Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отвращение и презрение 4 страница




 

6. Эмоции могут активироваться в результате базовых нейрохимических процессов, независимо от нашего опыта, социальных навыков или воспоминаний.

 

7. По мере социализации когнитивные процессы (анализ и оценка стимула), навыки и воспоминания играют все большую роль в эмоциональной жизни человека. Так, например, мы научаемся испытывать отвращение к очень широкому кругу стимулов.

 

8. В младенческом возрасте эмоции могут активироваться как спонтанно, так и в результате нейрохимических и сенсорных процессов, но эти эмоции почти или вовсе не имеют отношения к психическим процессам мышления, памяти и антиципации. Однако все эмоции в конце концов вступают во взаимосвязь с огромным количеством символов, каковыми являются понятия, образы, мысли, ценности, цели.

 

Развитие эмоции отвращения

 

В раннем младенчестве реакция отвращения может быть активирована только химическим раздражителем - горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие <отвратительно> используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к самым разным вещам. С его помощью мы можем охарактеризовать запах испорченной пищи, характер и поступки человека или неприятное событие. Оно может означать, что чье-то поведение и манеры резко отличаются от общепринятых (например, когда от человека дурно пахнет или он чавкает за столом).

 

Точно так же понятие <вкус> употребляется нами не только по отношению к пище, но и при описании поступков и поведения человека. Например, мы можем сказать, что человек <проявил хороший вкус>, отдав предпочтение некой картине, и это будет означать, что он хорошо разбирается в живописи. Сам факт неоднозначности этого понятия свидетельствует о том, что эмоция отвращения, возникающая в результате нейрохимических процессов, имеет психологическое значение. Испорченная пища вызывает отвращение при любых обстоятельствах, но не менее сильное отвращение может вызвать у нас и самая вкусная пища, если она приготовлена или подана не так, как мы привыкли.

 

Малейшее нарушение привычного способа совершения того или иного действия может привести к тому, что действие, обычно воспринимаемое как нормальное и естественное, начинает вызывать отвращение. Так, например, каждый из нас постоянно сглатывает слюну. Однако, что вы почувствуете, если вам вдруг предложат сплевывать слюну в стакан, с тем чтобы потом проглотить ее разом? Конечно же, отвращение.

 

Итак, изучение эмоции отвращения позволяет нам прояснить некоторые основополагающие характеристики и закономерности всех фундаментальных эмоций.

 

Мимическое выражение отвращения обслуживается самым древним отделом мозга - стволом мозга. Эмоция отвращения играет чрезвычайно важную адаптивную роль в жизни человека, создавая мотивацию к отвержению физически и психологически вредных объектов.

 

Причины отвращения

 

Розин и Фаллон (Rozin, Fallen, 1987) разработали теорию отвращения, в которой эмоция отвращения жестко связывается с пищевым поведением. Отвращение рассматривается ими как физиологическая реакция отвержения вредоносных объектов. В качестве таких объектов они рассматривают только продукты животного происхождения.

 

Розин и Фаллон выделяют четыре возможные причины пищевого отвержения: 1) невкусная пища (та, которая не нравится индивиду); 2) опасная пища (ядовитая): 3) несъедобные предметы в качестве пищи (например, дерево или песок); 4) пища, вызывающая отвращение (загрязненная или зараженная пища). Отвращение рассматривается ими как реакция отторжения, основанная на когнитивной оценке объекта, в особенности на представлении о его зараженности. Авторы имеют в виду психологическое заражение и в качестве иллюстрации приводят следующий пример. В одной больнице медсестры в' совали соки, предназначенные для больных детей, но когда соки стали разливать в бутылки для сбора мочи, воровство прекратилось. Бутылки были новыми, и медсестры знали о том, что опасности физического заражения нет. Их отказ был обусловлен только представлением о возможном контакте с мочой.

 

Можно отвергать те или иные пищевые объекты на основании их неприятного вкуса, но, для того чтобы индивид испытал отвращение к объекту, он должен знать или предполагать, что объект заражен. Розин и Фаллон считают, что развитие эмоции отвращения тесно связано с когнитивным развитием человека и зависит от его способности понимать, как происходит заражение пищи и каким образом зараженная пища влияет на организм. Таким образом, эмоция отвращения, по мнению авторов, возникает у человека не раньше семилетнего возраста. Лишь по достижении семи лет ребенок в процессе обусловливания и научения начинает испытывать отвращение к объектам, которые раньше были нейтральными для него. Любая вполне съедобная пища теперь может вызвать у него отвращение, если он знает, что она соприкасалась с зараженным объектом. <Зараженность> - это не только и не столько физическая характеристика объекта; психологическая зараженность может вызвать не менее сильное отвращение. Апельсиновый сок, разливаемый по стаканам из ночного горшка, вызовет отвращение у большинства людей, даже если этот горшок будет новым и абсолютно стерильным. Маленькие дети, по мнению авторов, не могут испытывать отвращения к пище; они отказываются брать в рот только невкусные, несъедобные или ядовитые продукты и вещества.

