Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким единым и таким моим? 2 страница




- Помнишь, как было здорово, когда штурмовали девятый квартал Герата! Стрельба, жарища адова... А потом, когда все закончилось и ты живой... Ради этого я готов хоть завтра снова идти в Афган!

Профессиональный альпинист в ответ на вопрос: - А красиво, наверное, там, наверху? – только усмехнулся: - Какая, к черту, красота!? Вот когда все сошли с горы и живые - тогда можно об этом вспомнить…

Концепцию эмоционального горизонта сформулировал еще Н.А.Бернштейн, суть ее в том, что каждому присущ как свой эмоциональный оптимум, так и величина допустимых отклонений от него. Следствием грамотной практики Хатха-йоги является снижение интенсивности и длительности отрицательных состояний, позитивные же эмоции не ослабляются, но утрачивают элементы истерики и эйфории. Хорошо это для творчества или плохо? «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. Критик смешивает вдохновение с восторгом. Нет, решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство» (А.Пушкин: «О статьях Кюхельбекера в альманахе «Мнемозина»).

«Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба» (Б.Пастернак).

«Тысячелетний опыт изучения творчества показывает, что необходима стадия релаксации на фоне интенсивной ментальной работы, переключение на иные формы активности или даже в режим сна. Поэтому бессмысленно торопить события. Пока не пройдена стадия… растекания по старым следам, оживления процессов в подсознании, созревания и вынашивания новых идей, не будет стадии… когда быстро вербализуется… что-то уже созревшее в подсознании. Пока не произошло погружения в замедленный мир подсознания, не будет активной и успешной работы сознания» («Основания синергетики», с. 233).

«…Эмоции обеспечиваются сравнительно небольшим количеством областей мозга, где именно и происходит сдвиг сверхмедленных процессов, меняющий свойства этих областей. В эмоционально несбалансированном мозге или в случае, если эмоциональный фактор очень интенсивный и действует длительно, сдвиг упомянутых процессов происходит на больших территориях мозга, и творчество у генетически наиболее способных к нему людей идет уже вопреки возникшей ситуации, а в целом… у большинства людей затрудняется» («Магия мозга», с.171).

Йога обеспечивает каждому, конечно не сразу, естественный, оптимальный и устойчивый уровень душевного комфорта.

«Эмоциональное состояние человека… сильно зависит от активности корковых областей, образующих… лимбическую систему. Эта часть мозга лежит под неокортексом (молодой корой) и окружает мозговой ствол, в филогенетическом отношении это примитивное образование» («Красота и мозг», с.188). Иначе говоря, эмоциональные проявления обеспечиваются древнейшими структурами мозга, именно поэтому они так неуправляемы и заразительны.

Потребности выживания, эмоции и чувства - это реальностьвнутренняя, а звуки, солнечный свет, цвет, прикосновение ветра к лицу и т. п. – внешняя. Когда я ушиб палец, то ощущаю боль в нем. Но на самом деле она «находится» не в пальце, а представляет собой нейрофизиологический процесс, протекающий в мозге. И неясно, как ему удается проводить различие между внутренним и внешним.

Головной мозг это часть ЦНС, заключенная в черепной коробке. Второй отдел ЦНС - спинной мозг. Нервные пути, связанные с ЦНС, но расположенные вне черепа и позвоночника, являются частью периферической (вегетативной) нервной системы (ВНС), которая функционирует более или менее автономно, обеспечивая слаженность работы всех внутренних органов и систем.

Сама же ВНС, обеспечивающая гомеостаз вместе с прочими нейрофизиологическими механизмами, состоит из двух основных блоков - симпатического и парасимпатического (впрочем, есть и третий, о котором редко вспоминают - диффузная система кишечника). Нейроны, управляющие мускулатурой внутренних органов, находятся за пределами ЦНС и обычно (за исключением тех, кто овладел йогой, АТ или биологической обратной связью - БОС) не подвластны волевому контролю, подчиняясь только вегетативной «автоматике».

