Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система




Педагогический процессэто специально организованное, целе­направленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направ­ленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными ком­понентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конеч­ной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накоплен­ного человечеством во всем его многообразии. А успешное освое­ние опыта, как известно, осуществляется в специально организо­ванных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодей­ствие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характе­ристика педагогического процесса, протекающего в любой педа­гогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса вы­ступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педа­гогическая система организуется с ориентацией на цели воспита­ния и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задачаосновная единица педагогического про­цесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять сле­дующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации лю­бых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем аб­страгирования в любом реальном процессе. Именно этим услови­ям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педа­гогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть

представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а вос­питанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения едини­цей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и вос­питанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его этапы должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож­ности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагоги­ческого процесса можно считать только оперативные задачи, вы­строенный ряд которых приводит к решению тактических, а за­тем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей про­хождение четырех взаимосвязанных этапов:

1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;

3) осуществление плана решения задачи на практике, включа­ющего организацию взаимодействия, регулирование и корриги­рование течения педагогического процесса;

4) анализ результатов решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.