Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности памяти




Ощущения и восприятия. Их классификация, свойства, виды.

Ощущение - это отражение отдельных свойств, предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и са­мих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых су­ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощуще­ния имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состоя­ния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощуще­ний) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обо­нятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматичес­ких (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серо­го), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка обо­лочки глаза.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие-низкие), силы (громкие-тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Они вызываются воздей­ствием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обоня­тельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.

Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химичес­ких свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи.

Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают тем­пературу предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и состав­ляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощу­щения вызываются непосредственным прикосновением к поверх­ности тела (вкус, осязание), дистантные - раздражителями, дей­ствующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положе­ние между ними.

Следующую группу составляют такие ощущения, которые от­ражают движения и состояния самого тела. Их называют двига­тельными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отра­жают положение конечностей, их движения и степени прилагае­мого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равнове­сия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).

Кроме того, имеется группа органических ощущении - внут­ренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошно­ты, внутренние болевые ощущения и др.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К та­ким свойствам относятся:

· качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри дан­ного вида (например, по цвету, насыщенности);

· интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функ­циональным состоянием рецептора;

· продолжительность - временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, вре­менем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа.

Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Орга­ны чувств обладают свойством приспособления, или адаптации. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощу­щения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влияни­ем воздействия раздражителя.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздра­жителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изме­нение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Вза­имодействие ощущений проявляется в повышении и пониже­нии чувствительности: слабые раздражители повышают чувстви­тельность анализаторов, а сильные понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсиби­лизации и синестезии. Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувстви­тельный) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может раз­виться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слу­ховая чувствительность, у дегустаторов - обонятельные и вкусо­вые ощущения. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, при воздействии звуковых раздражите­лей у человека могут возникать зрительные образы.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения воспри­ятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие - результат деятельности систе­мы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воз­действующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие де­лает возможным создание интегральной картины действительно­сти в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества ре­альности.

Поскольку восприятие требует объединения основных суще­ственных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации. Стереотип - опре­деленное, устойчивое на данный отрезок времени, представле­ние о предмете или явлении.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется аппер­цепцией.

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.

Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярке это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность - относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий осве­щенности, угла восприятия).

Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность - преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

· восприятие предметов и явлений окружающего мира;

· восприятие человека человеком;

· восприятие времени;

· восприятие движений;

· восприятие пространства;

· восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства - это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, вы­сокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое, музыкальное и т.д.

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и в нутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализа­торов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, кото­рые имеют самые различные причины: практический опыт, особен­ности анализаторов, изменение привычных условий. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия воспри­ятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажет­ся, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффек­тивным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень вос­приятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораз­до ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Развитие восприятия имеет большое значение для учебной де­ятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Виды внимания и его свойства.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Вниманием определяются:

· точность и детализация восприятия (внимание является своеоб­разным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

· прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в крат­ковременной и оперативной памяти);

· направленность и продуктивность мышления (внимание выс­тупает как обязательный фактор правильного понимания и реше­ния задачи).

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отно­шений являются следующие:

· отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других - несуществен­ных, побочных, конкурирующих;

· удержание данной деятельности, сохранение в сознании обра­зов определенного содержания до момента завершения деятель­ности, достижения поставленной цели;

· регуляция и контроль за протеканием деятельности.

В зависимости от активности личности выделяют непроизволь­ное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без намерения человека уви­деть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или но­визной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом меж­ду раздражителями.

Произвольное внимание - активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с оп­ределенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Про­извольное внимание зависит от состояния нервной системы (сни­жается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительнос­ти определенным образом). Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

Постпроизвольное внимание наступает после произвольного, но ка­чественно от него отличается. Когда при решении задачи появля­ются первые позитивные результаты, возникает интерес, проис­ходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое зна­чение в учебной и трудовой деятельности.

По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) вни­мание направлено на окружающие объекты и явления, а внутрен­нее - на собственные мысли и переживания.

По происхождению выделяют природное и социально обуслов­ленное внимание. Природное внимание - врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспита­ния; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосре­дованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и кото­рый соответствует актуальным интересам и потребностям челове­ка. Опосредованное внимание регулируется с помощью специаль­ных средств, например жестов и слов.

По своей направленности на объект различают следующие фор­мы внимания: сенсорное (направлено на восприятие), интеллек­туальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение).

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психичес­кой напряженности несколько повышается, а при высокой - понижается).

