Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К культуре креативной 4 страница




На протяжении последних десятилетий за рубежом и в нашей стране предпринято немало усилий для организации интегративных процессов в науке и философии и для служа­щего этой цели внедрения системного мышления и информа­ционных концепций в практику социально-организацион­ных действий. Одна из последний акций в этом ряду — основание в 1994 году в Петербурге Академии гуманитарных наук России и ее Вестника — журнала "Гуманитарий", деятельность которых посвящена всемерному сближению и взаимосодействию разных отраслей знания (не только гума­нитарных). Выход первого номера этого журнала, как и предшествовавших аналогичных зарубежных изданий, — свидетельство начавшегося движения к восстановлению, но уже не на мифологически-религиозной, а на последователь­но-научной основе, целостного мировосприятия, а значит, и адекватного понимания места человека в мире и открываю­щихся перед ним историко-культурных перспектив.

Постмодернизм как переходная фаза в истории культуры Запада заключает в себе и радикальное изменение его отно­шений с Востоком. Если Модернизм в обоих его проявлени­ях — элитарном и массовом — был типичным детищем западной культуры и потому неспособным на контакт с культурой Востока — ее можно было либо игнорировать, либо отвергать, либо пытаться ей подражать, то новое миро­воззрение начало искать формы общения с Востоком так же, как оно завязывало диалог с Классикой — ибо логика скла­дывающегося сейчас диалогического отношения к Иному, отдалено оно от нас во времени или в пространстве, одна и та же: Иное есть другая ипостась единой культуры человечест­ва, столь же односторонне ее представляющая, как и Запад, и потому только их общение, диалог Запада с Востоком, может открыть перспективу объединения землян как единой популяции, сама жизнь которой зависит от ее единства. Такая позиция приобретает особую значимость в условиях последних вспышек политических и религиозных конфлик­тов на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии, которые делают предельно ясной альтернативу: диалог культур или нескончаемое кровавое противоборство, без расчета на побе­ду одного из участников конфликта. Очевидно и то, что ставка на войну является пережитком архаического созна­ния, первобытно-феодальной антитезы "Мы—Они", а стрем­ление к диалогу культур — проявление нового типа сознания:

"Мы—Вы", стимулируемого аттрактором из будущего бытия человечества.

И Запад, и Восток предлагают в последнее время все больше примеров подобного диалогизма — прежде всего в сфере политической культуры, научных контактов, связей в сфере образования, массовых коммуникаций, мощной инду­стрии туризма; один пример представляется здесь, однако, особенно примечательным — замечательная книга Д. Анд­реева "Роза мира", содержащая утопическую, но поэтичес­кую и, несомненно, представительную в историко-культур-ном отношении концепцию объединения всех конфессий в одной, общечеловеческой, религии. Реальное же воплощение диалога Запада с Востоком — философия Френсиса Фукуямы и Мераба Мамардашвили, романы Г. Гессе и Ч. Айтматова, стихи С. Есенина и Р. Гамзатова, фильмы А. Куросавы и Т. Абуладзе, т. е. произведения разных областей культуры, в которых воплощаются плоды живого взаимопроникновения двух ментальностей, двух опытов, двух идеалов, каждый из которых представляет человечество лишь частично и которые поэтому необходимы друг другу для полноты его, человече­ства, самоосуществления.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на примене­ние видным нашим востоковедом Т. Григорьевой боровского принципа дополнительности для объяснения культурной ди­хотомии "Запад—Восток"; признавая несомненную плодо­творность такого ее осмысления, замечу только, что если в физическом микромире противоположные свойства элемен­тарных частиц альтернативны, по их проявлению и друг с другом никак не взаимосвязаны, то в мире культуры, несрав­ненно более сложном по своей организации, альтернативные свойства не могут друг с другом не соприкасаться, не взаи­модействовать так или иначе и не образовывать различные синтетические структуры — мы и видим их в реальной истории культуры, начиная, быть может, с "Западно-восточ­ного дивана" И. Гёте и романтических поэм А. Пушкина и кончая многообразными "западно-восточными" синтезами в современной культуре едва ли не каждой страны, вовлекае­мой в большей или меньшей степени в магнитное поле экономического, политического, духовного взаимодейстия обоих регионов, во все шире развертывающийся диалог этих "двух культур". Понятно, что данный аспект "диалогическо­го вектора" современной культуры играет особую роль в России — по той простой причине, что она принадлежит одновременно и Западу, и Востоку и что в ее культурной целостности связь обоих духовных потенциалов жизненно важна. Этим объясняются сама возможность формирования еще в 20-е годы идеологии "евразийства" и ее возрождение в наше время. Как бы ни относиться к тому или иному аспекту этой концепции, несомненно, что тоталитаристскому моно-логизму фальшивого "советского интернационализма", за которым скрывался самый вульгарный шовинизм, родствен­ный гитлеровскому расизму, и столь же монологичному стремлению многих восточных наследников этой идеологии самоутвердиться через самоизоляцию следует противопоста­вить как единственно перспективный принцип диалога Запа­да и Востока как в масштабе российского пространства, так и в масштабе общечеловеческом. Только так может протекать переход к более совершенному строю общественной жизни и культуры.

