Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа №2




Виды понятий.

Понятия делят на основании содержания или объема на следующие виды:

По содержанию понятия делятся на:

1. абстрактные - выражающие признаки предметов (“инвалид- ность”, “справедливость”, “припухлость”) и конкретные - выражаю- щие предмет (“книга”, “студент”, “пациент”);

2. положительные - приписывающие предмету определенные признаки (“красивый поступок”) и отрицательные - указывающие на отсутствие у предмета определенных признаков (“безбилетный пасса- жир”);

3. соотносительные - выражающие существование одних пред- метов в связи с другими (“родители”- “дети”, “начало” - “конец”) и безотносительные - выражающие существование предметов вне их отношения с другими предметами (“деревня”, “народный суд”).

По объему понятия делятся на:

1. пустые - объем которых равен нулю - W=0: (“дед Мороз”, “си- рена”, “золотая гора”) и непустые - объем которых равен или больше единицы - W³1: (“Президент России”, “Вселенная”, “колосок”);

2. непустые понятия, в свою очередь, делятся на единичные - объем которых равен единице - W=1: (“Самара”, “столица России”) и общие - объем которых больше единицы - W>1: (“растение”, “кладби- ще”);

3. общие понятия, в свою очередь, подразделяются на конечные

- объем которых соответствует натуральному числу в промежутке от единицы до бесконечности - ¥>W>1: (“страна”, “радость”) и бесконеч- ные - объем которых равен бесконечности - W=¥ (“атом”, “звезда”, “число”, “плотность”);

4. наконец, конечные понятия подразделяются на регистрирую- щие - объем которых может быть определен точно - W=N(¥>N>1): (“царь династии Романовых”, “река в Сибири протяженностью более 1000 км”, “призер олимпийских игр 1992 года”) и нерегистрирующие

- объем которых может быть определен только приблизительно - W»N(¥>N>1): (“житель сегодняшней России”, “японский телевизор”, “маньяк-убийца”).

Следует также указать на такие разновидности общих понятий как собирательные, каждый элемент которых соответствует некой группе предметов, составляющих единое целое (“созвездие”, “лес”, “государ-


ство”, “человечество”), и разделительные, элементы объема которых соответствуют отдельным предметам (“школьник”, “крокодил”, “звез- да”, “река”).

 

 

Упражнение 1. Может ли понятие одновременно относиться к двум следующим видам (если да, привести три примера).

О б р а з е ц. 1.31. единичным и положительным. - Да, может; например, понятия “Россия”, “первый чемпион мира по шахматам”, “автор романа “Дон Кихот””.

1.1. единичным и отрицательным; 1.2. единичным и общим; 1.3. единичным и абстрактным; 1.4. единичным и конкретным; 1.5. единич- ным и соотносительным; 1.6. единичным и безотносительным; 1.7. аб- страктным и конкретным; 1.8. абстрактным и положительным; 1.9. аб- страктным и отрицательным; 1.10. абстрактным и соотносительным;

1.11. абстрактным и безотносительным; 1.12. конкретным и положи- тельным; 1.13. конкретным и отрицательным; 1.14. конкретным и со- относительным; 1.15. конкретным и безотносительным; 1.16. отрица- тельным и соотносительным; 1.17. отрицательным и безотноситель- ным; 1.18. положительным и соотносительным; 1.19. конечным и кон- кретным; 1.20. конечным и абстрактным; 1.21. конечным и соотноси- тельным; 1.22. бесконечным и положительным; 1.23. бесконечным и соотносительным; 1.24. регистрирующим и абстрактным; 1.25. реги- стрирующим и отрицательным; 1.26. бесконечным и регистрирующим;

1.27. нерегистрирующим и безотносительным; 1.28. нерегистрирую- щим и соотносительным; 1.29. пустым и соотносительным; 1.30. пу- стым и общим.

Упражнение 2. Укажите общие, единичные и пустые, абстрактные и конкретные понятия. Для конкретных понятий придумайте соответ- ствующие абстрактные понятия, а для абстрактных – конкретные.

О б р а з е ц: “Гражданин“- понятие общее, конкретное. Соответ- ствующее ему абстрактное понятие – “гражданственность“.

2.1. гражданин земного шара; 2.2. гражданин сегодняшнего СССР;

2.3. гражданин России; 2.4. лицо без гражданства; 2.5. гражданин НАТО; 2.6. право; 2.7. право сильного; 2.8. право крокодила; 2.9. моло- дежь; 2.10. молодой Пушкин; 2.11. молодой стол; 2.12. искусство; 2.13. искусство сегодняшней России; 2.14. искусство кур; 2.15. причина;

2.16. причина смерти Сталина; 2.17. причина смерти комода; 2.18. Си- бирь; 2.19. Западная Сибирь; 2.20. Африканская Сибирь; 2.21. нынеш-


ний король Франции; 2.22. нынешний король Испании; 2.23. русский царь; 2.24. чекист; 2.25. сегодняшний чекист; 2.26. чекист Ф.Э.Дзер-

жинский; 2.27. Сирена; 2.28. автомобильная сирена; 2.29. инопланетя-

нин; 2.30. наука.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику поняти-


ям.


 

О б р а з е ц: “Президент” - понятие конкретное, положительное,


безотносительное, непустое, общее, конечное, нерегистрирующее, раз- делительное.

3.1. автомобиль; 3.2. памятник В.И.Ленину; 3.3. невинность; 3.4. младенческая невинность; 3.5. невиновность; 3.6. невиновность вени- ка; 3.7. летящий орел; 3.8. летающая курица; 3.9. летающая в самолете курица; 3.10. летящий чайник; 3.11. учитель; 3.12. учитель юного Александра Македонского; 3.13. учитель слона; 3.14. учитель тыквы;

3.15. подвиг; 3.16. подвиг Александра Матросова; 3.17. подвиг собаки;

3.18. подвиг танка; 3.19. кража; 3.20. кража воздуха; 3.21. беспорядок;

3.22. беспорядок в голове; 3.23. беспорядок в дыне; 3.24. ананас; 3.25.

русский ананас; 3.26. квадратный невкусный ананас; 3.27. антифашист;

3.28. средневековый антифашист; 3.29. родитель-антифашист; 3.30. го- ворящая лошадь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.