Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоция интереса - возбуждения: развитие и социализация 1 страница




РЕЗЮМЕ

 

Уильям Джеймс, первым заговорив о селективности восприятия и внимания, проторил дорогу к изучению такого психического феномена, как интерес, к его рассмотрению в качестве одной из эмоций. Из трудов Джеймса явственно следует, что именно интерес является направляющей силой восприятия, мышления и внимания. Олпорт (Allport, 1955, 1961) вслед за Джеймсом дал подробное описание этого ключевого мотивационного состояния, которое побуждает человека к исследовательской и творческой деятельности, устремляет его к отдаленным и порой недостижимым целям, тем самым он приблизился к сложившемуся на сегодняшний день пониманию эмоции интереса-возбуждения. Многочисленные исследования, проведенные за два последних десятилетия, доказали, что такая характеристика внимания, как селективность, обнаруживается уже в первые дни жизни человека. Чарлзуорт (Charlesworth, 1968) высказал предположение, что изучение отдельных эмоций и их мимических паттернов поможет нам глубже понять процесс перцептивно-когни-тивного развития человека.

 

Эмоция интереса рассматривается нами как одна из врожденных базовых эмоций и как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека. Мы считаем, что в обычном состоянии сознания человек постоянно переживает какую-либо эмоцию и что чаще всего его перцептив-но-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. Исключение составляют те случаи, когда в сознании доминирует неудовлетворенная потребность или негативная эмоция.

 

На нейронном уровне активация эмоции интереса связана с повышением нейронной активности (Tornkins, 1962). На уровне сознания главными активаторами интереса являются изменения в стимуляции и новизна стимуляции. Фактор новизны может быть связан как с внешней стимуляцией, так и с внутренней - с процессами воображения, памяти и мышления. Эмоция интереса характеризуется вполне определенными поведенческими проявлениями. Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости.

 

На физиологическом уровне эмоция интереса часто сопровождается брадикар-дией (снижением частоты сердечных сокращений) (Cohen et а1., 1986; Langsdorf et а1., 1983). Результаты некоторых исследований указывают также и на то, что при эмоции интереса более активным является левое полушарие мозга (Fox, Davidson, 1984).

 

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

 

Field Т. Visual and cardiac responses to animate and inanimate faces by young term and preterm infants. - Child Development, 1979, 50, 188-194.

 

Влияние недоношенности младенцев на их внимание и физиологические реакции в ответ на человеческие лица и схожие объекты.

 

LangsdorfP., lzard С.Е., RayiasM., HembreeE.A. Interest expression, visual fixation, and heart rate changes in 2- to 8-month-old infants. - Developmental Psychology, 1983, 19(3), 375-386.

 

Влияние человеческих лиц и схожих объектов на выражение интереса, внимание и изменения частоты сердечных сокращений у 2-8-месячных младенцев.

 

Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание 123

 

Renninger К. A., Wozniak R. Н. Effect of interest on attentional shift, recognition, and recall in young children. -Developmental Psychology, 1985, 21(4). 624-632.

 

Исследование с использованием методик работы на животных для определения интереса к игрушкам и зависимости от интереса, обучаемости и запоминания у детей младшего возраста.

 

Sigman М., Cohen S. Е., Beckwich L., Parmalee А. //. Infant attention in relation to intellectual abilities in childhood. - Developmental Psychology, 1986, 22(6), 788-792.

 

Взаимосвязь между проявлением внимания в раннем возрасте и результатами тестов на сообразительность у подросших детей.

 

Глава 5

 

Невозможно переоценить то значение, какое имеет эмоция интереса-возбуждения для индивидуального развития, становления личности и социализации человека, и именно это значение - эволюционно-биологическое и психологическое - станет предметом рассмотрения данной главы.

 

ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИИ ИНТЕРЕСА

 

Эмоция интереса играла важную роль в эволюции человека. Даже при отсутствии фактов, которые неопровержимо свидетельствовали бы о справедливости данного утверждения, выдвигаемые в его пользу аргументы кажутся вполне убедительными, - особенно если согласиться с тем определением эмоции интереса, которое приводилось в предыдущей главе. Хасс (Hass, 1970) пишет:

 

У первобытного человека этот простейший двигательный акт [расширение глаз и поворот головы в нужном направлении] имел несомненно важное значение, так как служил сигналом для молодежи и других соплеменников, указывая им, где находится источник интереса, - такого рода информация жизненно необходима тем, кто охотится, кому постоянно угрожает опасность. Когда вожак (а это, как правило, был самый опытный член племени) замечал нечто интересное и важное, от способности остальных членов племени беззвучно, по одному только взгляду вожака, установить местонахождение объекта зависело выживание всего племени (р. 113).