Так выясняется, что за многообразием, кажущейся хао­тичностью и противоречивостью тех конкретных процессов, которые развертываются в наше время во всех областях культуры, стоит более или менее осознанное стремление к диалогу противоположных духовных сил; оно осуществляет­ся и на содержательном уровне, и на уровне формальном, оно имеет иногда чисто игровой, ироничный, даже ернический характер, а иногда глубоко серьезный, подымает к высотам религиозного сознания, но именно эта ориентация культуры стоит за теми разноречивыми внешними проявлениями, ко­торые именуются Постмодерном (см. схему 42):

Остается заключить анализ закономерностей всего хода мировой истории культуры обобщающей схемой (см. схе­му 43).

 

 

Заключение

 

Нам не дано предугадать, каким кон­кретно будет облик культуры будущего, но ее качества зависят во многом от нашей деятельности, подготавливаю­щей ее приход. В конечном счете для того и нужно нам знание теории и исто­рии культуры, чтобы каждый мог в меру сил своих сознательно и целенаправлен­но участвовать в выходе человечества на новую орбиту своего культурного разви­тия. А в этом самоопределении личнос­ти, если она не пытается уклониться от участия в историческом процессе и огра­ничиться "вскапыванием своего огоро­да", по формуле известного героя Воль­тера, решающим является отчетливое и обоснованное научное понимание того, что человечество вступило в новую фазу перехода от одного типа культу­ры к другому и что объективная истори­ческая миссия этого перехода — как и всех предыдущих аналогичных перио­дов — состоит в диалогическом контак­те прошлого и будущего. Формы этого диалога могут и должны быть многооб­разны, и соответственно движение будет развиваться по разным дорогам, нели­нейно, но общим законом является сама эта диалогичностъ, противостоящая всем формам монологического догма­тизма, трагические последствия кото­рого человечество испытало сполна на протяжении всей своей истории — ив политической, и в религиозной, и в эс­тетической сферах культуры.

Главный урок, который должен быть отсюда извлечен и который подкрепля­ется пониманием новых условий бытия землян — условий, порожденных совре­менным уровнем научно-технического прогресса, — состоит в том, что эра решения всех социальных проблем с помощью насилия — и физического, и духовного, и социально-органи­зационного, и психолого-идеологического — закончилась. На нынешнем этапе развития обращение к насилию чревато самоубийством рода человеческого, да и вообще всей жизни на нашей планете.

В этом свете становится понятным, почему в середине XX века идея диалога вошла в проблемное поле философского мышления и неуклонно расширяет сферу своего влияния — от первых подступов к ее осмыслению в 20-е годы в работах Бубера и Бахтина на ограниченном пространстве этических и эстетических проблем до определения М. Бубером самого человеческого бытия как "диалогической жизни" (так назвал он одну из своих книг), определения последователем М. Бах­тина Библером законов мышления как "диалогики", описа­ния психологами процессов, протекающих в нашем сознании как "внутреннего диалога", выявления лингвистами диало­гической природы человеческой речи, трактовки автором этих строк диалога как оптимальной формы духовного общения людей — в реальной жизни, в активности воображения, в восприятии искусства. Так сама логика современного соци­ального и культурного бытия наталкивает мысль на пости­жение глубинной сути развивающихся в ней процессов.