 

Розин и Фаллон представили очень узкое определение эмоции отвращения. Из этого определения следует, что мимическая реакция отвращения, наблюдаемая у детей младше семи лет, не сопровождается соответствующим эмоциональным переживанием. Однако, по нашим наблюдениям, маленькие дети, выражая отвращение, демонстрируют поведение, явно мотивированное переживанием отвращения.

 

Представление Розина и Фаллона об эмоции отвращения как исключительно пищевой реакции оспаривается психоаналитиками. Последние сообщают многочисленные случаи из своей практики, свидетельствующие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности (например, орально-генитальному или генитально-анальному сексу) (David, Fahy, 1987). Дэвид и Фэйхи полагают, что эротические импульсы динамически связаны с эмоцией отвращения, и подтверждают свой тезис случаями из клинической практики (например, некий мужчина сексуально возбуждался, когда партнерша мочилась ему в рот; некая женщина получала сексуальное наслаждение, когда мужчина мочился на нее).

 

Кроме того, Дэвид и Фэйхи считают, что сексуальное отвращение может выполнять адаптивные функции. Например, отвращение к определенным формам сексуальных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексуальной близости выполняет защитную функцию.

 

Большинство теоретиков согласны в том, что исходной причиной отвращения является <дурной вкус> объекта. Постепенно, по мере научения и накопления опыта человек научается испытывать отвращение при одном только взгляде на объект, который может быть неприятным на вкус, имеет дурной запах или неприятный вид. Мы можем испытывать отвращение к протухшему мясу и к невоспитанному ребенку, к дурно пахнущей пище и к зловонию на улице. Определенные формы полового акта или сама мысль о них также может вызвать у нас отвращение.

 

С точки зрения психологического благополучия индивида, наиболее серьезного внимания заслуживает, наверное, тот факт, что источником отвращения может стать собственное <Я> человека. Некоторые физические аспекты этого <Я>, не доставляющие человеку особого беспокойства в детстве, в подростковом возрасте могут вызывать у него отвращение. Так, например, полнота, часто рассматриваемая в детстве как признак хорошего аппетита и крепкого здоровья, в подростковом возрасте нередко становится той частью физической Я-концепции, которая вызывает наибольшее отвращение.

 

В комбинации с печалью и другими эмоциями отвращение может играть немаловажную роль в пищевых расстройствах, которыми страдают очень многие люди. Ге-нерализованное отвращение к пище может привести к полному отказу от пищи, к анорексии. Нарушения пищевого поведения у подростков зачастую характеризуются двоякой симптоматикой - попеременным обжорством и голоданием. Обжорство обусловлено целым комплексом причин, некоторые из них, вероятно, связаны с биологическими факторами, но большая часть обусловлена неудовлетворенностью различного рода эмоциональных потребностей. Голодание же в определенных случаях может быть обусловлено исключительно эмоцией отвращения. После периода обжорства многие молодые люди стремятся <очиститься>, вызывая у себя рвоту. Обжорство и субъективно связанная с ним полнота, как реальная, так и воображаемая, восприятие себя как <жирной и безобразной>, вызывают у многих девушек отвращение. Психологически обусловленное отвращение может в буквальном смысле вызывать у человека рвоту.

 

Результаты исследования, посвященного изучению предпосылок и последствий эмоции отвращения, представлены в табл. 12-1.

 

Таблица 12-1

 

Причины и последствия отвращения

 

Ответы; Число испытуемых, давших ответы (%).