 

Интерес и эволюция общества

 

Человек завязывает и сохраняет отношения с другими людьми в значительной степени потому, что человеческое существо представляет для него больший интерес, чем любой другой живой организм, предмет или ситуация. Человек - самый сложный из всех объектов нашего мира, а сложность объекта пробуждает интерес к нему. Человек - самое изменчивое и непредсказуемое из явлений нашего мира, а интерес, как мы уже говорили, возбуждается и поддерживается переменами и новизной. Деятельность, которая специфична для всех приматов и которую мы называем игрой, инициируется и поддерживается эмоцией интереса; эта деятельность является средством формирования и поддержания социальных взаимосвязей. Игра объединяет детей, побуждая их к исследовательской активности и риску, и она же объединяет присматривающих за ними родителей.

 

Интерес как стабилизирующий фактор сексуальных и семейных отношений

 

Отношения между эмоцией и сексуальным влечением обсуждались в главе 1, но, рассматривая эволюционное значение эмоции интереса, необходимо отметить, что интерес не только повышает сексуальное удовольствие, но также играет важную роль в поддержании длительных отношений между представителями противоположных полов. Только те супруги и сексуальные партнеры, которые не утрачивают интерес друг к другу как к человеческим существам, будут счастливыми в браке, окажутся в состоянии получать удовольствие от общения друг с другом.

 

Интерес и развитие интеллекта

 

К этой теме мы вернемся при рассмотрении роли эмоций в творчестве, но, обозревая эволюционную перспективу, следует отметить, что именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка (см. рис. 5-1). Приобретенные знания и навыки пополняют резервные фонды интеллекта. Эмоция интереса также заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.

 

Рис. 5-1. Имея в своем распоряжении лишь прут и жестяной обруч, этот маленький непалец с интересом и упорством осваивает древнюю интернациональную игру.

 

ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ ИНТЕРЕСА

 

Биологическая функция интереса

 

Наверное, правомерно будет сказать, что эмоции служат источником энергии для поведения. Конечно, сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, человека снабжают энергией процессы пищеварения и метаболизма. Но эмоции организуют и направляют выработанную энергию, создают специфические и вполне определенные тенденции к действию, и именно поэтому мы вправе рассматривать эмоции в качестве источника энергии для поведения.

 

Это управление энергией осуществляется прежде всего на биологическом уровне. Так, например, одни эмоции по сравнению с другими обеспечивают большее кровоснабжение мышц, задействованных в инструментальной активности. Исследование с предъявлением новорожденным детям человеческих лиц обнаружило, что ориентировочная реакция ребенка сопровождается снижением частоты сердечных сокращений. Брадикардия отмечается и у взрослого человека при смещении внимания, вызванном необходимостью сбора информации из окружающей среды (Lacey, Lacey, 1970). По-видимому, замедление сердечного ритма создает оптимальные условия для приема сенсорной информации. Так, у младенцев падение частоты сердечных сокращений является своего рода успокаивающим фактором. Этот относительный физиологический покой необходим новорожденному ребенку для оптимального приема и обработки информации и адекватной реакции на нее. Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней.

 

Мотивационная функция интереса

 

Любая эмоция выполняет мотивационные функции, и эти функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип мотивационных функций связан с внутренними процессами, которые устремляют индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Пока мы рассмотрим только первый тип мотивации, ко второму вернемся позже, когда будем обсуждать социальную функцию эмоции интереса.

 

Глядит ли ребенок на лицо матери или, привлеченный образами и звуками окружающего мира, оглядывается по сторонам, делает ли он первые шаги, стараясь добраться до родителя или завладеть каким-то предметом, - он таким образом взаимодействует с окружающим миром, и это взаимодействие в значительной степени мотивировано эмоцией интереса. Неиссякаемое упорство, с которым ребенок исследует этот мир, манипулирует предметами и осваивает все более сложные способы взаимодействия с ними, убедительно свидетельствует об огромной мотивационной силе эмоции интереса. Любимая игрушка или игра порой настолько увлекают ребенка, что он не чувствует голода или усталости. Если мать, желая покормить ребенка, прерывает его игру, это может вызвать у него фрустрацию и вспышку негативной эмоции. В подобных случаях нужно вступить с ребенком в игру и попытаться незаметно отвлечь его внимание от полюбившейся игрушки, переключить его на пищу. Если ребенку давно пора быть в постели, а он никак не желает расставаться с игрушками, мы говорим, что он <сопротивляется сну>. В таких случаях мы скорее достигнем желанного результата, если превратим процедуру отхода ко сну в тихую игру.