Активация симпатического отдела ВНС приводит к расширению зрачков, учащению сердцебиения, увеличению кровотока печени, повышению концентрации глюкозы в крови, усиленному потреблению кислорода, разогреву тела при движении и ознобу при относительной неподвижности - все это характерно для преобладания эрготропного, затратного режима деятельности. Для экстренного его разгона в критических ситуациях есть специальный орган - мозговое вещество надпочечников, они выбрасывают адреналин и норадреналин прямо в кровь.

Активизация парасимпатической части ВНС вызывает восстановительное расслабление или состояние трофотропности. Функции обеих частей ВНС взаимодополняющие, оптимальный баланс возбуждения и торможения обеспечивает хорошее самочувствие, восприятие, мышление и работоспособность.

ЦНС лишь отчасти обеспечивает сознательное управление восприятием и скелетной мускулатурой, ВНС поддерживает постоянство внутренней среды, а эндокринная система дублирует функции ЦНС в отношении эмоций.

Если нервный контроль осуществляется через нейромедиаторы, то эндокринный - посредством гормонов, выделяемых в кровь железами, главная из них это головной мозг. Совокупность процессов, посредством которых он увязывает текущие потребности организма с параметрами окружающей среды, является главной нейроэндокринной функцией.

Что такое эмоциональное переживание? Теория Кэннона-Барда утверждает, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы проходят сначала через гипоталамус, активизируя ВНС. Затем импульс возбуждения расщепляется: одна его часть уходит в кору больших полушарий, вызывая субъективное эмоциональное переживание, а другая, опять-таки через гипоталамус параллельно задействует ВНС.

Иными словами, когда поток нервных импульсов от органов чувств направляется в кору мозга, он, расщепляясь, предварительно попадает в лимбические структуры, которые уже до осознания воспринятой информации определяют характер (знак) эмоционального ответа и формируют его со скоростью, опережающей ментальную! Когда смысл воспринятого понят, характер и величина эмоциональной реакции уже «встроены» в это понимание! Волевые усилия способны до какой-то степени скрывать эмоции от окружающих, но их механизмы гораздо древнее сознания и оно всегда в той или иной степени окрашено ими, именуясь настроением.

Восприятие и поведение человека могут быть в значительной мере бессознательными, например, спасаясь от наезжающего автомобиля, вы отпрыгиваете в сторону, не успевая ничего понять толком. Известен также феномен перцептуальной защиты, когда системный разум блокирует сознание от восприятия разрушительной информации.

Интуиция поставляет сознанию сведения, которых еще нет в текущем времени и пространстве. Кто и как сортирует воспринятую информацию в случаях вышеупомянутой защиты? Кто, откуда и каким образом доставляет сознанию интуитивный «материал»? Кто «распоряжается» эмоциональным состоянием личности и ее поступками? По-видимому, всем этим «заведует» системный разум, локализованный в бессознательной части психики, «отвечающий» также и за эмоции, которые всегда являются неотъемлемым, хотя и плохо осознаваемым элементом межличностных контактов. Не исключено, что все волевые решения человека лишь кажутся таковыми, а на самом деле принимаются на уровне бессознательном.

Хотя в аспекте полноты информации системный разум неизмеримо мощнее сознания, но и его можно обмануть. Специально обработанные сведения могут вводиться в бессознательное, минуя цензуру, и направлять действия личности так, что они пойдут ей во вред. Эти методы известны, например, фрагментация и программирование картинки в TV-передачах, диспарантное внушение, НЛП, а также пресловутый «двадцать пятый кадр». В 1957 член Американской ассоциации изучения рынка психолог Джеймс Вайкери провел в Нью-Джерси опыты по использованию этого эффекта. Он установил дополнительный проектор, через который одновременно с демонстрацией фильма на экран подавались фразы «Пейте кока-колу» и «Ешьте поп-корн». Они мелькали за 1/300 долю секунды, и сознание не могло их воспринять. Тем не менее, на сеансах, где работал этот проектор, продажа кока-колы в буфете кинотеатра увеличилась на 17%, а продажа поп-корна - на 50%. Оказалось, что «эффект 25-го кадра» - мощное средство внушения, при многократном повторе информация, поданная таким образом, поступает в подсознание под порогом восприятия, минуя цензуру ума. Сегодня разработан так называемый эффект Бехолдера - интеграция 25-го кадра в ТВ-тюнеры. Впрочем, немалая часть представителей науки считает все это шарлатанством.