Вместе с тем, с одним тезисом В. Библера позволю себе не согласиться — с определением культуры как "диалога куль­тур". Ибо если употреблять понятие "диалог" в точном смыс­ле, а не отождествлять его с "коммуникативным взаимодей­ствием", придется заключить, что он является лишь одной из нескольких возможных — и, действительно, реализовавших­ся в истории мировой культуры — позиций. Рассматривая ее именно в диахроническом аспекте (но и в синхронических связях разных культур их диалог есть один тип связи региональных, национальных, сословных и т. п. культур), мы обнаруживаем разные отношения настоящего к прошло­му — и истинно диалогические, и монологические, причем с противоположно направленными векторами этого монолога.

Первая, исторически зафиксированная, форма этого отно­шения — подчинение настоящего прошлому; такова суть традиционной культуры во всех ее исторических модифика­циях, от первобытности до Возрождения, так, как сама суть традиционности состоит в безоговорочном, абсолютном (ра­зумеется, по интенции, а не реализации, которое не может быть абсолютным по отношению к какой бы то ни было установке) подчинении настоящего прошлому; тут можно было бы сказать, что настоящее отдает прошлому "право на монолог".

Вторая позиция, также монологическая, но с противопо­ложно направленным вектором монолога — наиболее после­довательно воплотилась в идеологии Модернизма, с его куль­том новизны, оригинальности, непохожести на прошлое, полным разрывом с традицией), доходившим до провозгла­шения "смерти искусства" в классическом его понимании, "смерти" классической философии, науки, морали, в появле­нии на арене культуры некоего "антиискусства" и "контр­культуры", в ощущении надвигающейся и неотвратимой гибели всей Западной цивилизации, т. е. цивилизации как таковой (ибо никакой другой человечество не изобрело — культура Востока есть лишь начальная фаза все того же цивилизационного процесса).

И только третья позиция оказывается диалогический, в точном смысле этого понятия, подразумевающего полнопра­вие "Собеседника" (В. Вернадский) и поиск такого с ним контакта, который, не устраняя ни его, ни своей самостоя­тельности, своеобразия, суверенности, свободы — говоря одним словом, субъективности — порождал бы некое их духовное единство, некое "единство многообразия", говоря прекрасной формулой древних греков. История мировой культуры знает несколько попыток найти такой диалогичес­кий контакт настоящего с прошлым, однако эти диалогичес­кие интенции не могли стать прочными, долговременными "направляющими" культурного процесса — человечество не было готово, по общему уровню своего материального и духовного развития к обретению подлинного "единства многообразия" ни в диахронической, ни в синхронической плоскостях своего существования; до тех пор, пока в отноше­ниях между народами, классами, эпохами господствовала власть силы, а не сила духа, диалог культур мог быть только эпизодической ситуацией. И только на рубеже второго и третьего тысячелетий, когда развитие цивилизации сделало невозможным глобальное применение силы и насилия для решения основных противоречий бытия человечества без угрозы его самоуничтожения, у него не остается иного выбора кроме диалогического способа связей человека с человеком, поколения с поколением, пола с полом, класса с классом, нации с нацией, региона с регионом, как и современности с прошлым, ибо спасти человечество в этой критической фазе его развития может только сознание его единства — и социального единства, и исторического. Именно диалог есть средство обретения этого единства, ибо только он является альтернативой войн, революций, всяческого насилия челове­ка над человеком, а вместе с тем и способом преодоления той неизбывной прежде трагедии, которую У. Шекспир выразил в поразительном образе: "распалась связь времен"...

Вот почему историко-культурную ситуацию, называемую неопределенно-бессодержательным понятием "постмодер­низм", следовало бы определить как наступление эпохи многомерного диалога — многомерного именно потому, что в отличие от всех предыдущих эпох с диалогической доминан­той, действовавшей лишь в каком-то направлении и в каких-то разделах культуры, наше время должно сделать диалог универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре.

