Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный рынок и его правовое регулирование




Информационные ресурсы, продукты и услуги

В Федеральном Законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» приведено следующее определение понятия «информационные ресурсы»:

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Документы и массивы информации, о которых говорится в законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Если их понимать как знания, то информационные ресурсы отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, создавали и анализировали. Эти знания материализованы в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений науки и искусства. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, полезных ископаемых и другим ресурсам. Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, зафиксированный на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д., распространяется такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью информационных услуг.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов, потребители должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается и насколько они доступны.

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений, связанных с торговлей продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

В настоящее время в России быстрыми темпами формируется рынок информационных продуктов и услуг, компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитые компьютерные сети и соответствующие им технологии переработки информации.

2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы - законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на неё. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений и законов, таких, как:

· «Об информации, информатизации и защите информации»;

· «Об авторском праве и смежных правах»;

· «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

· «О правовой охране топологий интегральных схем».

В Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Закон создаёт условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.

1.2. Информация, её виды и свойства

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины вводят это понятие по-разному. Можно выделить антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный подходы.

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть преобразованы в знания. Этот подход можно наблюдать, в частности, в российском законодательстве. В Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации» даётся следующее определение: «Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». С позиции философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений – сообщений. Под сообщением понимается форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц, видео и др.

С научной точки зрения информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Суть техноцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Когда говорят, что «информация хранится в базах данных» или «информация передаётся по компьютерным сетям», то имеют в виду данные. Станут ли эти данные информацией, и если да, то какой, зависит не только от данных, но и от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если данные используются для уменьшения неопределённости чего-либо, они превращаются в информацию. Можно утверждать, что информацией являются используемые данные. Когда речь идёт об эксплуатации технических систем, понятие информация представляется как данные.

Суть недетерминированного подхода состоит в отказе от определения информации на том основании, что информация является фундаментальным понятием, как материя или энергия. Например, в Федеральных законах «О государственной тайне» или «О средствах массовой информации» определение информации отсутствует, хотя это понятие широко используется.

Современное представление об информации основывается на действительной фундаментальности этого понятия. Информацию рассматривают как содержательную часть данных, интерпретируемых человеком (синтез антропоцентрического и техноцентрического подходов).

Информационный процесс – это цикл образования информации из данных и её сохранения в виде новых данных. Информация существует непродолжительное время, но сам информационный процесс длится столько, сколько существуют носители данных, представляющие информацию.

Если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов, существующий столько, сколько длится это взаимодействие, а всё остальное время пребывающее в виде данных, то можно определить понятие информации как продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Если данные графические, а метод взаимодействия – наблюдение, то образуется визуальная информация, если данные текстовые, а метод – чтение или прослушивание, то образуется текстовая информация, и т.д.

Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, можно прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их обработка. Одно дело – внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и совсем другое – смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

Информация, как отмечалось выше, является динамическим объектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Как и всякий объект, она обладает только ей присущими свойствами, на которые влияют как свойства данных, составляющих её содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе процесса обработки информации. С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность и избыточность.

Объективность и субъективность информации является относительной. Более объективной является та информация, в которую методы обработки вносят меньший субъективный элемент. Это свойство важно для исторических дисциплин: одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, выглядят совершенно по-разному.

Полнота информации характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, и тем легче подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все данные являются полезными – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, так называемый «информационный шум». Достоверность информации снижается при увеличении уровня шумов. Если полезный сигнал зафиксирован более чётко, чем посторонние сигналы, то достоверность информации может быть более высокой.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно и доступность данных, и доступность методов для их интерпретации.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Часто актуальность, как и полноту, связывают с коммерческой ценностью информации.

Избыточность информации – это свойство, полезность которого ощущается очень часто. Избыточность информации человек чисто психологически воспринимается как её качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать своё внимание и меньше утомляться. Обычный текст, напечатанный на русском языке, имеет избыточность порядка 20-25 %. Если отбросить каждую пятую букву, то получить информацию из текста всё же можно, хотя читать его будет утомительно. Визуальная информация, которую мы получаем органами зрения, имеет избыточность более 90 %. Это означает, что даже потеряв значительную часть визуальной информации, можно понять её содержание, хотя при этом нужна большая концентрация внимания. Ещё большую избыточность имеет видеоинформация – до 98-99 %. Эта избыточность позволяет зрителям рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма. В мультипликационных фильмах избыточность намного меньше, и поэтому они быстрее утомляют зрителей.

Особое значение избыточность имеет в информационных технологиях. Избыточность увеличивает затраты на хранение и транспортировку информации. В таких случаях избыточность уменьшают, применяя специальные программные методы сжатия данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.