Делая умозаключения мы никогда не знаем, какая доля воспринятой и переработанной сознанием информации воспринята с его участием, а какая - без, и чей вклад в ее восприятие и переработку является решающим. Фактически разум и свободная воля Эго «вертятся» на очень узком информационном «пятачке», все, с чем они имеют дело, уже предварительно отфильтровано системным разумом! Уже из этой выборки сознание имеет дело с тем, что актуально в данный момент. Отсутствие надлежащего по качеству взаимодействия личности и системного разума является главной причиной проколов в тактике и стратегии человеческих действий.

Безусловно, механизм вытеснения спасительно разгружает сознание, но при этом деформируется и вся внутрипсихическая структура. С другой стороны, нормальной утилизации эмоционального «топлива» препятствуют соображения морали, жесткий самоконтроль угнетает и расстраивает функционирование отдельных органов и психосоматики в целом.

Сильное и развитое сознание способно поставить себе на службу переживания любого знака (Р.Декарт, трактат «О страстях») но структуры мозга, «отвечающие» за негативные эмоции, гораздо мощней положительных, поскольку род человеческий эволюционировал среди бесчисленных опасностей. В странах «золотого миллиарда» позитивные естественные переживания переходят в разряд дефицита, а степень отчуждения растет. Надежда на то, что после полного устранения материальных проблем человек непременно захочет развиваться духовно, оказалась утопичной («топос» по-гречески - место, у - отрицание, «утопия» - «несуществующее место»). Не имея смысла жизни личность, как правило, деградирует. Бытовой комфорт лишил человека мышечной нагрузки, необходимой для утилизации эмоций. Получая не затратное удовольствие (наслаждение), человек попадает в Эдем, неизбежно оканчивающийся катастрофой.

В Хатха-йоге тело используется не для обретения акробатических способностей, но как инструмент освобождения сознания от ментальной суеты, а психики в целом - от вытесненного. Во время традиционной практики асан психосоматика восстанавливается, набирая релаксацию, недополученную за долгие годы перегрузок. Тому, кто достиг душевного покоя посредством йоги, эмоции вовсе не чужды! Напротив, они достигают небывалой силы, но без потери контроля и саморазрушения. «Равновесием именуется йога» («Бхагавадгита»), этим все сказано. «Твердое владение чувствами – это считают йогой» («Катха-упанишада», 3, 11).

Сегодня околоспортивный экстрим поразил цивилизацию, как чума, уже возникли международные организации суррогатной йоги, проводящие соревнования по так называемым «асанам». Мало того, что организации эти навязывают людям свое толкование йоги, они еще плодятся, как грибы, подминая под себя все, что так или иначе связано с интересом людей к предмету. Между пропагандируемым этой «йогой» «совершенством» и присущей индивиду завершенностью есть огромная, хотя и трудноуловимая для дилетантов разница. Как отмечалось выше, любое положение тела, по форме не отличимое от йоговской асаны, может, по состоянию сознания, вовсе асаной и не быть! Справедливо и обратное утверждение: любая форма тела, сохраняемая в молчании ума, возникшем как следствие пребывания в этой форме, есть асана.

Еще во времена СССР на одном из семинаров Фаеку Бириа был задан вопрос: - Реально ли заниматься по курсам, предлагаемым «Йога дипикой»? Он мгновенно ответил: - Никогда! Эта книга- горизонт, она написана для людей с такими же физическими данными, как у самого учителя, обычного человека это просто убьет.

Недаром в последнем бестселлере Б.К.С.Айенгара «Yoga. The path to holistic health» («Dorling Kindersley», London, 2001, 416 p.) приведено около шестидесяти поз, а все великолепие «Прояснения йоги», слепящее незрелые умы, упразднено за вредностью.

С тех пор как йога Айенгара распространилась по России, я не встречал среди ее апологетов ни одного, кто по уровню сложности сравнялся бы с основателем, кроме того, стремление к чужой гибкости – банальная ошибка, которая зачастую слишком дорого стоит.