 

Причины

 

Чувства:

1. Чувство тошноты, усталости, неприязни, отвращения; 27,7;

2. Чувство провала, собственной некомпетентности, злость по отношению к себе, разочарованность в себе; 26,8;

3. Недовольство действиями других людей; 17,7;

4. Синонимы отвращения; 11,5;

5. Синонимы огорчения, страдания; 6,9;

6. Синонимы гнева; 3,8;

7. Синонимы презрения; 3,1;

8. Другие чувства; 4,6;

 

Мысли:

1. Ненависть, неприязнь, осуждение действий других людей; 24,6;

2. Мысли о провале, о собственной некомпетентности; разочарование в себе, злость на себя; 22,3;

3. Мысли о войне, политике, расизме; 20,8;

4. Мысли о дурно пахнущих, неприятных вещах; 14,6;

5. <Грязные> мысли; 4,6;

6. Мысли об одиночестве, изоляции, отверженности; 3,8;

7. Другие мысли; 5,4;

 

Действия:

1. Самообвинение; 30,8;

2. Совершенная оплошность, ошибка; 25,4;

3. Неблаговидные поступки, совершенные вопреки собственному желанию, под влиянием других людей; 15,4;

4. Действия, осуждаемые окружающими; 12,3;

5. Нарушение юридических или моральных норм; 10,8;

6. Другие действия; 5,4;

 

Последствия

 

Чувства:

1. Физическое отвращение: тошнота, усталость, плохое самочувствие и т.п.; 25,5;

2. Синонимы отвращения; 18,8;

3. Синонимы гнева; 15,0;

4. Синонимы презрения; 14,3;

5. Чувство апатии, разочарованность; 7,5;

6. Чувство, что тебя обманули, предали, обидели, использовали; 3,8;

7. Чувство провала, самоосуждение и т.п.; 3,8;

8. Чувство, что все плохо, ужасно; 3,0;

9. Другие чувства; 8,3;

 

Мысли:

1. Мысли о сложившейся неблагоприятной ситуации; 30,8;

2. Мысли о событии, вызвавшем отвращение; 15,0;

3. Мысли о других; о том, как забыть о сложившейся ситуации или выпутаться из нее; 15,0;

4. Мысли о провале, самообвинение; 1 1,5;

5. Мысли о том, что стал объектом ненависти, неприязни, осуждения окружающих; 10,5;

6. Поиск способов решения проблемы; 9,8;

7. Синонимы презрения; 3,0;

8. Другие мысли; 11,3;

 

Действия:

1. Действия, направленные на то, чтобы выпутаться из сложившейся ситуации; 39,8;

2. Решение проблемы; 21,1;

3. Вербальное или физическое выражение враждебности; 12,8;

4. Переоценка собственной позиции, попытка стать лучше; 4,5;

5. Действия, направленные на сокрытие истинных чувств, попытка <сохранить лицо>; 3,0;

6. Действия, совершенные в ярости; 3,0;

7. Действия, демонстрирующие высокомерие; 2,3;

8. Разговоры, установление контакта с друзьями; 2,3;

9. Другие действия; 11,3;

 

*N - приблизительно 130 студентов колледжа.

 

Мимическое выражение отвращения

 

Мимическое выражение отвращения, представленное на рис. 12-1, безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

 

С возрастом человек научается контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Мы не только учимся скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретаем навык <изображать> отвращение, когда на самом деле не испытываем его. Кроме того, мы можем с помощью одного-единственного мимического движения дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение. Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят <фу>, тогда как взрослые могут выразить свое отвращение одним лишь движением верхней губы или едва заметным наморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными окружающими, если те не слишком наблюдательны. Как и любая экспрессивная мимика, эти движения могут быть непроизвольными, и человек, совершающий их, может не осознавать того, что выражает отвращение.

 

Отвращение и презрение

 

Переживание отвращения

 

Эмоция определяется мною как феномен, включающий в себя нейрофизиологические процессы, экспрессивное поведение и специфическое переживание. Экспериментальные данные, по крайней мере те, которые касаются двух последних компонентов, свидетельствуют о том, что отвращение можно рассматривать как эмоцию. Существует проблема разграничения эмоции отвращения от эмоции гнева, с одной стороны, и от эмоции презрения - с другой, поскольку человек часто переживает эти три эмоции одновременно, в одной и той же ситуации. Описанное нами мимическое выражение отвращения уникально, его специфические характеристики позволяют отделить его как от выражения гнева, так и от выражения презрения.