 

Не только дети забывают о голоде и усталости, когда испытывают эмоцию интереса-возбуждения. Мы тоже порой бываем так захвачены работой, что не чувствуем голода и пропускаем обеденный перерыв. Возбуждение может притупить даже боль. Нередки случаи, когда спортсмен, получив во время игры травму, начинал ощущать боль только по окончании матча. Известно также, что альпинисты забывают о всех физиологических потребностях (драйвах), когда от вершины их отделяет несколько метров. Путешественники терпят лишения неделями, месяцами и даже годами - настолько сильны в них жажда открытия, стремление к заветной цели.

 

Исследовательская деятельность и научение. Интерес ребенка к окружающему миру, который таит в себе огромные возможности для исследования, манипуляций и научения, значительно облегчает процесс развития у ребенка когнитивных функций и жизненно важных умений. Результаты экспериментов и данные наблюдений над животными позволяют предположить, что богатство среды, окружающей молодую особь, влияет даже на развитие ее мозга. Мозг новорожденного ребенка имеет почти 90 % нервных клеток мозга взрослого человека, но это не статичное и завершенное в развитии образование, так как большая часть взаимосвязей между триллионом его клеток устанавливается после рождения, и, как показывают некоторые исследования, их формирование обусловлено влиянием окружающей среды. Предполагается, что некоторые из этих нейронных взаимосвязей являются функцией научения и не раз претерпевают изменения. Если это предположение верно, то можно заключить, что эмоция интереса, являясь мотивирующей силой постоянного сенсорного взаимодействия человека с окружающей средой, способствует развитию его мозга.

 

Реннингер и Возняк (Renninger, Wozniak, 1985) провели направленный эксперимент с целью изучения роли эмоции интереса в процессах внимания, памяти и научения. На подготовительной стадии эксперимента психологи, наблюдая за игрой детей дошкольного возраста, определили для каждого ребенка по две игрушки, которые вызывали у тех наибольший интерес. Впоследствии, давая ребенку определенное задание, экспериментаторы использовали в качестве <мишени> именно эти две наиболее привлекательные для него игрушки. В первом задании экспериментаторы предъявляли ребенку фотоснимки <игрушки-мишени> вместе с фотоснимками других игрушек и регистрировали время, которое ребенок тратил на разглядывание каждой фотографии. Обнаружилось, что дети разглядывают фотоснимки <игрушек-мишеней> дольше, чем фотоснимки других игрушек, и это позволило исследователям заключить, что смещение внимания ребенка детерминируется не только физическими характеристиками игрушки, но также интересом, который она вызывает у ребенка.

 

Во втором эксперименте изучалась способность ребенка к узнаванию предметов. Исследователи разработали специальную игру, в ходе которой ребенку нужно было узнать игрушки, которые другой ребенок - назовем его условно Стив - взял особой, отправляясь в гости к другу. Сначала ребенку показывали изображения всех тех игрушек, которые есть в доме Стива (всего двенадцать игрушек), а затем - изображения тех шести игрушек, которые Стив унес к другу (в их числе обязательно было изображение <игрушки-мишени>). Через некоторое время ребенку опять предъявляли изображения этих шести игрушек, но уже вместе с изображениями игрушек, которые он прежде не видел. Было обнаружено, что ребенок лучше узнает те игрушки, которые вызывали у него интерес.

 

В третьем эксперименте изучалось влияние эмоции интереса на способность ребенка запомнить, какие игрушки он только что видел. Запоминание - более сложная задача, чем узнавание, и потому требует более строгой проверки. Человеку легче узнать знакомые предметы, чем вспомнить их, не имея перед глазами. Процедура эксперимента была такова. Экспериментатор на глазах у ребенка поочередно опускал девять игрушек в щель ярко раскрашенной коробки, и ребенок уже больше не видел их. Затем экспериментатор просил ребенка назвать игрушки, которые лежат в коробке. Эта процедура повторялась несколько раз с разными наборами игрушек. В каждом наборе была только одна <игрушка-мишень>, но ребенок гораздо лучше запоминал ее, чем остальные игрушки. <Игрушка-мишень> каждый раз опускалась в коробку пятой по счету. Эксперименты по исследованию научения и памяти выявили, что в ряду поочередно предъявляемых предметов человек лучше запоминает тот предмет, который ему предъявляют последним, - в нашем случае это должна была быть девятая игрушка. Однако дети запоминали <игрушку-мишень> не хуже, а иногда даже лучше последней из предъявленных им игрушек. Исходя из результатов этих трех экспериментов, исследователи заключили, что интерес ребенка является развитой и направленной эмоцией и что интересы человека являются отражением тех знаний и ценностей, которые используются им для организации опыта, памяти и действия.