«…Я скажу, что совершенство для человека не только недостижимо, но и немыслимо, однако я уверен, что в каждом скрываются несравненно большие возможности для совершенствования, нежели мы привыкли думать. Мечта о совершенном обществе так же несбыточна, как и мечта о совершенном человеке. Совершенствование даже одного индивидуума требует огромной работы, которая может длиться долгие годы и только приблизит к совершенствованию, даст ему возможность для дальнейшей работы над собой. Мы можем рассуждать об инсайте, о прозрении или пробуждении, но мы должны отдавать себе отчет в том, что мгновенная самоактуализация, стремительный переход из одного состояния в другое возможен, но настолько нетипичен, что на него не стоит особенно полагаться. К этой же мысли постепенно склоняются и наиболее вдумчивые, и серьезные организаторы групп психотерапии, встреч, личностного роста и эмоционального обучения, - все они пусть и нехотя, пусть через силу, но все же начинают признавать, что самоактуализация не выражается формулой: «Бац - и готово!» («Мотивация и личность», с. 339 - 340).

Завершенность - то, что свойственно каждому индивиду от природы, а не из представлений ума. Умозрительный путь к абстрактному, чужому совершенству всегда оборачивается насилием над реальностью и ее утратой. Сколько бестолковых фанатов йоги рвали связки, сухожилия, мышцы, выворачивали суставы, стремясь, во что бы то ни стало, согнуться «как на картинке»! Пусть даже удалось повторить и не сломаться - что из этого!? Ведь йога по определению – совсем иное, это читта вритти ниродхо, только в этом состоянии детерминированного хаоса активизируются процессы само совершенствования! Молчание ума становится новым параметром порядка, радикально изменяющим поведение системы.

В своей автобиографии известный киноактер («Я, Джеки Чан», 1998) рассказывает, как однажды на тренировке учитель приказал встать на руки к стене и так остаться. Через полчаса из стойки выпали все, некоторых стошнило, остался стоять только один - щуплый парнишка-новичок, он заснул! Это лишь один из бесчисленного множества примеров того насколько различаются люди по физическим и умственным данным.

Когда-то Ян Иванович Колтунов, основатель легендарного клуба «Космос» - объединения московских поклонников йоги, перед выполнением асан заставлял людей предварительно разогреваться. На первый взгляд особой крамолы в этом как бы и нет: час неспешного бега трусцой, пропотеешь, и тело гнется наилучшим образом! Но если вдуматься, то что происходит? После сна организм по определению расслаблен. Хотя просыпание и связано с активацией симпато-адреналовой системы, но тело - до начала движения - пребывает в физиологическом покое. Процесс любого бега, в том числе и медленного «вздергивает» систему, перестраивая ее на энергозатратное состояние, которое, по идее, нужно устранить, чтобы практика асан состоялась в правильном ключе. Пусть разогретый организм лучше сгибается, но ведь «Асана это средство выработки и поддержания покоя и сосредоточенности». Но бег, пусть даже медленный, тонус сознания отнюдь не снижает. Поэтому традиционная йога и бег – несовместимы..

Занятия йогой желательно не переносить на вечер (когда симпатика активна, уровень гормонов оптимален, а глюкозы в крови мало), но грамотно выстраивать их именно утром. Например так, чтобы сначала шли асаны нагрузочные, расходные, а во второй половине - на гибкость, расслабление и растяжку.

В 1990 меня пригласили провести секцию йоги на семинаре по экстрасенсорике и ребефингу (Крым, Казантип). Кроме Сергея Всехсвятского с командой, был там некий Александр, горбун из Винницы, обладающий исключительными паранормальными способностями. Аборигены шли к нему косяком, и многим он действительно помогал. По вечерам семинаристы, жаждавшие экзотики, доставали чудотворца по полной программе, порой он до глубокой ночи оставался с ними на морском берегу. Однажды такую беседу решил послушать и я, но быстро устал от этого бреда и комаров, которые тем летом на Азове буквально остервенели. Наутро я не сдержался: - Саня, что б ты народу впаривал, если бы не знал про чакры, прану, кундалини? – И ты туда же? – огрызнулся он. - Да без понятия я, откуда эта напасть! После пятнадцати лет началось, подержу руку на том месте, где болит и все в порядке. Пристают без конца, достали уже… Вы хочете песен? Их есть у меня! Я еще и не такое им расскажу!

