Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики свойств внимания. Развитие внимания




Свойствами внимания являются:

· Предметность

· Устойчивость

· Концентрация (сосредоточенность)

· Распределение

· Переключение

· Объем внимания

Рассмотрим подробнее эти свойства внимания.

Предметность - Это направленность на конкретный (реальный или воображаемый) предмет, явление. Внимание не может быть «просто так». Поэтому призывы типа: «Дети! Вы должны быть внимательными!» довольно бессмысленны. Привлекать внимание надо к конкретному предмету или явлению.

Устойчивость - это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на предмете или действии. Во многих случаях внимание не обнаруживает достаточной устойчивости. В частности, оно не может долго фиксироваться на неподвижном предмете. Возьмите чистый лист бумаги, поставьте на нем точку и сосредоточьтесь. Сколько секунд вы можете смотреть неподвижно на точку и думать только о ней? Исходно внимание действует несколько секунд для периферических факторов и до нескольких минут для центральных факторов. Внимание уходит, если нет интереса, возможности открытия чего-либо нового.

Концентрация – выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Это одновременное повышение уровня значимости информации при сужении поля восприятия. В это время происходит усиление процессов в доминантном очаге коры головного мозга за счет торможения в других очагах. По мнению некоторых ученых, гений – это результат повышенной концентрации внимания. Как-то И. П. Павлова спросили, как достичь великих результатов в науке. Он сказал, что это очень просто: надо научиться неотступно думать о предмете, с мыслью о нем ложиться и с ней вставать. Невозможность сконцентрироваться на каком-либо предмете называется рассеянностью.

Распределение внимания – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Это субъективно переживаемая способность удерживать в центре внимания несколько предметов (субъективно, поскольку объективно мы можем воспринимать только один предмет). Но, тем не менее, некоторые люди могут делать одновременно несколько дел. Например, Ю. Цезарь мог одновременно делать 7 дел. А Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов. Один французский психолог мог вслух читать одно стихотворение, а писать другое. Однако в действительности человек одномоментно обрабатывает лишь один предмет, т. е. в этих случаях мы имеем дело с быстрым переключением внимания с одного объекта на другой. Еще В. Вунд писал, что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух раздражителях, но можно быстро переключиться.

Переключение внимания - сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом.

Объем внимания - Количество объектов воспринимаемых одновременно за один акт восприятия. Объем внимания определяется числом 7 +(-) 2. Важно помнить, что объем внимания регуляции и тренеровке не поддается.

Различные свойства внимания – его концентрация, распределение, переключение и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Например, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью.

Нарушения внимания связаны с состоянием человека. Обычно наблюдаются нарушения отдельных характеристик внимания (объема, переключения и т. п.). Физиологическим механизмом нарушений служит замедление скорости возбуждения и торможения в коре головного мозга. например, при его поражении. Внимание страдает при стрессовых состояниях или состояниях, близких к ним. Поэтому психологи не рекомендуют в таких состояниях выполнять сложную работу, водить транспорт и т. п. В спокойных состояниях вниманию также присущи некоторые спонтанные колебания.

Распространенной формой нарушения внимания является рассеянность. Под рассеянностью понимают две противоположные вещи: во-первых, невозможность сосредоточиться (у детей это так называемое порхающее внимание); во-вторых, это углубление в работу, которое исключает все остальное. Сюда относится и так называемая профессорская рассеянность – оборотная сторона концентрированности, неумения распределить внимание и невозможность быстро переключиться. Вот несколько примеров такой рассеянности. Жак Паганель вместо испанского выучил португальский; Ньютон однажды задумался и сварил часы, а яйцо держал при этом в руке. Поэт Жуковский как-то пришел домой и спросил: "Хозяин дома?". Невозмутимый слуга ответил: "Нет, барин". "А хозяйка?". "Да, дома". "Передайте, что заходил Жуковский". Композитор Бородин с женой поехал за границу. На паспортном контроле он никак не мог вспомнить, как зовут жену. Тогда он повернулся в сторону кареты и закричал: "Катя, иди, скорее, скажи, как тебя зовут!".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.