Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа № 12




Упражнение 1. Определить модальность суждений и записать их в символической форме.

О б р а з е ц: “С изменением причины изменяется и следствие”. Это - суждение необходимости; р: “Причина изменяется”, q: “След- ствие изменяется”; нормальная форма: “Необходимо, что если причи- на изменяется, то и следствие изменяется.”; символическая форма суждения: □(рÉq).

1.1. Неверно, что для привлечения к уголовной ответственности до- статочно только признания обвиняемого. 1.2. Если курение увеличива- ет вероятность смерти курильщика, то оно должно быть запрещено.

1.3. Среднее образование необходимо каждому цивилизованному чело- веку, и потому оно обязательно. 1.4. Материя неразрывно связана с движением. 1.5. Все вероятное возможно, но не все возможное вероят- но. 1.6. Человек, совершивший преступление, в 7 случаях из 10 совер- шает его снова. 1.7. Вероятно, молоко было одним из первых продук- тов сельского хозяйства; во всяком случае, это доказывается раскопка- ми. 1.8. Вероятность смерти от онкологического заболевания в Самар- ской области в 1.5 раза выше, чем в среднем по России, а в Чапаевске - в 2.2 раза выше. 1.9. Две шестерки при игре в кости выпадают в 1.5


раза чаще, чем три тройки. 1.10. Проезд автомобиля разрешен только при зеленом свете светофора, если в данном месте имеется светофор и нет каких-либо дорожных знаков, запрещающих движение. 1.11. Если доказано, что водитель ехал с превышением скорости, то он обязан заплатить штраф. 1.12. Если человек - преступник, то он должен сидеть в тюрьме; тем более недопустимо, когда за него это делают другие.

1.13. Обвиняемый может быть оправдан, если он невиновен, либо если он виновен, но вина его не может быть доказана из-за просчетов след- ствия и обвинения, либо если он виновен, но доводы защиты убедили суд в обратном. 1.14. Всё, что не запрещено, должно быть разрешено; в противном случае человек окажется в положении “буриданова осла”.

1.15. Если законодательство содержит взаимоисключающие разреше- ния и запрещения, то закон не будет работать. 1.16. Каждый человек имеет право на гражданство, но никто не обязан предоставлять его означенному человеку по первому его требованию. 1.17. Каждый чело- век имеет право на жилище, но из этого вовсе не следует с необходимо- стью, что у каждого человека имеется жилище. 1.18. Каждый человек имеет право на жизнь, но некоторые люди имеют право лишать других жизни, а все прочие при необходимости делают это без всякого права, и потому каждый человек может быть насильственно лишён жизни.

1.19. В случае пожара необходимо оказать помощь в эвакуации постра- давших, позвонить по телефону 0.1 и только потом приступить к туше- нию пожара. 1.20. Плохой художник или плохой рабочий могут быть приличными людьми, но плохой врач - никогда. 1.21. Женщины стра- дают от ожирения гораздо чаще, чем мужчины, что объясняется физио- логическими особенностями их организма. 1.22. Если человек мог ока- зать помощь потерпевшему, но не захотел делать это, то он - преступ- ник. 1.23. Может быть завтра немного потеплеет, потому что велика вероятность прихода теплых воздушных масс с юга. 1.24. “Если ты пе- тухом называешься, то должен кукарекать и нести яйца” (А.Архангель- ский). 1.25. Умственная деятельность в разумных пределах способству- ет здоровью и долголетию; не случайно люди, занимающиеся умствен- ным трудом, в среднем живут на 10-15 лет дольше людей, занимаю- щихся физическим трудом. 1.26. Неверно сводить сознание к матери- альному субстрату; это то же самое, что сводить человека к трудящейся обезьяне. 1.27. Утверждение о том, что не существует двух натураль- ных чисел, сумма кубов которых давала бы куб третьего натурального числа, нельзя ни доказать, ни опровергнуть. 1.28. По мнению ученых, континенты разобщены и дрейфуют, но это мнение вполне может ока- заться и ошибочным. 1.29. “Не плюй в колодец - пригодится воды


напиться” (Пословица). 1.30. Курить, сорить и плевать в общественных местах - запрещено, и потому человек, поступающий подобным об- разом, должен быть с необходимостью отнесен к людям низкой культу- ры.

