Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие человека с производственной средой




Лекция 2

 

Производственная среда — пространство с обустройствами, в котором совершается трудовая деятельность человека. На постоянном рабочем месте практически каждого работника в производственной среде систематически присутствуют или периодически возникают опасные и (или) вредные для жизни и здоровья факторы.

Постоянное рабочее место — это место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени — более 50 % или более двух часов непрерывно.

Взаимодействуя с производственной средой, человек может подвергаться или не подвергаться неблагоприятным воздействиям. Не получает он их в тех условиях, которые для него привычны и к которым его организм адаптирован.

Любое существенное отклонение в производственной среде сопровождается негативными воздействиями на работающего.

Выделяют четыре характерные фазы взаимодействия человека и производственной среды:

комфортное (оптимальное), которым создаются условия для высокой работоспособности, а работнику гарантируется сохранение жизни и здоровья;

допустимое, когда воздействия производственной среды не оказывают на жизнь и здоровье человека негативного влияния, но приводят к некоторому снижению работоспособности и надежности в выполнении должностных функций. При этом воздействии в организме человека не могут возникнуть и развиться необратимые негативные процессы;

опасное, когда воздействия производственной среды оказываются за границами допустимых уровней и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая заболевания при длительном воздействии;

чрезвычайно опасное, которое за кратчайшее время воздействия может оказать резко негативное влияние на здоровье человека (нанести травму, привести к неизлечимому заболеванию, летальному исходу).

Первые два воздействия (комфортное и допустимое) соответствуют условиям, которые принято относить к позитивным, а два следующих (опасное и чрезвычайно опасное) — к негативным.

Основными признаками оптимальных условий труда человека являются:

•эффективное функционирование систем организма (двигательной, зрительной и др.);

•длительное сохранение работоспособности;

•короткий период врабатываемости;

•стабильность работы;

•соответствие реакций систем организма внешним воздействиям.

Так как не существует абсолютно безопасной техники и абсолютно безопасных технологических процессов, то ни в одном виде деятельности человека не может быть нулевых рисков.

Под риском понимают вероятность возникновения негативного события.

Под профессиональным риском понимают величину вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка профессионального риска проводится с учетом величины экспозиции (экспозиция — сочетание продолжительности и силы воздействия негативных производственных факторов) последних, показателей состояния здоровья и утраты трудоспособности работников.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Из всего многообразия форм трудовой деятельности человека можно выделить три основные:

•физический труд;

•умственный труд;

•сочетание физического и умственного труда (в различных соотношениях).

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе. Монотонность, обычно сопутствующая физическому труду, может негативно влиять на нервную систему, вызывая потерю интереса к работе, состояние сонливости, и как следствие, предрасположенность к травматизму, к примеру, физический труд на конвейерном производстве в связи с однообразием, регламентированностью и высоким ритмом работы вызывает у работающих быстрое утомление.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают

- формы труда, требующие значительной мышечной активности,

- механизированные формы труда,

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством,

- групповые формы труда (конвейеры),

- формы труда, связанные с дистанционным управлением,

- формы труда интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами.

Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны, обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Интеллектуальный труд (ИТ) имеет несколько форм

- операторский ИТ,

- управленческий ИТ,

- творческий,

- труд медицинских работников,

- труд преподавателей,

- труд учащихся, студентов.

Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Человеческий фактор. Там, где работает человек, ошибки неизбежны. Ошибки по вине человека возникают в тех случаях, когда оператор бездействует в тот момент времени, когда его действия необходимы, когда совершает неправильные действия, когда стремится к недостижимой цели. Свойство человека ошибаться является функцией его психофизиологического состояния.

Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи или выполнение запрещенного действия, которое может явиться причиной повреждения оборудования либо нарушения нормального хода рабочей операции. Если выполняемая работа имеет слишком высокие для человека параметры (ритм, скорость, точность), интенсивность ошибок значительно возрастает.

Работоспособность же характеризуется готовностью к работе, количеством и качеством работы, проделанной за определенный период времени.

Уровень надежности человека определяют его физиологические (возможности организма) и психологические (личностные) возможности, антропометрические характеристики. Кроме того, крайне существенны:

•профессиональная подготовка (уровень знаний, умений, опыт);

•эргономика рабочего места;

•медицинский и психологический профессиональный отбор;

•медицинский периодический контроль перед началом и в процессе работы.

В последнее время к человеческому фактору стали относить нарушения техники безопасности, правил технической эксплуатации, санитарных норм, режимов труда и отдыха. Эти нарушения человек чаще всего допускает по халатности, неосведомленности, по установившимся понятиям. Именно эти явления чаще других являются причиной происшествий на транспорте и в промышленности.

