При этом студент должен последовательно переходить от изложения общих проблем к рассмотрению более частных, связанных с его темой.

До того как делать выписки из источника, необходимо понять со­держание выписываемого фрагмента. Нецелесообразно выписывать что-либо без понимания содержания, в надежде на последующее продумывание записи и понимание.Изучение и конспектированиe книги или статьи не следует превращать в самоцель, оно должно быть нацелено на поиск только той информации, которая необходима для раскрытия темы.

Цитаты и тезисы – наиболее часто используемые формы записей при подготовке работ, когда только отдельные фрагменты источника существенны для раскрытия темы работы.

Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. Прямое цитирование целесообразно использовать, когда студент хочет подчеркнуть точную формулировку мысли автора. При этом текст заключается в кавычки с обязательным указанием в скобках страниц, на которых находится цитируемый фрагмент.

При использовании цитат в виде косвенной речи мысли автора излагаются в пересказе. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться сокращенно и сжато записывать своими словами. Информация из источника при этом передается в измененном, переформулированном виде. В случае косвенных цитат текст пишется без кавычек. Но и в том, и в другом случае целесообразно в выписках или конспекте указывать номера страниц, что нужно будет при их использовании в тексте работе.

Тезисы как вид записи при чтении статьи (или книги) – это сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, перечислениеосновных идей, ключевых положений всего источника либо его фрагмента. Позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках. В конспект могут войти также отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы.

В тексте курсовой работы обязательно делаются ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех или иных исследований. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме.

При изложении основного материала в курсовой работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследований, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений и тавтологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для следующей.

В курсовой работе не рекомендуется излагать материал от первого лица как единственного числа (например: «я считаю…», «я наблюдал…», «по моему мнению…», «мне кажется…» и т.п.), так и множественного (например: «мы считаем…», «мы получили…» и т.п.). Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых местоимение «мы» исключается. В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно выражать ту же мысль в безличной форме (например: «на основе проведенного анализа можно утверждать, что…», «проведенное исследование подтвердило…» и т.п.) или писать: «по мнению автора курсовой работы…». Возможные языковые обороты приведены в таблице 1.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении к ним своего отношения можно использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Таблица 1 – Возможные языковые обороты, используемые при написании научно-исследовательской работы

Элементы научной работы Возможные языковые обороты
Тематика и проблематика работы «тема данной работы…» или «данная работа посвящена проблеме (вопросу)…»; «работа представляет собой анализ (описание)…»; «в работе (главе, разделе) проанализированы (изложены, обобщены, описаны)…» или «дается обзор (оценка)…»; «затрагивается (освещается) проблема (вопрос)…» или «поставлена проблема…»
Композиция работы «работа состоит из…(включает в себя…)»
Анализ материала первоисточника «автор анализирует (описывает, считает, доказывает, утверждает, сопоставляет, сравнивает, подчеркивает, противопоставляет, предлагает, выделяет, обобщает, обосновывает, прослеживает)…»; «автор касается (отмечает важность)…»; «объясняет (подтверждает, интерпретирует)…»; «исходит из…» или «опирается на…»; «останавливается на…»
Иллюстрация автором собственной позиции «приводится пример того, как…»; «приводится в качестве примере…»; «приводится цитата из…»; «данные (факты, цифры), иллюстрирующие (подтверждающие)…»
Выражение оценки «автор разделяет (подчеркивает) точку зрения…»; «придерживается того же мнения (соглашается)…»; «считает убедительным (признает правомерность (плодотворность)…»; «автор полемизирует (придерживается точки зрения, не соглашается, возражает, опровергает)…»; «считает неубедительным (неточным, неполным, безосновательным)…»
Выводы «позволяет сформулировать следующие выводы…»; «автор пришел к выводу (делает вывод), что…»; «формулируется (делается) вывод о том, что…»

В конце каждого из параграфов главы составляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса.

Вторая глава курсовой работы показывает умение студента самостоятельно планировать и проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные в процессе исследования результаты, подвергать их статистической (математической) обработке, проводить их качественный анализ, делать выводы. Здесь студент представляет результаты своего психологического (психодиагностического, эмпирического, экспериментального) исследования на основе проведенных психодиагностических процедур.

Обычно первый параграф рекомендуется посвятить краткому описанию методических приемов и способов психодиагностических процедур, которые использовались студентом в его психологическом исследовании. Здесь, по сути, излагается программа эмпирического (экспериментального) изучения проблемы.

Второй параграф отводится описанию результатов практической работы студента с испытуемыми. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. В данном пособии приводятся примерные образцы оформления протоколов эмпирического исследования, которые должны оформляться каждым студентом при сборе фактического материала исследования. Данный материал может быть затребован научным руководителем или членами комиссии на защите курсовой работы для проверки объективности полученных студентом результатов (см. приложение 3).

Краткие обобщающие выводы по каждому из параграфов позволяют четко сформулировать итоги каждого этапа исследования.

Третью главу исследования (при необходимости ее введения в план работы) обычно посвящают подведению итогов теоретического анализа и экспериментального (эмпирического) изучения предмета исследования, сравнительному анализу результатов теоретического и эмпирического (экспериментального) исследования, делаются выводы и разрабатываются научно-методические и практические рекомендации (программы, алгоритмы и т.п.) по решению данной проблемы.

Выводы по главам. Каждая из глав заканчивается выводами. Обязательным для курсовой работы является логическая связь между главами и подчинение ведущей идее темы всего содержания работы. Их может быть несколько, обычно 3–4. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента над темой. Выводы по главам самостоятельно формулируются студентом и не должны содержать цитат и ссылок на других авторов.

Структуру курсовой работы в разумных пределах можно варьировать. Студент сам определяет, сколько у него будет глав, параграфов, как удобнее расположить эмпирический или экспериментальный материал, схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п.

6. Заключение. В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования, а также вклад, который автор вносит в развитие психологического знания и практической психологии, т.е. логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, полученные студентом в результате исследования. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Содержащиеся в заключении выводы по проведенному исследованию должны быть краткими и чёткими, подчёркивающими значимость и эффективность разработок.

Пункты в заключении (до 5) нумеруются. При этом важно, чтобы в выводах отражалась решённость всех задач исследования и обоснованность, доказанность выводов и рекомендаций.

 

7. Список использованных источников содержится в работе после заключения. Список использованных источников содержит перечень источников информации, использованных при выполнении проведенного научного исследования, ссылки на которые студентом приводятся в работе. В данный перечень не могут входить источники, которые не анализировались студентом и на которые отсутствуют ссылки по тексту представленной работы. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последние издания.

Набор элементов в библиографических описаниях и последовательность их расположения регламентируется стандартом. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями (см. приложение 4) и содержать не менее 30 наименований, размещённых либо в порядке упоминаний изданий в тексте работы, либо в алфавитном порядке.

 

8. Приложения. Приложения включают в себя весь вспомогательный материал (,,, и т.п.), который при включении в основную часть работы загромождает текст, однако является необходимым для полноты восприятия содержания работы, оценки ее научной и практической значимости. К нему относятся:

- таблицы и иллюстрации вспомогательного характера, дополняющие теоретические рассуждения автора;

- диагностический материал исследования, включая образцы используемых студентом бланков методик и инструкции;

- заполненные формы отчётности (при необходимости);

- таблицу первичных эмпирических данных;

- матрицы для математической обработки данных;

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, оценки погрешности измерений;

- результаты статистической обработки данных;

- распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса (при необходимости);

- методические рекомендации и методические указания использования новых разработанных способов профилактики, диагностики;

- другие иллюстрации вспомогательного характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.