Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система




I

В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содер­жанием и успешным.

Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потреб­ность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, от­ношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы реципиент его правильно понял. Здесь чрезвычайно важно доста­точно полное представление коммуникатора об уровне подготов­ленности и том смысле, который видит реципиент в соответству­ющем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует коммуникатор. Речь идет о единстве тезаурусов у ком­муникаторов и реципиента.

Вторая состоит в форме передачи сообщения и в той систе­ме невербальных средств, которая сопровождает вербально офор­мленное сообщение. При этом большую роль играет степень адек­ватности информации, идущих через вербалику и невербалику, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противо­речивость сообщения.

Третья проблема состоит в адекватности восприятия и по­нимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит об­ратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декоди­рования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей по­нять смысл информации, мыслительной деятельности у реципи­ента возникают соответствующие образы, смысловые и ценност­ные образования, отношения.

Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информа­цию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают Уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуни­катора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения вышеобозначен-ных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери 11 искажения в информационном общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60 %.

Все многообразие невербальных средств общения (их условно ^ожно считать и невербальными знаковыми информационными сис­темами человека) целесообразно представить следующими основ-^ группами.

которой в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жес­ты, поза, поведение (в том числе прикосновения к партнеру поглаживания, похлопывания и т.п.)- При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (на­пример, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону — несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противо­положную информацию).

Фонетическая знаковая информационная система: тон, паузы ударения и т. п. в устной речи. Например, смысл фразы «Передайте мне, пожалуйста, эту книгу» может оказаться совершенно разным в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент!

Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т. п.

Проксимическая знаковая информационная система, в которой выражается информация об особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров.

Различают следующие дистанции в общении, дающие основа­ние судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи:

• интимная (до 45 см);

• личностная — дистанция дружеского, товарищеского, обы­денного общения (45—120 см);

• социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см);

• публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на ми­тинге, в концертных залах, театрах и т.п.) (более 400 см).

Визуальная знаковая система, которая включает в себя две от­носительно самостоятельные информационные системы:

• язык взгляда: направленность взгляда, его устойчивость, про­должительность, переключаемость, избегание взгляда и т.п., а также и содержание взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный и т.п.);

• язык глаз: теория и практика нейролингвистического про­граммирования (НЛП).

Нейролингвистическое программирование разработано более двадцати лет тому назад в университете Санта-Круз в США пси­хологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (подробнее см.: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Из лягушек — в принцы- -~ Воронеж, 1995, и др.).

Они обратили внимание на то, что в межличностных коммУ' никациях проявляются основные сенсорные системы (модально­сти): визуальная, аудиальная и телесных ощущений (осязание

Бкус, обоняние). В реальной жизни люди чаще всего пользуются зрительными образами. Затем идут слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Имеется особенность телесных ощу­щений. Человек может обращать внимание на свои внутренние ощущения и их переживания, а может концентрировать внима­ние на внешних ощущениях; тактильных (ощущение ветра, дви­жения воздуха, солнечного тепла, стула, на котором человек сидит, и т.п.), обонятельных или вкусовых.

Более детальная характеристика качества модальностей, сен­сорных систем человека выступают как субмодальности. Так, ос­новными визуальными субмодальностями являются яркость обра­за, размер, форма, расположение, движение, скорость, общая панорама представляемых или воображаемых предметов и явле­ний, их цвет, контрастность, четкость, яркость и т.д. Основными характеристиками звуковой модальности выступают высота, то­нальность, громкость, четкость, длительность, непрерывность (прерывистость) звучания, источник, расстояние, локализация звука. К числу телесных, кинестетических субмодальностей отно­сят: давление, температуру, движение, вкус, запахи, частоту, ин­тенсивность, расположение, длительность и др.

Визуальные

Яркость Контрастность

Размер Четкость

Цветность/черно-белое Ограниченность размера

изображение (панорама)

Насыщенность Фокус Оттенки или цветовой баланс Движение

Форма Перспектива

Расположение Расстояние (дистанция)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.