 

Изучение отвращения показывает, что оно тоже вполне отлично от двух других эмоций, составляющих триаду враждебности. В гневе человек чувствует, что у него <вскипает> кровь, что он может взорваться, если не выплеснет свою злость или не устранит причину фрустрации, в то время как, испытывая отвращение к чему-либо, человек прежде всего стремится устранить объект отвращения или отстраниться от него. В тех случаях, когда отвращение вызвано неприятным запахом или вкусом, вы можете почувствовать тошноту, словно ваш желудок говорит <фу>. Но даже психологическое отвращение - отвращение, вызванное исключительно когнитивными причинами и не сопровождающееся физической тошнотой, - тем не менее побуждает вас к отстранению от неприятного объекта. Сказанное не означает, что только запах и вкус могут вызывать физическое отвращение и тошноту, - зрительные и слуховые раздражители также могут вызвать неприятные ощущения в желудке, поскольку в процессе обусловливания и научения у нас возникает ассоциативная связь между определенными образами и звуками, с одной стороны, и дурными запахами и вкусом - с другой.

 

Чувство отвращения сродни ощущению тошноты и скверного вкуса во рту, оно побуждает нас к устранению объекта отвращения или отстранению от него. При интенсивном чувстве отвращения человек может действительно почувствовать тошноту.

 

Эмоциональные профили для ситуаций гнева и отвращения (рис. 11-4 и 12-2 соответственно) при всем их сходстве имеют некоторые существенные различия. В ситуации гнева показатель эмоции интереса значительно выше, а показатель эмоции печали несколько ниже, чем в ситуации отвращения. Можно предположить, что объект гнева захватывает внимание человека сильнее, чем объект отвращения; последний, напротив, скорее способствует переключению внимания.

 

Биологическая и социальная функции отвращения

 

Исходная и наиболее очевидная биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Но отвращение может также играть мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания-отвержения - с другой. Вкусовые ощущения вызываются только воздействием химических раздражителей, но эмоция отвращения может побуждать индивида к избеганию или отвержению даже тех объектов, которые не воздействуют на его вкусовые или обонятельные рецепторы. Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или <скверных ситуаций> без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, а в противном случае рискует быть отвергнутым.

 

Когда что-то вызывает у нас отвращение, мы стремимся устранить этот раздражитель или изменить его таким образом, чтобы он перестал быть отвратительным. Наверное, именно отвращение побуждало животных в процессе эволюции поддерживать санитарное состояние среды и предотвращало употребление испорченной пищи и зараженной воды. Хотя отвращение и не самый совершенный детектор зараженности, оно зачастую сигнализирует нам об опасности объекта. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди, как правило, испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Загрязнение окружающей среды может иметь гибельные последствия для группы, а несоблюдение правил личной гигиены, предписываемых социумом, может привести к отвержению и изоляции индивида. Как мы уже отмечали, отвращение играет определенную роль и в установлении стандартов сексуального поведения.

 

Подобно гневу, отвращение может быть направлено не только вовне, - человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию. Результаты сравнительного исследования, проведенного на здоровых людях и депрессивных пациентах (см. главу 10), показывают, что гнев и отвращение, переживаемые человеком по отношению к самому себе, являются весьма характерными симптомами депрессии.

 

Взаимодействие гнева и отвращения

 

Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвращение может приводить к вредным и опасным последствиям. В этом случае у человека вместо стремления избежать контакта с неприятным объектом или отвергнуть его может возникнуть желание <расправиться> с ним, напасть на него и уничтожить.

 

Отвращение и психологические нарушения

 

Мы уже отмечали, что эмоция отвращения может играть некоторую роль в нарушениях пищевого поведения. Неумеренность в еде может привести к таким расстройствам, как булимия и анорексия, которые серьезно сказываются на физическом и психическом здоровье человека. Отвращение в комбинации с гневом может стать основой для развития такой личностной черты, как повышенная агрессивность, и привести к патологически враждебным формам поведения.

 

Нарушения пищевого поведения и сопровождающие их приступы депрессии часто характеризуются чувством отвращения (а также презрения) к самому себе. Вспомните эпизод из жизни Шерил, когда враждебные чувства, которые девушка испытывала по отношению к самой себе, заставили ее поднять на себя руку. Отчасти проблема Шерил была вызвана расстройствами, связанными с приемом пищи, и эти расстройства носили циклический характер, включая в себя определенную последовательность эмоций и форм поведения. Каждый раз после периода невоздержанности в еде Шерил испытывала отвращение и презрение к себе. Вот как она описывает тот период в своей жизни.