Причинами многих аварий и крушений являются: пренебрежительное отношение обслуживающего и работающего персонала к своим служебным обязанностям; недостаточный контроль за выполнением существующих правил и положений со стороны должностных лиц, а также за предупреждением и устранением различных технических неисправностей. Аварии происходят также в результате просчетов в организации движения, ошибок при управлении машинами, недостаточного уровня профессиональной подготовки работников, нарушения процессов взаимодействия между участниками движения и т.п. Человек остается слабым звеном этой системы. Его возможности ограничены физиологией организма и психологическими особенностями каждой отдельной личности.

Нарушения физиологической надежности наиболее часто выражаются в виде утомления, заболевания, травмы. Нарушения психологической надежности — в неточном, неправильном или несвоевременном выполнении отдельных операций или в их невыполнении. Поэтому в центре внимания находится проблема профилактики перегрузок, перенапряжений и эмоциональных стрессов, возникающих в тех случаях, когда совокупность факторов производственной среды и трудового процесса характеризуется высокой тяжестью труда, однообразием, монотонностью, напряженной умственной деятельностью, что весьма характерно для многих профессий, связанных с эксплуатацией железных дорог.

В условиях объективной сложности транспортных ситуаций (высокая скорость ее изменений во времени, дефицит времени, отказ систем безопасности оборудования и т.п.) уровень надежности работника определяют:

•физиологические возможности человеческого организма, которые в значительной мере определены его природой;

•психологические возможности личности (неустойчивость к стрессам, к монотонной работе, замедленные реакции, низкая готовность к экстренным действиям), которые должны прогнозироваться на стадии профессионального медицинского и психологического отбора;

•физиологическое и психологическое состояние в данный момент времени (чрезмерная рабочая нагрузка, утомление и переутомление в результате нарушения режима труда и отдыха, недостаточный по длительности или плохой отдых перед работой, заболевание, алкогольное или наркотическое опьянение, воздействие неблагоприятных факторов среды, психический стресс и т.п.), которое должно определяться при медицинском контроле перед началом работы и прогнозироваться на период ее выполнения;

•профессиональная подготовка (уровень знаний, умений, опыт), которая периодически должна контролироваться специальными комиссиями;

•несогласованность действий членов команды из-за их психологической несовместимости.

Производственная безопасность тесно связана с тем, насколько работник по своим возможностям соответствует выполняемой работе. Задача профотбора — выявить профессиональную пригодность данного человека к конкретному виду производственной деятельности (степень соответствия его индивидуальных психофизиологических качеств особенностям профессии и готовность к выполнению своих должностных обязанностей).

Для получения необходимой информации о профессионально важных качествах человека используют анкетирование, тестирование и непосредственное измерение ряда параметров, характеризующих психофизиологические свойства человека. Далее их сопоставляют с нормативами пригодности к данной профессии (профессиограммами).

Профессиограммы составляются для каждой профессии на основе всестороннего изучения объективных особенностей трудового процесса и представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств работника.

Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя.

Причины возникновения опасной ситуации или несчастного случая. Статистика отмечает, что в основе возникновения нештатных ситуаций чаще других лежат психологические причины. Главная из них — ошибочные действия оператора. Иногда опасность создавшейся ситуации бывает настолько велика, что человек оказывается неспособным правильно действовать в данной обстановке. В условиях, угрожающих жизни и здоровью, далеко не каждый человек способен адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию, работать в ней устойчиво, продуктивно, не совершая ошибочных действий. Переоценка человеком собственного производственного опыта дает ему основание полагать, что большой опыт работы и хорошие психические реакции гарантируют ему возможность быстро и правильно принять необходимые меры по предотвращению аварии или несчастного случая, успеть выйти из опасной зоны и т. п. Стрессовые состояния побуждают человека к необдуманным действиям, которые, по его убеждению, способны снять или ослабить стресс.

Второе (по важности) место занимают организационные причины. К ним относятся: низкий уровень профессиональной подготовки, отсутствие культуры безопасного поведения, необоснованный допуск человека к опасным видам работ и др.

Если действия, приводящие к возникновению аварий и травм, совершаются осознанно, тогда они квалифицируются как нарушения. Если они совершаются неосознанно — они квалифицируются как ошибки.

Каждое действие человека имеет мотив, ориентировочную и исполнительную составляющие.

В основе нарушений в мотивационной части чаще всего лежит нежелание действовать. Достаточно большой процент людей обладают определенным складом психики. Они генетически склонны к риску, не желают адекватно оценивать опасность, отрицательно относятся к трудовым и (или) техническим регламентациям. Единственное профилактическое мероприятие в данном случае — пропаганда и воспитание.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в том, что человек не ориентируется в правилах, инструкциях и нормах по охране труда и безопасным способам выполнения работы, в правилах эксплуатации технических систем и др. Профилактическое мероприятие здесь — обучение, отработка навыков, систематическая проверка знаний.

Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Например, машинист или водитель должен обладать рядом профессиональных качеств: способностью быстро замечать и оценивать опасность, быстро и правильно реагировать на нее, не теряться в сложных опасных ситуациях. Профилактическое мероприятие — профессиональный отбор, предварительное (перед поступлением на работу) медицинское обследование, тестирование.

Склонность к несчастному случаю обуславливается также возрастом и стажем работника. Травматизм имеет два возрастных пика: у начинающих работников (в первый год работы) и у имеющих стаж более 10…15 лет. В первом случае это обусловлено недостатком знаний, неумением отследить и оценить опасную ситуацию, а также определить возможные последствия допущенной ошибки, неумением быстро реагировать на создавшуюся ситуацию и находить правильные и грамотные решения. Второй пик травматизма связан с начинающимся возрастным снижением психических и физиологических функций, влияющим на четкость и точность выполнения работ. Возникают осложнения, связанные со снижением точности движений, с приемом новой информации, с ухудшением памяти, а также с необходимостью отказаться от укоренившихся устаревших приемов и способов работы, не обеспечивающих в современных условиях требуемый уровень безопасности. Как результат привыкания к опасности — у работников со стажем возникает еще и пренебрежительное отношение к правилам безопасности.

Имеется целый ряд психологических причин сознательного нарушения личностью правил безопасной работы.

1. Экономия сил и (или) времени. Она заключается в выборе пути действий, который, по представлениям и опыту работника, требует наименьших затрат сил или времени. Именно по этой причине работники часто не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, не выполняют операции, необходимые для обеспечения требований безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения.

2. Безнаказанность — чувство, возникающее в результате снисходительного отношения ответственных должностных лиц к нарушениям инструкций по охране труда, считающих, что инструкции содержат много лишнего, мешающего продуктивной работе. Безнаказанность рассматривается еще и в смысле устойчивого ложного представления работающего о его личной неуязвимости. Это представление формируется отсутствием у него за весь период работы личных негативных последствий. Например, если водитель часто нарушает правила движения и при этом ничего негативного с ним лично не происходит, он постепенно утрачивает способность остерегаться нарушений правил дорожного движения.

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий — причина, которая возникает в результате способности человека привыкать к опасным факторам, осваиваться с ними, иметь внутреннюю убежденность, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Например, машинист считает, что опасность, которая носит вероятностный характер, никогда его не коснется — он перестает адекватно реагировать на нее.

4. Самоутверждение в глазах коллег. Риск для таких работников — дело престижа. Например, спуск по канату с большой высоты без страховочных устройств, переход через железнодорожные пути под стоящими вагонами, кладка кирпича стен здания на большой высоте без страховочного пояса и др. Стремление следовать групповым нормам происходит там, где нарушения правил безопасности или технологического процесса совершаются постоянно по сложившимся понятиям в данном коллективе, а выполняющие правила безопасности оказываются вне коллектива.

5. Ориентация на идеалы. Идеалами, к сожалению, достаточно часто становятся злостные нарушители. Самоутверждение в собственных глазах объясняется врожденной неуверенностью в себе либо замечаниями и упреками со стороны лиц, связанных с данным производством. Привычка работать с нарушениями — стиль поведения, приобретенный человеком или воспитанный в нем ранее.

Причиной ошибочных действий, зависящих от личного восприятия оператора, может оказаться неполучение нужной информации органами чувств (с помощью слуха, зрения, осязания, обоняния) вследствие слабого предупредительного (или запрещающего) сигнала или его отсутствия. Например, в солнечный день практически не видны сигналы светофора. Резкие изменения освещенности и яркости предметов, встречающихся на дорогах, требуют времени для адаптации зрительных анализаторов машиниста или водителя к новым условиям. В течение этого времени способность различать предметы ухудшается в еще большей степени и количество ошибок при управлении транспортным средством резко возрастает. Опасными являются как темновая, так и световая адаптации. Однако первая — более затяжная, особенно после ослепления ярким светом со стороны встречного направления. В зависимости от силы и интенсивности светового воздействия, а также индивидуальных особенностей водителя действие ослепления находится в интервале от нескольких секунд до двух мин. За время зрительного ослепления в период темновой адаптации управление транспортным средством становится ненадежным и осуществляется с повышенной степенью риска. В этом случае водитель не может правильно контролировать траекторию движения транспортного средства. Находясь в состоянии зрительного ослепления в течение 10 с, водитель при скорости 40 км/ч проедет расстояние более 110 м, а при 60 км/ч — почти 180 м.

К отрицательному эффекту приводит поступление слишком больших объемов информации или слишком высоких ее скоростей. Множество одновременных сигналов приводит к невозможности их адекватного восприятия в связи с ограниченными психическими возможностями оператора. Например, такие ситуации возможны в работе диспетчеров, где на мнемосхемах быстро меняется транспортная обстановка или восприятие водителем визуальной информации о дорожных объектах, которое происходит не мгновенно, а с определенной задержкой по времени. Время опознавания элементов дорожной обстановки на большой скорости движения и в зависимости от сложности ситуации изменяется в достаточно широком диапазоне — от 0,4 с (одиночный объект на хорошо освещенной дороге) до 3,6 с (к примеру, один из семи объектов на плохо освещенной дороге).

Причинами ошибочных действий при анализе, оценке и принятии решения может стать ситуация, при которой переданный от органов чувств мозгу сигнал будет неправильно понят, истолкован. Например, ночью цветовосприятие предметов почти полностью нарушается, они различаются не по цвету, а по яркости. Дорожная обстановка и ситуация воспринимаются не адекватно действительности. При этом контрастность основных объектов дорожной обстановки (пешеходы, транспортные средства) незначительно отличаются от основного фона. Ухудшается также способность оценки расстояния до объектов и между ними и скорости их перемещения. Расстояние, начиная с которого машинист или водитель воспринимает приближающееся транспортное средство, сокращается вдвое по сравнению с расстоянием его обнаружения в светлое время суток. В результате у водителя создается иллюзия, что он находится на большом расстоянии до движущегося объекта, что представляет собой реальную опасность.

Если человек одновременно получает несколько сигналов, он может переключить свое внимание не на самый важный из них, а про остальные просто забыть. Неспособность оператора к правильной оценке сигнала может возникнуть из-за определенных особенностей психики, от недостатка времени, знаний, навыков, опыта работы. Решение же должно быть выбрано путем перебора вариантов. Принятое решение может оказаться неверным. Например, водитель, чтобы избежать наезда на резко затормозившее впереди транспортное средство, выворачивает на полосу встречного движения и получает лобовое столкновение, вместо того, чтобы свернуть в сторону на обочину дороги.

Ошибочные действия при приведении в исполнение принятого решения могут возникнуть из-за отсутствия необходимых навыков работы (недостатков в точности исполнения), бездействия в силу неспособности действовать в данный момент времени (к примеру, сильный испуг). Например, слишком сильное нажатие на тормозную педаль на скользкой дороге или резкий поворот рулевого колеса могут привести к заносу автомобиля. Несвоевременная подсыпка зимой песка на рельсы при подъеме в гору может привести к буксованию и движению железнодорожного состава назад под уклон, на занятый следующим за ним составом участок пути.

Причинами ошибочных действий могут быть и недостаточное внимание, усталость. Так, например, длительная однообразная езда с повышенной скоростью без помех притупляет восприятие водителя, и он не может своевременно отреагировать на неожиданно возникший впереди крутой поворот дороги или другое неожиданно появившееся препятствие.

Ошибочные действия могут быть связаны с уже пережитым отрицательным опытом. Ранее произошедший несчастный случай может оказывать остаточное негативное психическое воздействие на человека, которое невольно будет содействовать возникновению в той же ситуации нового ошибочного действия.

Например, при прохождении опасного участка дороги с крутыми виражами, при выполнении определенного маневра водитель транспортного средства не справился с управлением и был сброшен в кювет. Водитель может постоянно при приближении крутого виража испытывать непреодолимое чувство страха, порождающего неуверенность и приводящее к ошибочным действиям по управлению автомобилем.

Анализ причин ошибок говорит о том, что нужно в первую очередь совершенствовать процессы приема информации и выполнения двигательных действий, приводя их в соответствие с психофизиологическими возможностями человека.

Для того чтобы не перегружать психику оператора, он должен быть заранее надежно информирован обо всем, что ему нужно знать и уметь, должен иметь условия для приобретения соответствующих навыков, иметь необходимые информирующие устройства и удобное размещение органов управления. Существуют функции, которые машина выполняет лучше человека. Например, к таким функциям относятся прием, хранение и переработка информации — их надо передоверять машине, разгружая таким образом психику оператора.

Кроме перечисленных, могут возникнуть ошибочные действия, связанные с несоответствующим нормам безопасности рабочим местом и организацией труда, с плохой подготовкой oператора к работе, с состоянием его организма, психологической установкой, психическим состоянием или состоянием здоровья оператора.

Высокая степень готовности к действию в экстремальных ситуациях является одним из обязательных условий надежности человека-оператора в системе «человек—машина—производственная среда».

Любая деятельность человека связана с затратой энергии. Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.).

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5–10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе – на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией – на 94 %, у операторов вычислительных машин – на 60... 100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда работника.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть:

- энергетическим, зависящим от мощности работы, – при физическом труде (характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса тела, перемещениями в пространстве);

- эмоциональным – при умственном труде (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы).

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

•физическая динамическая нагрузка;

•масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

•стереотипные рабочие движения;

•статическая нагрузка;

•рабочая поза;

•наклоны корпуса;

•перемещение в пространстве.

Физическая динамическая нагрузка. Для подсчета физической динамической нагрузки определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции, и путь его перемещения в метрах.

Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену. Суммируется величина механической работы (кг·м) за смену в целом. Пример. Рабочий (мужчина) поворачивается, берет с конвейера деталь (масса 2,5 кг), перемещает ее на свой рабочий стол (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на конвейер и берет следующую. Всего за смену рабочий обрабатывает 1200 деталей. Для расчета внешней механической работы вес деталей умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, т.к. каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену. Итого: 2,5 · 0,8 · 2 · 1200 = 4800 кг·м. Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза. Для определения массы (кг) груза, поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, масса всех грузов суммируется, а если переносимый груз одной и того же массы, то она умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа рабочей смены. Пример. Рассмотрим предыдущий пример. Масса груза — 2,5 кг. За смену рабочий поднимает 1200 деталей, по 2 раза каждую. В час он перемещает 150 деталей (1200 деталей: 8 ч). Каждую деталь рабочий берет в руки 2 раза, следовательно, суммарная масса груза, перемещаемая в течение каждого часа смены, составляет 750 кг (150 · 2,5 · 2).

Понятие «рабочее движение» подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое.

Стереотипные рабочие движения (количество за смену) в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе — 60…250 движений в мин, и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого-либо автоматического счетчика, число движений за 10…15 мин., рассчитываем число движений за 1 мин., а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений. Число движений можно определить также по дневной выработке рабочего.

Пример. Оператор ввода данных в персональный компьютер выполняет за смену около 55000 движений.

Для региональных рабочих движений, которые ограничены определенной рабочей зоной, как правило, легко подсчитать их количество за 10…15 мин или за 1-2 повторяемые операции, несколько раз за смену. После этого, зная общее количество операций или время выполнения работы, подсчитываем общее количество региональных движений за смену.

Пример. Маляр выполняет около 120 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65 % рабочего времени, т.е. 312 мин за смену. Количество движений за смену 312 · 120 = 37440 движ.

Статическая нагрузка — величина статической нагрузки за смену при удержании груза, Н·с.

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или отдельных частей тела рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени удерживания груза.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удерживание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (к инструменту). В первом случае величина статического усилия определяется силой тяжести удерживаемого изделия (инструмента). Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких-либо других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии.

Пример. Маляр (женщина) при окраске промышленных изделий удерживает в руке краскопульт массой 1,8 кг (силой тяжести 1,8 · 9,81 Н), в течение 80 % времени смены, т.е. 23040 секунд. Величина статической нагрузки будет составлять 41427 · 9,81 Н·с (1,8 · 9,81 · 23040).

Рабочая поза. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе определяется на основании хронометражных данных за смену.

Пример. Лаборант около 40 % рабочего времени проводит в фиксированной позе — работает с микроскопом.

Наклоны корпуса. Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножается на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30°).

Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены, по горизонтали или по вертикали — по лестницам, пандусам и др., км). Самый простой способ определения этой величины — с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке, в среднем, составляет 0,6 м, а женский — 0,5 м), и полученную величину выразить в км.

В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013– 94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1–оптимальные; 2–допустимые; 3–вредные; 4–опасные (экстремальные).

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень (3.1) характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания. Вторая степень (3.2) определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

При третьей степени (3.3) воздействие уровней вредных факторов приводит, как правило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени (3.4) могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 5504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.