Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между понятиями. В логике выделяют следующие отношения между понятиями




В логике выделяют следующие отношения между понятиями.

1. Отношение “часть-целое” существует между предметом и его выделенной частью. Например, “человек” - целое, “голова челове- ка” - часть.

2. Отношение “род-вид” существует между понятиями, если объем одного из них (родового) полностью включает в себя объем дру- гого (видового). Например, “человек” - родовое понятие, “молодой че- ловек” - видовое понятие; или схематически:

 

(9)


· Внимание! Изучающие логику очень часто подменяют ро- до-видовые отношения отношениями “часть-целое”. Человек как пред- мет определенно имеет голову в качестве своей части, но у понятия человека никакой головы нет! Поэтому отношения “часть-целое” мож- но рассматривать в качестве отношений между понятиями лишь услов- но, поскольку на самом деле это отношения между соответствующими определенным понятиям предметами.

На основе родо-видовых отношений осуществляются логические операции ограничения и обобщения.

· Обобщить понятие - значит перейти от вида к роду.

Например, “человек” - “живое существо”.

· Ограничить понятие - значит перейти от рода к виду.

Например, “человек” - “мужчина”.

В целом, родо-видовые отношения представляют собой одну из со- ставляющих системы сложных отношений между понятиями, общее представление о которых можно получить из следующей таблицы:

 

 

 

1. Несравнимые понятия не имеют в содержании общих при- знаков. Например, “рожь” и “гвоздь”. Поскольку в мире все взаимо- связано, то абсолютно несравнимых понятий не существует в природе,


т.е. всякая несравнимость относительна; те же рожь и гвоздь предме- ты, товары, материальные ценности, производятся и используются людьми, содержат составляющие цилиндрической формы (стебель, ножка) и т.д.. В логике считается, что несравнимые понятия не вступа- ют более ни в какие логические отношения.

2. Сравнимые понятия имеют в своем содержании хотя бы один общий признак. Например, “рожь” и “пшеница” - злаковые. Сравнимые понятия, в свою очередь, подразделяются на совместимые и несовместимые.

3. Совместимыми называются понятия, имеющие хотя бы один общий элемент объема. Например, “европейское государство” и “фе- деративное государство” - имеется хотя бы один общий элемент - Германия.

4. Несовместимыми называются понятия, объемы которых не содержат ни одного общего элемента. Например, “бедный” и “бога- тый”. При определении несовместимости всегда следует учитывать ее относительность, проистекающую из всеобщей взаимосвязи явлений мира; так материально богатый человек может оказаться духовно бед- ным и наоборот.

В логике выделяют три вида совместимости и три вида несовме- стимости.

О т н о ш е н и я с о в м е с т и м о с т и:

· равнообъемность - объем понятий полностью совпадает. Например, “полдень” и “12 часов дня”, “холостяк” и “неженатый”.

· пересечение (перекрещивание) - объем понятий совпадает частично таким образом, что имеются элементы, входящие в объем только первого понятия, входящие в объем только второго, и, нако- нец, входящие в объем и того, и другого. Например, “положительное число” и “целое число”; 0.5 - положительное, но не целое,  - целое, но не положительное, и, наконец, 7 - и положительное, и целое.

· подчинение (включение) - объем понятий совпадает частич- но таким образом, что имеются элементы, входящие в объем только первого понятия, а также элементы, входящие в объем первого и вто- рого понятия, но нет таких элементов, которые входили бы только в объем второго понятия. К этому типу относятся, в частности родо-ви- довые отношения. Например, “учебник” и “учебник по логике”; “Астрономия” - это учебник, но не учебник по логике, “Логика” Кирил- лова и Старченко - это и учебник, и учебник по логике; однако никак не удается найти такого учебника по логике, который бы в то же самое время не был учебником.


О т н о ш е н и я н е с о в м е с т и м о с т и:

· соподчинение - объем понятий не содержит ни одного общего элемента, однако имеется общее родовое понятие, содержащее все элементы первого понятия и все элементы второго, а также элементы, которые не входят ни в объем первого, ни в объем второго из сопод- чиненных понятий. Например, “волки” и “тигры” соподчинены поня- тию “хищники”, поскольку ни один волк не есть тигр, и тигры и волки - хищники, наконец, есть хищники, которые не тигры и не волки: львы, медведи, крокодилы и т.д..

· противоречие (контрадикторность) - объем понятий не со- держит ни одного общего элемента, а общее родовое понятие перекры- вается противоречащими понятиями полностью, т.е. в его объеме нет ни одного элемента, который не входил бы в объем одного из противо- речащих понятий. Например, “умный” и “неумный” - эти понятия пол- ностью исчерпывают объем родового понятия “человек”, потому что нет таких людей, которые не были бы умными и одновременно с этим не были бы неумными.

· противоположность (контрарность) - объем понятий не содер- жит ни одного общего элемента, родовое понятие не перекрывается ими полностью и при этом в содержании понятий имеется указание на их полярность, т.е. на максимальную удаленность друг от друга в структуре соответствующего родового понятия. Например, понятия “умный” и “глупый” не перекрывают объема родового понятия “чело- век”, однако все другие разновидности людей можно, очевидно, поме- стить между умными и глупыми.

Отношения между понятиями могут быть также представлены гра- фически, при помощи соответствующих диаграмм Эйлера:

· равнообъемность –

U -“мужчины”,

А - “холостяки”,

В - “неженатые люди” (10)

 

 

· пересечение -


U - “животные”,

А - “травоядные”,

В -“плотоядные”, (11)

AÇB - “всеядные” (“ Ç “ - символ

пересечения).

 

 

· подчинение -

U -“офицеры”,

А - “старшие офицеры” (12)

В - “майоры”.

 

· соподчинение -

U -“рыбы”,

А -“карась”,

В - “окунь”. (13)

 

 

· противоречие -

U -“натуральное число”,

А - “четное”, (14)

В -“нечетное”.


· противоположность -

U -“цвет”, (15)

А -“умные”,

В -“глупые”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.