 

Еще до того, как я в первый раз наставила себе синяков, я переживала тяжелейшую депрессию. Причин для этой депрессий было множество: ненависть к школе, чувство одиночества, чувство собственной никчемности и абсолютной социальной несостоятельности (я была очень застенчива) и т. д. и т.п. Эта депрессия была первой частью комплексного, циклично повторяющегося паттерна чувств и поведения, связанного с приемом пищи. Самые мрачные, тяжелые в эмоциональном отношении дни, как правило, приходились на самые беспорядочные и дезадаптивные (хотя, возможно, в каком-то смысле и адаптивные) периоды обжорства и голодания. Я не знаю, что было причиной, а что следствием: то ли обжорство вызывало депрессию, то ли депрессия была причиной обжорства, - наверное, справедливо и то и другое. Иногда, дав себе волю в еде, я испытывала стыд, вину, отвращение и презрение к себе, а в другой раз сама депрессия толкала меняна обжорство (которое, разумеется, только усугубляло мою ненависть и презрение к себе).

 

На рис. 12-3 приведена составленная самой Шерил схема, которая дает ясное представление о последовательности эмоций и действий, характерных для расстройств пищевого поведения. Без сомнения, эта схема, дополненная точным и выразительным повествованием Шерил, покажется убедительной всем, кто страдал или страдает нарушениями пищевого поведения, такими, например, как анорексия или булимия, хотя, конечно же, в каждом конкретном случае будут наблюдаться некоторые отступления от этой схемы. Перечень эмоций, фигурирующих в рассказе Шерил, очень обширен. Ее <ненависть к себе> - не что иное, как направленная вовнутрь эмоция гнева или направленная вовнутрь враждебность; ее <горе> представляет собой эквивалент эмоции печали..Заметьте, в числе других эмоций Шерил называет эмоции отвращения и презрения и говорит о том, что они были направлены главным образом вовнутрь, а не вовне; эти эмоции были составной частью той <тотальной ярости по отношению к самой себе>, о которой Шерил пишет ниже, и, скорее всего, именно они лежали в основе ее физического надругательства над собой. Люди, страдающие нарушениями пищевого поведения, как правило, даже не задумываются о том, что их дезадаптивное поведение может быть вызвано тем, что они испытывают отвращение и презрение к себе, но эти эмоции порой действительно могут стать важным фактором психического расстройства.

 

ДИЕТА Твердое решение похудеть. Самоограничение в еде.

 

Чувство самоконтроля, полного преодоления тяги к пище; уверенность в себе.

 

ДЕПРИВАЦИЯ Появляется чувство обделен-ности. Все съедобное манит и привлекает.

 

ОБЖОРСТВО Полная потеря самоконтроля. Чувство обделенности становится мучительным и невыносимым. Любая подвернувшаяся пища поедается с жадной стремительностью. Кратковременное чувство эйфории, когда все проблемы как будто исчезают. <Полный разгул>.

 

ВИНА Возвращается чувство реальности и вместе с ним множество переживаний.

 

ОЧИЩЕНИЕ Искусственное вызывание рвоты, прием слабительных и мочегонных средств, изнурительные физические упражнения и т.п.

 

ВИНА Отвращение к совершенным процедурам. Чувство облегчения, смешанное с раскаянием.

 

РЕШЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ДИЕТУ

 

Рис. 12-3. Последовательность эмоций и действий, характеризующих нарушения пищевого поведения Шерил.

 

Чтобы понять, как развивалась моя депрессия, я составила схему развития моих пищевых нарушений, поскольку они были неразрывно связаны с депрессией (неважно, что было причиной, а что следствием).

 

При взгляде на эту схему становится ясно, почему депрессивные чувства играют такую большую роль в жизни человека, страдающего булимией или непреодолимым влечением к еде. Кроме того, становится понятно, как возникает и нарастает тотальная ярость по отношению к самому себе. Все те случаи, когда я <накладывала на себя руки> или резала себе вены, приходились на те дни, когда я ощущала сильнейшую вину, презирала и ненавидела себя за обжорство. Если описывать депрессию, наступавшую у меня после периода обжорства (и одновременно порождавшую его), то это описание совпадет с классическим описанием депрессии, которое можно найти в любом учебнике психиатрии: я чувствовала крайнюю усталость, так что порой у меня не было ни сил, ни желания вставать утром с кровати (и были дни, когда я целыми днями лежала); я была отвратительна сама себе, я злилась и презирала себя, мне хотелось наказать себя за то, что я, такая рохля, не могу решить свои проблемы.

 

Наверное, нужно испытывать очень сильное презрение, чтобы намеренно оскорбить человека или постоянно видеть в нем только дурное. И нужно очень презирать себя, чтобы решиться наложить на себя руки. Если вы не можете контролировать враждебные чувства, которые вы испытываете по отношению к самому себе, или направлять их вовне, вы никогда не будете в безопасности.