Перефразируя приводившееся изречение Сартра, что чело­век — это существо, "приговоренное к свободе", я сказал бы, что ныне человечество "приговорено к диалогу". Осуществле­ние этого приговора — дело каждого из нас.


 

Библиография

 

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.

Абрамян Э. Г. У истоков культурной традиции. — Ташкент, 1988, Алексеев В. П. Становление человечества. — Л., 1984.

Андреев Д. Л. Роза мира. Метафилософия истории. — М., 1991.

Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. — М., 1987.

Арзаканьян Ц. Г. Культура и цивилизация: Проблемы теории и истории. — Вестник истории мировой культуры, 1961, X” 3.

Арнольдов А. И. Социалистическая культура: теория и жизнь. — М., 1993.

Аркольдов А. М. Введение в культурологию. — М., 1994. у Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — Л., 1967.

Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. — Л, 1977.

Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: историчес­кие формы общения народов. Мировые культурные контакты. Много­национальное государство. — СПб., 1994.

Аругюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М., 1989.

Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. — М., 1991. Ашин Г. К. Буржуазная массовая культура. — М., 1988. Бааде Ф. Соревнование к 2000 году. — М., 1962.

Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность. — Вопросы философии, 1969, № 9.

Бахтин М. М. Философия поступка. В: Философия и социология науки и техники. Ежегодник. — М., 1984—1985.

Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание. — Философские науки, 1990, № 6.

Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. (Философ­ские размышления о жизненных проблемах). — М., 1990.

Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. — М., 1990. Боголюбова Е. В. Культура и общество. — М., 1978. Водрийар Ж. Система вещей. — М., 1995.

Ворев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуника­ция. — М., 1986.

Булатов М. А. Диалектика и культура (историко-философский анализ). — Киев, 1984.

Булгаков. С. Н. Философия хозяйства. — Булгаков С. Н. Соч. в 2-х томах. Т. 1. М., 1993.

Бухарин Н. И. Пролетарская революция и культура. — Пг., 1923.

Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). — Киев, 1992.

Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном из­мерении. — М., 1993.

Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о "чужом". — Логос, 1994, № 6.

Взаимодействие культур Востока и Запада. — М., 1987.

Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеа­лизм. — Логос, 1910, кн.2.

Волновые процессы в общественном развитии. — Новосибирск, 1992.

Восток—Запад: Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 1— 4. — М„ 1982—1989.

Гейзенберг В. Физика и философия. — М., 1963.

Гончаренко Н. В. Духовная культура: Источники и движущие силы прогресса. — Киев, 1980.

Горизонты культуры. Сб. Вып. 1. — СПб., 1992.

Гуманитарий: Вестник Академии гуманитарных наук. № 1. — СПб, 1995.

Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1994.

Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону, 1979.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.

Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992.

Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. Сб. — М„ 1989.

Дискин И. Е. Культура: стратегия социально-экономического раз­вития. — М., 1990.

Драгунский Д. В., Цымбурский В. Л. Генотип европейской цивили­зации. — Полис, 1991, № 1.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. — М., 1987.

Духовное производство и народная культура. — Свердловск, 1988.

Дьяконов И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. — М., 1994.

Дьюи Д. Свобода и культура. — London, 1968.

Евразийство: Декларация. Формулировка. Тезисы. — Прага, 1932.

Емельянов Ю. Н. Введение в культурантропологию. — СПб., 1992.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). — М., 1990.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. 1, 2. — М., 1994.

Ешич М. Б. Культура в системе общества. / В сб: Культура в общественной системе социализма. — М., 1984.

Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.

Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. — М., 1986.

Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980.

Золстухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни: Экзистен­циальные проблемы. — Ростов-на-Дону, 1994.

Иванов В. П. Человеческая деятельность—познание—искусство. — Киев, 1977.

Иконникова С. Н. Диалог о культуре. — Л., 1987.

Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. — М., 1974.

Искусство в системе культуры. — Л., 1987.

История философии и культура. — Киев, 1991.