«Йога запрещает демонстрацию сверхъестественных способностей, но, тем не менее, многие псевдойогины даже сегодня продолжают показывать разнообразные «номера», проявляя огромную силу, выносливость и невосприимчивость к болевым воздействиям (или потрясающую гибкость - В.Б.). Подобные факты доказывают наличие у человека огромного потенциала, который может выявлять йогическая практика. В равной степени запрещается грубая и отвратительная показуха, поощряемая современными гимнастами, которые занимаются псевдойогой в Индии и за ее рубежами. Это делается потому, что при неглубоком понимании и коммерческой эксплуатации йога и подобные ей системы (у-шу, каратэ) теряют свои высокие идеалы» («Личная гигиена йога», с.17).

«В первые декады текущего века в Европе, да и в России поднялась огромная волна моды на йогу; книжные витрины пестрели яркими красными, зелеными, фиолетовыми обложками книжек, трактующих о йоге. «С легкостью мысли необычайной» разные американские и прочие бизнесмены под манящими псевдонимами «йогов», ухватив кое-что из переводов подлинных памятников и снабдив ухваченное доброй толикой собственной фантазии, создавали «руководства» по практике йоги без учета истинного смысла этой практики, без учета физиологических и психофизиологических закономерностей, хорошо известных мыслителям древней Индии... Получалось что-то очень жалкое и нездоровое.

Это явление в начале XX века описал О.Шмитц: «Бесконечное множество европейцев занимается йогой. Неисчислимые книги, написанные полуграмотными для полуграмотных (в наши дни – безграмотными для безграмотных абсолютно – В.Б.), пытаются ввести технику, но мы еще не встретили йогина-европейца или же встречали в таком головокружительно-гротесковом виде, что они вызывают у нас только улыбку» («Книга о Бхишме», с.196).

Каждому организму присущ свой собственный, природный уровень гибкости, отвечающий физической конституции, возрасту и состоянию здоровья. Безусловно, вследствие грамотной практики асан со временем достигается потолок данного уровня, но это никогда не было целью йоги! Можно попытаться принудить тело к выполнению сложных поз, но это лишь принесет вред здоровью и самочувствию. Когда речь идет о гибкости и звучит лозунг «Наша йога позволит вам сгибаться гораздо лучше», сразу возникает вопрос - лучше чего?

Кровяное давление у каждого свое, те, у кого норма 110/70 ничего не выиграют, получив 120/80. Если человек среднего возраста и здоровья начнет тренироваться в беге на спринтерские дистанции, он быстро достигнет своего потолка, но это будут явно не чемпионские результаты! Йоги-факиры издавна демонстрировали потрясающую гибкость и управление непроизвольными функциями (телесные сиддхи), их задачей было удивлять народ, именно по этой линии постоянно шел прирост количества асан. Мощная гипертермия в современной «динамической йоге» позволяет молодым людям развить горячую гибкость в короткий срок, однако это имеет высокую цену (сообщение на форуме realyoga.ru от 28. 7. 2002 «Экстремальная йога - это до 30 лет, а потом всю оставшуюся жизнь себя собирать»). Справедливости ради отметим что «динамическая йога» бывает иногда умеренно экстремальной, среди ее столпов встречаются люди, исповедующие относительно мягкий (опять же, смотря с чем сравнивать!) подход, это Десикачар, Фармер и Б.Н.САйенгар (не путать с Б.К.С.Айенгаром, это разные учителя йоги!). Но, так или иначе, ментальной релаксацией в любой, пусть самой «мягкой» йоге даже не пахнет.