 

Социальная функция интереса

 

Мы уже говорили о том, что любая фундаментальная эмоция выполняет социальную функцию. И эмоция интереса не является исключением. Адлер (Adier, 1964) считал социальный интерес одной из главных движущих сил человеческого поведения. Человек - это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка; поэтому можно сказать, что каждому человеку в той или иной мере свойственен социальный интерес. Социальная функция эмоции интереса наиболее наглядно проявляется в игре и в социальной коммуникации.

 

Эмоция интереса-возбуждения: развитие и социализация 129

 

Игра. Представители практически всех высших форм жизни имеют представление об игре. И это особенно верно для молодых особей. У ребенка игра с предметами и игрушками приобретает самые разные формы - от бросания игрушек на пол до сложных фантазийных построений. Каждая из этих форм характеризует определенную стадию развития ребенка и имеет чрезвычайно важное значение. Психологи Джерри и Дороти Сингер (Singer, 1979) доказали, что воображение и фантазийные формы игры служат показателем эмоционального и когнитивного развития ребенка.

 

Ребенок, научаясь давать разрядку своим негативным эмоциям в фантазиях и игре, приобретает тем самым ценный адаптивный навык, который пригодится ему во взрослой жизни. Клингер (Klinger, 1971) пришел к заключению, что опыт переживания агрессивных фантазий снижает вероятность проявления агрессии в реальном поведении. Те дети и те взрослые, которые не дают разрядку гневу и агрессивности в игре или в фантазии, чаще выражают их открытыми формами агрессии.

 

Движущей силой любой формы игры является эмоция интереса. Дети играют с теми игрушками, которые пробуждают у них любопытство, которые захватывают их, и с теми детьми, которые <умеют играть>, которые делают игру интересной. Не всякий ребенок активен в игре. Одним детям от природы свойственен более высокий уровень активности, которая побуждает их к постоянному исследованию окружающей среды, к манипуляциям с предметами, тогда как другие рождаются менее активными и нуждаются в большей внешней стимуляции, - родители и воспитатели должны уделять им больше времени, пробуждать у них интерес и побуждать к действию. В противном случае способность ребенка к исследованию и познанию физического мира будет серьезно ослаблена.

 

Выражение эмоции интереса и социальная коммуникация. Спонтанное проявление эмоции четко и ясно сигнализирует о внутреннем состоянии индивида. Такие проявления никогда не бывают нейтральными и редко остаются незамеченными. Общаясь с людьми, вы так или иначе реагируете на их эмоциональные проявления, точно так же, как они реагируют на ваши. Эмоциональная экспрессия играет большую роль в межличностной коммуникации.

 

Ни в каком другом возрасте коммуникационное значение эмоциональной экспрессии не выступает с большей очевидностью, чем в раннем детстве. И особенно наглядно оно проявляется во взаимодействии новорожденного ребенка с матерью, когда выражение интереса на лице ребенка указывает на внимание. Способность матери привлекать и удерживать внимание ребенка служит верным признаком живости его реакции. Ребенок, по мере своего развития наблюдая за различными эмоциональными проявлениями родителей и старшихдетей, научается очень многому. Так, оказавшись в незнакомой или двусмысленной ситуации и не зная, как вести себя в ней, он смотрит на родителей - заинтересованное выражение их лиц может побудить его к взаимодействию с незнакомым предметом, человеком или явлением.

 

Исследователи, уделявшие основное внимание изучению человеческого взгляда, обнаружили, что взгляд глаза в глаза свидетельствует о стремлении человека к контакту, а в некоторых случаях и об интимных отношениях между людьми (Argyle, 1972), Очень часто взгляд может говорить об эмоции интереса, хотя взглядом могут выражаться и другие эмоции (например, гневный взгляд), а также драйвы (например, сексуальное возбуждение). Но у маленьких детей взгляд, и особенно прямой взгляд, чаще всего свидетельствует об эмоции интереса.