Упражнение 2. Привести примеры модальных суждений, соответ- ствующих следующим структурным формулам.

О б р а з е ц: “(□(pÉq) (r És))Éàt”; р: “Собака - хищник”, q: “Со- бака питается мясом”, r: “Собака голодна”, s: “Собака питается хле- бом”, t: “Собака когда-нибудь съест своих хозяев”. Сложное сужде- ние: “Если необходимо, что собака, будучи хищником, питается мя- сом, и если случайно, что собака, будучи голодной, питается хлебом, то возможно, что собака когда-нибудь съест своих хозяев.”

2.1. О(p q)É(àr (sÚt)); 2.2. RpÉ(Zq □(rÚ(s t))); 2.3.

(Vp Fq)É(Оr (sÚt)); 2.4. (РpÉàq)Ú(РrÉà(s t)); 2.5.

(Vp Fq)É(Pr (sÚt)); 2.6. (Ø□p q)É(Ñr (s t); 2.7.

((RpÉZq) (RrÉOs))Ét; 2.8. □pÉ(q (□(rÉ(s t)))); 2.9.

(□pÉØàq)É(□rÉØÑ(s¯ t)); 2.10. Z((p q)Úr)É□(sÚt); 2.11.

RpÉà((Øq r) (□sÚØÑt)); 2.12. □(pÉq)É(□(rÉs) t); 2.13.

(FpÉFq)Ú(VrÉV(s t)); 2.14. (ØFpÚØVq)É□((rÚs) t); 2.15.

(Ø□(p Ú q)ÉØà((r¯ s)¯ t); 2.16. (ØОp Rq)É(Øàr □(s t)); 2.17.

□pÉ((ØÑq r) (Øàs Оt)); 2.18. (Vp Vq)É ((FrÉ□s) t); 2.19.

(à(p q)ÚØà(r s))É□t; 2.20. (Ø□p q)É(ØRr R(s t)); 2.21.

(□pÚ□q)º(ÑrÚÑ(s t)); 2.22. ((ØRpÉØàq) (ØRrÉØàs))º□t; 2.23.

(ØVp Vq)É (□rÚO(s t); 2.24. (ØFp Fq)É(Øà(r s)Ú□Øt); 2.25.

(ØÑp q)º(OrÉ à(sÚØt); 2.26. ((Ø□p □q)Úàr)É(ØZsÚRt); 2.27.

(OpÉOq)Ú((ØRrÉØàs)ÚÑt); 2.28. (□p Ú Øàq)É (Ñ(r¯ s)ÚOt); 2.29.

(□pÉÑq)º(Orº(RsÉZt)); 2.30. Z(p q)ºR((r s)Út).

Упражнение 3. Привести примеры модальных суждений с фиксиро- ванным понятием 1, которые соответствовали бы следующей объемной диаграмме.


 

 

О б р а з е ц: понятие “гинеколог” (1). Используем следующую объемную диаграмму: 2 - “врач”, 3 - “военный”, 4 - “инженер”, 5 - “человек”. Строим простые суждения: р - “Иванов - гинеколог”, q - “Иванов - врач”, r - “Иванов - военный”, s - “Ива- нов - инженер”, t - “Иванов - человек”. Сложное суждение - “Если Иванов - гинеко- лог, то он с необходимостью является врачом, но не может быть ни военным, ни инженером, хотя с необходимостью является че- ловеком.” Логическая схема сложного суждения: рÉ(□q (à(r¯ s) □t)).

3.1. рационализатор; 3.2. радиоэлектронщик; 3.3. респиратор; 3.4.

радиатор; 3.5. радист; 3.6. рвач; 3.7. радикулит; 3.8. ревматизм; 3.9. ре-

лигия; 3.10. реформа; 3.11. революция; 3.12. реакция; 3.13. радиация;

3.14. репетиция; 3.15. ресторан; 3.16. рыба; 3.17. рука; 3.18. рысь; 3.19.

рудокоп; 3.20. раб; 3.21. рабочий; 3.22. рыбак; 3.23. ринг; 3.24. риск;

3.25. рынок; 3.26. ракета; 3.27. розетка; 3.28. рыцарь; 3.29. ремонт;

3.30. редиска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.