Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие




Забывание

Воспроизведение

Сохранение

Запоминание

Процессы памяти

Основные механизмы и процессы памяти

Характеристики памяти:

1.Объем.

2.Быстрота запоминания и воспроизведения.

3.Точность воспроизведения.

4.Длительность сохранения

Бывает преднамеренное и непреднамеренное. При запоминании очень важен элемент заучивания – многократное повторение материала до полного запоминания.

Для запоминания информации важна степень осмысленности.

1.Механическое запоминание – без опознавания.

2.Осмысленное запоминание – основано на логических связках и связано с мышлением.

Приемы запоминания

1.Деление на части.

2.Образы.

3.Выделение главного.

4.Самоконтроль.

5.Ассоциации.

1.Динамическое – проявляется в оперативной памяти, материал мало изменяется

2.Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается переработке.

Процесс воссоздания образа, воспринимаемого ранее. Происходит вне объекта. Формы:

1.Припоминание – припоминается тот или иной момент.

2.Воспоминание – воспоминание образов прошлого.

3.Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. Бывают ошибки узнавания.

Не возможность восстановить ранее воспринимаемую информацию (постепенно, вначале четкость, затем объем).

Причины забывания:

1.Нет подкрепления, нет повторения.

2.Не прочные знания.

3.Явление реминисценций – смутное воспоминание, неспособность воспроизвести.

4.Непонятность материала.

5.Большой объем.

6.Отсутствие интереса.

7.Степень трудности.

8.Явление ретроактивного торможения – влияние следующей деятельности на материал, воспринятый в предыдущей деятельности.

Нужно чередовать трудный и легкий материал.

9.Возраст.

10.Различные психические и физические травмы.

 

Процессы памяти носят индивидуальный характер настоящее время выделяют две группы индивидуальных различий в памяти: к первой относятся различия в производительности заучивания, ко второй - отлично ости так называемых типов памятьюі.

Различия в производительности заучивания оказываются в скорости, прочности, точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала Известно, что одни люди запоминают быстро, другие - п медленно, одни помнят долго, другие быстро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем материала, другие запоминают рисо.

Кроме этого, замечено, что для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное хранение информации Так, ОСПушкин мог прочитать наизусть длинный стихотворение, написанное другим автором, п после двукратного его прочтения; ВА Моцарт мог запомнить сложное музыкальное произведение после одного прослушиваниявання.

ОР Лурия описал примеры феноменальной памяти у человека, могла с одинаковой скоростью запомнить большой по объему и разнообразный материал, в том числе и бессодержательный Кроме этого, память характер ктеризувалася значительной прочностьюстю.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти Тип памяти определяется тем, как человек запоминает материал - на слух, зрение, пользуясь движениями Некоторые люди для того, чтобы запомнить, п требуют зрительного восприятия того, что необходимо запомнить Эти люди принадлежат к зрительному типа памяти Другим для запоминания необходимые слуховые образы - такие люди имеют слуховой тип памяти Существую во люди, для запоминания требуют движений, в том числе и речевых Они принадлежат к двигательного типа памяти Типы памяти в чистом виде встречаются редко Чаще большинство людей смешанный тип памяти Смешанный тип памяти повышает вероятность того, что материал быстро и надолго запомнится Кроме того, участие в процессе запоминания нескольких анализаторов ведет к большей подвижностью ивости в использовании образованных систем нервных связейх зв'язків.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, воспитывает смешанный тип памяти у детей У взрослых тип памяти может определяться характером их профессиональной деятельноститі.

Типы памяти следует отличать от видов памяти Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем: движения, образы, чувства, мысли, и различные виды памяти присущи всем людям и не является их индивидуальной особенностью время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или с помощью движений Поэтому тип памяти является индивидуальной особенностью человека У всех людей есть все виды памяти, ал е каждому человеку присущ определенный тип памятью'яті.

Первым проявлением памяти являются условные рефлексы, которые можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка Четче память проявляется тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы (конец первого полугодия), и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые ее постоянно окружают, вещи, с которыми она часто имеет дело Причем узнавания наступает в том случае, когда что нет длительных перерывов в восприятии предмета Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, и продолжительность хранения увеличиваетсяься.

Сначала у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же появляется значительно позже Первые признаки воспроизведения можно наблюдать на втором году жизни Сначала память носит непроизвольный характер В пер реддошкильному возрасте дети не ставят перед собой задачу что-то запомнить Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания При этом запоминания тесно \"связано с интересами ребенка: дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес Кроме этого, в дошкольном возрасте запоминание становится осмысленным, то есть дети начинают понимать, что они по памяти вуют Лучше запоминаются наглядно представлены связи предметов, явлений, а не абстрактно-логические отношения между понятиемняттями.

Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием памяти, особенно произвольной, которая определяется усвоением новых знаний

Младший школьник вынужден запоминать и воспроизводить не только то, что ему интересно Под влиянием требований школьного обучения память становится не только произвольной, но и активной

Развитие памяти не происходит сам собой Для этого необходима система воспитания памяти Поэтому обучение в школе можно рассматривать как комплексную систему развития и тренировки памяти личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.