 

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИИ ИНТЕРЕСА

 

Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. За исключением тех моментов, когда младенец испытывает дискомфорт от неудовлетворенной физиологической потребности, он рассматривает, слушает, издает звуки и производит движения под влиянием и руководством эмоции интереса. Кроме того, эмоция интереса способствует развитию сенсорной и сеисомоторной координации и соответствующих навыков (White, 1975). Мотивируемые интересом формы активности и взаимодействия с окружающим миром закладывают основы для развития всех психических сфер, отсутствие этих форм активности и взаимодействия с окружением может привести к тяжелым задержкам развития (Dennis, 1960) Хант (Hunt, 1965) приводит данные, свидетельствующие о том, что отсутствие взаимодействия с окружением, столь необходимое для формирования позитивного чувства вовле-ченности, порождает у ребенка апатию. Он пишет: <Чувства голода и жажды необходимы для выживания, но возможности, предоставляемые этими информационными интеракциями, по всей вероятности, также важны и для пробуждения интереса к объектам, людям и обстановке> (р. 234; курсив мой. - К. И.).

 

Благодаря тому, что ребенок испытывает интерес к человеческому лицу, он на-учается отличать мать от других людей. Заинтересованно прослеживая перемещения матери и ее лица в пространстве, ребенок постигает такие параметры внешнего мира, как расстояние между предметами и их пространственное размещение. Интерес к пространству и его освоению приводит к тому, что ребенок научается ходить. Подстегиваемый интересом к окружающим предметам, к их формам и пространственным отношениям между ними, ребенок научается оперировать предметами. Привлеченный яркостью тех или иных предметов, он постигает их размеры. Пер-цептивный процесс, который у взрослого выглядит автоматическим, в действительности является результатом перцептивного научения, мотивируемого и поддерживаемого интересом к исследованию и освоению окружающего мира. Как заметил Хаксли (Huxley, 1954), сенсорная информация лишь постепенно <подчиняется идее> (р. 25).

 

Рис. 5-2. Частично спрятанный предмет вызывает повышенный интерес у русского ребенка (слева); шорох в кустах привлек внимание индийского подростка. живущего в горной деревне на севере Индии (справа).

 

Развитие эмоции интереса в ее взаимосвязи с другими эмоциями

 

Отдельные замечания Пиаже, касающиеся интеллектуального развития, и идеи Ханта о развитии внутренней мотивации применимы для построения модели эмоционально-когнитивного взаимодействия, модели, которая описывает развитие эмоции интереса и ее взаимодействие с перцептивной, когнитивной и двигательной активностью.

 

Хант (Hunt, 1965) разделяет процесс развития внутренней мотивации (врожденной потребности в обработке информации) на три стадии. Первая стадия характеризуется врожденной реактивностью, способностью откликаться на изменчивость (неконгруэнтность) входящего сигнала. На этой стадии стандартом, или нормой, по отношению к которой новые сигналы воспринимаются как неконгруэнтные (и потому порождают процессы, имеющие мотивационное значение), выступает сенсорная стимуляция, получаемая организмом. Хант вслед за Пиаже считает, что мотивационный базис этой реактивности сопоставим с концепцией ориентировочного рефлекса, разработанной русскими учеными. Однако понятие ориентировочного рефлекса применимо лишь для объяснения первичного сенсорного контакта с объектом, тогда как устойчивую реактивность лучше объясняет понятие врожденной эмоции интереса. Кроме того, как считает Хант, сама концепция аффективно-когнитив-ной модели подразумевает активность ребенка: ребенок не просто откликается на какое-то воздействие, он принимает активное участие во взаимодействии со средой. Даже в первые 3-4 месяца жизни, которые Хант считает периодом реактивности (стадия 1), его перцептивная и сенсомоторная активность генерируются врожденной эмоцией интереса.

 

По Ханту, вторая стадия в развитии внутренней мотивации охватывает возраст от 4 до 9 месяцев, она наступает в тот момент, когда ребенок начинает проявлять активность для установления перцептивного контакта с источником сигнала. По словам Пиаже (Piaget, 1932/1952), ребенок теперь готов предпринять действие для того, чтобы <продлить интересное зрелище>. Основываясь на этом наблюдении Пи-аже, Хант приходит к заключению, что на данной стадии наибольший интерес у ребенка вызывает зрелище, которое он может наблюдать многократно. Хант предполагает, что на основе подобной <узнаваемости вырабатываются навыки катексиса, или эмоциональной привязанности> (р. 237). На данной стадии развития, как полагает Хант, те или иные объекты становятся привлекательными для ребенка вследствие его повторных контактов с ними, они вызывают у ребенка интерес потому, что он узнает их.