 

Я пережила все три эмоции, составляющие триаду враждебности - гнев, отвращение, презрение. К несчастью, эти чувства я испытывала только по отношению к самой себе. Сейчас я учусь направлять гнев/враждебность вовне, когда это необходимо. Но раньше это было совершенно невозможно для меня: в любых бедах, будь то плохая оценка за контрольную или любая другая неприятность в школе или в семье, я винила только себя. Я ругала себя даже тогда, когда на самом деле была не виновата. Именно таким образом я пыталась установить контроль над собой и окружающим меня миром (к сожалению, я до сих пор не избавилась от этой привычки). Любая неожиданность могла вызвать у меня беспокойство, страх или чувство вины. Голодная диета, которой я периодически истязала себя, по сути, представляла собой своеобразную попытку установить контроль хоть над какой-то частью своей жизни. Недавно я прочла статью под названием <Не истязайте плоть, если жизнь не задалась>. Она прекрасно иллюстрирует, как человек может привыкнуть направлять негативные эмоции на себя. Так получилось, что я сконцентрировала все свое внимание на своем весе, а затем, когда уже не могла управлять собой, стала жестоко наказывать себя.

 

Мое поведение определялось также виной и страхом. Я испугалась по-настоящему, когда впервые подняла на себя руку. Страх, который я испытала тогда, помог мне осознать всю серьезность моих проблем. Я испугалась, что схожу с ума. Такой страх, вероятно, может предотвратить самоубийство, и в моем случае так оно и было. Когда я в первый раз порезала себе вены, я испугалась, что умру (хотя порезы были и несерьезными), и это помогло мне осознать, что на самом деле я вовсе не хочу умирать.

 

Даже сейчас, вспоминая о тех годах, я словно заново переживаю все те чувства, которые переживала тогда. Наверное, я никогда не смогу спокойно вспоминать об этом. Но я также ощущаю огромную разницу между той отчаявшейся девчонкой и собой нынешней, и эта перемена поражает и восхищает меня. Особенно остро я чувствую эту разницу, когда перелистываю свой дневник и натыкаюсь на стихотворение, написанное мною в старших классах. Я привожу его здесь, оно, как мне кажется, достаточно точно отражает суть моих проблем.

 

Обжорство

 

Все выше, и тоньше, и чище!.. Но ты не достигнешь высот, Коль мысли и чувства застывши, А тело скулит, не поет. Все реже и реже мечтается...

 

Мечты рассыпаются в прах. Сквозь толстые-толстые пальцы Скользит то, что было в мечтах. Ты можешь питаться отравой, Два пальца засовывать в рот - Ничто тебя не исправит! Скорей уж в могилу сведет!

 

Эта <автобиография эмоций>, как и другие представленные в книге истории, была написана Шерил в университете после прохождения курса психологии человеческих эмоций. Хотя Шерил дала мне письменное разрешение включить ее историю в книгу, я счел необходимым еще раз спросить ее, действительно ли она хочет поделиться с людьми столь интимными переживаниями. Ее ответ, который я привожу ниже, свидетельствует о том, что в настоящее время Шерил хорошо контролирует свои эмоции и умеет конструктивно использовать свой прошлый опыт.

 

Отдельно сообщаю Вам, что мне действительно хотелось бы, чтобы Вы включили мой автобиографический рассказ в свою книгу, если, конечно, сочтете нужным это сделать. Я буду счастлива, если хоть чем-то смогу помочь тем молодым женщинам, которые страдают депрессией или расстройствами пищевого поведения. Мне не страшно поделиться с людьми своими переживаниями. В этом году я имела возможность несколько раз обсудить их в группе с заинтересованными собеседниками, и не буду возражать, если вы захотите использовать мои записи.

 

ПРЕЗРЕНИЕ

 

Мы уже знаем кое-что об эмоции презрения из рассказа Шерил, знаем о роли этой эмоции в триаде враждебности. Но понять эмоцию презрения не так-то просто, особенно если задаться вопросом, почему она стала частью человеческой натуры.

 

Презрение достаточно отчетливо выражает себя мимически. Презрительная мимика, вызванная соответствующим переживанием, выполняет коммуникативную функцию. Однако довольно сложно определить, в чем заключается конструктивное или адаптивное значение презрения. Поведение, которым сопровождается эмоция презрения, обычно не вызывает у нас восхищения. Более того, мы зачастую называем такое поведение и чувства, вызвавшие его, <недостойными>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.