Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D I\U I UKDIA 4 страница




5.2) смена релятивизма признанием высшего закона, наличия выс­
шей неподвластной отдельным людям логики социальной жизни,
соответствующей интересам большинства.

Лишь после этого наступает следующая стадия: 6) формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Это уровень, которого достигают лишь «пророки» — И. Христос, М. Ган­ди, М.Л. Кинг и т.д.

496


Значимость теории Кольберга в том, что она в основном была подтверждена в ходе эмпирических исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике, несмотря на некоторые выяв­ленные отдельные недостатки (например, не всегда поведение лю­дей жестко соответствует той или иной стадии; можно ли считать шестую стадию реалистической? может быть, «пророки» выразили определенные настроения, чаяния, а не действовали безотноси­тельно к внешним обстоятельствам?).

Свою теорию Кольберг разрабатывал прежде всего для анализа морального развития детей, подростков, но в целом ее результаты свидетельствуют о наличии устойчивой связи между уровнем мо­рального сознания человека, с одной стороны, и его возрастом и, что особенно важно, интеллектом — с другой.

Исследования показали: число детей, находящихся на домораль-ном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подростков наи­более типична ориентация на мнение «значимых других» или на соблюдение формальных правил (конвенциональная мораль). В юно­сти начинается переход к автономной морали, который, как прави­ло, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания. По существу, мы говорим о поэтапном формировании собственно­го «Я» личности. В основе этого процесса переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения), к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе лич­ного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться соче­танием застенчивости, искренности и подчеркнутой самоуверенно­сти, стремления обсуждать «философские», вечные вопросы, т.е. противоречивой совокупностью детских и взрослых черт. Выска­зывая сомнения, проявляя высокую критичность, личность пытается понять мир, себя, убедиться в справедливости накопленных и вну­шаемых ей ценностей, идей.

3. Следует учесть и еще одно очень важное для социологии об­стоятельство: люди в своем развитии нередко «застывают» на под­ступах к автономной морали — это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной, деловой жизни. В обще­стве, в котором личность жестко подчинена внешним требовани­ям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки -массового осуществления, по выражению М. Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, при­ученного «жить как все», «как положено».

Таким образом, достижение того или иного уровня морального развития общества в решающей степени зависит от характера со­циальных взаимодействий, нормативной регуляции социальных институтов, в которые вовлечены индивиды.

497


О глубинной связи характера социальной практики и интеллекта, социального мышления человека свидетельствуют блестящие ис­следования А.Р. Лурия, который в 1931—1932 гг. провел экспери­мент в отдаленных районах Узбекистана, убедительно доказав об­щественно-историческую природу основных форм познавательной деятельности человека: восприятия, запоминания, формирования понятий, логических процессов. Коренное изменение социальной жизни способствует переходу от наглядно-действенного, практи­ческого мышления (что обеспечивает, как правило, конвенциональ­ную мораль) к несравненно более сложным формам отвлеченного мышления (что является условием автономной морали)*.

4. Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в социально деес­пособную личность. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности — этим и объясняется особая роль се­мьи в формировании личности. Вместе с тем вряд ли стоит чрезмер­но абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости эта основа содержит преимущественно чувственно-эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множе­стве социальных связей, в решающих социальных институтах, лич­ность активно формирует свои приверженности, осознает конкрет­но, как и во имя чего жить. Еще не известно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобре­тет ли активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ, хотя, конеч­но, его фундамент сформирован в молодости. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пен­сию и т.д. требуют выполнения новых функций, оправдания новых ролевых ожиданий; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматич­на, чем социализация в детские и юношеские годы, хотя она чаще всего внешне незаметна.

Считается, что взрослый человек испытывает ряд серьезных кризи­сов: так называемый кризис «сорокалетних», когда человеку кажет­ся, что жизнь теряет прежний смысл, а те ожидания, притязания, ко­торые были у него в молодости, нередко обнаруживают свою нере­алистичность и многие казавшиеся незыблемыми нравственные понятия, сформированные в молодые годы, приходится пересмат­ривать; кризис «пятидесятилетних», когда человек ощущает суще-

* См ■ Лурия А.Р Об историческом развитии познавательных процессов. — М, 1974.

498


ственное противоречие между внезапно (для него самого) снижа­ющимися физическими возможностями и возрастающими соци­альными, профессиональными способностями; кризис, связанный с «выходом на пенсию», и др.

В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализирован­ного.

Ресоциализация может охватить и целые слои общества — как пра­вило, в тех случаях, когда общество как целостная система соци­альных связей претерпевает глубокие изменения. Это требует под­час мучительной и трудной внутренней работы, корректировки, а иногда и обновления установок, жизненных ориентиров членов дан­ного общества. Наглядный пример — сложные процессы, происхо­дящие сегодня в духовной жизни наших соотечественников.

Процесс социализации на тех или иных этапах становления и развития личности имеет существенные различия. В современном обществе у взрослого человека моральное развитие, как правило, достигает ступени «автономной морали». Поэтому в духовном раз­витии людей старшего возраста существенно повышается роль са­мостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий, а также самовоспитания и других форм самодетермина­ции. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому чаще всего препятствуют глубокие и довольно устойчивые убежде­ния, оценки уже сложившейся личности. Что же касается молоде­жи, то она гораздо более подвержена прямым внешним воздей­ствиям, втом числе сознательным. При внешней критичности мо­лодые люди удивительно доверчивы, впечатлительны. Достаточно преодолеть их демонстративную недоверчивость, как оказывается, что молодые люди — нередко относительно легко управляемая масса.

Наличие автономной морали у взрослого человека обусловли­вает и другие особенности процесса социализации, например ус­воение новых специализированных ролевых предуказаний в связи с достижениями нового статуса. При этом общая система мораль­ных принципов, представлений, как правило, не претерпевает се­рьезных изменений. Главный же смысл социализации в молодые годы — формирование именно общей системы моральных прин­ципов, мировоззренческих установок.

социализация В процессе социализации среда влияет на

КАК единство духовное развитие личности как целенаправ-

преднамеренных ленно, преднамеренно, так и непреднаме-

и непреднамеренных ренно. Непреднамеренность проявляется в

ФОРМ

499


том, что личность, участвуя в социальных институтах и общнос­тях, регулируя свои отношения в ходе социальных взаимодействий, осуществляя типичные для данного общества модели деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.), получает и осмысли­вает определенные впечатления, жизненный опыт. Чтобы выпол­нять те или иные функции, человек проходит через систему соци­ального отбора, предписаний, воспринимает соответствующие цен­ности, нормы поведения, подвергается контролю, санкциям.

Другими словами, включаясь в систему социальных связей, лич­ность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется и отвергается данным обществом, как следует вы­полнять свои функции, обязательства, оценивает, принимает ре­шения, делает жизненные выводы.

Естественно, в молодые годы спектр этих социальных ролей крайне узок. Ребенок же вообще во многом познает мир благодаря игре, имитации, подражанию старшим. Во взрослые годы резко расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем, приобретая жизненный опыт, человек вынужден реализовать массу ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами, что значи­тельно обогащает его жизненный и духовный опыт, развивает в нем способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать.

При этом ведущую роль в формировании жизненных представ­лений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связан­ных с профессией, имущественным положением личности, опре­деляющих ее статус в обществе.

Как видим, реальное функционирование системы социальных связей оказывает огромное, по сути решающее социализирующее воздействие наличность. Но это воздействие непреднамеренное — мы имеем дело со скрытой, латентной функцией деятельности со­циальных институтов и общностей.

Для обеспечения большей надежности, гарантированности про­цесса социализации личности общество осуществляет целенаправ­ленные формы социализации, прежде всего воспитание, в ходе которого происходит специальный отбор как задач, идей для фор­мирования личности, так и средств, методов, способных обеспе­чить наибольший эффект этого процесса.

На ранних этапах развития общества процесс социализации был частью производственной деятельности, домашнего труда; спе­циально организованных его форм не существовало. Выделение, в частности, целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Специальная органи­зация усилий по формированию личности, видимо, предполагала (и предполагает) в том или ином виде понимание того, что:

500


а) личностью не рождаются, а ею становятся — это дает шанс для воспитания, уверенность в том, что воспитательные усилия небесполезны; б) духовный мир личности в немалой степени за­висит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и ка­кие идеи, представления сознательно прививает; в) желательно и возможно сформировать у личности качества, полезные для об­щества, социальной группы, семьи; г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влия­ний среды, и роль последних решающая (этот вывод, по всей ви­димости, был сделан гораздо позже, после накопления опыта вос­питания); д) формирование личности — это процесс взаимодей­ствия внешних и внутриличностных факторов, т.е. результат вос­питания зависит не только от умений, желаний воспитателя, но и от отношения к этим целям, идеалам воспитуемого.

В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные и непреднамеренные формы, причем первые тес­но связаны со вторыми, дополняя и углубляя их воздействие. Ведь человек (особенно в юношеском возрасте) не всегда способен са­мостоятельно глубоко осмыслить свои жизненные впечатления, определить в повседневной суете подлинные ценности жизни, ее перспективы и т.д. Процесс воспитания позволяет личности уве­ренно использовать опыт предков и разум общества в понимании смысла бытия, повышает общую эффективность процесса социа­лизации личности, обретения ею социальных свойств и качеств, реализации ее способностей.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Социализация — процесс становления лично­сти как целостного субъекта социальной жиз­ни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое.

Конечно, особенности социологического подхода так или ина­че подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную «ячейку». Но ведь все люди разные, и эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее (если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем.

Индивидуальность важна не только для нас самих, но и для общества. Во многом уникальность, своеобразие мышления, вос­приятия мира «пророками» позволило им предложить новые вари­анты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каж­дому из нас, — это, возможно, самая высшая ценность для каждо­го из нас.


501


Чем объясняется индивидуальность личности?

Одна из причин — генетическая неповторимость каждого чело­века. Генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации соци­альных свойств личности. Так, доброта нередко приобретает навяз­чивый характер, а совестливость у человека, обладающего повы­шенной тревожностью, может приобрести вид мании преследова­ния.

Некоторые врожденные качества способны оказать немалое вли­яние: на восприятие индивидом социальной реальности, его пове­дение в системе социальных взаимодействий, оценку его поведе­ния другими людьми. Прежде всего это темперамент, важнейшая психодинамическая характеристика человека, которая наследуется генетически. Конечно, сам по себе темперамент не дает возможно­сти судить о содержательной стороне личности, определяя лишь динамическую сторону человеческих поступков. Вместе с тем пове­дение человека в каждый отдельный момент представляет собой единство социального содержания и темперамента, своеобразие которого оказывает влияние на степень проявления эмоций, мыш­ление и т.д. Во многом именно темперамент, этот, в общем-то, биогенный фактор, придает неповторимость конкретной личности и зачастую становится одной из причин ее успехов или неудач.

Основными показателями темперамента являются:

сенситивность, т.е. степень возбудимости человека;

• реактивность, т.е. степень эмоциональности, впечатлитель­
ности;

активность, т.е. степень воздействия человека на внешний
мир, его способности преодолевать препятствия при дости­
жении целей;

темп реакций, т.е. скорость движения, темп речи, находчи­
вость, быстрота ума;

пластичность — ригидность, т.е. приспособляемость или, на­
оборот, косность, неизменность поведения, упрямство и т.д.

На основе этих и других характеристик определяются основные типы темпераментов. Наиболее простой является классификация, предложенная И.П. Павловым: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Другие врожденные свойства человека — это доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного елевым полу­шарием) типа мышления и др.

Врожденные свойства могут при прочих равных условиях в не­малой степени влиять на социальную судьбу человека: очевидно,

502


что активный и упорный человек не будет обескуражен первой не­удачей, а проявит настойчивость в реализации поставленной цели; безвольный, слабохарактерный человек, наоборот, может быть слом­лен первой же неудачей и будет стремиться избрать себе иную со­циальную нишу и судьбу. И в том и в другом случае своеобразие темперамента может иметь, как видим, социальное проявление и социальные последствия.

Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обраща­ет внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей, вместе с тем каждый индивид обладает непов­торимым сочетанием этих деиндивидуализированных ролей, а это, в свою очередь, означает, что к уникальности темперамента, ин­теллекта и т.п. добавляется неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний.

Реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, которые ее наполняют, представляет собой взаимодействие внешнего соци­ального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании личности, а взаимодействует с ее уникаль­ным жизненным опытом, порождая единство типичного и непов­торимого в личности.


Раздел VIII.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.