«В канадском городе Квебек проживает самый эластичный мужчина на планете, поражающий своими способностями миллионы людей. В «Книгу рекордов Гиннеса» 35-летний Пьерри Беюшимин был записан как суперчеловек, умеющий связать самого себя в узел, выкрутить руки на триста шестьдесят градусов и вывернуть ступни и голени ног в обратную сторону. Благодаря вездесущей прессе слух об уникальной способности Пьерри разлетелся сначала по всей Канаде, а потом и далеко за ее пределами. На телевидении и в прессе ему дали прозвище «человек-змея». Родившись, Пьерри, казалось, не имел никаких особых патологий и ничем не отличался от обычных детей. Лишь по прошествии нескольких месяцев родители стали замечать «нездоровую» гибкость своего сына. Приговор врачей был ужасным: необычные отклонения в будущем могут привести к травмам, и не исключено, что к тридцати годам Пьерри может стать инвалидом. Но, несмотря на диагноз, родители все же не отчаялись и не опустили руки. После того, как мальчик немного подрос, они отдали его в спортивную школу, где Пьерри под присмотром опытных преподавателей и врачей занимался гимнастикой, которая укрепила суставы, но в то же время помогла сохранить уникальную пластичность. К счастью, прогнозы медиков не оправдались. Пьерри Беюшимину исполнилось тридцать пять лет, но он чувствует себя превосходно и находится в хорошей форме. Кроме того, этот человек обладает прекрасным чувством юмора и любит подшучивать как над самим собой, так и над другими. Например, выходя погулять в парк, он садится на лавочку и начинает читать книгу, но не так, как обычно, а ловко свернувшись, словно он из пластилина, и держа ее перед собой ногами, вывернутыми в обратную сторону. Ничего не подозревающие прохожие, увидав такое зрелище, сначала находятся несколько секунд в шоковом состоянии и только потом, немного придя в себя, кто со смехом, а кто с удивлением начинают рассматривать необычного читателя и пытаются заговорить с ним. Пьерри же всегда любезен, и не прочь совершенно бескорыстно продемонстрировать свои уникальные способности. А ведь мог бы устраивать представления и получать за это неплохие деньги. Хотя, как известно, не в деньгах счастье» (Е. Илюхина «Человек-змея», газета «Мир новостей», 22 - 29, 12.1997).

Нетрудно сообразить, что описанное отклонение от среднего уровня гибкости находится на грани патологии, и пытаться подражать ему – откровенная глупость.

Касательно развития гибкости в йоге, как и вообще личного ее освоения, полностью справедливы слова песни Высоцкого: «Эй, вы, задние, делай как я! Это значит - не надо за мной! Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей».

Есть параметры, которые свободно поддаются релаксационной «обработке» (усилие, скорость смены асан), а есть и более автономные, например дыхание, которое обычно «зажимается» от непривычной формы либо при излишнем нервном напряжении. Как только частота дыхания либо его интенсивность достигают какого-то предела, ВНС автоматически переводит систему в расходный, не йогический режим. Интенсивное потоотделение также является признаком симпатического преобладания и не присуще традиционной практике асан, хотя при большой выдержке на каких-то участках тела может появиться испарина.

Более полувека назад Н.А.Бернштейном была разработана актуальная и по сей день концепция построения движений, а также выявлены соответствующие структуры ЦНС и вегетативного аппарата («Биомеханика и физиология движений», 1996)

В упрощенном варианте выглядит это так:

Уровень «А» - древние регуляции (подвижные «механизмы» внутренностей, оснащенные гладкой мускулатурой), они управляются ВНС.

Уровень «В» - более поздний, ему подчинены поперечно-полосатые мышцы. Системы этого уровня организуют самодостаточные движения, не направленные вовне, они детерминированы самим устройством организма как биомеханической машины.

«С» - уровень пространственного поля, в его границах ЦНС организует активность для достижения внешних целей, действия эти обладают смыслом и конкретностью.

«D» - уровень конкретных действий, работа с материальными объектами.

Уровень «Е» - структуры высших двигательно-осознаваемых уровней, отвечающих за организацию речи, письма, и прочих видов коммуникации.

Управление движением тела в пространстве централизовано, каждый уровень «отвечает» за обеспечение своей части «вклада» в решение конкретной задачи. Когда возникает навык - действие (движение) автоматизируется - сознание передает основные функции управления какому-либо из низших уровней или их группе. В пределах нашей темы интерес представляет уровень «В».