Истерическая поэтика: Литературные эпохи и типы художествен­ного сознания. — М., 1994.

Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. — М., 1969.

Каган М. С. Морфология искусства. — Л.—М., 1972.

Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анали­за. — М., 1974.

Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М., 1989.

Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи. Л., 1991.

Каган М. С. Музей в системе культуры. — Вопросы искусствозна­ния. 1994, № 4.

Каган М. С. Музыка в мире искусств. — СПб, 1995.

Каган М. С., Холостова Т. В. Культура—философия—искусство. Диалог. — М., 1988.

Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). — Саратов, 1974.

Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. — М., 1981.

Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М., 1993.

Княвева Е. Н. Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М., 1994.

Коган Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург, 1993.

Коган Л. Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни чело­века. —Екатеринбург, 1994.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

Конрад Н. И. Запад и Восток. Ст. — М., 1972.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.

Кризис современной цивилизации: Выбор пути. Сб. обзоров. — М., 1992.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. — М., 1985.

Культура в свете философии. — Тбилиси, 1979.

Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., 1989—1992.

Култура и общуване. — София, 1986.

Культура и перестройка: Нормы, ценности, идеалы. — М., 1990.

Культура и развитие человека. — Киев, 1989.

Культура и рынок. Тезисы докладов Международного симпозиума. Ч. 1, 2. — Екатеринбург, 1994.

Культура, человек и картина мира. — М., 1987.

Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. — М., 1981.

Культурология. Запад и Восток: традиции и современность. Исто­рия культуры России. Актуальные проблемы культуры XX века. (Учебное пособие в четырех книгах). — М., 1993.

Культуры: Диалог народов мира. — Р., UNESCO, 1982—1986.

Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. — Нижний Новгород, 1994.

Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. — Псков, 1994.

Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. — М., 1991.

Ленин о культуре. Сб. — М., 1985.

Липе Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечест­ва. — М.,1954.

Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991.

Лотман Ю. М. Избр. статьи в трех томах. — Таллинн, 1992,1993.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992.

Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты). — Вопросы философии, 1983, № 2.

Мамардашвили М. Наука и культура. В кн.: Методологические проблемы историко-научных исследований. — М., 1982.

Марголис Дж. Личность и сознание: перспективы нередуктивного материализма. — М., 1986.

Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван, 1969. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культу­ры. — Ереван, 1973.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-ме­тодологический анализ). — М., 1983.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.

Маркс К. Введение. — Там же, т. 12.

Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. — Там же, т. 46, ч. 1.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развито­го индустриального общества. — М., 1994.

"Массовая культура": Иллюзия и действительность. — М., 1975.

Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления. — Тбилиси,1965.

Межуев В. М. Культура и история. — М., 1977.

Мень А. Культура и духовное возрождение. — М., 1992.

Методологические проблемы науки и культуры. Сб. Вып. 1—4. — Куйбышев, 1976—1980.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. — М., 1994.

Мид М. Культура и мир детства. —М., 1988.

Мизес Л., фон. Антикапиталистическая ментальность. 2-е изд. — Нью-Йорк, 1992.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1993.

Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.

Мыльников А. С. Основы исторической типологии культуры. — Л., 1979.

Налимов В. В. В поисках новых смыслов. — М., 1993.

Налимов В. В. (с участием Ж. А. Дрогалиной). На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. (Философ­ское эссе.) — М., 1994.

Наука и культура. Сб. — М., 1984.

Неомарксизм и проблемы социологии культуры. — М., 1980.

Николов Л. Структуры человеческой деятельности. — М., 1984.

Новикова Л. И. Цивилизация и культура в историческом процес­се. — Вопросы философии, 1982, № 10.

Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции:

Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. — М., 1992.

Общество и культура: философское осмысление культуры. Ч. I. — М., 1988.

Общество и культура: проблемы множественности культур. Ч. II. — М., 1988.

Орлова Я. А. Введение в социальную и культурную антрополо­гию. — М., 1994.

Очерки по социальной антропологии. — СПб., 1995.

Очерки теории и истории культуры. — М., 1992.

