КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Забывание Воспроизведение Сохранение Запоминание Процессы памяти Основные механизмы и процессы памяти Характеристики памяти: 1.Объем. 2.Быстрота запоминания и воспроизведения. 3.Точность воспроизведения. 4.Длительность сохранения Бывает преднамеренное и непреднамеренное. При запоминании очень важен элемент заучивания – многократное повторение материала до полного запоминания. Для запоминания информации важна степень осмысленности. 1.Механическое запоминание – без опознавания. 2.Осмысленное запоминание – основано на логических связках и связано с мышлением. Приемы запоминания 1.Деление на части. 2.Образы. 3.Выделение главного. 4.Самоконтроль. 5.Ассоциации. 1.Динамическое – проявляется в оперативной памяти, материал мало изменяется 2.Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается переработке. Процесс воссоздания образа, воспринимаемого ранее. Происходит вне объекта. Формы: 1.Припоминание – припоминается тот или иной момент. 2.Воспоминание – воспоминание образов прошлого. 3.Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. Бывают ошибки узнавания. Не возможность восстановить ранее воспринимаемую информацию (постепенно, вначале четкость, затем объем). Причины забывания: 1.Нет подкрепления, нет повторения. 2.Не прочные знания. 3.Явление реминисценций – смутное воспоминание, неспособность воспроизвести. 4.Непонятность материала. 5.Большой объем. 6.Отсутствие интереса. 7.Степень трудности. 8.Явление ретроактивного торможения – влияние следующей деятельности на материал, воспринятый в предыдущей деятельности. Нужно чередовать трудный и легкий материал.
9.Возраст. 10.Различные психические и физические травмы.
Процессы памяти носят индивидуальный характер настоящее время выделяют две группы индивидуальных различий в памяти: к первой относятся различия в производительности заучивания, ко второй - отлично ости так называемых типов памятьюі. Различия в производительности заучивания оказываются в скорости, прочности, точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала Известно, что одни люди запоминают быстро, другие - п медленно, одни помнят долго, другие быстро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем материала, другие запоминают рисо. Кроме этого, замечено, что для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное хранение информации Так, ОСПушкин мог прочитать наизусть длинный стихотворение, написанное другим автором, п после двукратного его прочтения; ВА Моцарт мог запомнить сложное музыкальное произведение после одного прослушиваниявання. ОР Лурия описал примеры феноменальной памяти у человека, могла с одинаковой скоростью запомнить большой по объему и разнообразный материал, в том числе и бессодержательный Кроме этого, память характер ктеризувалася значительной прочностьюстю. Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти Тип памяти определяется тем, как человек запоминает материал - на слух, зрение, пользуясь движениями Некоторые люди для того, чтобы запомнить, п требуют зрительного восприятия того, что необходимо запомнить Эти люди принадлежат к зрительному типа памяти Другим для запоминания необходимые слуховые образы - такие люди имеют слуховой тип памяти Существую во люди, для запоминания требуют движений, в том числе и речевых Они принадлежат к двигательного типа памяти Типы памяти в чистом виде встречаются редко Чаще большинство людей смешанный тип памяти Смешанный тип памяти повышает вероятность того, что материал быстро и надолго запомнится Кроме того, участие в процессе запоминания нескольких анализаторов ведет к большей подвижностью ивости в использовании образованных систем нервных связейх зв'язків.
Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, воспитывает смешанный тип памяти у детей У взрослых тип памяти может определяться характером их профессиональной деятельноститі. Типы памяти следует отличать от видов памяти Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем: движения, образы, чувства, мысли, и различные виды памяти присущи всем людям и не является их индивидуальной особенностью время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или с помощью движений Поэтому тип памяти является индивидуальной особенностью человека У всех людей есть все виды памяти, ал е каждому человеку присущ определенный тип памятью'яті. Первым проявлением памяти являются условные рефлексы, которые можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка Четче память проявляется тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы (конец первого полугодия), и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые ее постоянно окружают, вещи, с которыми она часто имеет дело Причем узнавания наступает в том случае, когда что нет длительных перерывов в восприятии предмета Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, и продолжительность хранения увеличиваетсяься. Сначала у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же появляется значительно позже Первые признаки воспроизведения можно наблюдать на втором году жизни Сначала память носит непроизвольный характер В пер реддошкильному возрасте дети не ставят перед собой задачу что-то запомнить Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания При этом запоминания тесно \"связано с интересами ребенка: дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес Кроме этого, в дошкольном возрасте запоминание становится осмысленным, то есть дети начинают понимать, что они по памяти вуют Лучше запоминаются наглядно представлены связи предметов, явлений, а не абстрактно-логические отношения между понятиемняттями.
Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием памяти, особенно произвольной, которая определяется усвоением новых знаний Младший школьник вынужден запоминать и воспроизводить не только то, что ему интересно Под влиянием требований школьного обучения память становится не только произвольной, но и активной Развитие памяти не происходит сам собой Для этого необходима система воспитания памяти Поэтому обучение в школе можно рассматривать как комплексную систему развития и тренировки памяти личности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |