Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пренатальное развитие и рождение 1 страница




Пренаталъное развитие. Психологический аспект рождения.

Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с мо­мента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действи­тельно является человеком или, по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.

С одной стороны, с момента оплодотворения и до появления на свет в материн­ском организме находится лишь биологический компонент будущего человека. С другой стороны, уже в организме матери будущий человек живет своей собственной


жизнью, реагирует на материнский голос, на ее настроение, на стимулы извне (гром­кие звуки, музыку, шумы и человеческую речь).

Когда он начинает реагировать? Возможно, с момента формирования централь­ной нервной системы, но, не исключено, что даже еще раньше, так как его клетки способны улавливать изменения в химическом составе материнской крови, связан­ные с любыми волнениями будущей матери.

Истоки представлений о внутриутробном психическом развитии теряются в ве­ках. Скорее всего, первые наблюдения и гипотезы о развитии ребенка в организме матери и появлении его на свет возникли вместе с появлением Homo sapiens, от­крывшим у себя функцию деторождения. Мысли о человеческой жизни до рождения высказывал еще Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) в сочинениях «Афоризмы», «О при­роде женщины», «О семимесячном плоде», «О природе ребенка».

Известны некоторые эмбриологические представления древних индусов, по­скольку отрывочные сведения об этом сохранились в их «Книге жизни» — «Аюр-веде». Индусы полагали, что все твердые части плода — от отца, все мягкие — от матери; для возникновения зародыша необходимы 4 главные стихии: огонь, земля, вода и воздух. Не обойтись также без семени отца и крови матери. Избыток семени обусловливает рождение мальчика, избыток женского начала — девочки. Количест­венным равенством начал объясняли рождение разнополых близнецов.

Фантастические предположения сосуществовали в представлениях древних с конкретными знаниями, основанными на неточных наблюдениях. Так, например, опираясь на них, полагали, что на четвертом месяце развития у человеческого плода можно различить туловище и сердце; на пятом — руки, ноги и голову; на шестом у него появляются волосы, ногти, кости, сухожилия и вены, а на седьмом — все ос­тальное. Позже возникли первые представления о неизменных наследственных ка­чествах, от которых зависело сходство детей с родителями; о том, что в первый ме­сяц развития зародыш студнеобразен, на втором он отвердевает под воздействием холода, тепла и воздуха, на третьем и четвертом у него формируются органы, а позднее — сознание и разум.

Религиозная философия древних египтян также пыталась ответить на сложней­ший вопрос: когда боги наделяют человеческий плод бессмертной душой? 1400 лет до н.э. уже были некоторые представления об этом, запечатленные в гимне в честь бога Солнца Атона, участвующего в зарождении плода. Атон, единый, непостижи­мый, состоящий из Неф — первобытного духа, Нет — материи, Себек — нераздель­ного времени и Пашт — бесконечного пространства, в правление Аменхотепа IV стал богом любви, дарующим женщинам детей.

Древнегреческий философ и врач Эмпедокл из Агригента (490—430 гг. до н.э.) предположил, что на развитие и будущие психические особенности плода влияет во­ображение матери. Наблюдая, как женщины часто воспламеняются любовью к ста­туям или картинам, он считал, Что их дети рождаются похожими на эти предметы. Он высказывал любопытные суждения о происхождении близнецов и причинах раз­личных физических уродств у плода.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) сущностью всего живого считал энтелехию (бу­квально это слово переводится как «имеющая цель в самой себе»). Так он понимал душу, отличавшую живые организмы от тел неживой природы. Развитие животного и человека начинается с оплодотворения, в котором участвуют мужское и женское семя. Первое, по Аристотелю, обладает чувствующей душой, второе — питатель­ной. Отец дает плоду источник движения, мать — материю.

Идеи о том, что Бог сразу же вкладывает живую душу в мозг зародыша, тоже пришли от Аристотеля и вплоть до эпохи Возрождения питали умы средневековых философов и естествоиспытателей. И только с XVII в. началось серьезное изучение развития зародыша. Среди титанов науки того времени более других известен Лео-


нардо да Винчи, который среди прочего интересовался развитием человеческого за­родыша с момента зачатия. Он одним из первых сделал зарисовки плода в матке, описал его расположение, дыхание и питание.

Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и экспериментальных методов по­зволило приблизиться к пониманию того, что происходит в эмбриональном периоде, но даже современные знания о внутриутробной психической жизни фрагментарны и малочисленны.

Первый месяц жизни. Уже в первые часы развития зародыша число составляю­щих его клеток увеличивается. Не позднее чем через 30 часов после оплодотворения зародыш человека становится двух-клеточным. Следующие деления происходят бы­стрее: еще через 10 часов — уже 4 клетки, через 3 дня их 12, а вскоре и 16. Первые клетки (бластомеры) крупнее обычных соматических клеток и тесно соприкасаются друг с другом. Зародыш в это время похож на тутовую ягоду, поэтому эту стадию развития называют морулой (от лат. тогит — тутовая ягода).

Первые дни зародыш развивается в яйцеводе (фаллопиевой трубе) и благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накапливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек и называется бластоцистой. В это время образуется внутренняя масса кле­ток (эмбриобласт) и наружный покров полого пузырька (трофо-бласт). Из эмбриоб-ласта впоследствии разовьется зародыш, а тро-фобласт (от греч. trophe — «пища» и blastos — «зародыш») превратится в плаценту.

Б. П. Хватов описал бластоцисту человека в возрасте 4,5 суток, состоявшую из 100 клеток, и уже на этой стадии смог определить пол зародыша. Многие клетки бластоци-сты в ядрах содержали глыбки, указывающие на наличие ХУ-хромосом, и по 23-й паре хромосом он установил пол будущего человека задолго до его рожде­ния. Бластоциста, описанная Б. П. Хватовым, вошла в эмбриологию под названием крымской девочки — открытие, делающее честь ученому. Позже американцами Гер-тигом, Рокком и Эдем-сом были описаны зародыши человека из 58 клеток и 107 кле­ток (4—5 дней).

На 5-6-й день развития бластоциста прикрепляется к слизистой оболочке матки, и к концу недели жизни между зародышем и его «домом» устанавливается тесная связь. Количество клеток зародыша быстро растет, и на 2-й неделе развития внут­ренние клетки бласто-цисты распределяются в два слоя — наружный и внутренний зародышевые листки. Наружный даст в дальнейшем центральную нервную систему и кожные покровы, а внутренний — систему органов пищеварения и др. На 3-й не­деле между ними появляется средний листок, который потом даст начало мышцам, хрящам и костям.

Зародыш на стадии 12-13 дней имеет длину всего 1,5-2 мм, без ясных очертаний тела. К концу 3-й недели он достигает 4 мм, а к концу 4-й — 8 мм. В конце 3-й неде­ли образуются зачатки конечностей без разделения их на отделы. В шейной части уже находятся жаберные щели, резко обособленная голова имеет зачатки глаз, ушей и рта. На конце тела хорошо заметен хвост. Первый месяц внутриутробной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается с помощью пуповины.

Формирование пищеварительной системы начинается на той стадии развития, где зародыш напоминал плохо надутый мячик (гастру-ла). У него уже есть первич­ный рот, головной и хвостовой концы. У человека, как и у других хордовых, ротовое отверстие в дальнейшем образуется в другом месте, да и сама гаструла имеет другую форму. В самом теле зародыша образуется кишечная трубка. На 4-й неделе эмбрион, «если пожелает», может «ртом» заглатывать вещества из окружающей среды. В этот же период образуется язык (т.е. он может даже «пробовать пищу на вкус», хотя ка­жется невероятным, что такое желание у него может возникнуть). На неделю позже


появляются желудок (всего лишь расширившаяся кишечная трубка) и 12-перст-ная кишка. С 3-недельного возраста можно обнаружить зачаток печени и желчного пу­зыря, а несколько позже — левую и правую части формирующейся поджелудочной железы. Остальные отделы кишечника тоже развиваются интенсивно.

Длительный и сложный путь эмбрионального развития проходит орган выделе­ния — зародышевая почка. У крохотного зародыша длиной 2 мм закладывается предпочка (она расположена выше обычной), которую вскоре сменяет первичная почка, а затем появляется окончательная почка, занимающая свое постоянное место у плода, длина которого к этому времени достигает 12—18 см. Мочу образует лишь окончательная почка. К концу эмбрионального периода в мочевом пузыре обнару­живают до 80 мл мочи, не отличающейся по своему составу от мочи родившихся де­тей и взрослых. Почки — парный орган, у всех позвоночных их две, формируются они симметрично с двух сторон. Ткани, из которых были построены предпочка и первичная почка, частично исчезают, а частично идут на построение половых орга­нов.

Первые дни зародыш питается желтком яйцеклетки и теми питательными веще­ствами, которые могут проникать к нему из содержимого яйцевода и матки. В даль­нейшем он начинает добывать их из организма матери. Образуется система крове­носных сосудов, которая осуществляет транспортировку питательных веществ по пуповине.

Первые кровеносные сосуды возникают в середине 3-й недели. У 23-дневного за­родыша сердце представляет собой пульсирующую трубку. Между появлением кро­веносных сосудов и формированием сердца проходит всего 3 дня. С этого момента в сердце начинается образование полостей, перегородок, клапанов. Этот процесс за­вершается у зародыша 40-миллиметровой длины.

На 3—4-й неделе развития, когда длина зародыша всего 4 мм, у него функциони­рует артериальная и венозная системы сосудов. Причем вначале, так же как у рыб, образуется 6 дуг аорты, а затем очень быстро наступает их обратное развитие или преобразование в другие кровеносные сосуды. Но путь кровотока у плода иной, чем у новорожденного. До рождения легкие не функционируют, кислород идет к плоду с кровью матери. После рождения, когда пуповина перерезается, меняется направле­ние кровотока. Новорожденный дышит легкими, и начинает функционировать ле­гочный круг кровообращения. Сосуды, направлявшие кровь к пуповине и обратно, отмирают.

Наиболее насыщенную кислородом кровь получает печень. Лучше снабжается кровью голова, верхние конечности и вся верхняя половина тела. Может быть, по­этому они быстрее и лучше развиваются по сравнению с нижней половиной тела или ногами. Эта неравномерность в кровоснабжении особенно выражена в первую поло­вину жизни до рождения, потом она несколько сглаживается.

Все органы плода получают от матери смешанную кровь. Каждая порция артери­альной крови (т.е. идущей от сердца) теряет кислород более интенсивно и быстро, чем взрослый человек. Наибольшую работу выполняет правый желудочек сердца, так как именно он гонит кровь на большее расстояние — через нижние отделы туло­вища.

Современная медицинская техника позволяет записать ЭКГ плода, когда обыч­ными приборами сердцебиения еще не прослушиваются. Они начинают прослуши­ваться на 15-й неделе беременности. Вначале «сердце стучит, как у воробья», — 130—150 ударов в минуту. Потом пульс становится реже, но все же к концу бере­менности может достигать 128 ударов.

Кровь плода по многим показателям отличается от крови взрослого. Основным органом кроветворения с 5-й по 20-ю неделю внутриутробной жизни является пе­чень. С 12-й недели кроветворную функцию выполняет костный мозг. Селезенка на-


читает вырабатывать лимфоциты в возрасте 14 недель. В кровотоке плода красные кровяные тельца, эритроциты, появляются на 8-й неделе, а лейкоциты — на 12—16-й. Количество гемоглобина и клеток крови у плода меньше, чем у новорожденного, и к моменту рождения оно постепенно повышается.

Сердечно-сосудистая система плода транспортирует кровь, обеспечивая не толь­ко дыхание, но и питание его тканей.

С 1-го месяца существования начинает формироваться каркас будущего скелета в виде хрящевой модели. Череп образован отдельными плоскими костями, между ко­торыми есть несколько пространств — родничков. Поэтому головной мозг может беспрепятственно расти, а объем черепа — увеличиваться. На 4-й неделе заклады­ваются хрящи лицевой части черепа, которые в дальнейшем будут заменены костя­ми. У каждого зародыша они разные, и уже в это время он становится «индивиду­альностью», похожей или не похожей на родителей.

Второй месяц жизни. С этого момента зародыш начинают называть эмбрионом. Из трех зародышевых листков у него формируются ткани и начинают образовывать­ся органы. Клетки каждого листка интенсивно делятся, перераспределяются в про­странстве и специализируются. С 4-й по 8-ю неделю из наружного зародышевого листка формируются центральная и периферическая нервные системы (т.е. головной и спинной мозг и отходящие от них нервы), чувствительная и покровная ткань (эпи­телий) ушей, носа и глаз, кожный покров, волосы и ногти.

Средний зародышевый листок дает начало всей соединительной ткани и мышцам скелета и внутренних органов, сердцу, крови, лимфе, кровеносным и лимфатическим сосудам, хрящам и костям, селезенке, почкам, половым железам и оболочкам, вы­стилающим все полости тела.

У 6-недельного эмбриона в наметившихся конечностях имеются хрящи, из кото­рых разовьются некоторые крупные кости. К 8-й неделе полностью формируется хрящевой скелет конечностей. В этот период интенсивно развивается позвоночник.

В ЗО-е гг. удивительные результаты были получены Д. П. Филатовым и Б. И. Ба-линским в опытах с зародышем аксолотля (земноводного животного, похожего на тритона). Покровная ткань (эпителий), снятая с задней конечности и пересаженная на бок зародыша, давала начало добавочной конечности; при пересадке на бок или на голову (вместо уха) вырастала пятая нога, а ухо не формировалось. Современная наука до сих пор не в силах объяснить это явление. В последние годы с помощью электронной микроскопии обнаружены субмикроскопические тяжи, соединяющие ткани раннего зародыша. Возможно, направляющее действие в развитии оказывают вещества, проникающие через клеточные мембраны и распространяющиеся от клет­ки к клетке по этим тяжам.

Внутренний зародышевый листок образует внутренние оболочки желудка и ки­шечника, органов дыхания, основной части щитовидной железы, печени, поджелу­дочной железы и других органов.

В этот период появляются внешние признаки человека — лицо, уши, глаза, нос; в зачатках конечностей намечается разделение на отделы, затем появляются пальцы, вначале соединенные плавательной перепонкой.

Третий — пятый месяцы. Рост интенсивно продолжается, и длина эмбриона достигает 9 см. На пальцах появляются ногти, голова выпрямляется, обозначается шея. Глаза закрываются благодаря развивающимся и срастающимся векам. Во вто­рой половине 3-го месяца формируются наружные половые органы. С 3-го месяца наступает плодный период, который продолжается вплоть до появления ребенка на свет. Тело плода в это время быстро растет, его масса увеличивается и к моменту рождения в среднем бывает у мальчиков около 3400 г, а у девочек — около 3250 г.

Для плодного периода характерно определенное соотношение между размером головы плода и его длиной (от темени до копчика). В начале 3-го месяца голова ог-


ромна — около половины роста. На 5-м месяце она составляет около одной трети, а у новорожденного примерно одну четверть роста.

К концу 3-го месяца лицо плода отчетливо похоже на человеческое, уши занима­ют свое обычное место. Кожа прозрачная, розовая; подкожной жировой клетчатки еще нет, поэтому сквозь кожу просвечивают кровеносные сосуды и мышцы; сам плод сморщенный и красный. По наружным половым органам легко устанавливает­ся пол. Появляется мышечная активность, но слабые движения плода мать еще не чувствует. Это произойдет к концу 4-го месяца, когда его мышцы сформируются.

В это же время закладываются органы эндокринной системы, призванные в даль­нейшем осуществлять гуморальную регуляцию организма — железы внутренней и смешанной секреции. Так, щитовидная железа закладывается у ничтожно маленько­го зародыша длиной всего 10-13 мм. Признаки ее функционирования (т.е. гормоны, которые она выделяет) обнаруживаются уже у 3—4-месячного плода. В этот период в клетках железы накапливается йод.

В начале 2-го месяца эмбрионального развития появляются пара-щитовидные и вилочковая железы. На 3-й неделе в мозге оформляется гипофиз, который начинает функционировать у плода длиной 22-27 мм.

Известно, что женщины, страдающие диабетом, во время беременности начина­ют чувствовать себя немного лучше и снижают объем инъекций инсулина. Это сви­детельствует о том, что поджелудочная железа плода выделяет инсулин в количест­ве, достаточном для обеспечения им не только своего, но и материнского организма.

В возрасте 4,5 месяца половые железы плода начинают вырабатывать гормоны, оказывающие на него большое влияние. Рано развиваются надпочечники, которые выделяют адреналин.

Пол будущего ребенка определяется по 23-й паре хромосом. Существует гипоте­за, предполагающая, что роль генетического механизма, определяющего пол, заклю­чается в том, чтобы «запустить» образование соответствующих гормонов. Дело в том, что у зародышей всех позвоночных на ранних стадиях развития половые желе­зы вырабатывают и мужские, и женские половые гормоны. У самцов мужской гор­мон вызывает подавление и регрессивное развитие женских компонентов половых желез, и наоборот. В железах начинает преобладать тот или иной компонент в зави­симости от генетического пола зародыша.

На 5-м месяце существования длина плода достигает 230 мм, а масса — 500 г. Движения его энергичны и легко замечаются. На теле и на лице появляется волося­ной покров, кожа покрыта так называемой первородной смазкой (начинают ли уже функционировать сальные железы кожи, неизвестно). Внешне он становится более привлекательным: образовалась подкожная жировая клетчатка, в ней начинает от­кладываться жир, морщины исчезают, но цвет тела продолжает еще оставаться крас­ным.

Дыхание с помощью легких начинается только после рождения, поэтому разви­тие легких задерживается. Но закладка основных структур, из которых формируют­ся легкие и бронхи, происходит в первой половине пренатального периода развития. К 28-й неделе система органов дыхания морфологически и функционально достига­ет такого уровня, что могла бы функционировать самостоятельно, если бы произош­ли преждевременные роды.

У плода регистрируются дыхательные движения. К 6—7 месяцам их частота 50-60 в минуту. Они могут на некоторое время прерываться, но затем, через 20-70 мин, возобновляются. Эти движения являются дыхательными только внешне. Легочная ткань не расправляется, легкие не поглощают кислород. При таких движениях в лег­кие плода могут попасть околоплодные воды. Но он не захлебывается и не погибает, это не причиняет ему никакого вреда.

Шестой — седьмой месяцы. Длина плода в это время — 300-350 мм, масса —


800—1300 г. На его лице обозначаются брови и ресницы, разрывается спайка между веками, могут открываться глаза. Увеличивается подкожный жировой слой; пушок, покрывающий тело, исчезает. Когда плоду исполняется 28 недель, он способен к са­мостоятельной жизни вне организма матери, и рождение 7-месячным не угрожает его жизни.

Восьмой — девятый месяцы. За 8-й месяц масса плода приближается к 2 кг, дли­на достигает 42 см. Количество жира увеличивается, и на 9-м месяце плод бывает достаточно упитанный, краснота кожи исчезает, на голове отрастают волосы. В среднем продолжительность внутриутробной жизни составляет 280 дней (40 недель), но бывают и отклонения: от 245 до 325 дней. В последние годы говорят о том, что акселерация (ускорение роста и развития) коснулась всех стадий развития, в том числе и пренатального периода. Так, приводятся данные, что с 1937 г. масса новоро­жденных во всех странах мира в среднем увеличилась с 3200 до 3390 г, масса пла­центы достигла 500-550 г (раньше была 450—500), а внутриутробная жизнь увели­чилась на 4 дня.

На протяжении всего внутриутробного периода развивается нервная система ре­бенка.

На 3-й неделе у зародыша появляется утолщение в области средней части наруж­ного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сначала обра­зуется желобок, потом нервная трубка, из которой развиваются все отделы ЦНС. У 4-недельного зародыша можно обнаружить 3 мозговых пузыря, зачатки глаз и спин­ного мозга. А несколько позже готовы все отделы центральной и периферической нервной систем.

Хотя нервная система возникает очень рано, головной мозг продолжает разви­ваться на протяжении многих лет и после рождения ребенка. Однако функциониро­вать ЦНС начинает уже в материнском организме. На воздействия извне плод спосо­бен реагировать совершенно определенным образом. Как об этом узнали?

Шведский фотограф Леннарт Нильсон сумел снять на пленку развитие зародыша в организме матери, приспособив микрокамеру и микроосветитель на конец трубки цистоскопа, которым обычно осматривают внутренность мочевого пузыря, и снял тысячи кадров в матке (некоторые из его уникальных фотографий можно увидеть в книге И. Акимушкина «Занимательная биология»). В частности, сильное впечатле­ние производит фотография 4-месячного плода человека. Он смотрит на нас сквозь прозрачную внутреннюю оболочку зародышевого мешка и парит в околоплодных водах, словно космонавт в невесомости; кажется, что он улыбается. Рассказ об этом похож на фантастику: «...Пять месяцев. Человек весит около фунта и проявляет свой дурной или хороший нрав. Он уже слышит громкие крики из шумного мира, в кото­ром живет его мать, по-своему их пугается или, напротив, если характер у него аг­рессивный, сердится и грозит. Он уже чутко реагирует на мамины настроения и, по-видимому, на ее нежные слова и ласки.

Шесть месяцев — человеку уже тесно в материнском организме, и он готовится покинуть его. Поворачивается вниз головой — так удобнее выбраться. Но впереди еще 8-9 долгих и беззаботных недель полного, не омраченного насилием удовольст­вия (так уверяет 3. Фрейд).

Потом начнутся всякого рода подавления инстинктов и желаний, а пока, в еще не покинутом раю, безмятежно блаженствуя и предвкушая радости удовлетворенного аппетита, будущий младенец... сосет большой палец.

Семь месяцев — плод открывает глаза! И хотя там, где он живет, очень темно, смотрит, не смыкая век, словно не терпится ему увидеть красочные картины, кото­рые скоро откроет перед ним жизнь»*.

Английским ученым с помощью чувствительного микрофона удалось доказать, что извне в матку проникает много звуков (опыты проводились на овцах). Не так


давно в Европе была издана книга американского ученого Т. Верни «Скрытая жизнь ребенка до его рождения», в которой автор утверждает, что личность человека фор­мируется задолго до его появления на свет. Мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку. Он не только чутко воспринимает их, но и запоминает, и эти впечатления определяют потом его характер, поведение, степень психического здо­ровья.

В частности, Т. Верни пишет: «...Начиная с 24-й недели, ребенок постоянно реа­гирует на шумы, которых вокруг него очень много. Он даже слышит голоса матери, отца и другие звуки, доносящиеся извне. Но ритмичное биение сердца матери доми­нирует над всеми шумами. Пока этот ритм не меняется, он чувствует себя в безопас­ности. Подсознательное воспоминание о биении материнского сердца, по-видимому, служит причиной того, что после рождения ребенок успокаивается, как только его берут на руки или когда он слышит тиканье часов.

...Зрение неродившегося ребенка развивается более медленно, чем слух, хотя нельзя сказать, что ребенок ничего не видит. Начиная с 6-й недели, он реагирует на свет. Например, солнечный. Он знает, когда его мать загорает на солнце, хотя в це­лом ему этот свет не мешает. Он реагирует на отдельный световой луч, направлен­ный на живот его матери, чаще всего отворачивая голову или подпрыгивая».

В 1925 г. американский биолог и психолог У. Кэннон доказал, что страх и беспо­койство ведут к появлению в крови животных и человека особых химических ве­ществ — катехоламинов. Если беременная женщина испытывает страх или беспо­койство, с ее кровью эти вещества проникают через пуповину в организм ребенка, и он тоже начинает испытывать беспокойство.

Т. Верни утверждает, что одновременно эти вещества играют роль стимуляторов и пробуждают у ребенка примитивное самосознание и эмоциональное восприятие действительности: «Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается «понять», что же именно».

Хотя очень многое в книге Т. Верни подвергается сомнениям с точки зрения на­учной достоверности, вспомним, что древняя народ-

' Акимушкин И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 90—91.

ная мудрость советовала будущей матери быть спокойной и ровной, а окружающим

— не волновать ее.

У 28-месячного плода наблюдаются мимические реакции на разные вкусовые ощущения: отрицательные гримасы на соленое и горькое, выражение удовольствия

— на сладкое, а также выражения, аналогичные мимике при плаче, крике, гневе.
Строгие научные исследования свидетельствуют о важнейшем значении деятель­
ности нервной системы в развитии плода. Если почему-либо мозг поврежден,
уменьшаются его длина и масса, он может погибнуть во время родов. Все движения
плода в организме матери обусловлены деятельностью развивающейся нервной сис­
темы: он совершает их по мере созревания разных ее отделов. У плода подвижны
конечности, кроме того, в определенном возрасте выражены глотательные и хвата­
тельные движения. Хватательный рефлекс, так хорошо развитый у младенцев, впер­
вые проявляется в возрасте 11,5 нед. внутриутробной жизни, сосательный — в 13
нед.; реакция зажмуривания — в 17 нед., а дыхательные движения регистрируются в
20 нед.

Регистрация электрической активности мозга плода на последних месяцах внут­риутробной жизни показала, что в ней происходит смена ритмов, характерная для


состояния сна. Две фазы сна сменяют одна другую: «медленный сон» сопровождает­ся спокойными медленными волнами в энцефалограмме и «быстрый сон» с мелкими частыми зубчиками, которому сопутствуют быстрые движения глаз. Французский физиолог Мишель Жувэ предположил, что в фазах «быстрого сна» у неродившихся младенцев яё «проигрываются» те безусловные рефлексы, с которыми он появляется на свет. Но это гипотеза, проверить которую достаточно сложно.

Как развиваются органы чувств? Множество экспериментов с пересадками за­чатков глаза и уха зародышей разного вида амфибий проделали специалисты в об­ласти «механики развития» в 20—30-е гг. XX в. Был накоплен огромный материал, позволивший сделать заключение о способности отдельных частей органов чувств к самодиф-ференцировке или к влиянию на развитие соседних частей.

Первые признаки формирования глаз можно обнаружить у 22-дневного зароды­ша. В это время глаза представляют собой всего-навсего два желобка в переднем от­деле мозга. Глазные желобки вскоре превращаются в два симметричных выроста — глазные пузыри. Каждый глазной пузырек вскоре стягивается при основании, пре­вращаясь в полый шар, сообщающийся с мозгом при помощи трубочки-стебелька. Наружная стенка пузыря приходит в соприкосновение с покровным эпителием (внешней кожицей) и сначала становится плоской, но вскоре вдавливается. После этого глазной пузырек превращается в глазной бокал, или чашу. Кто-то из ученых образно назвал глаза «мозгом, вынесенным на периферию (выдвинутым наружу)», и это в буквальном смысле так и есть.

В том месте, где глазной бокал соприкасается с покровным эпителием, послед­ний утолщается. Это утолщение отделяется от внутренней поверхности кожи, и об­разовавшийся эпителиальный пузырек дает начало хрусталику. В процессе развития глаза, после того как начал образовываться хрусталик, эпителий, покрывающий глаз, просветляется и дает начало роговице.

Движения глаз у плода устанавливаются в 16 недель, а на яркий свет они реаги­руют, начиная с 6-месячного возраста.

Если пересадить глазной бокал под кожицу туловища зародыша, образуется ро­говица. Тот же результат дает пересадка хрусталика или кашицы из сетчатки, куска радужной оболочки. Просветление, напоминающее образование роговицы, происхо­дит даже тогда, когда под эпителий тела зародыша пересаживают половинки стек­лянных бусинок. В чем тут дело? Опыты такого рода проводились 50 лет назад, но до сих пор это одна из эмбриологических загадок.

В возрасте 7 недель плод человека имеет все составные части глаза. К этому же времени у него развиваются уши. Сначала появляются слуховые пузырьки, затем все компоненты наружного, среднего и внутреннего уха. После этого плод не только воспринимает звуки, но и отвечает на них движениями — толчками в переднюю стенку живота матери.

Ученые заметили, что положение плода в матке не зависит от изменений поло­жения тела матери по отношению к центру тяжести Земли. Вестибулярный аппарат внутреннего уха начинает функционировать у 6-месячного плода. С его помощью он сохраняет равновесие и быстро восстанавливает изменившееся положение тела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.