 

Если говорить об этой стадии развития мотивации в терминах теории дифференциальных эмоций, то можно сказать, что ребенок начинает радоваться собственной активности и что взаимодействие эмоции интереса с эмоцией радости поддерживает его активность. Знакомые лица, места и предметы теперь возбуждают в нем не столько интерес, сколько радость. Именно интеракция <интерес-радость>, возникшая в результате узнаваемости предметов и явлений окружающего мира, питает усилия ребенка, направленные на установление или восстановление перцептивно-го контакта со знакомыми предметами и явлениями.

 

Только на третьей стадии (примерно в возрасте 9 месяцев), как утверждает Хант, ребенка начинают интересовать новые, незнакомые предметы и явления. Данное утверждение не соответствует той аффективно-когнитивной модели, согласно которой новизна является активатором интереса с самого начала жизни человека, как не соответствует оно и результатам уже упоминавшихся нами исследований, которые демонстрируют влияние фактора новизны и сложности на восприятие и внимание ребенка. Однако, несмотря на некоторые различия, и модель, выстроенная Хантом, и аффективно-когнитивная модель признают важность фактора новизны как активатора эмоции интереса. Роль этого фактора в развитии ребенка в течение последней четверти первого года и всего второго года жизни убедительно показана Хантом. Хант указывает, что интерес ребенка к новизне на этой стадии развития приводит к трем важным следствиям. Во-первых, интерес к новизне обеспечивает мотивацию для <переключения внимания ребенка от зрелищ и активности как таковой на отдельные предметы и те изменения, которые происходят с ними и вызываются ими, когда ребенок роняет или бросает их или манипулирует с ними> (Hunt, 1965, р. 248-249). Так, например, испытывая интерес к такому действию, как выпускание предмета из рук (которое само по себе доставляет ребенку радость), ребенок вскоре уже не просто пассивно роняет предметы, а намеренно бросает их, внимательно прослеживая траекторию их движения и другие вызываемые этим действием изменения. Во-вторых, интерес к новизне становится мотивом исследовательской деятельности, той деятельности, которую Пиаже называет <активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей> (р. 250). Ребенок уже не просто воспроизводит знакомые схемы действий, но намеренно модифицирует их, для того чтобы повлиять на окружающую среду каким-то новым, еще не знакомым ему способом. В-третьих, интерес ребенка к новизне заставляет его имитировать действия, жесты, слова и интонации окружающих людей, что чрезвычайно важно для развития ребенка и его социализации.

 

В целом, идеи Ханта согласуются с той аффективно-когнитивной моделью, которая принята в теории дифференциальных эмоций, за исключением двух моментов. Во-первых, теория дифференциальных эмоций постулирует врожденность эмоции интереса и рассматривает фактор новизны как врожденный активатор интереса. Во-вторых, мы считаем, что феномены, отнесенные Хантом к третьей стадии развития мотивации, присутствуют уже в неонатальном периоде.

 

Социализация интереса

 

Среди факторов, влияющих на социализацию эмоции интереса, можно выделить такой общий и распространенный фактор, как богатство окружающей среды. Он включает в себя социально-экономические условия, богатство и разнообразие получаемой ребенком стимуляции, насыщенность семейных условий (разнообразие занятий, увлечений и других форм активности членов семьи). Плохие социально-экономические условия, как правило, ограничивают разнообразие конструктивных форм активности, доступных для индивида, и таким образом ограничивают возможности приложения его интереса. Бедность оставляет меньше времени для интеллектуальных и творческих занятий и иных форм активности, не связанных с удовлетворением базовых потребностей.

 

Однако независимо от социально-экономических условий жизни ребенок имеет очень низкий порог возникновения эмоции интереса-возбуждения, и если родители не запрещают ему играть, если они поощряют его игры и исследовательское поведение, то лежащая в их основе здоровая эмоция интереса получает свое дальнейшее развитие. Но если родители, озабоченные собственными нуждами, нетерпимо относятся к тем или иным поступкам ребенка, продиктованным интересом, наказывают его за них, то тем самым они подавляют его любознательность, его исследовательский интерес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.