Панин Д. М. Теория густот: Опыт христианской философии конца XX века. — М., 1993.

Панорама современных идей. — N.-Y., 1982.

Петров М. К. Язык, знак, культура. — М., 1991.

Печчеи А, Человеческие качества. — М., 1985.

Пивоев В. М. Миф в системе культуры. — Петрозаводск, 1991.

Плахов В. Д. Традиция и общество. — М., 1982.

Пономарева Л. Евразийсгво: его место в русской и западноевропей­ской историко-философской традиции. Европейский альманах: Исто­рия. Традиции. Культура. — М., 1993.

Попов К. Проблеми на теория на културата. — София, 1977. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979. Постмодернизм и культура. Сб. — М., 1991.

Природа и дух: мир философских проблем. Человек в мире и мир человека. — СПб., 1995.

Проблеми на сравнителного културознание: Типологии и взаимо­действия. — София, 1984.

Проблема человека в западной философии. Сб. — М., 1988. Проблемы культурного наследования в философской теории и прак­тике современного Запада. — М., 1989.

Проблемы теории культуры. — М., 1977.

Проблемы философии культуры: опыт историко-материалистичес-кого анализа. Сб. — М., 1984.

Пукшанский В. Л. Обыденное знание. — Л., 1989.

Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. — М-, 1992.

Рагпковский Е. Б. Науковедение и Восток. — М., 1980. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — СПб., 1911. Рубинштейн С. Л- Человек и мир. В кн.: Рубинштейн С. Л. Пробле­мы общей психологии. — М., 1973. Русская идея. — М., 1992.

Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности. — Ереван, 1986.

Семенов В. Л. Массовая культура в современном мире. — СПб., 1991.

Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М., 1966.

Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. — М., 1990.

Синхронистическая таблица от зарождения цивилизации до наших дней. — СПб., 1994.

Сноу Ч. Две культуры. Сб. — М., 1973.

Современни Проблеми на теорията на културата. — София, 1976.

Соколов Э. В. Культура и личность. — Л., 1972.

Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры. — Л., 1990.

Соколов Э. В. Культурология. — М., 1994.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории и филосо­фии культуры. — М., 1991.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.

Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. — М., 1986.

Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. —

Сб. переводов. — М., 1979.

Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. — Л., 1989. Тавризян Г. М., О. Шпенглер, И. Хейзинга. Две концепции кризиса

культуры. — М., 1989.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб. — М. — СПб.,

1985.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэгического. Избранное. — М., 1995. Традиция в истории культуры. — М., 1978. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. — София, 1920. Тэнасе А. Культура и религия. — М., 1975. Файнберг Л. А. У истоков социогенеза. — М., 1980. Философия и культура: XVII Всемирный философский конгресс:

проблемы, дискуссии, суждения. — М., 1987. Философия культуры. Сб. — Самара, 1993. Философия истории: Антология. — М., 1995. Философия культуры: становление и развитие. — СПб., 1995. Философия. Творчество. Культура. — Саратов, 1994. Философские проблемы культуры. — Тбилиси, 1980. Флоренский П. Культ, религия и культура. — В сб.: Русская философия. Конец XIX — начало XX века. Антология. — СПб., 1993.

Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. — М., 1977.

Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие лич­ности. — М.,1987.

Фрейд 3. Тотем и табу. — М., 1992. Фромм Э. Бегство от свободы. —М., 1990. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995. Фуко М. Слова и вещи. — М., 1977.

Фукуяма Ф. Конец истории? — Вопросы философии, 1990, № 3-Ханова О. В. Культура и деятельность. — Саратов, 1978. Хачатурян В. Революция и русская культура в концепциях евра-зийства. — Европейский альманах: История. Традиции. Культура. — М., 1993.

Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. Художественная культура в докапиталистических формациях. — Л., 1984.

Художественная культура в капиталистическом обществе. — Л., 1986.

Цивилизации и культуры. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизацион-ные отношения. — М., 1994.

Цукврман В. С. Народная культура. — Свердловск, 1982.

Цукерман В. С., Соковиков С. С. Актуальные проблемы развития культуры. — Челябинск, 1990.

Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.