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте или явлении. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

· индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойствами нервной системы и общим состоянием организма в данный момент времени);

· психическим состоянием (возбужденностью, заторможеннос­тью и т.д.);

· мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

· внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.

Общая устойчивость внимания чаще всего определяется соче­танием всех этих факторов.

Объем внимания определяется количеством объектов, на кото­рые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема вни­мания – 5-7 единиц информации.

Распределение внимания - возможность одновременного выпол­нения индивидом двух или более видов деятельности. Это не озна­чает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова вы­полняются параллельно. Такое впечатление создается за счет спо­собности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зави­сит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятель­ности, требующих повышенной концентрации внимания) область его распределения значительно сужается.

Переключаемость внимания - способность быстро выключать­ся из одних видов деятельности и включаться в новые, соответ­ствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осу­ществляться как на непроизвольной, так и на произвольной осно­ве. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетель­ствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Переключаемость внима­ния зависит от подвижности нервной системы, последовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счет повышения устойчивости и сосредото­ченности.

Различные свойства внимания в значительной степени незави­симы друг от друга.

Внимание - это сложная, многогранная психическая функ­ция. Оно характеризует состояние психических процессов и явля­ется одной из сторон психической деятельности. Внимание харак­теризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллекту­альное качество) и внимательности (нравственное свойство лич­ности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понима­нии другого человека). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания за­висят от индивидуально-типологических, возрастных и других ха­рактеристик человека.

Память - процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Память лежит в основе любого психического явления. Ощуще­ния и восприятия без включения памяти в акт познания пережи­вались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспе­чивает единство и целостность человеческой личности. Нормаль­ное функционирование личности и общества невозможно без па­мяти.

К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание - процесс памяти, в резуль­тате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмо­ции.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных пока­зателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохране­ния информации от установок личности (профессиональная на­правленность памяти в познавательной деятельности, злопамят­ство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Можно выделить сле­дующие способы организации информации в памяти:

· пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

· ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с ка­кими-либо общими признаками);

· иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнава­ния (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохранен­ного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчислен­ных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание:

· возраст;

· характер информации и степень ее использования;

· интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

· подавление (по З.Фрейду - торможение следов памяти на уров­не сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения ин­формации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влия­ет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизве­дение).

Характеризуя качества памяти, психологи выделяют скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержа­ния материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти).

Являясь одной из самых сложных психических функций чело­века, память имеет разные виды и формы. Можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. Первая включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не мо­жем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Что каса­ется прижизненной памяти, она является хранилищем информа­ции, полученной с момента рождения и до смерти,

Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произволь­ную. Непроизвольная память - это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со сто­роны человека и установки на запоминание. Произвольная па­мять - запоминание со специальной установкой запомнить и тре­бующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механи­ческую и смысловую. Механическая память основана на повторе­нии материала без его осмысливания. При таком запоминании сло­ва, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта. Смысловая память предполагает осмысливание за­поминаемого материала, которое основано на понимании внутрен­них логических связей между его частями. Осмысленное запомина­ние более действенно, поскольку требует от человека меньше уси­лий и времени.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговремен­ную память. Кратковременная память хранит информацию в сред­нем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обоб­щенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на за­поминание, но зато с установкой на последующее воспроизведе­ние материала. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее задан­ного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, сто­ящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой зада­чи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между крат­ковременной и долговременной памятью. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограни­ченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной па­мяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную. Когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обу­чения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека. Эмоциональная память - сохранение в сознании пере­живаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое - непре­менное условие для развития способности к сопереживанию. Па­мять на чувства - основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством). Личностная память обеспечивает един­ство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-ло­гический и образный виды памяти личности. Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим видом па­мяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти. Зрительная па­мять связана с сохранением и воспроизведением зрительных об­разов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, осо­бенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предпо­лагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов. Слуховая память - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных зву­ков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам. Двига­тельная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формирова­нии трудовых и спортивных умений и навыков. Осязательная, обо­нятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологи­ческих потребностей, а также к обеспечению безопасности и са­мосохранения организма.

 

Лекция 7. «Воображение и мышление».

План:

1. Понятие «воображение», его виды и формы проявления. Функции воображения.

2. Сущность мышления как познавательного процесса. Типы и виды мышления.

3. Воображение и творчество.

1. Понятие «воображение», его виды и формы проявления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.