Когда полное расслабление в асанах освоено, разрядка вытесненного частично происходит через тело, иногда выражаясь спонтанной активностью именно этого уровня. Если нервно-эмоциональные состояния до какой-то степени могут быть утилизированы движением, то есть и другая закономерность: мышечная нагрузка, накладывающаяся на нервно-эмоциональный «перегрев», способна его усиливать! Именно поэтому Айенгар подчеркнул когда-то в приватной беседе: «Любое движение йоги должно выполняться без возбуждения этим движением». Очень жаль, что среди его российских последователей данный постулат так и остался не востребованным.

Бернштейн дает гениальную формулировку: «Там, где есть развитие, каждое последующее исполнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи (асаны как таковые - В.Б.), а процесс решения (такое выполнение асан, которое ведет к ЧВН), от раза к разу улучшая средства» («Биомеханика и физиология движений», с. 230). На месте любого ученика йоги я бы написал эти слова на видном месте и на них медитировал! Регулярная практика асан (пранаям, медитации) - это повторение без повторения, и если человек говорит, что ему скучно делать одно и то же - не йогой он занимается!

Когда приходит совершенство в исполнении асан, наступает высший автоматизм, но «Граница между произвольными и непроизвольными движениями отнюдь не совпадает с границей между движениями сознательными и бессознательными» (там же, с. 242).

Б.К.С.Айенгар утверждает: «Сначала я знал технику, не зная основ (гипермобильность у него была природной). Техника и интеллект это две разные вещи, интеллект позволяет понять принципы практики поз. Принципы, которые определяют технику, понять сложнее, чем непосредственно ее саму» («Молодость духа» - интервью журналу «Йогасара», август, 1994).

Или: «Сегодня я отрабатываю искусство простоты, чтобы самые деликатные и сложные аспекты (йоги) можно было описать понятными для всех словами». И далее он, вышедший из той же «авторской школы», что и Паттабхи Джойс (акробатика которого отличается высокой интенсивностью нагрузки), говорит: «Термин «интенсивность» часто неправильно понимают. Это в гораздо большей степени ментальное, а не физическое действие, многие понимают это, как «заставлять потеть». Интересно, как прокомментируют это те, кто обливается потом во время исполнения киевских «сетов», либо серий Аштанга-виньясы?

Каким образом складывается линия жизни человека, откуда возникло понятие судьбы? Ницше когда-то сформулировал свой знаменитый парадокс так: «Истина есть заблуждение». Одна из интерпретаций такова: человек живет, в сущности, никогда до конца не понимая почему поступает так, а не иначе. Он выбирает цели и пути к ним, этот момент всегда в фокусе, но неясно, кому принадлежит определяющая роль в стратегии и тактике - сознанию или бессознательному. Кроме того, бытие подвержено случайностям. Оглядываясь назад в какой-то точке, человек видит: вот она дорога, оставшаяся позади. Но когда он начинает объяснять почему она имеет такую конфигурацию, пытается найти логическое обоснование причудливым изгибам – объяснение неминуемо оборачивается заблуждением, поскольку Эго известна лишь малая толикой факторов, определивших характер и размах жизненных зигзагов.

Философская модель античности двухцветная: есть черное и белое, «да» и «нет», ночь и день, ложь и правда и т.д. Древнеиндийские представления иные: нет ни черного, ни белого, есть лишь майя, иллюзия, творимая высшей реальностью. Китайская модель наиболее адекватна: черное будет белым, и наоборот – мир бесконечно изменяется через переходы пропорций и сочетаний, непрерывную игру полутонов, состояний, ощущений достоверна лишь краткость периодов стабильности.

В первую очередь Хатха-йога приводит в порядок тело, однако у людей с расстроенным здоровьем в начале практики неизбежно временное ухудшение самочувствия. В этом случае работа с телом строится в щадящем варианте, она минимальна либо от нее следует временно отказаться, сохранив только Йога-нидру (Шавасану). Основанием для восстановления занятий в полном объеме служит улучшение и стабилизация самочувствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.